Использование Су - Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста.

«Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»

«Рука – это щупальца мозга»

И.М. Сеченов

Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, дети с речевой патологией болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

В последнее время в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Исследованиями отечественных и зарубежных учѐных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. С каждым годом число детей, страдающих речевыми дефектами, возрастает. По мнению специалистов, сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в коррекционной помощи. То есть их подготовка к массовой школе возможна лишь при организации специального обучения. Это дети с тяжелым нарушением речи.

Тяжелое нарушение речи – это сложный речевой дефект, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношение, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Такая проблема как тяжелое нарушение речи достаточно распространена среди детей дошкольного возраста. Трудности с речью могут привести к дальнейшим проблемам при освоении общей программы обучения детских садов и, в дальнейшем, общеобразовательной школьной программы.

Ни для кого ни секрет, что рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.

Взаимосвязь речевой и моторной деятельности изучена и подтверждена научными исследованиями ученых. Они утверждали, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Большое внимание на сегодняшний день уделяется широкому использованию инновационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей.

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-

Джок метода. Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Использования Су-Джок терапии в корекционно-развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для

детей

с

речевыми

нарушениями

характерна

быстрая

утомляемость

и

потеря

интереса

к

обучению.

Использование

массажера

Су-Джок

вызывает

интерес и

помогает решить

эту

проблему;

во-вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает

благотворное

влияние

на

мелкую

моторику

пальцев

рук,

тем

самым,

способствуя

развитию

речи.

Преимущества Су - Джок терапии:

Высокая эффективность и полная безопасность (неправильное

применение

метода

не

вызывает

побочных

реакций

и

осложнений);

Универсальность и простота (мы применяем

су-джок

-

массажеры

в виде

массажных шариков

в

комплекте с

массажными металлическими

кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи, шариком

можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики).

Цель данного проекта: Коррекция речевых нарушения у детей посредством использования Су-Джок терапии.

Задачи:

Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре

головного

мозга.

Использовать элементы

су-джок

терапии на различных этапах работы и

этапах

занятий

по

коррекции

речи.

Содействовать снижению двигательной и эмоциональной

расторможенности,

нормализовать тонус.

Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память,

внимание;

Повысить

уровень

компетентности

педагогов

и

родителей

в

вопросах

оздоровления

и

развития

детей

по

системе

Су-Джок

.

Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике с использованием Су-Джок, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

Все участники образовательного процесса осознанно используют профилактико-оздоровительный массаж по системе Су-Джок;

Педагоги и родители повышают свои знания в данной области оздоровления;

воспитывается

привычка

к

здоровому

образу

жизни

в

ДОУ

и

семье;

сохранено

психофизическое

здоровье

детей,

педагогов

и

родителей;

развиваются

произвольное

поведение,

внимание,

память,

речь

и

другие

психические

процессы;

развивается

координация

движений

и

мелкая

моторика;

стимулируются

речевые

зоны

коры

головного

мозга;

осуществляется

благоприятное

воздействие

на

весь

организм.

Можно использовать в работе, как основной этап:

Обучение

детей

в

режимных

моментах:

массаж

кистей

рук шариком;

массаж

пальцев

эластичным кольцом;

массаж

стоп

валиком,

хождение

по

массажным

коврикам;

Использование

упражнений

и

массажа:

в

непосредственно-образовательной

деятельности,

как

физкультминутки,

на

прогулках

в

подвижных

играх

и

спортивных

упражнениях;

на

гимнастике;

Самостоятельная

деятельность

детей:

ежедневный

массаж

шариками

и

колечками «

Су-Джок

»

И как заключительный этап:

Проведение

контрольно-диагностических

процедур;

Анализ

результатов;

Создание

собственных

наработок;

Анкетирование

родителей;

Сбор

фотоматериалов;

Презентация.

Формы и приемы Су – Джок терапии:

Массаж

специальным

шариком,

эластичным

кольцом;

Ручной

массаж

кистей и

пальцев

рук;

Массаж

стоп

(массажные

коврики,

колючие

валики).

Работа с детьми организована с учетом требований ФГОС, где четко прослеживаются пять образовательных областей:

Социально-коммуникативное

развитие;

Познавательное

развитие;

Речевое

развитие;

Художественно-эстетическое

развитие;

Физическое

развитие

Образовательная область

Формы работы с детьми

1

Социально-

коммуникативное развитие

Использование шарика в пальчиковых, региональных играх, экологических, дидактических, взаимодействия со

сверстниками и взрослыми.

2

Познавательное развитие

Беседы, наблюдения, экспериментальная деятельность:

познание свойств массажеров Су-Джок, природного, бросового материала (орехи, ракушки, прищепки, и т.д.); выкладывание предметов по цвету, форме.

3

Речевое развитие

Театрализация (пальчиковый театр),

пальчиковые упражнения в сочетании с

самомассажем кистей и пальцев рук, звуковой гимнастикой.

4

Художественно- эстетическое развитие

Продуктивная деятельность с использование технологии Су-Джок (физминутки), ИКТ, музыкальные развлечения.

5

Физическое развитие

Укрепление здоровья детей:

Утренняя гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, малоподвижные

игры с использованием массажеров Су-Джок.

Вывод:

После применения самомассажа шариками Су – Джок прослеживается снижение заболеваемости у детей.

У них повысилась речевая активность - это проявилось в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением, развивается мелкая моторика.

Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.

По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики,

самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Библиографический список литературы

Бардышева

Т.

Ю.

«Здравствуй,

пальчик.

Пальчиковые

игры» –

М.

:

«Карапуз», 2007.

Большакова

С.

Е.

«Формирование

мелкой моторики

рук:

Игры

и

упражнения»

– М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова

И.

А.

«Развиваем

мелкую

моторику

у

малышей»

СПб:

Изд.

дом

«Литера», 2006.

Ивчатова

Л.А.

 

«

Су-джок

терапия

в

коррекционно-педагогической

работе

с

детьми»

//

Логопед

– 2010.

Крупенчук

О.

И. «Пальчиковые

игры»

СПб:

Изд.

дом

«Литера»,

2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на

развитие

мелкой моторики»

– СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный

В.

В.

Играем

пальчиками

и

развиваем

речь –

СПб:

ИЧП

«Хардфорд», 1996.