Итоговое родительское собрание в старшей,

логопедической группе с детьми ТНР гр.№3 «Солнышко»

Результаты взаимодействия учителя - логопеда и родителей в процессе

коррекционной - развивающей работы с детьми ТНР.

Один из наиболее мощных факторов и стимулов развития

ребёнка, это речевое развитие.

Речь в своём развитии проходит определённые

этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются

в определённой закономерности. Однако если эти закономерности

нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и как следствие, в старшем дошкольном возрасте, ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь воспитателей группы, специалистов ДОУ и поддержку родителей. Почему поддержку родителей? Потому что, семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.

В тесном сотрудничестве, совместными усилиями мы в течение 2024- 2025 учебного года преодолевали все трудности.

Нами осуществлялась педагогическая, воспитательная, психологическая, коррекционно – развивающая помощь по запросам родителям и плану педагогов.

Скажу честно, в работе с разными семьями нашей группы, не получалось пользоваться одними и теми же методами, их необходимо было варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д.

Необходимо было постоянно искать новые пути и способы приобщения

родителей к сотрудничеству с нами.

Возникала необходимость и еще наблюдается необходимость информирования родителей об основах медицинской коррекции недоразвития речи наших воспитанников.

Почему? А потому что успешная логопедическая коррекция в этих случаях становится возможной только при наличии медикаментозного, физиотерапевтического лечения.

Логопед действует совместно с неврологом. Назначенные неврологом одни лекарственные препараты оказывают стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма, другие препараты непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь по существу синтетическими аналогами биологически активных

соединений, вырабатываемых в центральной нервной системе

человека. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках

головного мозга, стимулируя этим самым их деятельность. Не всегда родители положительно и правильно воспринимали и воспринимают такую информацию от логопеда, что консультация у невролога необходима.

Как я убедилась, очень не просто было сообщать доступным языком некоторым родителям об особенностях их ребёнка, рекомендовать о дополнительном обследовании ребенка, выявлении его правильного диагноза. Таким образом, преодоление общего недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой.

Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном

учреждении, во многом зависело от того, как было организовано

педагогическое просвещение родителей. Речевой уголок в приемной группы отражал тему работу с детьми. Предлагались практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например развитие правильного дыхания, артикуляции.

Экран звукопроизношения, в кабинете логопеда, показывает количество нарушенных звуков у

детей и динамику исправления звукопроизношения. Вы родители видели,

как продвигался процесс коррекции звуков, (это обозначалось

цветными символами) в течение всего учебного периода.

Задания в тетради детям давались в зависимости от тяжести нарушения речи не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Важная просьба, работу с детьми, с использованием уже накопленного опыта за учебный период, применять дома в летний период.

Например: -“Развитие мелкой моторики” : Рекомендуюпоиграть на кухне”. Мамочка занята приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он с радостью окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка.

“Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща?

Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

“Угощаю”. Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.

Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем

вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.

-“Развитие внимания и мышления” - «Чего не стало на столе?» « Что появилось на столе?»

-“Речевые игры от слова «дом”;

-“Следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;

-“Учите ребёнка читать закрытые слоги ;

-“Играйте в звуко-буквенный анализ слога, слова .

- «Отрабатывайте слоговую структуру слова»

- «Развитие связной речи» - Составление описательный рассказа фрукта, овоща, мебели, посуды, птицы, животного, транспорта. (опираясь на форму, цвет, части предмета, качество, назначение и его применение) - Составление рассказов по сюжетной картинке,(расскажи, что ты видишь на картинке). – Составляйте последовательный рассказа по серии сюжетных картинок. (что было сначала, что произошло потом и чем закончился рассказ?»

Любой вида рассказа начинайте со слов: «жили-были..», если это сказка. «Как-то раз…», «Дело было…» (с указанием времени года, времени суток, дня недели»; - Читайте детям сказки и рассказы. Практикуйте пересказ. Учите наизусть скороговорки, стихи о лете. Все задания, рекомендованные мной и воспитателями, в летний период, ПОЖАЛУЙСТА, выполняйте! Уважаемые родители, всем нам очень важны результаты работы с детьми при поступлении в 1-й класс.

Двухгодичный коррекционно-развивающий процесс, совместной работе со всеми специалистами ДОУ и родителями должен быть результатом не только физической, психологической, но и речевой готовности ребенка к школе. СПАСИБО за сотрудничество, хорошего летнего отдыха Вам и нашим воспитанникам!