Статья:
«Использование ритмопластики на музыкальных занятиях
с детьми с ОВЗ»
Автор:
Музыкальный руководитель Резванова Л.Ф.
Екатеринбург
2024 год
«Самое лучшее, что есть в жизни – это
свободное движение под музыку»
А.И.Буренина
Использование ритмопластики на музыкальных занятиях
с детьми с ОВЗ.
В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Составной частью коррекционно-педагогической работы нашего дошкольного учреждения является преодоление речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ, использование нетрадиционных технологий, с помощью музыки и движения. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Музыка, ритм, движения выступают, как действенное организующее средство воздействия и применяется с коррекционной целью.
Одной из современных технологий, которую я использую в своей работе, является ритмопластика. Она включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, танцы, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, координации движений,укреплению и развитию мышц, совершенствованию навыков связной речи, коррекции речевой функциональной системы. В своей работе я опираюсь на программу А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика».
Музыкально-двигательная деятельность, как никакая другая, помогает общению детей не только с музыкой, но и друг с другом.
Одним из разделов ритмопластики составляет танец и пантомима - это вид деятельности, оптимальный для формирования и развития у дошкольников детского творчества. Одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоению его. Поэтому нужно обучать их этому языку. В процессе обучения я знакомлю детей не только со значением отдельных движений, но и с принципами их изменения, а также с простейшими приёмами композиции танца.
Парные, коллективные танцы строю на основных движениях (ходьба, бег, поскоки), ритмических хлопках, прыжках, притопах, элементах бальных танцев (боковой галоп, шаг, полька), использую элементы народных плясок (полуприсядка, ковырялочка и т.д.).
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, они помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могутиспользоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев.
Цель - обучение детей творческому исполнению танцевальных движений и передаче образов через движения, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей посредством ритмики и танца.
Ритмика – это ритмические движения под музыку, и именно она является начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия его потенциальных возможностей и самореализации. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.
Занятия ритмикой и танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют такие физические недостатки как сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д. Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству, улучшает состояние здоровья. Для младшего возраста применяю в работе танец- игру «Лучики», «Полечка для малышей», для старшего возраста- танцевальные разминки «Пяточка- носочек», «Колесики», «Самые большие слоники» и др.
Задачи:
Развитие музыкальности:
развитие способности чувствовать настроение и характер музыки;
развитие чувства ритма;
развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
развитие точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
формирование правильной осанки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в движениях её образное содержание;
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации;
Развитие и тренировка психических процессов:
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
развитие восприятия, внимания, памяти;
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание таких качеств, как внимание, целеустремлённость, собранность, работоспособность, коллективизм;
воспитание умения сопереживать
другому
;
воспитание умения вести себя в группе во время движения;
воспитание чувства такта.
Укрепление здоровья детей:
Укрепления иммунитета
за счет физических упражнений и двигательной активности.
Принципы отбора репертуара :
Художественность
музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов
Моторный характер
музыкального произведения, побуждающий к движениям
Разнообразие
тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки
Соответствие
движений характеру, образам музыки
Разнообразие
движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения)
Методы и приемы:
Наглядный
(сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов
.И
сполнение музыки сопровождается показом.)
Словесный
(беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т.д.)
Практически
й
(
многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения)
Этапы обучения:
1 ЭТАП Ознакомление детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой. Создание целостного впечатления о музыке и движении. Первоначальное разучивание
2 ЭТАП Углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.
3 ЭТАП Закрепление и совершенствование музыкально-ритмического движения, самостоятельное выполнение разученных движений (с дальнейшим применением их в повседневной жизни)
Наблюдается положительная динамика музыкально-ритмического развития детей с ОВЗ: они лучше стали управлять своим телом, выражать своё внутреннее состояние. Ритмопластика способствует улучшению двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Дети стали проявлять устойчивый интерес к ритмопластике, а музыка является организующим и руководящим началом для достижения этого.
Анализ проводимой работы позволил сделать вывод о взаимосвязи развития эмоционально-образного восприятия и выразительности движения. У детей появилась уверенность в своих силах, в том, что движение под музыку приносит истинную радость, повысился интерес к музыкальной деятельности, в частности, к совместному исполнению движений.
Психологи отметили, что работа позволила скорректировать отклонения в эмоциональном развитии, у детей снизился страх перед неудачей. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, также отметили, что дети стали более раскрепощенными, непосредственными, естественными. Они активны и инициативны не только на занятиях, на развлечениях и праздниках, но и в общественной жизни.
2.Применение в работе игр с ритмическими палочками (клавесами)
Цель: развитие чувства ритма у детей посредством игры на клавесах. Применяю с
Детьми с ЗПР и детьми с нарушениями речи.
У детей развивается музыкальный слух, память, внимание и чувство ритма.
Например, упражнение «Палочки-превращалочки» -для младшего возраста,
Ритмическое упражнение под музыку «Летка Енка»- для старшего возраста.
Дети учатся согласовывать движения текста со звучанием музыки и проигрывать с помощью ритмических палочек.
Использовались следующие программы и технологии:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой;
Программа «Ритмическая мозаика», А.И. Буренина;
«Танцевальная ритмика для детей» Т.И.Суворова;
«Учите детей танцевать», Пуртова Т. В.