Использование Су - Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста.
«Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
«Рука – это щупальца мозга»
И.М. Сеченов
Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, дети с речевой патологией болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
В последнее время в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Исследованиями отечественных и зарубежных учѐных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. С каждым годом число детей, страдающих речевыми дефектами, возрастает. По мнению специалистов, сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в коррекционной помощи. То есть их подготовка к массовой школе возможна лишь при организации специального обучения. Это дети с тяжелым нарушением речи.
Тяжелое нарушение речи – это сложный речевой дефект, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношение, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Такая проблема как тяжелое нарушение речи достаточно распространена среди детей дошкольного возраста. Трудности с речью могут привести к дальнейшим проблемам при освоении общей программы обучения детских садов и, в дальнейшем, общеобразовательной школьной программы.
Ни для кого ни секрет, что рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.
Взаимосвязь речевой и моторной деятельности изучена и подтверждена научными исследованиями ученых. Они утверждали, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Большое внимание на сегодняшний день уделяется широкому использованию инновационных технологий для творческого и интеллектуального развития детей.
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-
Джок метода. Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Использования Су-Джок терапии в корекционно-развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для
детей
с
речевыми
нарушениями
характерна
быстрая
утомляемость
и
потеря
интереса
к
обучению.
Использование
массажера
Су-Джок
вызывает
интерес и
помогает решить
эту
проблему;
во-вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает
благотворное
влияние
на
мелкую
моторику
пальцев
рук,
тем
самым,
способствуя
развитию
речи.
Преимущества Су - Джок терапии:
Высокая эффективность и полная безопасность (неправильное
применение
метода
не
вызывает
побочных
реакций
и
осложнений);
Универсальность и простота (мы применяем
су-джок
-
массажеры
в виде
массажных шариков
в
комплекте с
массажными металлическими
кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи, шариком
можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики).
Цель данного проекта: Коррекция речевых нарушения у детей посредством использования Су-Джок терапии.
Задачи:
Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре
головного
мозга.
Использовать элементы
су-джок
терапии на различных этапах работы и
этапах
занятий
по
коррекции
речи.
Содействовать снижению двигательной и эмоциональной
расторможенности,
нормализовать тонус.
Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память,
внимание;
Повысить
уровень
компетентности
педагогов
и
родителей
в
вопросах
оздоровления
и
развития
детей
по
системе
Су-Джок
.
Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике с использованием Су-Джок, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
Все участники образовательного процесса осознанно используют профилактико-оздоровительный массаж по системе Су-Джок;
Педагоги и родители повышают свои знания в данной области оздоровления;
воспитывается
привычка
к
здоровому
образу
жизни
в
ДОУ
и
семье;
сохранено
психофизическое
здоровье
детей,
педагогов
и
родителей;
развиваются
произвольное
поведение,
внимание,
память,
речь
и
другие
психические
процессы;
развивается
координация
движений
и
мелкая
моторика;
стимулируются
речевые
зоны
коры
головного
мозга;
осуществляется
благоприятное
воздействие
на
весь
организм.
Можно использовать в работе, как основной этап:
Обучение
детей
в
режимных
моментах:
массаж
кистей
рук шариком;
массаж
пальцев
эластичным кольцом;
массаж
стоп
валиком,
хождение
по
массажным
коврикам;
Использование
упражнений
и
массажа:
в
непосредственно-образовательной
деятельности,
как
физкультминутки,
на
прогулках
в
подвижных
играх
и
спортивных
упражнениях;
на
гимнастике;
Самостоятельная
деятельность
детей:
ежедневный
массаж
шариками
и
колечками «
Су-Джок
»
И как заключительный этап:
Проведение
контрольно-диагностических
процедур;
Анализ
результатов;
Создание
собственных
наработок;
Анкетирование
родителей;
Сбор
фотоматериалов;
Презентация.
Формы и приемы Су – Джок терапии:
Массаж
специальным
шариком,
эластичным
кольцом;
Ручной
массаж
кистей и
пальцев
рук;
Массаж
стоп
(массажные
коврики,
колючие
валики).
Работа с детьми организована с учетом требований ФГОС, где четко прослеживаются пять образовательных областей:
Социально-коммуникативное
развитие;
Познавательное
развитие;
Речевое
развитие;
Художественно-эстетическое
развитие;
Физическое
развитие
№
Образовательная область
Формы работы с детьми
1
Социально-
коммуникативное развитие
Использование шарика в пальчиковых, региональных играх, экологических, дидактических, взаимодействия со
сверстниками и взрослыми.
2
Познавательное развитие
Беседы, наблюдения, экспериментальная деятельность:
познание свойств массажеров Су-Джок, природного, бросового материала (орехи, ракушки, прищепки, и т.д.); выкладывание предметов по цвету, форме.
3
Речевое развитие
Театрализация (пальчиковый театр),
пальчиковые упражнения в сочетании с
самомассажем кистей и пальцев рук, звуковой гимнастикой.
4
Художественно- эстетическое развитие
Продуктивная деятельность с использование технологии Су-Джок (физминутки), ИКТ, музыкальные развлечения.
5
Физическое развитие
Укрепление здоровья детей:
Утренняя гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, малоподвижные
игры с использованием массажеров Су-Джок.
Вывод:
После применения самомассажа шариками Су – Джок прослеживается снижение заболеваемости у детей.
У них повысилась речевая активность - это проявилось в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением, развивается мелкая моторика.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.
По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики,
самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Библиографический список литературы
Бардышева
Т.
Ю.
«Здравствуй,
пальчик.
Пальчиковые
игры» –
М.
:
«Карапуз», 2007.
Большакова
С.
Е.
«Формирование
мелкой моторики
рук:
Игры
и
упражнения»
– М. : ТЦ Сфера, 2006.
Ермакова
И.
А.
«Развиваем
мелкую
моторику
у
малышей»
–
СПб:
Изд.
дом
«Литера», 2006.
Ивчатова
Л.А.
«
Су-джок
терапия
в
коррекционно-педагогической
работе
с
детьми»
//
Логопед
– 2010.
Крупенчук
О.
И. «Пальчиковые
игры»
–
СПб:
Изд.
дом
«Литера»,
2007.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на
развитие
мелкой моторики»
– СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный
В.
В.
Играем
пальчиками
и
развиваем
речь –
СПб:
ИЧП
«Хардфорд», 1996.