АЛЧЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Образовательный проект
«Использование практико-ориентированного подхода при изучении прикладных программ Microsoft Office»
Автор проекта: Чепурнов Виталий Михайлович
преподаватель высшей категории
АСК ФГБОУ ВО «ДонГТУ»
2024 год
Содержание
1. Паспорт проекта.
2. Обоснование необходимости проекта
3. Анализ проекта
4. Обоснование цели и задач проекта
5. Содержание проекта
6. Механизм реализации проекта
7. Целевая аудитория. Ресурсы.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
9. Перспективы развития проекта
10. Литература
1. Паспорт проекта
Наименование проекта
Использование практико-ориентированного подхода при изучении прикладных программ Microsoft Office
Основные разработчики проекта:
Чепурнов Виталий Михайлович, преподаватель высшей категории по дисциплинам общеобразовательного, профессионального и обще-профессионального циклов АСК ФГБОУ ВО «ДонГТУ»
Вид проекта:
Долгосрочный 1год (1 год 10 месяцев) согласно распределения часов по учебному плану
Тип проекта:
Практико – ориентированный.
Обеспечение проекта:
Кабинет информатики, количество ПК 14 шт., экран с мультимедиа-проектор, комплекс лабораторно-практических работ для изучения прикладных программ Microsoft Office.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Изучение прикладных программ Microsoft Office студентами 1-2 курсов обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС), программам подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ), формирование информационной компетентности студентов и повышение качества образования, направленного на их успешную деятельность в условиях прохождения производственной практики и дальнейшего трудоустройства.
Задачи:
• Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.
• Выявление сформированности информационных компетентностей у студентов в процессе изучения.
• Формирования эффективного информационной компетентности у студентов 1-2 курсов по ППКРС, ППССЗ.
• Обучение студентов возможностям пакета офисных программных Microsoft Office.
• Мотивирование студентов к приобретению практических и теоретических знаний при изучении дисциплины «Информатика», а также компетенций по выбранной профессии/специальности.
• Развитие профессиональных качеств у студентов, необходимых им для успешного реализации в будущем.
• Развитие творческой активности и самостоятельной практической деятельности.
• Проверка эффективности предложенных средств в реальной практике.
• Анализ этапов реализации проекта.
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (август-сентябрь) на этапе подготовки необходимо разработать лабораторно-практические задания практико-ориентированной направленности.
2 этап – практический (сентябрь – июнь) реализация лабораторно-практических занятий согласно рабочей программы по учебной дисциплине.
3 этап – заключительный (май – июнь) систематизация и обобщение полученных результатов, мониторинг успеваемости при получении компетенций.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
1. Повышение мотивации студентов обучающихся по ППКРС/ППССЗ к изучению информатики и профессиональных дисциплин.
2. Формирование навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, информационной компетентности студентов, повышение уровня развития их информационных и творческих способностей в процессе введения практико-ориентированных занятий по информатике.
3. Повышение качества обучения по информатике и и дисциплинам обще-профессионального и профессионального циклов.
4. Распространение педагогического опыта.
5. Предоставление образовательных услуг на более высоком уровне.
Целевые группы проекта
Студенты 1-2 курсов по ППКРС, ППССЗ, преподаватели информатики и предметов обще-профессионального и профессионального циклов.
Оценка рисков
Со стороны организации образовательного процесса рисков для студентов нет.
2. Обоснование необходимости проекта
Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
Современное российское образование стремится к прогрессивному реформированию, основанному на осознании того, что главный капитал и ресурс экономического благополучия в современном обществе – это способность человека мыслить самостоятельно и решать разнообразные проблемы, применять знания на практике, говорить и делать выводы, работать в коллективе и обладать коммуникативными навыками. В связи с этим общество предъявляет более высокие требования к профессиональным образовательным организациям, оценивая компетентность выпускников и их способность успешно применять освоенные компетенции на практике. Поэтому на современном этапе развития профессионального образования основными целями являются формирование целостной личности в процессе обучения в колледже.
Информатика – это наука, изучающая закономерности информационных процессов в системах различной природы, методы, средства и технологии автоматизации этих процессов. Эта дисциплина способствует развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов студентов, формированию современного научного мировоззрения. Освоение информационных технологий, основанных на информатике, необходимо для студентов как в учебном процессе, так и в практической деятельности.
Одной из задач профессиональной образовательной организации является помощь в воспитании нового поколения, соответствующего условиям информационного общества по уровню развития и образу жизни. Для этого студентам необходимо анализировать информацию, выявлять факты и проблемы, ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения практических задач.
Проект включает практическое освоение офисных программных пакетов с целью максимального использования возможностей офисных программ в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Новизна проекта заключается в формировании умений фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать и сортировать информацию, организовывать ее, передавать, проектировать объекты и процессы, планировать действия, создавать, реализовывать и корректировать планы.
В рамках проекта предполагается проведение лабораторно-практических работ, направленных на отработку технологических приемов и получение целостных содержательных результатов, интересных для студентов. При выполнении работ предполагается использование актуального материала и заданий из различных предметных областей при освоении профессии/специальности.
Практические занятия предоставят студентам знания, которые пригодятся им при социализации в рабочей среде, повысят уровень знаний в их профессиональной сфере и научат отбирать, структурировать и анализировать информацию из разных областей их профессиональной деятельности. Приобретенные и укрепленные знания и умения в рамках интегрированных практических занятий являются основой для дальнейшего развития.
Готовность к внедрению проекта определяется высоким уровнем профессионализма педагога, изменениями требований к современному профессиональному образованию и введением новых профессиональных образовательных стандартов.
3. SWOT – анализ проекта
Сильные стороны
Нормативно – правовая база
Для реализации проекта в рамках колледжа техникума разработана и апробируется программа по информатике для обучающихся 1-2 курсов, рассмотренная и утверждённая на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательного цикла АСК ФГБОУ ВО «ДонГТУ» на 2023-2024 учебный год.
Кадры
Реализации заявленного проекта способствует высшее образование автора (Луганский национальный педагогический университет имени Т.Г. Шевсченко, специальность: информатика) стаж педагогической работы – 18 лет.
Слабые стороны
Дефицит времени для разработки методического обеспечения проекта.
Материально – техническая база
Неисправность части компьютеров (исправных 8 шт.), отсутствие финансирования на ремонт. Нет разработанных дидактических материалов по теме проекта, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Возможности
Риски
Студенты получают возможность существенно повысить качество знаний и умений в среде «Microsoft Office»; на высоком уровне подготовиться к прохождению итоговой аттестации по информатике и профессиональным дисциплинам. Со стороны колледжа рисков для образовательного процесса и студентов нет.
4. Обоснование цели и задач проекта
Основой курса является личностная, практическая и продуктивная направленность. Одной из главных целей обучения информатике является предоставление студентам возможности самоопределения и самореализации в отношении стремительно развивающихся информационных технологий и ресурсов.
Цель данного проекта заключается в знакомстве учащихся с ролью программного обеспечения и его различными видами, а также в формировании всестороннего представления об организации данных для их эффективной обработки.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи проекта:
- Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.
- Выявление уровня сформированности логической и информационной компетентности у студентов.
- Определение условий, необходимых для эффективного формирования логической, информационной, профессиональной компетентности у студентов.
- Разработка и апробирование практико-ориентированных лабораторно-практических занятий по информатике для обучающихся 1-2 курса по ППКРС/ППССЗ.
- Овладение умениями работы с набором офисных программ.
5. Содержание педагогического проекта
Вопросы обеспечения качества подготовки и формирования постоянного интереса к предмету занимают важное место в работе каждого педагога. Уровень развития логических и информационных компетенций студентов определяет их готовность продолжать изучение информатики на следующем этапе обучения и применять полученные знания в других областях и практической деятельности. Для достижения этих целей необходимо создать условия для эффективного формирования информационных компетенций у учащихся. Тогда возникает вопрос, каким образом преподаватель может создать эффективные условия для развития этих компетенций в процессе обучения.
Результаты исследования показывают, что к таким условиям можно отнести внедрение в учебный процесс практико-ориентированных лабораторно-практических занятий по информатике. В результате таких занятий студенты самостоятельно усваивают знания и развивают специальные качества и навыки, такие как интуиция при работе с различными программными пакетами, методологический подход к познавательной и практической деятельности, умение проводить исследования.
Содержание образовательной составляющей проекта соответствует обязательному минимуму по информатике для профессиональных образовательных организаций, задачи выбираются с учетом требований к уровню подготовки студентов, установленных новыми Федеральными государственными образовательными стандартами. Особое внимание уделяется практической направленности материала, его применению, а также стимулированию процесса познания.
Для достижения целей и задач проекта целесообразно применять технологии, которые включают студентов в активную учебно-познавательную деятельность и способствуют развитию личности каждого студента при самостоятельном формировании новых знаний.
Технологии, используемые в процессе, включают:
- Деятельный метод, способствующий выявлению познавательных интересов студентов.
- Исследовательский метод обучения, направленный на развитие мыслительных способностей.
- Проблемное обучение, мотивирующее студентов заниматься исследовательской деятельностью путем постановки задачи и рассмотрения различных вариантов ее решения.
- Дифференцированное обучение с использованием групповых и индивидуальных форм.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Реализация проекта осуществляется в несколько этапов:
- Подготовительный этап (август - сентябрь), включает в себя изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта, определение уровня сформированности логической и информационной компетенции студентов, а также разработку и начало апробации практико-ориентированных лабораторно-практических занятий по информатике для студентов 1-2 курсов.
- Практический этап (сентябрь - июнь), включает в себя апробацию интерактивных практических занятий по информатике для студентов 1-2 курсов, изучение студентами функционала офисных программ (на базе программного пакета Microsoft Office), использование активных форм обучения и участие студентов в олимпиадах и конкурсах по информатике.
- Заключительный этап (май - июнь), включает систематизацию и обобщение материалов работы по проекту, проведение сравнительного анализа результатов диагностики на всех этапах проекта, устранение выявленных противоречий и пробелов, разработку методических рекомендаций по эффективному формированию логической и информационной компетенции учащихся, обобщение результатов работы и представление полученного опыта педагогическому сообществу.
6. Механизм реализации проекта
Управление проектом
Роль преподавателя информатики в управлении проектом заключается в создании необходимых условий для его реализации. Также преподаватель контролирует выполнение плана мероприятий и может вносить корректировки в проект при необходимости. Он систематизирует результаты и оформляет проект, а также обеспечивает его внедрение в образовательный процесс.
Разработанные практико-ориентированные занятия основаны на общих принципах и не зависят от содержания обязательного программного материала. Они расширяют базовую программу, при этом не нарушая ее структуру и целостность.
Методы, применяемые преподавателем при проведении занятий, разнообразны и зависят от особенностей тематики. Однако, в исследовательской деятельности студентов можно выделить доминантную форму учебного процесса. Эта форма используется не только на занятиях в аудитории, но и в ходе самостоятельной работы студентов.
Одной из основных форм организации обучения в курсе "Информатика" является создание, редактирование и форматирование текстовых документов, электронных таблиц и презентаций, формирование электронных баз данных. Самостоятельная работа студентов играет важную роль на каждом уроке, а тема урока определяется приобретаемыми навыками. Уроки состоят из повторения основных понятий, разбора новой темы, основных приемов работы и упражнений для самостоятельного выполнения.
Фиксация трудностей в процессе проведения проекта предполагает показ возможностей и дальнейших перспектив. Процесс исследования требует от студентов творческой активности и самостоятельной практической деятельности, поэтому нельзя указывать им, что и как именно нужно делать, а также подсказывать выводы.
Диагностика позволяет обобщить и сделать выводы о сформированности логической и информационной компетентности студентов на основе изучения парактико-ориентированных практических занятий. На основе результатов диагностики вносятся уточнения и дополнения в программу обучения.
Для достижения целей и задач практико-ориентированных практических занятий целесообразно применять технологии, которые активно вовлекают студентов, и способствуют их личностному развитию в процессе самостоятельного конструирования новых знаний. Такие технологии включают использование деятельного метода, исследовательского метода, проблемного обучения, дифференцированного обучения и информационно-коммуникационных технологий.
Позиция преподавателя при проведении практико-ориентированных практических занятий меняется в зависимости от этапов освоения программы. Он может быть информатором, консультантом и наблюдателем, поддерживающим студентов в их интеллектуальной активности. Равноправное участие преподавателя и студентов в групповых обсуждениях и индивидуальной работе является предпочтительным. Важным принципом преподавания является создание атмосферы доверия и свободного обмена мнениями на занятиях.
7. Целевая аудитория. Ресурсы. Партнёры
Целевая аудитория:
1. учащиеся 1-2 курсов;
2. педагоги колледжа, желающие применить в своей практике материалы данного проекта.
Финансовое обеспечение необходимо для выполнения работ по ремонту компьютерной техники предполагается.
Ресурсное обеспечение проекта является не достаточным:
- в кабинете информатики отсутствует достаточное количество компьютеров с выходом в Интернет;
- лабораторно-практический комплекс для изучения «Microsoft Office».
− свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации в ФГАОУ ДПО «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» по дополнительной профессиональной программе «Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Информатика» с учётом профессиональной направленности основных образовательных программ среднего профессионального образования»;
− самообразование.
Партнёры
Партнёрами педагогического проекта могут быть преподаватели и мастера производственного обучения колледжа которые осуществляют подготовку студентов по дисциплинам и практикам обще-профессионального и профессионального циклов.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
1. Разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс практико-ориентированных лабораторно-практических занятий по предмету «Информатика» для студентов 1-2 курсов обучающихся по программам ППКРС/ППССЗ.
2. Формирование и совершенствование навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, логической и информационной компетентности студентов, повышение уровня развития их творческих способностей в процессе обучения.
3. Предварительная качественная подготовка обучающихся к прохождению аттестации по информатике и профессиональным дисциплинам.
4. Повышение уровня мотивации к обучению в целом и к информатике в частности.
5. Успешная социализация студентов.
6. Повышение педагогического мастерства преподавателя, приобретение собственного инновационного педагогического опыта.
7. Распространение педагогического опыта.
8. Предоставление образовательных услуг на более высоком уровне.
9. Перспективы развития проекта
Данный педагогический проект перспективный, так как соответствует современным требованиям образования и способствует личностному развитию студента. Материалы проекта могут быть использованы преподавателями информатики в учебном процессе.
Созданный механизм реализации проекта может стать основой для дальнейшей работы в следующих направлениях:
• системное использование практико-ориентированных лабораторно-практических занятий по информатике для 1-2 курсов в образовательном процессе;
• распространение педагогического опыта для внедрения другими преподавателями в практику обучения информатики на 1-3 курсах.
10. Литература
1. Гаврилов М.В., Климов В.А., Информатика и информационные технологии, учебник для СПО: ООО «Издательство Юрайт», 2015.
2. Анеликова Л.А., Упражнения по текстовому редактору Word. - М.: Издательство «СОЛОН-ПРЕСС», 2006г.
3. Сазонова Г.А., Лабораторный практикум Microsoft Word для студентов очной формы обучения. МОН РФ ВГТУ, 2013г.
4. Полубок В.А., Косак А.А., MS Excel. Курс лабораторно-практических занятий. Минск БГУИР, 2013г.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г.
6. Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2007г.
7. Т.Г.Браже. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г.