* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-top: 0pt; margin-bottom: 8pt;} h1 {font-family: 'Arial'; font-size: 20pt;} .Heading 1 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 20pt;} h2 {font-family: 'Arial'; font-size: 17pt;} .Heading 2 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 17pt;} h3 {font-family: 'Arial'; font-size: 15pt;} .Heading 3 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 15pt;} h4 {font-family: 'Arial'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} .Heading 4 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} h5 {font-family: 'Arial'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Heading 5 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} h6 {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} .Heading 6 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} h7 {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Heading 7 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-weight: bold; font-style: italic;} h8 {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-style: italic;} .Heading 8 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-style: italic;} h9 {font-family: 'Arial'; font-size: 10.5pt; font-style: italic;} .Heading 9 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 10.5pt; font-style: italic;} .No Spacing {margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt;} .Title {font-size: 24pt;} .Title Char {font-size: 24pt;} .Subtitle {font-size: 12pt;} .Subtitle Char {font-size: 12pt;} .Quote {font-style: italic;} .Quote Char {font-style: italic;} .Intense Quote {font-style: italic;} .Intense Quote Char {font-style: italic;} .Caption {font-size: 9pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .footnote text {font-size: 9pt;} .Footnote Text Char {font-size: 9pt;} .footnote reference {vertical-align: super;} .endnote text {font-size: 10pt;} .Endnote Text Char {font-size: 10pt;} .endnote reference {vertical-align: super;} .toc 1 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 2 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 3 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 4 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 5 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 6 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 7 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 8 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 9 {margin-bottom: 2.85pt;} .table of figures {margin-bottom: 0pt;} .annotation reference {font-size: 8pt;} .annotation text {font-size: 10pt;} .Текст примечания Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .annotation subject {font-weight: bold;} .Тема примечания Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt; font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;} .Header {margin-bottom: 0pt;} .Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Footer {margin-bottom: 0pt;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;}

Исследовательская работа

«Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка и литературы в общеобразовательной школе как одно из условий оптимизации учебного процесса»

Современные аспекты теории и методики

преподавания русского языка и литературы

в условиях реализации ФГОС, ФООП

Симченко Наталия Олеговна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №23 г.Михайловск, Шпаковский

муниципальный округ, Ставропольский край

г. Михайловск, 20224

Аннотация

Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности. И в этом процессе большую роль играет умение учителя использовать в своей работе современные образовательные технологии.

Современные образовательные инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Цель работы: выявление преимущества проведения современного урока с использованием новых образовательных технологий: информационно-коммуникативной и проектно-исследовательской, как из способов повышения качества знаний и познавательного интереса учащихся.

Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, разработать и апробировать уроки с учетом использования новых образовательных технологий, проанализировать результаты.

Объект исследования: процесс внедрения новых образовательных технологий в урок русского языка и литературы.

Методы исследования, использованные при написании квалификационной работы: классификация изученного материала, моделирование, наблюдение за работой учащихся, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование, тестирование учащихся, проектный эксперимент.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..........4-5

2. Раздел 1. Технология преподавания русского языка и литературы……6-7

1.1. Проблемное обучение русского языка и литературы………8-11

1.2. Разноуровневое обучение на уроках русского языка и литературы……………………………………………………………………12-15

3. Раздел 2. Технология проектного обучения……………………………..16-17

2.1. Технология использования в обучении игровых методов…...18-19

2.2. Технология обучения в сотрудничестве…………………………20-21

2.3. ИКТ на уроках русского языка и литературы…………………...22-27

2.4. Выводы……………………………………………………………28

4. Список литературы…………………………………………………………29

5. Приложение…………………………………………………………………30

1. Введение

Тема исследовательской квалификационной работы – «Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка и литературы в общеобразовательной школе как одно из условий оптимизации учебного процесса». Я считаю, что вопрос по внедрению в практику новых образовательных технологий очень актуален. В условиях научного прогресса современные образовательные технологии внедряются практически во все сферы деятельности человека.

И в стратегии модернизации образования подчёркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Поэтому и возникла новая модель обучения, построенная на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного обучения. На сегодняшний день мы не можем утверждать, что в дидактике и методике обучения сложилась чёткая система научных определений и классификаций педагогических технологий. Дело в том, что они возникли лишь в XX в. Сейчас многие детали систематизируются и приводятся к единообразию.

В условиях нашего сложного времени присутствует недостаток технического и материального оснащения, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения уроков, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Применение на уроке новых педагогических технологий – это особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений. Одна из важнейших задач обучения школьников - активизация познавательного интереса и повышение качества знаний учащихся. Высокий уровень напряжённости мышления учащихся достигается тогда, когда знания добываются трудом. И учение только тогда станет привлекательным, если ребята сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать. Современные образовательные технологии призваны вывести процесс управления качеством образования на новый уровень, сделать эффективным процесс обучения, снизить энергозатраты как со стороны педагогов, так и школьников. Думаю, можно утверждать, что данная тема является актуальной в настоящее время. Наша школа после восстановления так же, как и мы после пережитого в нашем родном городе Мариуполе, ожидаем нового оснащения, качественной материальной базы для возможности проводить обучающий процесс в должной форме, а самое главное в мире и спокойствии, от этого больше всего зависит как условия жизни, так и качество образования.

В процессе использования на уроках русского языка и литературы современных образовательных технологий можно сделать процесс обучения и воспитания учащихся более эффективным, повысить качество знаний.

Раздел 1. Технология преподавания русского языка и литературы

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе при изучении русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.

Проблемное обучение русского языка и литературы

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии на уроках русского языка и литературы выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения — создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников. Эта цель на уроке русского языка может быть достигнута следующими путями:

1. Учитель создаёт проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией), а признаком — эмоциональное переживание (удивление, затруднение). Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Выдвижение гипотез может быть одновременным или последовательным, а гипотеза — либо ошибочной, либо решающей. Данный этап завершается нахождением решения, то есть

открытием (пониманием) нового знания.

2. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, «ориентированной на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребенка”. В классах развивающего обучения активно используются все формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала. Групповая работа может иметь целью выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока.

Широко практикуются различные активные формы организации урока: ролевая игра, соревнование, путешествие, КВН, кроссворд, синквейн, чек лист, квиз опрос и другие

3. Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, в более подготовленном классе можно планировать и целую тему, и весь курс русского языка.

4. Учитель использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в уроке.

5. Учитель поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решение учебной задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

6. На развитие учащихся влияет только их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием.

7. В системе развивающего обучения иной характер заданий, предлагаемых ученику. Упражнения должны давать пищу для ума, поэтому ученикам не только предлагаются задания типа «списать, вставить пропущенные буквы”, «расставить знаки препинания”. Преобладают задания, которые от учащихся требуют размышления —с чего целесообразней начать работу, какое правило объединяет всё задание, чем отличаются упражнения от выполненных накануне.

8. Учителю следует отказаться от традиционной структуры урока: опрос, объяснение, закрепление. Урок в развивающем обучении отличается гибкой структурой. Он может начаться с совершенно нового для учащихся вопроса, связь которого с прежним своим опытом учащиеся осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны преподавателя. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учащихся в активную умственную деятельность, захватывающую их эмоционально.

9. На уроке каждый ученик проводит рефлексию — оценку собственных деятельностных усилий и приобретённых знаний.

10. В целях предоставления широких возможностей для индивидуального развития каждого учащегося практикуются домашние задания, носящие вариативный характер. Они способствуют выявлению интересов, увлечений учеников, выявляют уровень притязаний учащихся (выпишет предложение или составит сам), предоставляют широкий простор для развития образного и логического мышления, наблюдательности, способности соотнести теоретические знания с их практическим воплощением. По желанию учащихся им можно предлагать выполнение работ творческого характера (написание лингвистической сказки, стихотворения с целью лучшего запоминания правила, составление кроссворда, подбор дидактического материала, упражнений для одноклассников) .

1.1. Проблемное обучение русского языка и литературы

Проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Современная дидактика определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

Главные цели проблемного обучения:

- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

- усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении

- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

- развитие профессионального проблемного мышления.

Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведет и к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, но актуализирует, - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач.

Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать:

- активизация развивающего потенциала обучения;

- самостоятельная поисковая деятельность;

- высокий познавательный уровень;

- личностная включенность всех участников в процесс обучения;

- практическая направленность процесса обучения.

М.Н. Скаткин предлагал различать три вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний. При таком изложении учитель не только сообщает ученикам те или иные положения, но, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс ее решения. Такое объяснение учителя, являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. Учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включиться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.

3. Исследовательский метод обучения. Ученики, осознав поставленную проблему, сами намечают план поиска, строят предположение, обдумывают способ ее проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, доказывают, делают выводы. Такой метод возможен, когда ученики достигли такого уровня умственного развития, что они в состоянии осуществлять самостоятельно все этапы поисковой деятельности – от начала до конца в их логической последовательности.

Главные условия успешности проблемного обучения:

1. Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы.

2. Обеспечение выполнения работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного).

3. Значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого.

4. Необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися, относятся с вниманием и поощрением.

Как бы то ни было, но главным понятием проблемного обучения остается учебная проблема. Это понятие предлагается понимать, как диалектическое противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.

Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:

- выявление проблемы,

- формулирование,

- поиск решения;

- решение.

Я в своей работе с учащимися использую различные методы активизации обучающихся с использованием элементов проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке литературы:

- подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (например, противоположные мнения критиков по поводу отдельных художественных произведений или восприятия героев художественного произведения);

-побуждаю обучаемых сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять события, факты (например, сравнить характеры главных героев прочитанного произведения);

- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяю проблемные задачи (например: с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем осмысления предложенной литературы темы устного сочинения, размышления о прочитанном, на преодоление «психологической» инерции).

Проблемные уроки считаем удачными, если

-ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;

- ученики смогли установить связи между явлениями;

- в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;

- если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.

Структура урока русского языка по технологии проблемного обучения.

- актуализация знаний

- мотивация

- создание проблемной ситуации

- определение темы исследования

- формулирование цели исследования

- выдвижение гипотезы

- проверка гипотезы (размышление, дискуссия)

- изложение полученных данных

- вывод по результатам и исследовательской работы

- применение новых знаний в учебной деятельности

- подведение итогов

- закрепление материала выполнением домашнего задания

1.2. Разноуровневое обучение

Признавая право каждого человека быть индивидуальностью, а, следовательно, иметь неповторимый путь развития, школа должна обеспечить ребенку возможность идти своим путем в процессе обучения. Как это сделать? Как построить образовательный процесс, удовлетворяющий возможности и потребности каждого ребенка?

Как уже было сказано выше, эту проблему можно решить благодаря внутренней дифференциации, осуществляемой на основе разноуровневого обучения в гетерогенном классе, позволяющего создать условия для включения каждого ученика в деятельность в соответствии с его зоной ближайшего развития. Основным организационным условием для осуществления данной цели становится созданное относительно стабильных, подвижных групп, позволяющих организовать обучение детей на различных уровнях усвоения одного и того же содержания учебного материала.

Сколько уровней планируемых результатов целесообразно иметь? В практике встречаются разные варианты – от двух до девяти. В нашей традиции привычны три.

1 уровень (А, стартовый) – это основное, главное содержание знания, теоретическая сущность предмета. Первый уровень вскрывает самое главное и фундаментальное и в тоже время самое простое в каждой теме, представляя обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Этот уровень зафиксирован как базовый стандарт.

2 уровень (Б, базовый) – этот уровень расширяет материал первого, доказывает, иллюстрирует, конкретизирует основное знание, показывает функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса.

3 уровень (В, продвинутый) – существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения; требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий; позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

Успешная реализация технологии разноуровневого обучения предполагает также следование определенным принципам и требованиям.

1. Принцип развития каждого ученика (Л.В. Занков): как сильного, так и слабого. Реализация данного принципа предполагает:

- рассматривать минимальный уровень лишь как стартовый для большинства учеников;

- с помощью разноуровневых заданий обеспечить индивидуальный темп продвижения к достижению более высокого уровня;

- возможность выбора учеником заданий более высокого уровня и перехода в другую группу.

2. Принцип осознания учащимися процесса учения (Л.В. Занков), который проявляется:

- в знании и понимании учеником своих возможностей и реального уровня обученности, прогнозировании и планировании на этой основе своей дальнейшей деятельности с помощью учителя;

- в овладении учениками способами деятельности, общеучебными умениями и навыками;

- в рефлексии результатов своей деятельности.

3. Принцип всеобщей талантливости и взаимного превосходства, согласно которому:

- школа должна признать право ребенка сосредоточить внимание на достижении высокого уровня именно в той сфере, которая ему интересна;

- уровень обучаемости ребенка должен определяться не вообще, а относительно конкретных предметов;

- продвижение ученика в обучении нужно определять на основе сравнения достигнутых результатов с его собственными предыдущими результатами.

4. Принцип оперативного психолого-педагогического мониторинга, требующий:

- обязательной комплексной диагностики тех свойств личности, на основе которых осуществляется первоначальное деление на группы;

- постоянного изучения изменений данных свойств и их соотношения в процессе разноуровневого обучения с целью выявления тенденций развития личности и коррекции педагогического процесса, а также помощи ученикам в их самоопределении при выборе того или иного уровня обучения.

Одной из особенностей современной технологической эпохи является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программ различных учебных дисциплин. При этом становится невозможным сохранение прежней ориентации школы на возможно более высокий уровень усвоения школьниками содержания образования по всем предметам, что ведет к резкому возрастанию перегрузки учащихся, снижает мотивацию учения, ухудшает состояние здоровья и пагубно отражается на личностном развитии учащихся. Этот уровень часто является недостижимым для большинства из них и в сочетании с обязательностью обучения в значительной степени препятствует самореализации и самоутверждению школьника в учебной деятельности, осознанию себя как личности, как субъекта данной деятельности.

Особенно часто данная проблема встает перед общеобразовательными школами (какой и является школа, в которой я работаю), так как при поступлении в них нет такого жесткого отбора, как в гимназии и лицеи, а это ведет к тому, что в одном классе оказываются дети с огромной разницей в степени обучаемости. Именно это и заставило учителей школы изучить тему «Разноуровневое обучение» и внедрить в свою практику.

Обращаясь к уровневой дифференциации на уроках русского языка, мы прежде всего исходили из следующего:

- цель должна идти от ученика, а не для ученика;

- на разноуровневом занятии единая цель должна быть расписана по целям для каждого из трех уровней;

- каждая цель предполагает, что учащиеся в конце урока должны: знать …; понимать…; уметь …; описывать …; использовать …; выполнять …; предлагать …; оценивать … и так далее (то есть каждая цель должна быть конкретно поставлена);

- необходимо разводить содержание темы урока по уровням усвоения информации, для каждого уровня в отдельности (согласно поставленным ранее целям);

- один уровень от другого должен отличаться глубиной изучаемого материала, а не включением в него новых тем, разделов;

- объяснение нового материала на уроке ведется исключительно на втором уровне, а все остальные этапы – на трех уровнях.

Излагая материал на уроке на 2 уровне всему классу, учитель, объясняя, делает особы акцент на том, что надо усвоить для 1 уровня (минимума). Затем идет закрепление: фронтальная самостоятельная работа (с частичным выбором уровня заданий).

Далее учитель переходит к закреплению в режиме «диалога», привлекая группу детей 2-3 уровня для разбора заданий с учащимися 1 уровня (добиваясь безусловного усвоения 1 уровня и стимулируя переход ко 2).

Третий уровень предполагает дополнения к объяснению, обобщающее повторение, индивидуальные самостоятельные задания учащимся. При повторении широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий.

Выделяются три варианта уровня дидактического материала для самостоятельных работ:

1 вариант – точно соответствует обязательным результатам обучения;

2 вариант – предполагает включение дополнительных упражнений из учебника;

3 вариант – включает задания из вспомогательной учебно-методической литературы.

Выбор уровня изучения предмета предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет учителю на фоне уровня базового стандарта (2 уровень) решать вопросы 1 и 3 уровней. Для этого учителями нашего филологического методобъединения используются следующие формы организации занятий: работа по группам (столам, рядам и так далее), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско– зачетная система, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, также игровая форма для наших пятиклассников.

Построение разноуровневого урока по русскому языку и само применение разноуровневых заданий зависят прежде всего от типа конкретного урока. Если учитель планирует урок объяснения нового материла, то проводя объяснение нового на высоком уровне (не ниже второго), он применяет разноуровневое обучение на таких этапах: актуализация ранее изученного, первичное и вторичное закреплении нового материала.

На уроке комбинированного типа по принципу разноуровневого обучения строятся следующие этапы урока: проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного, вторичное закрепление нового материала, комплексное применение знаний.

Урок закрепления знаний, умений и навыков имеет уровневую дифференциацию на этапе проверки домашнего задания, устного и письменного опроса, самостоятельной работы, комплексного применения знаний.

На повторительно - обобщающем уроке этапы разноуровневого обучения – это диагностика и самодиагностика уровня обученности, самостоятельная работа.

Контрольный урок проводится в виде диктанта с одним для всего класса текстом и разноуровневыми заданиями.

Таким образом, разноуровневое обучение в основном используется на таких этапах урока, как актуализация ранее изученного, первичное и вторичное закрепление новых знаний, комплексное применение знаний и организация домашнего задания.

Раздел 2. Технология проектного обучения

Проектная методика относится к личностно-ориентированному обучению.

Личностно-ориентированные технологии (Селевко Г.) ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных, безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не просто субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы (разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка), а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.

Метод проектов (Селевко Г.К.) — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Весь процесс базируется на интересах, способностях ученика, который имеет возможность выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную и групповую), оценить сложность проектировочной деятельности.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Ведущие идеи организации проектной деятельности учащихся:

1.В центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

2. Образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

3. Каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;

4. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;

5. Проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;

6. Проектированию можно научиться

Классификация проектов по доминирующей деятельности

Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются

методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ. в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект - исследовательский, точно так же как любой творческий,

ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся участников проекта реализуются в каждом проекте. Необходимо помнить, что речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

2.1. Технология использования в обучении игровых методов

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.

Игровые технологии мы используем как в 5, так и 6 классах. Нам приходится почти каждый день думать: как заинтересовать ребят? Как сделать так, чтобы уроки не проходили однообразно и скучно? Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну «великого и могучего» русского языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Мы убедились, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Использовать игровые технологии можно не только в среднем звене, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают ребята.

По определению, игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Толковый словарь С.И. Ожегова).

По теории развития познавательного интереса Т.И. Щукиной и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И Шамовой педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии используются для решения следующих задач:

- активизация познавательного интереса;

- развитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.

Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде. Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать больше интересных и разнообразных игр при изучении конкретных разделов лингвистики.

Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. Но заигрываться слишком нельзя, потому что на уроках нужно еще и читать, писать, а в игровой форме не каждая тема может быть актуальной. Поэтому в минутку подведения итогов мы стараемся закрепить пройденный материал в разных формах и приемах, чтобы опять же ребятам было интересно.

На уроках русского языка и литературы мы проводим такие игры: «Разгадай анаграммы», «Собери буквы», «Подбери рифму», «Составь синквейн», «Составь ассоциативную цепочку», «Подбери синонимический ряд», «Назови слова на первые две буквы», «Разбор слова», «Лингвисты вперед», «Составь криптограмму», «Подбери эпитет», «Придумай название» «Разгадай кроссворд», «Составь интеллектуальную карту» и т.д.

2.2. Технология обучения в сотрудничестве

    Русский язык и литература традиционно считаются в школе трудными предметами, вызывающими тревожность, неуверенность в своих силах. Если ученик допускает много ошибок в своей работе, то это говорит о необходимости дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. Следовательно, нужно предоставить нашим ученикам возможность дополнительной практики, причем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Обучаясь в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопрос, соответственно, он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А если ученик обучается индивидуально, тогда он замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается — это его проблемы. Технология преподавания русского языка и литературы учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков.

Из перечисленных проблем возникла необходимость поиска альтернативы традиционным методам, так как традиционная система образования не дает возможности широко осуществлять личностно ориентированный подход к учащимся.

В своей педагогической деятельности мы столкнулись со следующими проблемами:

между основами традиционного обучения школьников и новыми технологиями;

между упрощенными вариантами контроля, ориентирующими детей на запоминание, а не на анализ, сравнение, творчество;

усвоение материала частично происходит на уроке, а в основном - дома, а ведь не секрет, что добросовестные дети перегружены домашними заданиями, что приводит к ухудшению здоровья.

Обозначить проблемы и найти пути их решения!

Где искать? В методической литературе, в педагогическом опыте, позволившем решить эти проблемы и устранить противоречия:

между фронтальными формами обучения и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика;

стремление ребят к самостоятельности в работе и неумение организовать свою учебно - познавательную деятельность и управлять ею;

стремление работать в группе и неумение работать в коллективах;

необходимостью развивать творческий потенциал каждого ученика и отсутствием условий работы с каждым.

Актуальным в нашей педагогической практике является то, что сочетая дифференцированное обучение и используя технология учебного сотрудничества, значительно повышается эмоциональное, положительное отношение к совместной деятельности и деловые отношения на уроках у учащихся, а так же уровень коммуникативных универсальных умений и навыков.

Применяем элементы технологии обучения в сотрудничестве, делая ставку на работу в малых группах, основываясь на принцип вариативности, дающий возможность выбирать, компоновать известные элементы с собственными разработками. Технология должна постоянно обновляться новыми методами и приемами, а проверка этих внедрений - результаты работ ребят.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия, вовремя восполнить пробелы в знаниях и умениях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, учит самоконтролю и взаимоконтролю и воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:

диагностика первоначальных знаний и умений по предмету;

определение базового уровня подготовки учащихся;

тематическое планирование уроков с применением данной

технологии;

организация малых групп;

обучение поведению при работе в малых группах;

оценивание работы группы;

итоговый контроль знаний и умений.

2.3. ИКТ на уроках русского языка и литературы

В современном обществе, наверное, не осталось педагогов, не понимающих, что урок с применением современных педагогических и информационных технологий – это качественно новый тип урока.
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения. Применять всевозможные ресурсы, платформы и т.д.

Для ученика это существенное расширение возможности самостоятельной работы: заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент – моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов.

Для учителя
— это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога;
— это расширение информационной емкости и плотности урока;
— это соответствие требованиям, предъявляемым не только педагогическим и ученическим, но и родительским сообществами;
— это понимание своей востребованности, конкурентоспособности.

Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Еще К.Д. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.

Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Соединение лингвистического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно-воспитательному процессу личностно – ориентированный характер, раскрепощает творческие возможности учащихся, что, несомненно, является частью индивидуализации учебного процесса.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные  траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностям; наполнить уроки новым содержанием; развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; формировать элементы информационной культуры; прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; идти в ногу со временем.

Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, поместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.  Если же в презентации уроков удастся вставить видеоролики и анимацию, то проблема наглядности будет решена полностью, уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.

Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.

Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целями тестирования являются самодиагностика, проверка усвоения нового материала, базового уровня. Компьютерное тестирование более привлекательно для детей, чем бланковое, результат они видят сразу, могут тут же увидеть и исправить свою ошибку, выбрать тест по своему уровню. Это приводит к сохранению психики ребёнка, так как они видят свободу выбора и не оценку учителя, с которой бывают не всегда согласны, а оценку компьютера, с которой им сложно не согласиться.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения. Сразу хочется оговориться, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, т.к класс приходится чаще всего делить на группы. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий

Общие методы, связанные с применением средств ИКТ:

наглядные методы (демонстрация иллюстраций, наглядных пособий, презентаций);

практические методы (практические компьютерные работы);

проблемное обучение;

метод проектов;

ролевой метод.

Можно выделить следующие приемы применения компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы:

Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного.

Компьютерные тесты — это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа.
Для учителя тест служит вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения.
Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу.

Можно также использовать электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

Медиатексты в электронном формате (компьютером, Интернетом) (имеется возможность "скачивать" на компьютер материал.При хорошем оснащении компьютерной техникой художественные тексты можно применять на уроке для анализа поэтического или прозаического текстов, для анализа эпизодов. Ученики, используя возможности компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и синтаксические фигуры, определяют рифму, размер и т.д. Каждый ученик работает самостоятельно, т.к. перед каждым есть текст художественного произведения.

Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, при использовании словарей, энциклопедий имеют возможность создавать слайды по следующим разделам:

словарно-орфографическая работа;

работа с литературоведческой статьей;

обзор творчества поэта, писателя;

подготовка доклада о писателе, поэте;

изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).

Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).
Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа - технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

- увеличивает объем использования наглядности на уроке;

- экономит время учителя при подготовке к уроку.

Необычайно интересна работа с использованием нейросети.

Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

психологически облегчает процесс усвоения;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор учащихся;

повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Она используется для оформления результатов групповой работы выпуска газеты, информационного листка

Использование ресурсов сети Интернет
 Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
•    целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
•    видеть   информацию   в   целом,    а   не    фрагментарно,    выделять   главное   в информационном сообщении.

Использование интерактивной доски и программного обеспечения SМАRТ
    Воагd (ПО, предназначенное для интерактивной доски, в проекте).
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать.

Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;

увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по литературе;

повышает качество обучения;

усиливает интерес к изучению предмета;

рационально распределять время урока;

доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.

Так мы понимаем, что для того, чтобы научить обучающегося искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке.

2.4. Выводы

Исследовательская работа на тему «Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка и литературы в общеобразовательной школе как одно из условий оптимизации учебного процесса» посвящена изучению эффективности использования современных образовательных технологий в учебной деятельности при изучении русского языка и литературы в условиях современного образовательного учреждения.

Исследовательская работа рассматривает современные образовательные технологии, которые применяются в учебном процессе при изучении русского языка и литературы.

Данная работа направлена на формирование определенных умений и навыков обучающихся, необходимых в практической деятельности, с учетом использования современных образовательных технологий в образовательном процессе.

В ходе прохождения курсов в Донецком республиканском институте (2023г) и Ставропольском институте последипломного образования(2023 г.)

-узнала очень много нового, полезного в работе, пополнили свой багаж ЗУН, повысила квалификацию филолога, а также уровень коммуникативной деятельности, так как пришлось общаться с незнакомыми людьми, находить подход, строить диалог, делиться опытом и получать взамен информативные помощь-консультации.

- изучила теоретический материал о современных образовательных технологиях (педагогических технологиях) в образовательном процессе при изучении русского языка и литературы в условиях современной школы;

- выявила степень эффективности использования современных образовательных технологий в рамках реализации ФГОС;

- разработала и внедрила комплекс мероприятий по теме курсов повышения квалификации

- проработал несколько модулей в виде тестирования

- выполнила ряд практических работ, которые теперь сможем применять на уроках русского языка и литературы

- усвоила новые инструменты основ образования, государственные стандарты ФГОС как совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ

Список использованной литературы

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [ Текст]. - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с..

Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина. Волгоград, 2011.

4. Занимательная стилистика. Авт-сост. И.Б. Голуб, Д. Э. Розенталь. Москва, 1988 г.

5. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно – воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2008.

6.Осмоловская И.М. Дидактические принципы организации дифференцированного обучения в школе. М: ИТОП РАО, 2001.

7. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] / Е.С. Полат. – М.: Академия,