«Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ»

В работе детских психологов песочница с песком появилась давно, когда этот инструмент не был так распространен. Заходя в кабинет все дети первом делом обращают внимание на кинетический песок. У всех сразу же возникает   естественное желание – погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, помят его, чувствуя при этом тепло собственных рук.

Это не удивительно. Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

В последнее время этот материал стал достаточно популярным. Кинетический песок - это уникальный материал для детского творчества. По другому его ещё называют - живой или волшебный песок. И это не удивительно, ведь внешне и по свойствам он похож на влажный морской песок, но стоит только взять его в руки, как он словно «течёт» сквозь пальцы. Подвижен, как сухой песок, но обладает свойствами влажного песка, так как довольно рыхлый.

Кинетический песок, являясь необычным материалом, отлично подходит для игр и развития малышей, коррекционной поддержки детей с ОВЗ. Песок универсален, поэтому и спектр его применения широк.

Помимо того, что кинетический песок несет немалую пользу для детей, он также полезен и взрослым, так как благодаря ему, можно расслабиться, снять стресс, активизировать мышление и воображение.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе, с которыми мне очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы.

Потому что дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого, у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи, в некоторых случаях ее отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья. 

Задачи, которые я могу решить при помощи песочной терапии у детей с ОВЗ:

• развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;

• стимулирование мыслительных процессов;

• формирование творческого подхода;

• тренировка внимания и его концентрация;

• формирование умения сосредотачиваться в процессе занятий, усидчивости;

• расслабление и снятие стресса;

• развитие навыков общения со сверстниками.

Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:

во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".

в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.

Игры с песком позволяют мне заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ. Современные условия дают толчок к поиску инновационных, развивающих методов и технологий в работе с такими детьми.

Для организации игр на песке необходимы следующие принципы:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот.

Занятия с песком многофункциональны, помогают решить сразу несколько задач, таких как:

1) стабилизация эмоционального состояния детей;

2) развитие познавательных способностей детей;

3) развитие сенсорного восприятия;

4) развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;

5) развитие навыков ориентировки в малом пространстве;

6) обучение навыкам письма и чтения;

7) повышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки;

8) развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);

9) создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.

Занятия я провожу как индивидуальные, так и с малой группой воспитанников.

На своих занятия я часто использую следующие упражнения и игры:

Развитие зрительного восприятия.

Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета.

Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке.

Найти из разложенных на песке предметов одинаковые.

Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.

Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению.

Предложить выполнить такое задание: проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.

Развитие пространственной ориентации

Расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д. В данных упражнениях отрабатывается ориентировка на листе бумаги, происходит развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания, формируется контроль собственного поведения.

Развитие внимания.

Таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, предлагаю детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками).

Развитие различных видов памяти

Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого дефектолог просит разложить предметы по памяти в песочнице.

В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, дефектолог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.

В песочнице разложены несколько предметов, затем один из них закапывается в песок в том месте, где он находился в то время, как ученик отворачивается. Задача ребенка – вспомнить, какой предмет исчез и в каком месте он находился, а затем извлечь его из песка.

Развитие мыслительных процессов

Интереснее для ребенка будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т.д. также при использовании игровых моментов в песочнице.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- значительно возрастает интерес к коррекционным занятиям;

- развивается мелкая моторика рук;

- развивается мышление, память, внимание, восприятие;

- развиваются коммуникативные навыки;

- расширяется словарный запас;

- развивается связная речь, лексико-грамматические представления;

- происходит освоение навыков чтения и письма;

- сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.

Таким образом, игры с песком — это тактильные ощущения, релаксация, снятие страхов, напряжения. В одной игровой локации воздействие идет сразу на три анализатора: зрительный, тактильный и слуховой. Игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно-развивающей работе не только педагога-психолога. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально.