Копылова И.Н.
учитель начальных классов
МОУ «СОШ№1»
г.Кыштым, Челябинская область.
Методическая разработка
«Использование проектного метода на уроках технологии в начальных классах»
Вопрос о выборе методов проведения учебных занятий - каждодневный, практический. В последнее время актуален переход на активные и интенсивные методы обучения, среди которых одно из ведущих мест, наравне с другими, принадлежит сегодня методу проектов. В качестве основных неоспоримых достоинств проектного метода, по сравнению с традиционными, являются высокая степень самостоятельности и инициативности, развитие социальных навыков и приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности;
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения.
Считаю, главным в процессе обучения не определенный объем знаний, а процесс их усвоения.
Наиболее успешно проектный метод применяется в образовательной области «Технология».
Технология как образовательная область имеет громадный потенциал для развития личности младших школьников посредством доступной им производительной деятельности. Кроме того, урок технологии – это не только процесс репродуктивной деятельности, в ходе которой дети выполняют трудовые действия и воспроизводят предлагаемый учителем объект. Проект на уроке технологии - это всегда решение конструкторской задачи, которая по своей природе связана с поисковой деятельностью. При выполнении заданий школьникам нужно не просто вспомнить или повторить уже известные пути и способы работы, а осуществить творческий перенос имеющихся знаний в новую ситуацию.
Убеждена, начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выполняет и развивает творческие способности учащихся.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Положительным моментом в подготовке к проектной деятельности считаю использование дизайн-упражнения. Они представляют собой творческие задания по усовершенствованию предлагаемого учителем объекта труда в трех основных (доступных для детей) направлениях: полезность изделия, его надежность (прочность) и эстетичность. Дизайн-упражнения дают толчок к развитию творческого выражения детей, так как проект
Работу над проектом организую, используя определенную систему.
Из всех видов проектной деятельности наиболее высокие развивающие возможности имеет творческий проект.
Работая над творческим проектом, ученик делает все сам: его идея, затем – выбор материала, он самостоятельно все продумывает, конструирует и выполняет все сам. И получает при этом ни с чем несравнимое удовлетворение творца.
Метод проектов перспективен во всех отношениях, но убеждена, что без усвоения основных экономических понятий он теряет свою актуальность. Элементарные понятия об экономике, на мой взгляд, также необходимы каждому человеку, как элементарные познания в области гигиены, санитарии, педагогики. Главное, чтобы они вовремя сформировались. Знакомятся с этими понятиями по ходу игр, разгадывания ребусов и кроссвордов, через пословицы, сказки, житейские истории. Поэтому на одном из этапов проекта – исследовании, большой интерес всегда у младших школьников вызывает экономический расчет.
Особое внимание в начальной школе требует такой этап проекта как оценка результатов. Чтобы накапливался творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения проекта. Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию. Для этого использую карту оценки проекта:
Дата защиты _______________________________________________________
Тема проекта ______________________________________________________
Цель проекта ______________________________________________________
Общее количество баллов за проект _______________________________
Отметка ______________________________________________________
Шкала оценок
100-120 баллов – «5»
85-100 баллов – «4»
65-85 баллов – «3»
Меньше 65 баллов – рекомендуется доработать проект
В процессе работы над творческими проектами отслеживались изменения, происходящие в поведении учащихся, их отношение к проектной деятельности (с этой целью применяю анкету).
Анкета для обучающихся
1. Фамилия, имя _________________________________ дата ______________
2. Твое отношение к курсу
Мне понравилось заниматься
Мне было трудно
Это точно не для меня
Другое _______________________________________________________
3. сколько времени занимает выполнение проекта? ______________________
4. Хочешь ли ты знать больше, чем дается на уроке?
Да
Нет
5. Какого вида проекты тебе нравятся больше?
Индивидуальные
Работа в группе
Другое _______________________________________________________
6. Хотел бы ты продолжить заниматься в данном направлении?
Да
Нет
Другое _______________________________________________________
Использование проектного метода в обучении технологии показало, что учащиеся, проявившие приоритетную склонность к проектной творческой деятельности, обладают такими качествами характера, как уверенность в своих силах и возможностях, способность к верной самооценке. Они способны доводить результаты своей творческой деятельности до максимального уровня достижений, самореализовываться в учебной деятельности.