Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
Детский сад «Огонек»
Исследовательская работа на тему:
«Зачем нужна шерсть?»
Выполнила:
Макарова Полина,
6 лет
Руководитель:
Маршалова Н. Г.
воспитатель
Абакан 2024г
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..…...3
Основная часть
1 Теоретическое изучение материалов о шерсти
История происхождения шерсти
……………………………
…….
…
4
2 Практические исследования…………………………….………………...... 4
2.1 Описание практической работы «Валяем варежку»
2.2 Подарок для мамы (бусы)
2.3 Изготовления картины из шерстяных ниток (ниткография)
2.4 Шерстяной мышонок
Заключение………………………………………………………………………6
Введение
Актуальность проблемы
Мы живем в Сибири и зима в наших краях, бывает очень холодной. Часто бывает мороз и дует сильный ветер. Несмотря ни на какие холода, мы любим прогулки. Поэтому мы предпочтения отдаем шерстяным вещам они не только теплые, но и модные. Всё чаще в современную моду входят разные виды рукоделия, вязания, валяние, вязаные кофты и свитера, пуховые шали и шарфы, варежки и валенки, словом, всё то, что сделано руками мастериц. Поэтому в зимний период года мы надеваем теплые вещи, которые спасают и защищают нас от суровых условий погоды. Так же актуально сегодня носить валяную обувь, по праву считающуюся лучшей обувью для зимы.
Объект исследования
История возникновения шерстяных вещей, изготовления в домашних условиях.
Предмет исследования
Шерсть и ее свойства.
Цель исследования
Самостоятельное изготовление шерстяных вещей.
Задачи исследования
1) проанализировать литературу и Интернет-источники по теме: «Что такое шерсть», «Как появились шерстяные вещи»
2) Изучить и апробировать приемы получения шерсти и шерстяных изделий, с помощью различного инструментария.
3) осуществить практическую работу по изготовлению шерстяных вещей.
4) Создание поделок из шерсти
Методы исследования
1) работа с литературой и Интернет-источниками;
2) выполнение практической работы, создание поделок из шерсти.
Гипотеза
Если мы узнаем, как изготавливаются шерстяные вещи, то мы сами сможем их с
Основная часть.
1.Теоритическое изучения материалов о шерсти.
Гуляя с ребятами на прогулке, я обратила внимание на то, что у некоторых детей очень быстро начинают замерзать пальчики в своих варежках, а некоторые ребята могут долго гулять и играть в снегу, и руки у них не мерзнут. А в валенках гораздо теплее и комфортнее, чем в сапожках. И я задала вопрос воспитателю - «А почему в одних варежках рукам тепло, а в других пальцы быстро замерзают?» И почему валенки считаются самой лучшей зимней обувью? Мне ответили – «Потому, что они шерстяные». Мне очень интересно стало - «Как появляются шерстяные вещи?», «Что такое шерсть?», «Что из нее можно сделать?» Я предположила ( выдвинула гипотезу), если я узнаю как получаются шерстяные вещи, то и сама смогу их сделать.
1.1 История возникновения шерстяных вещей
Нам с мамой стало интересно, а кто же придумал использовать шерсть животных для изготовления одежды. Для получения ответа на вопрос, обратились к различным источникам научно – популярной литературы, а также в Интернете и узнали следующее:
Древние люди сначала научились валять теплые вещи из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани. Как только люди смогли приручить таких животных, как овцы и козы, они научились использовать шерсть животных для производства шерстяной ткани.
Кто первый придумал, из чего прясть ниточки, сейчас никто не знает, давно это было. Только человек заметил, что шерсть у животных (коз, овец) легко разделяется на волокна - нити, и похожа на коротенькие ниточки. (показ шерсти) Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. (показ скручивании шерсти). Это называется «прясть» для этого использовали: веретено, прялку. Эта работа очень трудная. Сейчас в магазинах появились электрические прялки.
Потом из шерсти овец люди научились делать валенки (катанки).
Стоили валенки раньше очень дорого, т. к их было трудно изготавливать. Небогатая семья имела только одну пару валенок на всю семью, и носить их приходилось по очереди. Не каждый мог делать валенки. Валенки катали на специальном приспособлении - колодки. Они были разных размеров. К шерсти примешивали ржаную муку и так (приклеивая «наколачивая») валяли валенки. Валенки и сейчас носят в сильные морозы, они хорошо защищают ноги от холода.
1.2 Технология производства и обработки шерсти
Вместе с мамой я посмотрела в Интернете фильм из серии «Как это сделано», в котором узнала, как на фабриках перерабатывают шерсть и получают шерстяные нитки, впоследствии из которых шьют и вяжут теплую одежду. Оказывается, прежде чем шерсть станет ниточкой, проходит много этапов работы: сначала шерсть очищают от мусора, вычесывают, затем моют, отбеливают.
Далее просушивают и на специальных станках шерсть распределяют на волокна, из которых прядильные машины изготавливают ниточки. Эти ниточки сматывают в большие мотки, и теперь из них можно изготовить ткань или связать одежду.
2.Практические исследования
2.1 Описание практической работы «Валяем варежку»
Узнав, способ изготовления шерстяных изделий я решила вместе с мамой освоить технику мокрого валяния из шерсти и свалять варежки. Для этого мы приобрели обработанную и покрашенную шерсть, а также нам понадобилась пупырчатая пленка и мыльная теплая вода. Сделали выкройку варежки, наложили прядками шерсть с обеих сторон, смочили мыльной водой и начали валять, используя скалку. Когда шерсть намокает, чешуйки волокон шерсти открываются, и в процессе трения волокна шерсти начинают сваливаться, соединяясь друг с другом. Мыло при мокром валянии играет роль смазки волокон, уменьшая силу трения и облегчая процесс сваливания. Таким образом, я сделала вывод: что шерсть сваливается под воздействием воды и трения. А также она уменьшается в размерах и уплотняется. Такой материал называется войлок. Варежки получились плотными, мягкими, а чтобы они были красивыми можно украсить их шерстяными ниточками, кусочками шерстяной ткани, бусинами.
2.2 Подарок для мамы «Шерстяные бусы»
Мне очень понравилась валять, поэтому своей маме на праздник я сваляла бусы. Бусины делала без выкройки, прядки шерсти положила друг на друга, смочила шерсть мыльной водой и катала между ладонями и по пленке. Свою поделку декорировала бисером.
2.3 Изготовления картин из шерсти
Рассмотрев, шерстяную нить под лупой я увидела ворсинки, и предположила, что они могут цепляться за шершавую поверхность. Используя, это качество я решила сделать картину из шерстяных ниток в технике ниткография. (показ).
2.4 Шерстяные игрушки
С Натальей Григорьевной в интернете мы увидели, что из шерсти можно сделать различные игрушки, используя технику сухого валяния, с помощью специальной иголки для валяния и четки. Вот такая шерстяная мышка у нас получилась. (Показ мышки)
3. Заключения
Гипотеза, которую я выдвинула в начале исследования, подтвердилась. Я освоила технику валяния, и у меня получилось изготовить шерстяные вещи. Сделала из шерсти интересные поделки, игрушки, картины, которые очень понравились окружающим. В нашей группе моими работами заинтересовались другие дети. Я обязательно покажу им как можно из шерсти сделать интересные шерстяные вещи. Мне очень понравилось работать с шерстью. В дальнейшем я планирую научиться вязать и подарить шерстяной шарфик своей бабушке, чтобы чудо шерсть ее всегда согревала.
Свое выступления хочу закончить словами:
Не губи ты жизнь бездельем, занимайся рукодельем
Шей, вяжи, валяй и шедевры создавай.