* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c22 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {font-family: 'Calibri';}

«Использование технологии критического мышления

в начальной школе»

Воронина Ирина Геннадиевна,

учитель начальных классов

ГБОУ «Школа №91 г. о. Донецк»

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задаёт себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. Данная технология разработана американскими педагогами. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л.С. Выготского, П.Я. Гольперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Приемы развития критического мышления:

приём «Чтение с остановками»;

приём «

Взаимовопрос

»;

приём «Корзина идей»;

приём «Составление

синквейнов

»;

интеллектуальная разминка;

приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;

таблица;

написание творческих работ;

кластер;

учебно-мозговой штурм;

«Верно – неверно».

Применение на уроках этих приемов позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Почему меня заинтересовала данная технология?

1. Критическое мышление – мышление самостоятельное. Каждый ученик сам формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.

2.Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создаёт мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

5. Критическое мышление есть мышление социальное.

В основе технологии РКМ лежит трёхфазная структура урока:

1 этап – «Вызов». Во время этой стадии ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. У учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Приёмы стадии «Вызова», которые я применяю в своей деятельности: «Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы…».

Приём «Корзина идей». Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

2 этап – «Осмысление». На данной стадии ребёнок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа, направленная, осмысленная. Приёмы стадии «Осмысление», которые я использую: «Чтение с остановками», «Фишбоун», таблица «Плюс – минус – интересно», Ромашка Блума, «Толстые и тонкие вопросы», «Кластер» .

3 этап – «Рефлексия». Это стадия размышления и обобщения того, «что узнал» ребёнок на уроке по данной проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Приёмы стадии «Рефлексия»: сводная таблица, «Синквейн», сочинение.

Приём «Синквейн» это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации.  Чтобы создать синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это мини-творчество, подчинённое определённым правилам.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные.

Как работать с синквейнами.

  1.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием  слов и фраз, входящих в состав синквейна.

 2. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

 3.  Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.

  4. Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.

Примеры синквейнов, составленных моими учениками.

1.Почва. 1. Математика

2.Живая, плодородная. 2.Познавательная, интересная

3. Разрушается, впитывает, выращивает. 3. Развивает, учит, открывает

4. Солнце, ветер и вода разрушают землю. 4.Гимнастика для ума.

5. Земля.         5.Царица наук.

В чём эффективность приёма «Синквейн»?

Это игровой приём. Синквейн могут составлять все. В его составлении каждый ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:

1) Изменила отношение детей к учёбе.

2) Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.

3)  Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности.

4)  Создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель – ученик - класс”.

5) Вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.