Использование сенсорных игр в коррекционной работе
с детьми с РАС.
Коррекционная работа с детьми, у которых нарушена эмоциональная связь с окружающим миром, — особый раздел дефектологической науки. Поскольку синдром раннего детского аутизма впервые был описан лишь в 1943г., эта область коррекционной педагогики и психологии на сегодняшний день еще недостаточно исследована, активные научные поиски продолжаются. Если для детей, у которых нарушены интеллект, речь, слух или зрение, давно составлены программы обучения, разработаны специальные методы и приемы работы, вузы готовят специалистов-дефектологов и логопедов, для таких детей создана сеть специальных образовательных учреждений, то система помощи аутичным детям только начинает развиваться.
Сегодня, несмотря на наличие ряда серьезных научных исследований в этой области, на практике родители ребенка с диагнозом «аутизм» оказываются перед большой проблемой: как организовать помощь ребенку? Где найти специалиста, у которого есть опыт работы с такими детьми? В каком образовательном учреждении может обучаться такой особенный ребенок? К сожалению, ответить на эти вопросы пока сложно. В силу этих обстоятельств представленный в статье конкретный опыт работы с аутичными детьми может оказаться полезным для педагогов и психологов, столкнувшихся со случаем раннего детского аутизма в своей практике. Описанные игры и приемы работы были специально подобраны и практически опробованы в ходе индивидуальных занятий с семью аутичными детьми в возрасте от 4 до 8лет.
Особенности коррекционной работы с аутичным ребенком
Построение коррекционных занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития. В случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто отказываются работать. Можно утверждать, что работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода.
Помимо учета индивидуальных особенностей ребенка потребуется и постоянный педагогический поиск. Можно заранее составить план предстоящего занятия, однако действовать в большинстве случаев все же придется в зависимости от ситуации, желаний и настроения ребенка в данный момент. На этапе налаживания с ним контакта не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр. Будьте более чутки к его реакциям, и вы увидите, что зачастую он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Порой стоит принять такое предложение ребенка, не забывая, конечно, о целях работы. Если вы пойдете по этому пути, через некоторое время он будет видеть в вас союзника, компаньона по играм, станет по-настоящему доверять вам.
Следует предупредить, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет в данный конкретный момент, и помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации, представляя их в положительном свете.
Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом «аутизм» может быть различной: на что один ребенок отреагировал вполне дружелюбно, другой может ответить резко отрицательно. Мало того, один и тот же ребенок может вести себя совершенно по-разному в одинаковой ситуации. Здесь можно посоветовать не бояться пробовать и в случае, если он принимает предложенную ситуацию, постараться развить ее. Если же у ребенка возникла реакция отторжения, то следует тут же остановить игру. Безусловно, это потребует от педагога или психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от развития конкретной ситуации.
Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребенком
Трудности в работе с аутичным ребенком возникают у специалиста уже при первом знакомстве. Обычной оказывается ситуация, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным и агрессивным. К такой его реакции необходимо быть готовым заранее. При этом следует четко представлять психологические причины подобного поведения. А причина в том, что появление незнакомого человека привносит в жизнь аутичного ребенка элемент неизвестности, который вызывает у него чувство дискомфорта и страха. Ему потребуется время, чтобы освоиться в новых условиях, привыкнуть к педагогу. Чтобы завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, мы предлагаем проводить сенсорные игры.
Сенсорными мы условно называем игры, основная цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. Целесообразность проведения с аутичным ребенком таких игр основывается на утверждении о том, что сенсорный компонент в ознакомлении с окружающим миром приобретает для него особую значимость. А если удается связать приятное переживание, которое возникает у аутичного ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного человека, он проникается к нему доверием, начинает видеть в нем союзника. В этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта.
Виды сенсорных игр
1. Игры с красками.
Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, пять
прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок заворожено следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, — ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем — начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (это может произойти через разное количество времени у разных детей), можно приступать к расширению игры. При этом подразумевается, что ребенок играет красками не только на занятиях с психологом (или педагогом), а в любой момент, когда захочет, призвав на помощь кого-нибудь из близких, либо самостоятельно, если позволяет уровень развития его бытовых навыков. Предлагаем некоторые из возможных вариантов:
Организация активного участия ребенка в игре и развитие бытовых навыков: если ребенку нравится игра, скорее всего, он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию — предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если прольет, вытереть лужу на столе или полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и лучше, если вы действуете вместе с ребенком: Открываем кран. А где наша бутылка? Вот она, в шкафчике стоит. Давай нальем в нее водичку — ух, какая тяжелая стала бутылка... Теперь разольем воду по стаканам. Булъ-буль-буль — течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась на столе лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо.
Смешивание красок.
Для этого можно либо сливать воду разных цветов в один стакан, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, получая новые цвета.
Кукольный обед. Накройте стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек, угостите их различными «напитками». В этой игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а черная — в кофе... Фантазируйте вместе с ребенком!
Знакомство ребенка с понятием величины в процессе использования пластиковых стаканчиков разного размера.
Счет стаканов с напитками, которые соответствуют количеству «гостей».
2. Игры с водой.
Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. К тому же
игры с водой имеют и терапевтический эффект.
Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, придвиньте к раковине стул. Достаньте приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки и пузырьки — наполняйте их водой из-под крана: Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком — обычно такой эффект приводит детей в восторг.
Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором плавают игрушки (возможна в том случае, если у ребенка уже есть опыт посещения бассейна).
Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.
На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в «море», по которому плывут кораблики.
Купание кукол — искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце. Сопровождайте свои действия словами: А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички — попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?... и т.д.
Мытье посуды — вымойте посуду после кукольного «обеда».
3. Игры с мыльными пузырями.
Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей. С криками восторга они носятся по комнате, пока не передавят все пузыри до одного, и тут же просят повторения. Но сами попробовать выдуть пузыри часто отказываются, т.к. это требует определенной сноровки и развития дыхания.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему разнообразные трубочки — например, трубочку для коктейля, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубку для получения большого пузыря.
Пенный замок: в небольшую емкость насыпьте немного пенящегося стирального порошка или средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую трубочку для коктейля, опустите в миску и начинайте дуть — одновременно с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ему подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую игрушку — это «принц, который живет в пенном замке».
4. Игры со свечами.
Приготовьте набор свечей: обычную длинную, плавающие свечи, а также маленькие свечки для именинного торта. Начинайте с длинной свечи — установите ее устойчиво и зажгите на глазах у ребенка: Смотри, свечка горит — как красиво. Ребенок может испугаться — в этом случае отложите игру. Если реакция ребенка положительная, предложите подуть на пламя: А теперь подуем... Сильнее, вот так — ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок. Скорее всего, ребенок попросит зажигать свечу еще и еще. В дальнейшем возможны следующие варианты.
«Задание на дом»: когда стемнеет, пусть мама не включает в квартире электрический свет, а зажигает свечу и предлагает походить с ней по дому, освещая путь.
Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом.
Наполнив таз водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей — в темной комнате (например, в ванной комнате с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами зрелище.
Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратите внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Подобным образом можно растопить кусочек льда или сливочного масла.
Приготовьте зефир в шоколаде, либо пастилу, и воткните одну или несколько праздничных свечек — сегодня «День рождения мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» и задуйте свечи.
5. Игры со светом и тенями.
Солнечный зайчик. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и покажите малышу, как солнечный зайчик прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае, не спеша, отодвигайте луч в сторону, предложите ему поймать убегающего «зайчика». Если ребенку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Если «солнечный зайчик» получится, постарайтесь «ловить» его как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: Поймаю-поймаю! Какой шустрый заяц — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам! И т.д. Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.
Тени на стене. Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. Помня, что ребенок может испугаться, не стоит в первый раз проводить такую игру в детской комнате. Ведь в случае испуга страх будет связан именно с местом, где малыш его испытал, с конкретной настольной лампой. Поиграйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д.
Театр теней. Можно придумать несложный сюжет и организовать «театр теней», используя также приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
Фонарик. Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей, и т.п.
Темно — светло. При помощи фонарика можно устроить освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.
Китайский фонарик. Возьмите проволочный каркас, оклейте его цветной бумагой и закрепите внутри маленький фонарик. Вы получите китайский фонарик, который осветит все вокруг загадочным мерцанием разноцветных бликов.
6. Игры со льдом.
Попросите маму ребенка заранее приготовить лед — пусть она вместе с ребенком заполнит водой форму для льда и поставит в морозильную камеру. На следующий день на занятии достаньте лед и вместе с ребенком выньте его из формы в мисочку: Смотри, как водичка замерзла — стала холодная и твердая. Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладошке. Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая — давай зажмем льдинку в ладошке. Смотри, водичка капает — это лед тает и снова превращается в воду. Можно поиграть со льдом следующим образом:
- Подогрейте кусочек льда над свечой. В прозрачную стеклянную кружку
или стакан налейте горячий чай (можно подкрасить горячую воду), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов, понаблюдать и увидеть, что лед по-разному тает в воде разной температуры. А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы быстрее остыл. Также можно охладить сок для мишки: мишка «пьет» и «приговаривает»: Ах, какой холодненький сок!
- Приготовьте разноцветный лед, добавив в воду краски; рисуйте красками на большом куске льда.
- Зимой на прогулке обращайте внимание ребенка на заледеневшие лужи, снимите и рассмотрите сосульку и т.д.
7. Игры с крупами.
Приготовьте следующие крупы — гречку, горох, манную крупу, фасоль,
рис. Занятие проводите на кухне. Высыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да? На следующих занятиях можно использовать другие игры.
Спрячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите. Пересыпьте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика из одной емкости в другую. Пересыпайте в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
Если ребенок захочет рассыпать крупу — пусть это будет «дождь» или «град». По рассыпанной на полу крупе можно походить в носочках. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит.
Приготовьте еду: насыпьте в кастрюльку из набора кукольной посуды небольшое количество манной крупы, добавьте воды и перемешайте — так, как будто вы «варите кашку» для куклы. А если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, то получится «шоколад с орехами».
8. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной).
Приготовьте один брусок пластилина и покажите ребенку основные приемы лепки — отщипывание, скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад (на плоскости стола или между ладонями), разрезание бруска на более мелкие кусочки при помощи стеки.
Предложите ребенку выполнить эти приемы самостоятельно (сначала действуйте руками ребенка, если он не станет сопротивляться). Когда ребенок усвоит эти несложные умения, можно приступать к лепке из пластилина разных цветов.
Слепите маленькие шарики из пластилина красного цвета — получатся «ягодки». А если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина — получим «колбасу», а если тонко-тонко раскатаем белый пластилин — «спагетти». Теперь возьмем пластмассовую стеку и разрежем кусочек светло-коричневого пластилина на кусочки — это «хлеб». Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить «праздничный пирог», вставить свечку и организовать «день рождения».
Игра «Огород». На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь можно «сажать овощи»: для этого используется крупа. Так, горох станет «репкой», а красная фасоль — «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно вылепить из пластилина.
Методом размазывания получите картину из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин — это «травка», налепите на нее маленькие красные кружочки — вот и получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синий пруд можно запустить «золотых рыбок», а на голубом небе зажечь желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками.
В дальнейшем используйте в работе и другие материалы — тесто, глину. Однако следует учесть, что использование пластичных материалов в работе с аутичным ребенком может быть осложнено его повышенной брезгливостью. Так, он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не захочет притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. И все же опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найти такой, который ему понравится.
9. Игры со звуками.
Обратите внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, стук ложечки о стенки чашки, когда размешиваем чай, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда и т. д.
Извлеките разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу. Насыпьте в коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочку, привлекая внимание ребенка к звучанию — пусть ребенок найдет коробочку, которая звучит так же.
Приобретите для ребенка следующие детские музыкальные инструменты — барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино. Когда ребенок научится играть на них, используйте его умения в сюжетных играх. «У Мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино», «Когда поем песенку про Антошку — играем на гармошке» и т. д.
Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг: шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.
10. Игры с движениями и тактильными ощущениями.
Поскольку прикосновения к аутичному ребенку могут оказаться для него болезненными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до малыша.
Будьте терпеливы и тактичны, дождитесь момента, когда он сам проявит инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени, или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваши нос, щеки, лоб (надо обязательно разрешить ему это), или же снял кофточку и словами «Больно, болит!» выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный
шаг ребенка в вашу сторону. Если это произошло, то на занятиях становится возможным проведение игр:
Тормошение, возня — обычно происходит на полу, и ребенок является инициатором этой игры.
«Догоню-догоню» («поймаю-поймаю»): взрослый делает вид, что пытается поймать ребенка, тот с визгом убегает.
«Змейка»: возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения, отходите от ребенка, предлагая ему догнать «змею»: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.
«Самолетики»: покружите ребенка в воздухе — «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на пол — «Приземлились...»
Рекомендации по проведению сенсорных игр
Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо каким-то образом выражает протест против ваших действий — не настаивайте. Но обязательно повторите попытку в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы уже действуете вместе. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, следует радоваться любому, даже самому минимальному, его участию в игре.
Помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое именно впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, будьте осторожны — предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь его просьбам повторять игровые действия вновь и вновь — ему необходимо время, чтобы «обжить» новые ощущения.
Следует учитывать тот факт, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво, поэтому, если в игре появилась сюжетная линия, не затягивайте ее. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты. Например, на грядку посажен всего один овощ, а кукольный «обед» длится всего две минуты. Главная задача на данном этапе — при помощи эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.
Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок, с соблюдением интонации. Такая форма общения (своеобразная «перекличка») вселит в него уверенность в том, что вы его понимаете, вызовет у него большее доверие к вам.
Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще всего это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия. Если же ребенок захотел что-то потенциально опасное, попробуйте предложить заменитель желаемого. Например, вместо таблеток предложите ему для кукольной аптечки безвредные конфетки-горошки.
Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогической интуиции. Необходимо постараться на основе интереса ребенка, его желания организовать ситуацию обучения, которая позволит ему получить новые полезные сведения, усвоить новые навыки. При этом будьте готовы к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет не сразу, а с чем-то не согласится категорически.
Всегда существует опасность того, что предложенные действия ребенок начнет воспроизводить в многократно усиленной, а порой неадекватной форме. Например, он может стучать по стеклу со всей силой, над огоньком свечи поджигать палочки и т. п. Отвлеките его от подобных экспериментов. Это трудно, но вы осторожно попытайтесь. Позвольте ребенку получить новое впечатление под вашим контролем, а затем постарайтесь переключить его на любимую спокойную игру.