ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БАРЕЛЬЕФА
КАК ВИДА РЕЛЬЕФНОЙ СКУЛЬПТУРЫ
Греховодова Алеся Вячеславовна
студентка кафедры педагогических арт-технологий
Ставропольский Государственный Педагогический Институт, Россия, г. Ставрополь
Научный руководитель – доцент кафедры педагогических арт-технологий, член Творческого Союза Художников, Петрова Людмила Евгеньевна
Аннотация. В статье рассмотрено понятие «барельеф», рассмотрены основные этапы развития барельефа, а также выявлены основные мотивы изображения в скульптуре, характерные для различных эпох, начиная с искусства Древнего мира по сегодняшний день.
Ключевые слова: барельеф, мотивы барельефа, развитие барельефа.
THE HISTORY OF THE BAS-RELIEF DEVELOPMENT
AS A TYPE OF RELIEF SCULPTURE
Grekhovodova Alesya Vyacheslavovna
student of the Department of Pedagogical Art Technologies
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia
Scientific supervisor – Scientific supervisor – Associate Professor of the Department of Pedagogical Art Technologies, member of the Creative Union of Artists, Petrova Lyudmila Evgenievna
Annotation. The article examines the concept of "bas-relief", examines the main stages of the development of bas-relief, and identifies the main motifs of the image in sculpture, characteristic of various epochs, starting with the art of the Ancient World to the present day.
Keywords: bas-relief, bas-relief motifs, bas-relief development.
Барельеф представляет собой один из видов рельефа. Основной особенностью рельефа является объемное изображение произведения. Барельеф – вид скульптуры, для которого характерно выпуклое изображение, выступающее над плоскостью фона не более, чем на половину объема [3].
Барельефы Древнего Египта отражают исторические мотивы, а именно изображения династий фараонов, а также часто используются изображения легенд, связанных с жизнью древнеегипетских Богов. Барельеф Древнего Египта отличается канонизированным изображением, что придавало рельефным изображениям единство с плоскостями (чаще, стены), подчеркивая строгость и гладкость поверхности. Следует заметить, что в барельефах Древнего Египта активно использовались краски: рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами [2].
Расцвет искусства рельефного изображения в Древнем Египте приходится на эпоху Нового Царства: на смену тяжеловесной бесстрастной статичности приходят лирические жанры, на первый план выдвигаются критерии изысканности, изящества и большей свободы выразительности. Обычными становятся изображения фигур в различных поворотах, передача пространственных планов. Шедевром свободы и эмоциональности в рельефных изображениях эпохи является знаменитая композиция «Плакальщицы» из гробницы в Мемфисе. Утонченный рельеф отличает рельефы амарнского периода. В дальнейшем рельеф испытывает воздействие усиливающихся тенденций декоративности (рельефы эпохи Тутанхамона), академизма (изображения Сети I) [2].
В Древней Индии частыми мотивами изображения в барельефах служили божественные существа, которые покрывали храмы и сооружения от их основания до самой верхушки.
Также, как и в остальных древних культурах, в Древней Греции и Риме барельефы отражали жизнь Богов и мифологию.
На территории Греции во второй половине VI столетия было создано скульптурное убранство второго Гекатомпедона в Афинах около 520 года (Афины, музей Акрополя), от которого сохранилась группа восточного фронтона, изображающая Афину, повергающую наземь гиганта. Здесь же следует назвать ещё одну группу – Тесей и Антиопа, занимавшую западный фронтон храма Аполлона в Эретрии, в Эвбее (Халкида, музей) [1].
Совершенным творением мастеров этого времени является и рельефный фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах около 525 года (Дельфы, музей), изображающий гигантомахию. Также, нельзя не отметить и колонну, построенную архитектором Аполлодором в честь императора Траяна. Но не только на каменных стенах вырезались картинки, объемные изображения получили распространение на монетах и медалях в виде памятных гербов и портретов лиц королевской крови, на мемориальных досках и фризах.
Таким образом, барельефы в Древней Греции и Риме использовались для украшения храмов, памятников и сооружений. Основными мотивами служили исторические события, мифологические сюжеты, портреты выдающихся личностей также имели большую популярность.
В период Средневековья барельеф также имел свои особенности изготовления и использования, а также отличался и спецификой мотивов. В данный период барельеф часто использовался для украшения церквей и храмов, кафедралей, могильных плит и скрижалей. Исходя из чего основными мотивами и сюжетами барельефов служили библейские сцены. Таким образом, скульптура средневековья существовала в совокупности с архитектурой, что особенно укрепляется в романский период развития искусства.
Скульптура в Испании имеет значительное отличие от романской скульптуры Франции. Неповторимые, самобытные скульптурные работы в Испании можно заметить в сооружениях церквей: Санта Мария в Игуаселе, Сан Исидоро в Дуэньяс, Сан Исидоро в Леоне, собор Сан Педро в Хаке, Сан Педро в Лоарре.
Развитие романской скульптуры в Италии также связано с расцветом архитектуры. Портал церкви в Фиденце украшают скульптуры и многочисленные рельефы. Рельеф «Снятие креста», который первоначально служил частью переграды хора или кафедры в Пармском соборе. Работу выполнил скульптур Антелами, чьи работы легли в основу всей романской скульптуры Италии [3].
К Средним векам относится и эпоха Возрождения. В данную эпоху искусство барельефов достигло уровня реализма и утонченной детализации. В эпоху Возрождения барельефы были использованы также в качестве украшений сооружений, фонтанов, памятников. Вместе с тем, барельефы широко использовались в портретном жанре, историческом, мифологическом и т.д. Также, развитие барельефа связано и с использованием различных материалов: мрамор, бронза, дерево, некоторые из которых раннее не были использованы для создания двухмерного изображения, при этом особое значение при создании барельефа являлась «игра» света и тени, создающая эффект глубины и пространства.
Ко времени Ренессанса художники экспериментировали с сочетанием высокого и низкого рельефа. Создавая фигуры на переднем плане в высоком рельефе и фоны в барельефе, художники, такие как Донателло, могли предложить перспективу. Дезидерио да Сеттиньяно и Мино да Фьезоле выполняли барельефы из таких материалов, как терракота и мрамор [3].
Примерами барельефного искусства эпохи Возрождения являются "Дверной портал" или «Врата рая» Л. Гиберти, Баптистерия Сан-Джованни, Флоренция, Италия; фонтан Маджоре в Перужду, выполненные Пизано с Арнольфо Камбио; барельеф «Врата ада», выполненный французским художником О. Родена.
Американские рельефные скульпторы черпали вдохновение в итальянских работах. В первой половине 19-го века американцы начали создавать барельеф на зданиях федерального правительства. Пожалуй, самым известным американским скульптором-барельефом был Эрастус Доу Палмер.
В России также развивалось искусство барельефа и одним из ведущих мест в Эрмитаже занимают барельефы Ф.П. Толстого, созданные в первой половине 19 века из гипса. Барельефы созданы из гипса и представляют собой серию из 20 медальонов в стиле классицизма. Основным сюжетом барельефов Ф.П. Толстого являются исторические события, связанные с Отечественной войной 1812 года и заграничными походами русской армии в 1813-1814 годах.
В советской архитектуре барельефы также нашли значительную популярность в оформлении зданий и сооружений, различных станциях и павильонах, кинотеатрах, а также особое значение принадлежало барельефу при создании памятников.
Рассматривая архитектурные сооружения города Ставрополя, созданных в 19 - начале 20 века, можно заключить, что практически на всех зданиях присутствует барельеф. Помимо этого, рассматривая здания внутри – также можно увидеть, что потолки и стены также украшены изящными барельефами.
В 21 веке барельефы продолжают использоваться в архитектуре. Как и в прошлых веках, барельефы современности могут быть найдены на различных монументах, мемориалах, сооружениях, при этом мотивами также выступают исторические, религиозные, бытовые, культурные события.
В последнее время, барельеф стал занимать лидирующие позиции. Барельеф может быть выполнен в качестве отдельного элемента декора, а может и не ограничиваться рамками, занимая всю площадь поверхности (чаще стены). Сами барельефы отличаются стилями и технологиями выполнениями, что обусловлено различными подходами авторов к процессу создания. Таким образом, барельеф – один из самых древних видов изобразительного искусства, который постоянно совершенствуется и остается привлекательным для создателей по сей день.
Литература
1. Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. История искусств 2014 – 2024 г. [Электронный ресурс]. URL: Искусство Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. | История искусства (cvetamira.ru) (дата обращения 15.12.2023)
2. Лапис, И.А., Матье, М.Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа - Москва: Наука, 1969 – 242 с.
3. Романское искусство. Архитектура. Скульптура. Живопись. (сборник)[Тескт]/под ред. Р. Томана// Konemann. – 2001 – 479 с.