И.В.Ивашева, Е.Ф.Онегова, О.П.Пушкарева
МБДОУ детский сад № 352, Екатеринбург, Россия
Использование современных образовательных технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения
(из опыта работы)
В статье включен опыт работы воспитателя, учителя-логопеда и инструктора по ФК МБДОУ детского сада №352 города Екатеринбурга с использованием современных образовательных технологий. Данная статья предназначена для педагогов дошкольного образования.
Современные, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, проектные технологии, взаимодействие всех субъектов образовательных отношений
I. V. Ivasheva, L. V. Luzina, O. P. Pushkareva
MBDOU kindergarten No. 352, Yekaterinburg, Russia
The use of modern educational technologies in the pedagogical process of preschool educational institutions (from work experience).
The article includes the experience of a teacher, a speech therapist and an instructor in the FC MBDOU kindergarten No. 352 of the city of Yekaterinburg with the use of modern technologies. This article is intended for teachers of preschool education.
Modern, information and communication, health-saving, design technologies, interaction of all subjects of educational relations.
В настоящее время современный педагог стремится к поиску новых форм и технологий для эффективности образовательного процесса в работе с детьми. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
Среди современных образовательных технологий в педагогической деятельности ДОУ можно выделить: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, технологии проектной, исследовательской деятельности, технология портфолио ребенка.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей в детском саду. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ.
Так, подвижные игры с применением ИКТ-технологий (подвижная игра сопровождается демонстрацией экрана проектора, где изображены схемы выполнения упражнений), которые позволяют обучить детей навыкам работы в команде, общению, наработать навыки взаимной помощи друг к другу, способность чувствовать себя уверенным. Закрепить навыки основных движений, развить физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость. Так же с помощью проектора выполняется гимнастика для глаз, где дети следят за движущимся изображением птиц, и пальчиковая гимнастика с Су-джок мячами.
В работе дошкольного образовательного учреждения воспитателями и специалистами широко применяется технология проектной деятельности. Одним из приоритетных направлений является «Проектная деятельность в работе с родителями и детьми». Становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
Педагогами совместно с родителями реализованы такие проекты как: «Коренной народ Севера – манси: уникальность быта и традиций», «Кто такие Динозавры», «Юные журналисты», «Все на лыжи», «Моя игра».
В реализации проекта «Коренной народ Севера – манси: уникальность быта и традиций» родители приняли активное участие:
мастер – класс от мамы «Изготовление традиционной куклы - скрутки»
,
организация выставки «Родители рисуют Манси»;
мастер-класс по изготовлению оленей и глухарей из ржаного хлеба;
совместная экскурсия с родителями и детьми в этнографический парк «Земля предков».
В проекте «Кто такие динозавры» родители организовали совместный с детьми досуг «Мир Юрского периода» в одном из ресторанов города. Дети и родители стали участниками увлекательного квеста.
В ходе проекта «Юные журналисты» были представлены видеоролики, в виде цикла передач, о разных видах спорта (стрельба из лука, спортивные танцы, футбол). Дети выступали в роли ведущих и журналистов, брали интервью у тренеров и детей, занимающихся данными видами спорта.
Благодаря проекту «Все на лыжи» родители вместе с детьми приобрели знания по начальной лыжной подготовке.
«Моя игра», где учитель-логопед совместно с детьми и родителями создают дидактические игры на автоматизируемый звук, определенную тематику, с использованием любимого, понравившегося персонажа из сказок и мультфильмов. В дальнейшем эти игры используются как в непрерывной образовательной деятельности учителя-логопеда, так и воспитателя, для автоматизации звука. После создания индивидуальных дидактических игр, дети рассказывают о ней, кто герои, правила игры, как они ее создавали, тем самым, развивая связную речь и повышая интерес к процессу обучения.
Педагогический процесс сложно представить без информационно-коммуникационных технологий, так как данная технология используется в большинстве видов деятельности и помогает педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность педагога и детского сада в целом. В непрерывной образовательной деятельности применяются обучающие компьютерные игры и упражнения. Для детей, не посещающих детский сад (часто болеющих, находящихся на самоизоляции) учителем-логопедом проводятся онлайн-занятия. Педагогами совместно с детьми создаются обучающие мультфильмы («Как Маша учила правила здорового образа жизни, «Сказка о веселом язычке» и т.д.), обучающие игры и упражнения по автоматизации звуков. Для обеспечения взаимодействия с родителями создан сайт детского сада, блоги педагогов, где размещается обучающая, развивающая информация, фотоотчет о проделанной работе. Также на канале ОнлайнДетСад города Екатеринбурга и YouTube канале детского сада записываются полезные и занимательные видеосюжеты для детей и родителей, проводятся онлайн – консультации, мастер-классы на интересующие вопросы. Для родителей в электронном и бумажном виде ежемесячно выпускается логопедический журнал «Говорилка» и спортивный журнал «Физкульт-Ура» по определенной тематике. На титульной странице, как правило, размещаются фотографии детей в разных видах деятельности: выполнение артикуляционной гимнастики, общеразвивающих упражнений, пальчиковые игры, речевые и физкультурные праздники.
В журналах размещена интересующая родителей информация, а также рубрики: «Словарь терминов», в которой освещены логопедические термины, не всегда понятные родителям; «Это интересно», где раскрыт основной материал в доступной для родителей форме по теме номера; «Практический материал», где с иллюстрациями и фотографиями показаны различные приемы, способы и упражнения, направленные на коррекцию и развитие детей в данном направлении; «На заметку», размещены интересные факты; «Список литературы по данной тематике», «Вопросы логопеду», где родители могут написать вопрос и получить ответ в следующем номере журнала.
С целью обмена опыта с педагогами используются презентации, видеоконференции, интернет-ресурсы.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому игровые технологии прослеживаются на всех этапах работы с детьми. Кроме традиционных игр, воспитателями и специалистами в непрерывной образовательной деятельности используются элементы легоконструирования, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, Тико конструктор, кубики Никитина, для развития общей и мелкой моторики, математических представлений, связной речи, закрепления навыков звукового анализа, развития высших психических функций. Создаются дидактические игры различной тематики («Сад-огород», «Лого улитки», «Звуковые бродилки» и т.д.).
В технологии исследовательской деятельности реализованы интегрированные развлечения с воспитателем, инструктором по ФИЗО, учителем-логопедом и родителями в путешествии по «реке времени» (История спортивной игры «Футбол»), где дети изучали мячи разного времени, проходили спортивные эстафеты, делали артикуляционную пальчиковую гимнастика, дыхательную гимнастику с применением футбольной атрибутики, родители (футболисты) обучали детей игре в «Футбол». Также реализован исследовательский проект «Музей в чемодане» (История Букваря), где дети совместно с воспитателем, учителем-логопедом и родителями изучали, собирали буквари, азбуки и школьные принадлежности детей разных времен и на завершающем этапе провели экскурсию «музей в чемодане», где рассказали о данных атрибутах.
Для фиксации личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможности еще раз пережить приятные моменты своей жизни воспитателем используется технология «Портфолио дошкольника».
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Это одна из эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс ДО. Я предлагаю родителям оформить информацию о своем ребенке, вместе с ним подбирать фотографии и составлять рассказы от лица ребенка.
Постепенно пополнять Портфолио фотоматериалами и публикациями о жизни детей в детском саду и дома.
При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог – успехи своего воспитанника в детском саду.
Любая деятельность требует мониторинга и анализа. Для оценки эффективности работы с применением современных образовательных технологий используются наблюдения за детьми, их заинтересованность, желание получать новые знания, а также анкетирование родителей, сбор отзывов родителей о проведенных мероприятиях.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, интерес, заинтересованность, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Атемаскина Ю. В. Богословец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. - Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011.
3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольника: Библиотека программы: методики. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Мозаика-Синтез, 2008
4. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.