Из опыта работы ассистента учителя

Штець Л. В.

В последние годы в учебных заведениях увеличивается количество детей с особыми потребностями, которые нуждаются в особом внимании со стороны учителя, поэтому эффективной формой для таких учеников является инклюзивное образование. Одним из приоритетных задач новой школы является инклюзивная форма образования, которая позволяет ребенку поверить в себя. Для обеспечения развития детей с особыми образовательными потребностями в школе работают ассистенты учителя, практический психолог и дефектолог. Дети получают необходимое количество развивающе-коррекционных занятий, определенных специалистами. А это коррекции эмоционального состояния ребенка, преодоления его двигательной расторможенности, развития внимания, памяти, мышления, обучения совместной деятельности. За годы внедрения инклюзивного образования учителями проработано много методических рекомендаций, литературы, данные советы родителям, учителя делятся опытом работы, приобретенным в школе со времени внедрения инклюзивного образования.

Сотрудничество наших учителей-предметников и учителей ассистентов дало возможность адаптироваться детям с особыми потребностями в школьной среде, иметь возможность общаться со сверстниками, поддерживать дружеские отношения со своими ровесниками, участвовать в общественной жизни класса. Плодотворная работа педагогических работников заведения дала возможность ученику 7класса, с задержкой психического развития, развить интересы ребенка, найти его сильные стороны, что предоставило возможность перевести ученика на обучение по общеобразовательной программе.

В системе проводится такая работа и в начальных классах, где во время урока наблюдается взаимодействие учителя и ассистента учителя. Вера в ребенка, настойчивость, выдержка, усердие, готовность к систематической работе стали залогом позитивных изменений.

В процессе подготовки к уроку в общеобразовательном интегрированном классе учитель составляет план-конспект урока, в котором интегрирует учебный материал общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ так, чтобы на одном уроке дети с разным состоянием психофизического и интеллектуального развития изучали близкую по содержанию тему, но на том уровне усвоения, который доступен для каждого ученика. Информация, получаемая учеником по изучаемой теме, соответствует рекомендованной ему для обучения образовательной программе. Закрепление полученных знаний, умений и навыков ведется на различном дидактическом материале, подобранном для каждого ученика индивидуально: раздаточные карточки, упражнения из учебных пособий и учебников которые подбирает ассистент учителя. Для объяснения сложно воспринимаемых тем учащимся с особенностями в развитии предлагаются карточки инструкции с описанием пошаговых действий учащихся. Такое построение учебных занятий создает условия, при которых все ученики класса привлекаются к общеклассной работе. Практика доказывает, что коррекционная работа становится эффективной лишь при положительном совместном участии педагогов и узких специалистов в создании ситуации активного мышления ученика, формирующей системный процесс развивающего обучения. Именно этим вопросам в школе и уделяется значительное внимание. При обучении умственно отсталых школьников вместе с учителем-дефектологом, психологом и родителями учителя классов с инклюзивным обучением разделяют ответственность за судьбу этих детей, совместно обучая и воспитывая их с учениками с нормой психофизического и интеллектуального развития. Ассистент учителя работает в тесном контакте с учителями, родителями постоянно ведет отслеживание развития ребенка. Достижения учащихся тщательно фиксирует в дневнике наблюдений, затем анализирует их со специалистами.

Обучение учащихся в условиях общеобразовательного класса направлено прежде всего на формирование у детей веры в свои собственные силы, в собственные возможности, поскольку жизнеутверждающий тонус повседневной жизни школьника опирается прежде всего на успехи в его основном труде - учебе . Приходится учитывать не только психологическое состояние ребенка, но и его здоровье, нередко – настроение. Если Анастасия уравновешена, спокойна и с ней относительно легко работать, то Никита эмоционален, выполняет задачи в зависимости от настроения, внутреннего состояния, которое иногда трудно понять. Практика показывает, что самыми эффективными формами работы является использование сигнальных знаков и предметных рисунков, дидактического материала, ученик с удовольствием работает за ноутбуком. Тогда ребенок успокаивается, у него появляется интерес к учебе. Важными становятся такие формы: успокоение ребенка, игра, релаксация, а иногда и просто беседа.

Учащиеся с особыми образовательными потребностями являются активными участниками внеклассной работы, которая проводится с учетом психофизических возможностей ребенка и направлена на всестороннее развитие личности, формирование положительного социально-психологического статуса. Они вовлекаются во внешкольную работу в соответствии с возможностями, интересами, склонностями, способностями, с учетом их пожеланий, возраста, психофизических особенностей и состояния здоровья. Скажем, мы рискнули поставить выступление Ярослава на школьном празднике учителя и не ошиблись. А ребенок получил мощный эмоциональный заряд.

Какие же существуют модели деятельности педагога ?

Ас

систент

учителя –

персональный

сопровождающий

ученика

.

А

ссистент

учителя –

помощник

учителя.

Ас

систент

учителя –

второй

учитель в

классе

.

Основные направления деятельности ассистента учителя :

принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

- вместе с учителем класса осуществляет социально-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, в частности:

-проводит учебные, воспитательные, социально-адаптационные мероприятия, используя различные формы работы и внедряя эффективные формы их проведения;
- помогает детям с особыми образовательными потребностями выполнять учебные задания;
- привлекает детей с особыми образовательными потребностями к различным видам учебной деятельности на уроке;
- в составе группы специалистов участвует в разработке и выполнении индивидуальной программы развития ребенка с особыми образовательными потребностями, изучает особенности деятельности и развития детей с особыми образовательными потребностями, оценивает их учебные достижения, выполнение ими индивидуальной программы развития, изучает и анализирует динамику развития детей с особыми образовательными потребностями.
оказывает помощь детям с особыми образовательными потребностями

в обустройстве рабочих мест.
- наблюдает за ребенком с особыми образовательными потребностями для изучения его индивидуальных особенностей, интересов и потребностей.
- способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями саморегуляции и самоконтроля.

- устанавливает гибкое расписание посещения уроков в зависимости от состояния здоровья и психологических особенностей поведения учащегося;

- постоянно общается с родителями детей с особыми образовательными потребностями, оказывает им необходимую консультативную помощь.
- информирует учителя класса и родителей о достижениях детей с особыми образовательными потребностями.

Для эффективной работы с детьми ассистент учителя ведет определенную документацию, а именно :

Дневник наблюдения за ребенком;

-Дневник учебной и социальной жизни учащегося;

-Дневник, что информирует родителей о жизни, обучении и успехах ребенка;

-Дневник, как форма отчета психолого-педагогического сопровождения.

Ежедневные записи в дневнике помогут проследить как ребенок включается в задание, что изменилось, с какими трудностями он сталкивается.

Индивидуальный план работы.

Индивидуальная программа развития (ИПР)

План урока

,

который выполняет ассистент учителя.

Письменное соглашение с родителями о сотрудничестве со специалистами и составление индивидуальной программы развития ребенка.

Журнал контроля рабочего времени ассистента учителя.

-