Исследовательская деятельность в ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель исследовательской деятельности: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

 

Задачи исследовательской деятельности:

Формировать способн

ость видеть многообразие мира;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в

процессе экспериментирования

Развивать речь;

Расширять перспективу развития поисково-познавательной 

деятельности

, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Вступление:

Организация исследовательской деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является важным качеством человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.

Приходя первый раз в детский сад,ребёнок начинает задумываться зачем и для чего, он сюда попал, он начинает плакать, капризничать и ищет защиты у мамы,у него появляется страх,чтов детском саду все чужие для него и не здесь ему не понравиться. Но с каждым днём приходя в детский сад, ребёнок начинает осваиваться и привыкать, проявляет интерес к окружающим предметам, людям, ему хочется познать, то, что вокруг него, заводит много друзей, с которыми ему интересно играть, общаться, совершать открытия. Ребёнок понимает, что он не один. С ним рядом есть люди, которые ему подскажут и помогут. Общая задача родителей и воспитателей - помочь ему безболезненно вступить в жизнь детского сада.

Дошкольное учреждение призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию каждого ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы детей.

Поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, которая требует теоретического и практического решения.

     Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особое внимание заслуживает исследовательская деятельность. В процессе исследовательской деятельности дети изучают строение мира.

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Также это активность ребёнка, направленнаяна постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира их упорядочение и систематизацию. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, быстрее и полноценнее он развивается.

     Крепко и надолго знания усваиваются тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе являются исследователями, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может, он радуется даже самому маленькому открытию.

Но бывает так что у большинства детей с возрастом интерес к исследованиям пропадает. Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Часто сами того не замечая, мы говорим ребёнку«Отойди от лужи, испачкаешься!  Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!». И тем самыммы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям. Проходит время, и ему становится совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

 А для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно поддержать их стремление исследовать все и вся.

 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.   

      

Введение:

Изучение особенностей развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста обусловлено тем, что в настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий и личностный потенциал. Тема развития исследовательской деятельности привлекает внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков (Ю.К. Бабанский, И.Д. Зверева, В.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков).

При этом в современной психолого-педагогической литературе акцентируется, что основным средством развития исследовательских умений у детей выступает экспериментирование. Данный метод позиционируют как близкий к идеальному и характеризуетсятеоретической и практической разработанностью педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.

 

 

 

 

 

 

Актуальность:

Актуальностью данной темы является то, что исследовательская деятельность детей направлена на получение знаний, которые интересны детям и которые выходят за рамки образовательной программы детского сада. Также исследовательская деятельность помогает детям усваивать свои исследовательские навыки и умения, которые ему необходимы для адаптации в окружающем мире. Актуальным является и то, что исследовательская деятельность помогает развивать коммуникативное общение и может протекать в творческом процессе взаимодействия воспитателя и воспитанников.

Основами исследовательской деятельности являются:

1. Поисковая активность – это поведение направлено на изменение ситуации или отношения к ней при отсутствии определенногопрогноза его результатов, но при постоянном учете степени егоэффективности.

  2. Исследовательское поведение – это поведение, направлено на поиск и получение новой информации из внешнего окружения.

  3. Исследовательская активностьэто естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, хочет все знать: исследовать, открывать, изучать, делать шаги в неизведанное.

Основным методом детской исследовательской деятельности является экспериментирование. 

Главное достоинство данного метода – контакт ребенка с предметами или материалами, что дает детям реальное представление об объекте, его свойствах, качеств, возможностей.

Структура детского экспериментирования:

1. постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

2. целеполагание (что нужно сделать для того чтобы решить проблемы);

3. выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

4. проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

5. анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось);

 

 

 

 

 

 

 

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

 

Над осуществлением поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например, изучение гласных можно начать с проведения исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

Коллективная.

Занятие, направленно

на развитие

исследовательской деятельности и

проводится

в групповой форме соблюдая принципы

:

доступности

(каждый воспитанник участвует в процессе исследования),

структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),

непродолжительности (следует избегать пере утомляемости

, обязательно нужно осуществлять

игровые элементы и физические упражнения

во время

занятия).

Подгрупповая.

Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).

Индивидуальная.

Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если

ребёнок

отстаёт

по уровню

знаний и умений в

группе,

если возможно развить возникший интерес к изучению чего-либо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и приёмы

 

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности можно выделить актуальные для использования в ДОУ:

 

1.Эвристический метод. 

 

Педагогами создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом, возникает сплочённость группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые птицы перелётные, а некоторые неперелётные». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

2.Наблюдение.

 

Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей.

 

3.Опыты и эксперименты.

 

Данный метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами, малыши приобретают сведения об их свойствах. Дети с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания. Проводить опыты нужно начинать с детьми младшей группы, побуждая к желанию самостоятельного экспериментирования по достижении старшего дошкольного возраста

 

4.Проектная деятельность.

Данный вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей, педагога и родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются мыслительные способности и творческие навыки ребёнка.

 

5. ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач пришла в педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми младшего возраста. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. В нашем детском саду ТРИЗ-технологии реализуются в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла Саша - растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

Этапы исследовательской деятельности дошкольников

 

Этап исследования

Пример структуры исследования «Как растения пьют воду?»

1. Постановка проблемы

Выяснить, каким образом растения потребляют воду

 

2.Целеполагание

Воспитанники предлагают варианты решения проблемы и приходят к единому мнению, что нужно провести наблюдение за потреблением воды любым растением.

 

3. Выдвижение гипотез

Воспитанники думают и предполагают, как можно сделать этот процесс зримым для человеческого глаза.

 

4. Проверка гипотезы

Каждый воспитанник разводит в стакане с водой пищевой краситель, ложит в раствор лист капусты.

 

5. Анализ полученного результата

Утром ребята видят, что капустные листы приобрели те оттенки, что и растворы, в которых они простояли ночь.

 

6. Формулирование выводов

Вода поднимается по стеблю к верхушке растения. Соответственно, если растение произрастает в почве, то есть начинает «пить воду» нижняя часть, т. е. корни.

 

 

 

 

 

Виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

Вид познавательно-исследовательской деятельности

Примеры реализации в работе с дошкольниками

 

1. Поисково-исследовательская

Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов реализуется в беседах («Для чего нужно мыть руки с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).

 

2. Учебно-познавательная

Самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.

 

3. Познавательно-практическая

Стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путём. Реализуется в опытах и экспериментах.

 

4. Предметно-исследовательская

Совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях различных материалов (дерево, бумага, пластмасса, краски) живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года.

 

 

 

Мотивирующее начало занятий

 

Исследовательские способности заложены в природе человека и проявляются в первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится всё сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и материалы для исследования.

Педагогу важно организовать так занятие по познавательной деятельности,

чтобы у воспитанников было стремление к обретению новой информации. 

Часто практическая сторона вызывает у детей яркие положительные эмоции и иногда в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начинать занятия с посвящения активации внимания и усилению мотивации к решению проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки, иллюстрации книг), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки, пальчиковая гимнастика, беседы, в процессе которых дошкольникам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в самом раннем детстве и представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшее выделение предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождает игру, продуктивную деятельность в виде ориентировочных действий, опробования возможностей нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому: почему, зачем, как, для чего?

Значение исследовательской деятельности для детей:

Обогащение памяти ребё

нка, активизируются его мыслительные

процессы

2) Развивается речь ребенка.

3) Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.

4) Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать разные предметы и явления для достижения результата.

5) Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

 Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как и «почему. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – само выражаться.

В процессе исследовательской деятельности у ребёнка идёт развитие познавательной активности и любознательности, происходит обогащение памяти активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. Ему приходится измерять, считать, сравнивать, развивается эмоциональная сфера и его творческие таланты.

Использование исследовательской деятельности очень значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно — персептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития.  Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют ориентировочной активности и не справляются с решением наглядно-практических задач, затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:

– Когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Сначала ребенок бескорыстно опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет способы её достижения. В данном случае ребенок удовлетворяет свои потребности, интересы и волю.

1. когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

2. Модель исследовательских технологий совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

Проблемная ситуация

Проблема,

ее формулирование

(выявление непонятных явлений – постановка проблемы)

Выдвижение предположений

Подбо

р материала для проверки предположений

Проверка предположений

Формулирование и

оформление вывода

 

Проблемная ситуация это ситуация, при которой ребенок хочет решить какие - то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.

Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.

Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.

 

При организации исследовательской деятельности с детьми в нашем детском саду мы используем такие формы работы как:

 

НОД;

 

бес

еды познавательного

характера;

 

дидактические и развивающие игры, упражнения;

 

эксперименты и опыты;

 

наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

 

экскурсии и

прогулки;

 

работа в уголках природы;

трудовые поручения.

 

Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм исследования он может овладеть.

Работа с детьми младшего дошкольного возраста, направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

В старшем дошкольном возрасте начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов.
Таким образом, работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи объектов и явлений.

В детской научной лаборатории мы выделили:

1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты редких предметов (раковины, камни, кристаллы)

2) место для приборов

3)Место для хранения материалов (природного, бросового)

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, стружка, пенопласт)

В экспериментальных уголках могут быть:

приборы-помощники (увеличительные стекла, магниты, микроскопы,

песочные часы, компас

);

разнообразные сосуды из различных материалов

(пластмасс, стекло, металл)

;

природный материал (камешки, песок,

раку

шки, шишки

)

;

утилизированный материал (проволока, пластма

сса, кусочки кожи, дерева

);

технические материалы (скрепки,

детали конструктора

);

разные виды бумаги;

медицинские материалы (пипетки, колбы,

мерные ложки)

Для грамотного осуществления исследовательской деятельности с детьми, собраны методические материалы:

– рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности;

– памятка о проведении занятия-экспериментирования;

– конспекты НОД по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах;

– картотека опытов;

- карточки-схемы;

- методическая литература.

В процессе экспериментирования идет развитие психических процессов. У ребенка возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.

Поэтому важно включать исследовательскую деятельность в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

С помощью наблюдений дети познают внешние параметры объектов природы (строение, окрас, запах и др.) приобретают навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, рассказы детей на основе наблюдений и т.д.).

Во время прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности.

Прогулка – это время, когда воспитатели могут приобщать детей к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизнирастений и животных, а у детей появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Опыты, наблюдения и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.

 

Вывод:

 

Таким образом, целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию. И конечно же не запрещать ребёнку заниматься исследовательской деятельностью, делать для себя новые открытия и познавать окружающий его мир. Нужно помочь ребёнку идти в правильном направлении, раскрыть его способности и таланты, стараться поддерживать его во всём. Пусть ребёнок самостоятельно для себя открывает и исследует окружающий его мир.

 

Список использованной литературы:

 

1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» Методическое пособие. - М.: Мозаика - Синтез, 2007 .

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2012.

4. Вераксы Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Методическое пособие. – М.: Москва – Синтез, 2012.

5. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации. – М.: Аркти, 2010.