Из опыта использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с РАС
Андреева Галина Спиридоновна,
учитель-дефектолог,
МОКУ С(К)ОШ-И №34
г. Якутск, Республика Саха (Якутия).
Важной теоретической и практической задачей коррекционной педагогики является создание оптимальных условий для реабилитации, развития и социализации детей с ограниченными возможностями развития.
Актуальным является опыт применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ. Одной из инновационных здоровьесберегающих технологий является образовательная Кинезиология.
Хочу поделиться с вами практическим опытом применения кинезиологических упражнений в работе с детьми с РАС (расстройствами аутистического спектра).
Кинезиология - развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое
Левое полушарие отвечает за: логику, память; абстрактное, аналитическое мышление; обработку и анализ информации, отвечает за правую половину тела.
Правое полушарие это: эмоциональность; музыкальные и художественные способности; ориентация в пространстве; обработка большого количества информации одновременно, интуиция; воображение; отвечает за левую половину тела. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
У некоторых детей межполушарное взаимодействие недостаточно сформировано. Причин может быть много, вот несколько из них:
- болезни матери, стресс во время беременности;
- родовые травмы; болезни ребёнка в первый год жизни;
Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: отсутствие познавательной мотивации; задержка умственного развития; поведенческие нарушения; моторная неловкость; логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).
Считается, что самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
По теме связи движений с деятельностью мозга есть работы ученого, основателя российской школы нейропсихологии Александра Романовича Лурия. Образовательную кинезиологию или «гимнастику мозга» разработали американские ученые доктор философии Пол Денссон и его жена Гейл.
Межполушарное взаимодействие можно развивать через кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Это дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию и на развитие мелкой моторики рук.
В работе с детьми с РАС использую кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие и мелкую моторику рук. Коррекционно-развивающая работа ведется в соответствии с особенностями развития детей с РАС.
Зеркальное рисование (симметричные рисунки).
Можно их рисовать
в
воздухе (круги, восьмерки) Использую специальные рабочие тетради (нейропрописи). Вначале учимся делать ведущей рукой, потом неведущей рукой, затем двумя руками.
Также работаем с развивающими межполушарными досками (нейротренажеры). Упражнение на межполушарной доске ребенку нужно начинать с работы пальцами, уже потом переходить специальным карандашам (мелки) для доски и бегункам.
Прохождение лабиринта необходимо постепенно усложнять: Ведущей рукой; Не ведущей рукой. По часовой стрелке. Против часовой стрелки.
Ассиметрично (одна рука по часовой стрелке (ведущая), вторая против).
«Кулак-ребро-ладонь» Это упражнение улучшает
мыслительную
деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания.
Разжимание и сжимание пальцев рук (правая кулак, левая ладонь)
Поочередное выпрямление (разжимание) пальцев рук. Вначале
(ведущая) правая рука в кулак, и поочередно постепенно выпрямляем пальцы рук и полетела бабочка. Потом также левой рукой делаем, затем одновременно двумя руками.
Пальчики в колечки. Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя
в
кольцо с большим пальцем начиная с указательного пальца и в обратном порядке (можно прямой и обратный счет в пределах 5).
УХО-НОС (можно усложнить с хлопком). Улучшает мыслительную
деятельность, способствует самоконтролю, произвольной деятельности. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой рукой - за противоположное ухо. Затем поменяем положение рук.
Колечко
-б
ольшой палец (отлично поработали).
Упражнение «Паровозик». Заканчиваем упражнением, которое снимает
мышечные зажимы, развивает межполушарное взаимодействие, произвольность действий. Правую руку положить под левую ключицу и одновременно делая 5 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить. Затем двумя руками и плечами.
Затем поднимаем руки и легонько трясем.
Рекомендации по применению кинезиологических упражнений:
Систематичность
Постепенное усложнение и наращивание темпа заданий
Включение всех 5 пальцев каждой руки
Использование движений на сжатие, растяжение и расслабление мышц
Проведение
кинезиологических
упражнений перед интенсивной умственной нагрузкой.
Продолжительность занятий от 5-10 до 20 минут в день, в зависимости от возраста.
Следует отметить, что эта практика удобна в применении, органично вписывается в структуру занятий, а главное - обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.
Кинезотерапия позволяют развивать у ребенка развивать межполушарное взаимодействие что способствует:
Улучшению моторики, памяти, внимания и речи;
Снижению утомляемости;
Повышению способности к произвольному контролю;
Активизации интеллектуальных и познавательных процессов.
Такая системная коррекционная работа с применением кинезиологии очень продуктивна, она ведет к улучшению произвольной деятельности ребенка, развитию внимания, мелкой моторики рук, коммуникативных навыков детей с РАС. По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика развития познавательной деятельности ребенка.
И еще очень важный фактор: это изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности, появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние.
Очень важным также является организация совместной работы с родителями ребенка. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются методам выполнения кинезиологических упражнений и продолжают данную работу дома.
Таким образом, применение здоровьесберегающей технологии, кинезиологических упражнений способствует развитию мелкой и крупной моторику, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, формируют пространственные представления, повышают способность к произвольному самоконтролю.