* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .rvts9 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;}

Возможности и опыт использования педагогических идей

профессора И.М.Чередова в современном образовательном процессе

Использования групповой и индивидуализированной форм работы в учебном и воспитательном процессе в начальной школе

Литвинова Марина Владимировна, Мешалкина Ольга Павловна

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 83»

Аннотация: в статье предложен материал об актуальности использования групповых форм работы в учебном и воспитательном процессе в начальной школе

Ключевые слова: дифференциация, системно-деятельностный подход, групповые формы работы

Повышение эффективности учебной работы И.М.Чередов связывал с коллективным характером познавательной деятельности учащихся. Он предлагал искать пути создания необходимых условий для проявлений активности всех учащихся. И эту работу нужно начинать уже с первого класса.

Ведь не секрет, что часто в 1 класс приходят дети, которые не посещали ДОУ, как следствие этого, у них отсутствуют навыки социализации. Дети не умеют общаться, порой бывают обидчивыми, агрессивными, застенчивыми (боятся в чем- либо себя проявить).

Наблюдая за такими детьми, мы увидели их сложности и трудности в общении со сверстниками. В связи с этим у нас возникла идея разработать программу, которую мы так и назвали «Учимся жить вместе».

Возраст младшего школьника – очень важный для формирования правильных жизненных установок и ориентиров. Именно в этот период по-настоящему начинается процесс социализации. Ребенок учится жить в коллективе, выполнять свои обязанности, приобретает опыт общения.

Наша задача помочь адаптироваться ребенку в сложном, постоянно меняющемся мире, помочь каждому стать решительным, творческим, стать успешным.

Поэтому в программу мы включили занятия на знакомства, на общение, на умения простраивать отношения друг с другом, конфликты и умения их разрешать. Занятия, на которых мы говорим о нравственных качествах человека, таких как доброта, сопереживание, бескорыстие, отзывчивость..., два занятия посвящены особенным детям, потому что они сейчас приходят в школу и находятся рядом с нами.

В основе нашей программы лежит деятельностный подход, которому большое внимание уделял И,М.Чередов.

И.М. Чередов был убежден в том, что повышению эффективности учебной работы во многом способствует индивидуализированная форма обучения. Эта форма предполагает такую организацию и методику работы, при которой каждый обучающийся выполняет самостоятельное задание с учетом его индивидуальных учебных возможностей.

В своей работе при первичном контроле мы используем дифференцированные задания. Сначала мы сами определяем уровень обучаемости и обученности учащихся и выдаем разноуровневые задания.

Например, на уроке математике при решении задач первая группа (с низкими учебными возможностями) получает задание:

У хозяина было 12 кроликов: 8 чёрных, а остальные белые. Сколько было белых кроликов?Задания:1)Прочитай задачу.2)Рассмотри схему. 3)Оформи решение задачи.

Вторая группа (со средними учебными возможностями) – задание:

У хозяина было 12 кроликов: 8 чёрных, а остальные белые. Сколько было белых кроликов?Задания:1)Прочитай задачу.2)Заполни схему. 3)Оформи решение задачи.

Третья группа (с высокими учебными возможностями) – задание:

У хозяина было 12 кроликов: 8 чёрных, а остальные белые. Сколько было белых кроликов?Задания:1)Прочитай задачу.2)Составь схему. 3)Оформи решение задачи.

Такой вид работы позволяет каждому ребенку быть успешным. Мы разрабатываем для каждого индивидуальный образовательный маршрут, формируя универсальные учебные навыки.

В 3-4 классах дети сами выбирают уровень задания с учетом своих учебных возможностей. Для работы предлагаются задания трех уровней:

1 уровень промаркирован синим цветом

2 уровень – желтым цветом

3 уровень – зеленым цветом

При выборе задания дети показывают маркер на «Говорящих полях» в своих тетрадях. В ходе работы ученик может поменять маркер задания. Это дает возможность и нам, и ученику увидеть на каком учебном уровне он находится. Очень важно учителю увидеть, проконтролировать, чтобы «сильный» ученик не брал более легкие задания, а стремился к развитию своих возможностей. А «слабый» «не засиделся» на одном уровне.

И.М. Чередов в своих трудах подчеркивал, что успешность организации и результаты учебного процесса зависят от знания учителем учебных возможностей отдельных учащихся и всего класса. Знания этих возможностей позволяет подбирать оптимальные условия для работы с каждым учеником.

Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена «сильными» учениками, они (тьютеры) помогают обучать «слабых» и «средних» учеников. Многие учащиеся хотят быть в роли тьютера, помогая другим в усвоении материала, сами стремятся повысить свои результаты. А учитель в это время становится координатором между тьютером и его учеником. Именно тьютер определяет, когда его подопечный будет сдавать учителю изученный материал.

Повышение эффективности учебной работы И.М.Чередов связывал с коллективным характером познавательной деятельности учащихся.

Наш опыт работы показывает, что групповая форма работы позволяет активно вовлекать каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная. Нами замечено, что дети с низкими учебными возможностями в группах не боятся говорить и спрашивать. И это говорит о повышении их активности, что дает им возможность быть более успешными.

Групповая форма работы применяется на разных этапах урока.

Так, например, при изучении нового материала, когда создается проблемная ситуация, дети, работая в группе, совместно находят пути ее разрешения.

При повторении домашнего задания на уроках литературного чтения и окружающего мира используется прием «Пересказ по кругу». Начинают пересказ более успешные ученики. По истечении определенного времени происходит смена рассказчика. При затруднении в ответе более слабый ученик всегда сможет получить помощь.

Все мы знаем, что современные дети мало читают. А ведь благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Поэтому групповую форму работы мы используем и на уроках внеклассного чтения. Заранее дети получают задание прочитать произведение, например, В Осеевой. Каждая группа выбирает свой рассказ. В течение недели ребята читают и готовят презентацию (в виде: диафильма, инсценировки отрывка, лепбука, рекламы, презентации, приема «Неоконченная история» и др.)

Задача каждой группы так представить свое произведение, чтобы другим захотелось его прочитать. Потом проводим соревнования, какое произведение прочитано большим количеством учащихся.

И.М. Чередов уделял внимание групповой форме работы не только в учебном процессе, но и в воспитательном. Так и мы, готовя любое мероприятие, разбиваем детей на группы/звенья. У каждого звена свое задание: оформление класса, подбор конкурсов, песен.... Весь сценарий делится между звеньями, и каждое звено отвечает за свою часть. К работе привлекаются и родители. Учитель координирует действия всех. Такая форма работы сплачивает . Ученики приучаются к самостоятельности, ответственности, организованности.

Дидактические исследования профессора И.М.Чередова в своей работе опирались на концепцию деятельностного подхода, выдвинутую выдающимися психологами. И на сегодняшний день реализовать в полной мере групповую работу помогает именно системно-деятельностный подход.

Такая работа дает возможность детям проявлять инициативу, они начинают саморазвиваться: рассуждают, додумывают, высказывают свою позицию, отстаивают ее, прислушиваются к другим и уважительно относятся к чужому мнению. Детей можно сравнить с «цветами», которые «полили» и они расцветают.

В своей работе мы видим, что и наше время мысли, и труды И.М. Чередова остаются актуальными и востребованными.

Библиографический список

1.Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе/ И.М.Чередов.-М: Просвещене, 1988 – 159 с.

2.Иохвилов,В.В. Деятельностный подход в трудах И.М. Чередова [Электронный ресурс]/В.В.Иохвидов, В.Г.Веселова // Личность, семья и общество: материалы V междунар. Научно-практ.конф.Часть1. Новосибирск: Сибак, 2011. – URL: https://sibac.info/conf/pedagog/v/36172

3.Программа «Учимся жить вместе», составители М,В.Литвинова, О.П.Мешалкина