«Использование технологии критического мышления
в начальной школе»
Воронина Ирина Геннадиевна,
учитель начальных классов
ГБОУ «Школа №91 г. о. Донецк»
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задаёт себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. Данная технология разработана американскими педагогами. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л.С. Выготского, П.Я. Гольперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Приемы развития критического мышления:
приём «Чтение с остановками»;
приём «
Взаимовопрос
»;
приём «Корзина идей»;
приём «Составление
синквейнов
»;
интеллектуальная разминка;
приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;
таблица;
написание творческих работ;
кластер;
учебно-мозговой штурм;
«Верно – неверно».
Применение на уроках этих приемов позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Почему меня заинтересовала данная технология?
1. Критическое мышление – мышление самостоятельное. Каждый ученик сам формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
2.Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создаёт мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.
В основе технологии РКМ лежит трёхфазная структура урока:
1 этап – «Вызов». Во время этой стадии ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. У учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Приёмы стадии «Вызова», которые я применяю в своей деятельности: «Кластер», «Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы…».
Приём «Корзина идей». Можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
2 этап – «Осмысление». На данной стадии ребёнок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа, направленная, осмысленная. Приёмы стадии «Осмысление», которые я использую: «Чтение с остановками», «Фишбоун», таблица «Плюс – минус – интересно», Ромашка Блума, «Толстые и тонкие вопросы», «Кластер» .
3 этап – «Рефлексия». Это стадия размышления и обобщения того, «что узнал» ребёнок на уроке по данной проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний. Приёмы стадии «Рефлексия»: сводная таблица, «Синквейн», сочинение.
Приём «Синквейн» – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Чтобы создать синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это мини-творчество, подчинённое определённым правилам.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные.
Как работать с синквейнами.
1.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
2. Коррекция и совершенствование готового синквейна.
3. Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.
4. Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.
Примеры синквейнов, составленных моими учениками.
1.Почва. 1. Математика
2.Живая, плодородная. 2.Познавательная, интересная
3. Разрушается, впитывает, выращивает. 3. Развивает, учит, открывает
4. Солнце, ветер и вода разрушают землю. 4.Гимнастика для ума.
5. Земля. 5.Царица наук.
В чём эффективность приёма «Синквейн»?
Это игровой приём. Синквейн могут составлять все. В его составлении каждый ребёнок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:
1) Изменила отношение детей к учёбе.
2) Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.
3) Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности.
4) Создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель – ученик - класс”.
5) Вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.