* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c28 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c32 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c38 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c41 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .c13 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .futurismarkdown-paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;}

Исследовательская работа на тему:

«Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?»

                         

Выполнила:

Боготова Камила Муссаевна                                ученица 8 класса МКОУ «Лицей №1»                                  Руководитель: Мамрешева З.К.

                                                             

                       «Обращайтесь почтительно с этим могущест-

венным орудием (языком); в руках умелых

оно в состоянии совершать чудеса!»

И.С.Тургенев

                                         

Паспорт проектной  работы.

Название проекта: Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?

Руководитель проекта: Мамрешева З.К.

Учебный предмет в рамках проекта: русский язык.

Учебные  дисциплины, близкие к теме проекта: литература, история.

Тип проекта: исследовательский.

Цель проекта: анализ речи современных школьников с точки зрения количественного и качественного использования ими ненормативной лексики.

Задачи проекта: 

Задачи:

познакомиться с теоретическими работами по жаргонизмам и заимствованиям;

описать источники жаргонизмов;

описать иноязычные заимствования

Гипотеза: если в своей речи люди будут бездумно использовать избыточные заимствования и жаргонизмы, то русскому языку грозит постепенное разрушенение.

Методы исследования: изучение литературы в рамках жаргонной лексики и иноязычных заимствований, изучение законов по защите слова, опрос.

Итоги работы: важно знать родной язык, уметь владеть его богатством не только на уроке, но и в повседневной жизни, так как в речи человека отражаются его культура и воспитанность.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовка: Определение темы и целей проекта.

2. Планирование: Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

3. Исследование: Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы.

4. Анализ и обобщение: Анализ информации, оформление результатов в виде текста и презентации, формулировка выводов.

5. Представление проекта: Выступление перед учащимися.

6. Оценка результата и процесса: Анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.

Срок выполнения проекта:  март 2024г.- май 2024г.

 

Аннотация

Данный проект является первой самостоятельной работой учащейся 8 класса. В процессе работы над проектом Камила изучила теоретический материал по данной теме, проанализировала и обобщила результаты опроса, сделала вывод о влиянии жаргонизмов на речевую культуру людей.  В результате работы над проектом учащаяся приобрела навыки работы с текстом, взаимодействие с взрослыми (учителем). Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защиты слайдовой презентации.

Оглавление.

Введение.                                                                                                            
1. Теоретическая часть.                                                                                    
1.1. Разрушение русского языка. Возможно ли?                                    
1.2. Молодёжный жаргон.                                                                                
1.3. Иноязычные заимствования и жаргонно-арготическая лексика          

в газетах, радио-, телепередачах и фильмах.                                                  

Вывод по теоретической части.                                                                      
2. Практическая часть.                                                                                      
Выводы и предложения.                                                                                  
Литература.                                                                                                      

Введение

Актуальность.

 Мы постоянно сталкиваемся не только с заимствованными словами, но и жаргонизмами. Многие термины непонятны нам. К сожалению, их количество с каждым разом растёт, словари уже не успевают фиксировать новые понятия и определения. И закономерно возникают вопросы: “Что же будет дальше? Не грозит ли русскому языку опасность постепенного разрушения?» Журналисты, публицисты, политологи, экономисты, общественные деятели в своих выступлениях активно используют эти термины. Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Теоретическая часть.

1.1.Разрушение русского языка. Возможно ли?

Число говорящих на русском и считающих своим родным русский язык много. Он не может исчезнуть из-за отсутствия говорящих на нем. Его главный враг - вливание в язык иностранных слов. В современном мире еще один большой источник мусора – Интернет. Большинство пользователей всемирной паутиной пользуются в своем общении исковерканными русскими словами, в придачу довольно четко выражающими их отношение к какому-либо вопросу

Норма литературного языка – это единообразное, общепризнанное, образцовое употребление единиц языка (слов, словосочетаний, предложений).

Норма защищает литературный язык от потока диалектных, просторечных и жаргонных явлений, помогает ему сохранить свою целостность, что необходимо для выполнения им своей основной функции – культурной.

Но в речи появляется много несоответствий и ошибок, поскольку новых слов появилось очень много, и люди стали употреблять модные выражения, иногда не задумываясь над реальным смыслом им же сказанного. К сожалению, тревога за русский язык существует.

Мы должны беречь русское слово, это наследие наших предков.

1.2.Молодёжный жаргон.

Наибольшее распространение в наше время получил молодежный жаргон, популярный у студентов, учащейся молодежи. Жаргонизмы имеют эквиваленты в общенародном языке: общага - общежитие, стипуха - стипендия, шпоры - шпаргалки, хвост - академическая задолженность,  и т. д. Появление многих жаргонизмов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к предмету, явлению. Отсюда такие оценочные слова: потрясно, обалденный, железный, клевый, ржать, балдеть, кайф, ишачить, пахать, загорать и т. п. Все они распространены только в устной речи и нередко отсутствуют в словарях .

В некоторых молодёжных жаргонах английские слова послужили образованию структурно-семантических гнёзд. Например, у компьютерных пользователей: юзер, юзверб, усер (англ. user - «пользователь»), юзер продвинутый - «программист высокого класса», юзаный, юзнутый - «использованный, бывший в употреблении», юзать - «работать на компьютере» (англ. to use - «использовать»); юзеринфо - «страница в компьютерном журнале, на котором имеется информация о пользователе (англ. user info)"; юзерпик - «небольшая картинка, отображаемая в компьютерном журнале на странице информации о пользователе и в чьей-либо френдленте рядом с записями соответствующего пользователя» (англ. user picture) (попутно заметим, что в жаргоне компьютерщиков много лексем с общим значением «неопытный пользователь», т.е. наряду с русскими словами инвалид, чайник - «неопытный пользователь» встречаются англицизмы лузер (от англ. looser - "неудачник"), ламер (лаймер, леймер, ламер ушастый) (от англ. lame -"увечить").

К сожалению, в настоящее время наблюдается активное продвижение воровских слов в лексику молодёжи. Доказательством тому является лексема лох - «дурак; неполноценная личность» (в арго - «жертва преступления; дурак») и их многочисленные употребления, см. примеры: «Лоходром - «место скопления лохов»; лохотрон - «беспроигрышная лотерея, устраиваемая мошенниками на улице.

Я думаю, что проблема употребления жаргонных слов в настоящее время стоит особо остро, так как это показатель и бедности мышления тех, кто их употребляет в речи, и недостатка общей культуры, и важная угроза национальной безопасности.

1.3.Иноязычные заимствования и жаргонно-арготическая лексика в газетах, радио-, телепередачах и фильмах.

В глубинке уже с трудом понимают язык газет и журналов. «На каком языке сейчас пишут в газетах? Ничего непонятно!» - это слова сельских жителей. Но не только в деревне непонятны статьи и заметки - городской интеллигенции с высшим образованием непонятен ряд слов газетно-публицистической лексики.

Большое количество жаргонной лексики передаётся через молодёжные музыкальные каналы, наиболее известными из них являются MTV и МУЗ-ТВ. Молодые люди, для которых радио является авторитетом, привыкают к данной лексике и воспринимают её как нормированную, несмотря на то, что нередко попадаются грубые, а порой и непристойные словечки.

Многие блатные слова благодаря частому использованию в средствах массовой информации нейтрализовались и перешли в просторечие, например: авторитет - "преступник, обладающий большой неформальной властью в криминальном мире", бабки - "деньги", балдеть - "наслаждаться от действия наркотиков", барыга - "коммерсант", братва - "преступный мир; криминальная группировка", вор в законе - "профессиональный преступник, руководящий уголовниками и соблюдающий воровские традиции", завязать - "прекратить что-л. делать", заказуха - "заказное убийство", западло - "унизительно, грешно с точки зрения воровских законов", кабак - "ресторан; кафе", мочить - "убивать; избивать", наезд - "угроза; шантаж; вымогательство", наехать - "угрожая, заставлять что-л. делать в свою пользу", наколоть - "обмануть", облом - "невезение; лень", права качать - «диктовать свою волю, отстаивать свои интересы», стрелка - «встреча для выяснения отношений между противоборствующими криминальными группировками».

Страшно и то, что журналист привыкает к арготизму и порой использует в прессе даже те уголовные слова, без которых можно обойтись, для которых имеются эквиваленты в литературном русском языке.

Вспомним слова Ф. Ницше: "Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя". Язык "дна" и подонков общества начинает управлять журналистским стилем.

Не все журналисты соглашаются с тем, что арготическое слово украшает газету, радио или телевидение. Но если сравнивать речь современных телеведущих и дикторов центрального телевидения в прежние времена, то можно уверенно заявить, что речь последних была образцовой, эталоном грамотности, жестко подчинялась правилам русского языка. Что нельзя сказать о языковой культуре современных телеведущих! Журналист должен помнить, что он ответствен за русский язык, за его судьбу и, в конечном итоге, за ментальность русского народа и его историю.

Выводы по теоретической части.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Жаргонная лексика ведёт к засорению

и разрушению

русской речи

Чрезмерное употребление иноязычной лексики, делает

речь

малопонятной.

Необходимо

изгонять из русской речи все иноязычные слова

Следует различать заимствования уместны

е и неоправданные

.

"…

н

ичего нет нелепее и диче, как употребление слова утрировать вместо преувеличивать!» - утверждал критик В. Г. Белинский.

В настоящее время не обойтись без заимствований в официально-деловом и научном стилях.

2. Практическая часть.

В изложенном теоретическом материале хорошо видно, что практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Вот и мы задумались над вопросом о том, нужно ли вообще говорить грамотно.

Мы провели исследование с целью выяснения отношения общественности  к нормированной речи.

Мы провели опрос среди обучающихся МКОУ «Лицей №1» г.перек

Количество опрошенных:79  человек.

Возраст опрошенных: от 11 до 17  лет (5-11 класс).

Задав  вопрос «Нужно ли говорить правильно?», мы выяснили, что 98% учащихся считают, что нужно, а 2 %, что «нет».

Участники опроса считают, что нужно говорить правильно, потому что

правильная речь показы

вает красоту русского языка – 41

%;

говорит

об образованности человека – 38

%;

помога

ет людям понимать друг друга- 20

%.

Спросив учащихся, исправят ли они собеседника, если он допустит ошибку, мы узнали, что 47% исправят, а 53 %  нет.

Те, кто исправят ошибку, сделают это потому что

 нуж

но уважать свой родной язык – 36

%;

 чтобы человек

знал, как говорить правильно -25

%;

чтобы в дальнейш

ем человек не допускал ошибок 19

%;

А ответившие нет, из-за

уважения к собеседнику – 43

%;

так как

не имеют необходимых знаний –

37

%;

Таким образом, мы выяснили, что большинство учащихся нашей школы считают, что необходимо говорить правильно (98%), но далеко не все (37%) могут исправить собеседника, если он допустит ошибку.

Орфоэпический словарь.

Мы провели акцию ”Говори правильно!”

Нужно было расставить ударение в следующих словах:

вероисповЕдание
водопровОд
газопровОд
граждАнство
дефИс
дешевИзна
диспансЕр
договорЁнность
докумЕнт
досУг
еретИк
жалюзИ
знАчимость

Результаты:

Только один ученик из 8 класса расставил ударение, не допустив ни одной ошибки. Пять человек допустило одну ошибку.

Помочь в такой ситуации может только орфоэпический словарь. Заглядывайте  в него почаще!

Опрос. Где Вы чаще всего слышите жаргонные слова

Результаты огорчили нас.

71% - в речи друзей;

7% - по телевидению;

18% - на улице;

4% - по радио.

Жаргонные слова слышатся с экрана телевизора! Что же получается, их узаконили? А мы боремся со «словесным мусором» в речи.

Мы предлагаем следующие  пути решения проблемы засорения ненормативными словами  речи людей:

Организовать цензурный комитет, который бы пропускал всю информацию.

Проводить серьёзный набор кадров в СМИ.

Написать письмо в Останкино с предложением запретить некоторые телепередачи, оказывающие негативное влияние на подрастающее поколение, внимательнее относиться к выбору современных шлягеров, обладающих бедным содержанием и множеством ошибок.

Ежегодно проводить общешкольное мероприятие «День русского языка».

Продолжать изучение норм языка на уроках, внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих, корректно исправлять ошибки.

Памятка! 

Как избавиться от сквернословия!

Изменить внутренний мир.

Совершать добрые, искренние поступки.

Если слово уже подступило к горлу и готово вырваться, нужно стиснуть зубы, но не выпустить зло в мир.

Укреплять волю (зарядка, утренний подъём и т. д.).

Работа над своей речью – очень трудная задача, но это нужно делать, иначе наша речь будет такой же бедной, как у одного из героев стихотворения Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым».

Разговор со случайным знакомым

Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...

Чо

?

Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде...

Где?

Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

Ну?!

Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги...

Гы

!..

И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш...

Врёшь!

Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...

Ха!..

А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос...

Брось!..

Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...

Псих

!..

Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

-    Ага!..

«Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием (языком); в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (И.С.Тургенев).

А вот какие чудеса  совершает слово – это тема для нашей следующей встречи!

Использованная литература.

1.Словарь русского языка. Ожегов С.И.; Изд-во: М.: Русский язык, 1975 г.;

     

2.http://www.russkiymir.ru/publications/86005/ Борис Серов «Дума о русском языке» /

3.https://ru.wikipedia.org/wiki Википедия — свободная энциклопедия.  Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения. Степени сохранности языков.

4.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866

5.http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7600/ Журнал «Вокруг Света»  №1 (2856) | Январь 2012 Рубрика «Лингвистика» Разрешите позаимствовать / Максим Кронгауз/ 

6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.

 М.: Айрис-Пресс, 2002