История постановки пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»

Долгова Анна Сергеевна, ученица 10б класса

Научный руководитель: Кожушко Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 имени Колесника А.С. (ст. Отрадная)

Автор пьесы

Антон Павлович Чехов (17 января 1860 — 2 июля 1904) — русский писатель, прозаик, драматург, публицист, общественный деятель в сфере благотворительности, классик мировой литературы. Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом.

Истоки произведения

Итак, что же положено в историю создания «Вишневого сада» Чехова? Для того чтобы разобраться в этом, необходимо вспомнить, в какую эпоху творил Антон Павлович. Он родился в XIX веке, когда менялось общество, менялись люди и их мировоззрение. Россия шла к новому строю, который бурно развивался после отмены крепостного права.

С ранних лет Антон Чехов увлекался драматургией и, будучи учеником гимназии, пытался писать в этом жанре, но известно об этом стало уже после смерти писателя. Одна из пьес называется «Безотцовщина», написанная примерно в 1878 году. Очень объёмное произведение, которое было поставлено на сцене театра лишь в 1957 году. Объем пьесы не соответствовал чеховскому стилю, где «краткость – сестра таланта», однако уже проглядывали штрихи, которые изменили весь русский театр.

Сюжет пьесы

Творческая история «Вишневого сада» начинается в 1901 году, когда Чехов впервые в письме своей супруге сообщает о том, что задумал новую пьесу, непохожую на те, что были написаны им раньше. С самого начала он задумывал ее как некий комедийный фарс, в котором все было бы очень легкомысленно, весело и беззаботно. Сюжетом пьесы стала продажа старинного помещичьего имения за долги. Эту тему Чехов уже старался раскрыть ранее в «Безотцовщине», но на это ему потребовалось 170 страниц рукописного текста, а пьеса такого объема не смогла бы вместиться в рамки одного спектакля. Да и не любил Антон Павлович вспоминать свое раннее детище. Отточив мастерство драматурга до совершенства, он вновь взялся за нее.

Ситуация продажи дома была близка и знакома Чехову, и после продажи отчего дома в Таганроге он был заинтересован и взволнован трагизмом подобных случаев. Таким образом, основой пьесы стали и его собственные тягостные впечатления, и история его знакомого А. С. Киселева, имение которого так же ушло с аукциона, и именно с него во многом был списан образ Гаева. Так же перед взором писателя прошли многие заброшенные дворянские усадьбы в Харьковской губернии, где он отдыхал. Действие пьесы происходит, кстати, именно в тех краях. Такое же плачевное состояние имений и положение их хозяев Антон Павлович наблюдал и в своем имении в Мелихове, и будучи гостем в усадьбе К.С. Станиславского.

Процесс обнищания дворян длился долго, они просто проживали свои состояния, неразумно растрачивая их и не задумываясь о последствиях. Образ Раневской стал собирательным, отобразив гордых, благородных людей, с трудом привыкающим к современной жизни, из которой исчезло право владения крепостными крестьянами.

Работа над произведением

От начала работы над пьесой до ее постановки прошло около трех лет. Это было вызвано рядом причин. Одна из основных – плохое самочувствие автора, даже в письмах друзьям он жаловался, что работа продвигается очень медленно, иногда получалось написать не более четырех строк в день. Однако, несмотря на плохое самочувствие, он старался писать легкое по жанру произведение.

Второй причиной можно назвать желание Чехова уместить в свою пьесу, предназначенную для постановки на сцене, весь итог раздумий о судьбе не только разорившихся помещиков, но и о таких типичных для той эпохи людях, как Лопахин, вечный студент Трофимов, в котором чувствуется революционно настроенный интеллигент. Даже работа над образом Яши потребовала огромных усилий, ведь именно через него Чехов показал, как стирается историческая память о своих корнях, как меняется общество и отношение к Родине в целом.

Работа над персонажами велась очень скрупулёзно. Чехову было важно, чтоб актеры смогли полностью донести до зрителя идею пьесы. В письмах постановщикам он подробно описывал характеры героев, давал подробные комментарии каждой сцене. И особо отмечал, что его пьеса не драма, а комедия. Однако В. И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский ничего комедийного рассмотреть в пьесе так и не сумели, чем очень расстроили автора. Постановка «Вишневого сада» далась сложно и постановщикам, и драматургу. После премьерного показа, состоявшегося 17 января 1904 года, в день рождения Чехова, разгорелись споры между критиками на предмет пьесы, но никто не остался к ней равнодушным.

Художественные методы и стилистика

С одной стороны, история написания комедии Чехова «Вишневый сад» не так уж и длинна, а с другой – Антон Павлович шел к ней всю свою творческую жизнь. Образы собирались десятилетиями, а художественные приемы, показывающие обыденную жизнь без пафоса на сцене, оттачивались не один год. «Вишневый сад» стал еще одной страницей в летописи нового театра, которая началась во многом благодаря таланту Чехова – драматурга.

С момента первой постановки и до сегодняшнего дня у режиссёров этого спектакля нет единого мнения о жанровой принадлежности этой пьесы. Кто-то видит глубокий трагизм в происходящем, называя ее драмой, некоторые воспринимают пьесу как трагикомедию или трагедию. Но все едины во мнении, что «Вишневый сад» давно стал классикой не только в российской, но и общемировой драматургии.

Литература:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вишнёвый_сад

https://www.culture.ru/persons/8209/anton-chekhov

https://studfile.net/preview/6311699/page:23/

https://azbyka.ru/fiction/vishnevyj-sad-chehov/

https://ilibrary.ru/text/472/p.1/index.html

https://obrazovaka.ru/sochinenie/vishnyovyj-sad/istoriya-sozdaniya-pesy.html