* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования


1 Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

2Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность  естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, знают, насколько это интересное и увлекательное занятие.

Одна из основных задач ФГОС – поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, творческой, конструктивной, трудовой, познавательной, исследовательской, проектной.

3 Я работаю воспитателем в старшей группе. Дети моей группы очень любознательные и им интересно изучать что-нибудь новенькое и интересное, я с ними провожу различные занятия. Им нравиться экспериментировать.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Я использую театрализацию в разных видах деятельности: в педагогическом процессе, в режимных моментах, в воспитании культурно – гигиенических навыков. И не менее интересным опытом для меня стало использование средств театрализованной деятельности в процессе экспериментирования.

4 Театрализованная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как наблюдательность, самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, а самое главное учит ребенка говорить правильно, то есть развивает речь, а также ребенок познает мир во всех красках, узнает правила, учится выполнять требования.

Цель моей работы: использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми в процессе экспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Углублять представления о живой и неживой природе, познавать окружающий мир через образы, краски, звуки, и театрализованную деятельность.

2. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира формировать опыт социальных навыков.

3. Развивать эмоциональную сферу ребенка, заставляя его сочувствовать, сопереживать персонажам.

4. Совершенствовать моторику, координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

5 Работу в этом направлении я начала с детьми младшего возраста.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов с помощью воспитателя.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но начинала с младшей группы, не более 10 минут за один этап и так, постепенно увеличивая время и нагрузку.

6 Опыты проводила как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. А вот проводить опыты с целой группой я начала со старшей группы. Изучив литературу по данной теме, я разработала перспективный план экспериментальной деятельности в каждой возрастной группе, составила сценарии сказок, потешек, стихов, рассказов. Репертуар я подбирала с учётом возраста, развития и интереса детей. Малыши любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным окончанием.

Для организации работы я использовала любые игрушки и куклы: мягкие, деревянные, пластмассовые, а можно сделать героев сказок совместно с детьми и родителями.

Так же в своей работе я использовала различные виды театров:

- театр би-ба-бо;

- пальчиковый театр;

- театр мягкой игрушки;

- настольный театр;

- театр на тарелках, и др.

7 Я проводила с ребятами игры-эксперименты с водой, с воздухом, крупами, песком и бумагой. Им было очень интересно, они принимали активное участие в экспериментах.

Каждый эксперимент заключался в том, что дети помогали сказочным персонажам выполнять разные задания.

8 Например, в сказке «Заюшкина избушка» мы проводили опыты и знакомились со свойством льда (прозрачный, бесцветный, холодный). Замечаем с детьми как воздействует температура на лед.

9 В сказке «Колобок» знакомимся со свойствами песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется и как меняется когда он мокрый. В старшей группе по этой сказке запланирован опыт с мукой и водой (замес теста)

10 Сказка «Мойдодыр» также постоянно используется с младшей группы, когда в гости приходит грязная кукла, где дети проводят опыт с мыльной водой, чистой водой, знакомятся с правилами умывания.

11 В сказке «Три кота» проводили опыт с мукой, угольная пылью, водой. Мука и уголь окрашивают, черный закрашивает белый, вода смывает окрас.

12 В сказке «Снегурочка» проводили опыт со снегом и теплом. Где мы закрепляем свойства снега и как он меняется от тепла (становится более липкий, более рыхлый, тает от тепла)

13 В сказке «Принцесса на горошине» проводится опыт с горохом и тканью разной толщины (горох жёсткий, чувствуется через ткань, больно руке если надавить, что чем толще ткань, тем меньше чувствуется)

14 В сказке «Три поросенка» проводили опыт с камнем, деревом и соломой. Испытываем предметы из разных материалов на прочность. (Размачиваем, ломаем, держим над огнем). Делам вывод, что камень самый надежный.

15 В сказке «Вершки и корешки» опыт посадка лука в прозрачный стакан. Делаем выводы о влиянии воздуха, света, тепла и воды на рост растений. Выясняем, для чего растению необходимы вершки, а для чего корешки.

16 В сказке «О старой вазе» проводится опыт со стеклом. (прозрачное, хрупкое, пропускает свет)

В сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» испытываем предметы на плавучесть. дети наблюдают, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще.

Таким образом каждый эксперимент заключался в том, что дети помогали сказочным персонажам выполнять разные задания.

17 А интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Наблюдения показывают, что дети к концу учебного года, стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это является предпосылками для восприятия естественно - научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа с использованием средств театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста в процессе экспериментирования способствует приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.