Исследование практики применения социального контракта в РФ
Багышова Айгун Мейбулла Кызы, ГБПОУ «ПГК»2 кур, ПСА-21
Научный руководитель – Абрамян Кристина Георгиевна,
преподаватель юридических дисциплин
Социальный контракт предоставляется гражданам с 2013 года. Сегодня социальный контракт – это единственный инструмент, который позволяет не только поддержать доходы семьи на период выплаты, но и преодолеть причины бедности в долгосрочной перспективе. Все иные формы предоставления социальной поддержки привязаны к конкретной жизненной ситуации: это рождение ребёнка и достижение им определённого возраста, потеря работы, временная и постоянная утрата трудоспособности.
Объектом исследования является общественные отношения по внедрению социальной помощи малоимущим категориям населения в форме социального контракта, а также особенности ее применения в субъектах Российской Федерации (Самарской области).
Предметом исследования является совокупность норм российского права, регламентирующих права на получение социального контракта.
Гипотеза исследования :социально-контрактные отношения как механизм преодоления бедности современной российской семьи способствует увеличению благосостояния за счет активизации ее ресурсного потенциала, происходящего благодаря сопровождению со стороны специалистов органов социальной защиты, целевой материальной поддержки государства, развития у членов семьи навыков, накопления знаний, включения в новую социальную деятельность и в результате получения дополнительных источников дохода.
Цель исследования – рассмотреть особенности применения социального контракта как инструмента социальной защиты населения в Российской Федерации (на примере Самарской области).
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
раскрыть теоретические аспекты реализации социального контракта в РФ
выявить проблемы и перспективы заключения социального контракта как инструмента социальной защиты населения Российской Федерации
провести анализ практики применения социального контракта в Российской Федерации;
Основное условие для заключения социального контракта – это среднедушевой доход семьи на уровне ниже прожиточного минимума. Для того чтобы у семьи появился дополнительный долгосрочный источник дохода, гражданин в рамках социального контракта может получить помощь в поиске работы, обучении, организации своего дела, преодолении сложной жизненной ситуации, а также в ведении личного подсобного хозяйства.
Условия программы предусматривают, что до 350 000 рублей можно получить на открытие бизнеса, до 200 000 рублей — на развитие личного подсобного хозяйства. Для выхода из трудной жизненной ситуации определяется индивидуальный размер единовременной или ежемесячной поддержки.
Аудиторы обратили внимание, что в десяти регионах с высоким уровнем охвата соцконтрактами (6–11,5%) доля граждан, у которых повысились доходы и которые смогли преодолеть бедность, не превышает среднероссийскую. Наихудшие результаты по доле граждан, вышедших из бедности, показали Ингушетия и Тюменская, Тамбовская, Орловская, Сахалинская области (ниже 10%). Лучшие результаты по этому же
показателю у Смоленской, Костромской, Курской областей, Тувы и Ямало- Ненецкого автономного округа (38–40%). В целом показатели эффективности программы по регионам находятся в диапазоне от 8,9% до 42,2%.
Счетная палата назвала ряд претензий к реализации СК:
У потенциальных получателей помощи — «низкий уровень знаний для составления бизнес-планов, отсутствие у них информации о возможностях, требованиях и условиях ведения того или иного
бизнеса»;
Работники органов социальной защиты «не всегда могут квалифициров
анно оценить представляемые гражданами бизнес-
планы»;
Контракт на преодоление трудной жизненной ситуации «позволяет решить острые бытовые проблемы, но при этом не приводит ни к росту доходов, ни к появлению мотивации обеспечивать себя
самостоятельно, ни к
трудоустройству»;
Не все участники
соцконтрактов
на развитие личного подсобного хозяйства показали, что «настроены на многолетний период развития своего подсобного хозяйства, в том числе на реализацию продукции в период более одного года»;
Участники прогр
аммы нередко «перестают выходить на связь с сотрудниками социальной защиты, отказывают в предоставлении сведений после окончания», что мешает объективно оценить эффективность принимаемых мер по преодолению порога бедности.
Самарская область стала одним из немногих регионов, где уже десять лет действует такая мера социальной поддержки, как социальный контракт.
На получение социального контракта могут рассчитывать те, кто по не зависящим от себя причинам попал в трудную жизненную ситуацию и чей доход ниже прожиточного минимума; семьи с несовершеннолетними детьми;
семьи, в которых есть неработающие пенсионеры и инвалиды; одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды.
Социальный контракт также можно использовать на прохождение профессиональной подготовки и переподготовки (до 35 тыс. руб.), ведение индивидуальной предпринимательской деятельности (до 50 тыс. руб.), преодоление трудной жизненной ситуации. Еще социальная помощь оказывается малоимущим семьям на приобретение и установку приборов учета ресурсов (воды, света, газа), а также на замену газового котла (до 10 тыс. руб.).
После заключения контракта сотрудник КЦСОН будет осуществлять контроль за его выполнением на протяжении срока действия (от 3 до 12 месяцев). Через три года после завершения контракта семья снова сможет обратиться за получением данной выплаты.
Подача заявления на оказание социальной помощи на основании социального контракта и определение его суммы осуществляется в центрах социального обслуживания населения по месту жительства, где работники центра осуществляют свою работу также на основании должностного регламента социального работника.
По социальному контракту безработному полагаются: четыре выплаты
— при заключении контракта и в течение 3 месяцев после устройства на работу; оплата обучения стоимостью до 30 000 р; стипендия в период учёбы; оплачиваемая стажировка у будущего работодателя.
Около девяти миллионов малоимущих семей и одиноких граждан смогут улучшить свое материальное положение при помощи социального контракта к 2025 году, заявил директор департамента комплексного анализа и прогнозирования Минтруда России Ольга Родионова. Благодаря соцконтракту половина нуждающихся семей смогут выбиться из бедности. В отличие от выплаты пособий здесь действует принципиально другой механизм - не просто дать нуждающимся денег, а помочь им перейти на самообеспечение.
Необходимость перехода на новые технологии оказания адресной социальной помощи малоимущим слоям населения, обладающим, тем не менее, трудовым или имущественным потенциалом, осознается сегодня на всех уровнях принятия решений. Не случайно поэтому, в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача повышения эффективности выплат социальных пособий путем внедрения системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи бедным.
Существующие в большинстве регионов программы оказания адресной социальной помощи направлены на поддержание нуждающихся семей путем адресных выплат в виде пособий. Эта важная компонента социальной политики, но не достаточная с точки зрения помощи семье в поиске выхода из трудной жизненной ситуации, в активизации адаптивных способностей взрослых членов семьи.
В первую очередь, под современными технологиями предусматриваются активные действия гражданина в целях преодоления трудной жизненной ситуации.
Для повышения эффективности региональных программ адресной социальной помощи населению требуется переход на качественно иные принципы ее предоставления, предполагающие активное участие семьи в решении своих проблем.
Но для того, чтобы перейти на новые технологии социальной работы, необходим длительный этап подготовки, как профессиональной, так и структурно-организационной составляющей всей системы социальной защиты. В условиях экономического кризиса и ограниченности финансовых ресурсов важнейшей целевой группой для программ социальной поддержки должно быть малоимущее и малообеспеченное население, а оценка степени
«адресности» социальной поддержки должна играть определяющую роль при выборе приоритетов и оценке эффективности социальных программ. Проводимая в большинстве регионов политика оказания социальной помощи
только отдельным социально слабо защищённым категориям граждан требует существенной корректировки.
Проведённое исследование опыта внедрения социального контракта и его применения позволяют сделать следующие рекомендации:
необходимо усиление адресности в предоставлении социальной помощи, а для этого важно строго следовать методике оценки материального по
ложения семьи / одиноко проживающего гражданина. В настоящее время вопрос стоит об учете дохода или установлении вмененного дохода от личного подсобного хозяйства, особенно в регионах благоприятной климатической зоны, а также оценки дохода от предпринимате
льской деятельности в случае, если формально его нет;
социальная помощь должна предоставляться всем малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, у которых по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в
регионе;
введение нового для многих регионов вида государственной социальной поддержки - адресной социальной помощи с использованием социального контракта, - должно проводиться с использованием
современных социальных технологий, что поможет перенести акце
нт на помощь семьям в
самообеспечении
и существенно ограничит распространение иждивенческих настроений.
В первую очередь, под современными технологиями предусматриваются активные действия гражданина в целях преодоления трудной жизненной ситуации.
Для повышения эффективности региональных программ адресной социальной помощи населению требуется переход на качественно иные принципы ее предоставления, предполагающие активное участие семьи в решении своих проблем.
Приложение А
Анкета гражданина, претендующего на заключение социального контракта
При выборе данного направления указывается конкретный вид получения профессиональной подготовки (профессии): парикмахер, мастер маникюра (педикюра), бухгалтер, программист, водитель (категория), тракторист, электрик, машинист котельной, швея и т.д.