Родионова Л.В.,
(учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 3 г.Бийск) Из опыта работы с детьми с ЗПР.
Аннотация
В данной статье описаны типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР, различные виды помощи таким детям, общие принципы и правила учебно – коррекционной работы.
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье, поэтому усваивать школьную программу они могут только при индивидуальном подходе, своевременной и правильной помощи учителя, логопеда, психолога и родителей.
Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.
1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса своей наивностью, несамостоятельностью. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре .У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у ребенка с «нормой».
У детей с ЗПР часто бывает нарушено внимание, восприятие, память, мышление и речь.
В системе обучения используют различные виды помощи: стимулирующие; направляющие; обучающие и др.
Помощь может быть фронтальной (наглядные пособия, схемы, таблицы) и индивидуальной.
Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.
Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В этом случае педагог косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.
Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.
Общие принципы и правила учебно – коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР: необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, как на уроках, так и во время специальных занятий; предотвращать наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.); использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности; на уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей; очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Содержание индивидуальных занятий На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами.
В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.
Содержание уроков. На уроке учителю необходимо уделять для ребенка ЗПР отдельное время и особое внимание.Объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно.Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов.Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках).Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа.Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр.
Виды помощи на уроках: На уроках русского языка изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила. При изучении правил используем памятки, алгоритмы, например, для написания безударной гласной, нахождения приставки, корня, суффикса и т.д. Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова..На уроках литературного чтения для детей с ЗПР важно первичное восприятие целого текста, прочитанного учителем. При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. На уроках математики используются карточки помогалочки.Большие затруднения у детей с ЗПР вызывают именованные числа и геометрические фигуры. По данным темам также необходимо использовать карточки, схемы и т.д.
Литература:
1. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР Авторы: Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А.
2. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития Автор: В.Б. Никишина
3. Если у ребенка ЗПР (книга для родителей) Автор: С.Ю. Кондратьева