Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша.
Из опыта работы
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ».
Воспитатель: И.С.Фролова
2024г.
Одним из приоритетных направлений деятельности моей работы в ДОУ является экологическое воспитание детей. Уже несколько лет я большое внимание уделяю экологическому воспитанию, приобщению детей к природе с целью формирования экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности.
В своей работе я решаю задачи экологического воспитания через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей. Так как,экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, воспитанию у детей эстетических качеств, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми.
Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу - это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.
Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием - это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом.
Период становления основ будущей личности - дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей.
Новизна опыта
Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строю с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.
Перспективность своей работы вижу в следующем. Ее можно разделить на три блока:
1 блок - работа с родителями, задачи которого являются - повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.
2 блок - работа с детьми, задачами которого являются - повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.
3 блок - работа с социальным окружением.
Цель:
Воспитать бережное отношение к природе, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
- Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
- Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
- Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
- Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности приумножать красоту и богатства родной природы.
- Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
-Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.
- Создание в детском саду благоприятных условий работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию.
-Пропагандирование экологических знаний, приобщение родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье. - Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в их практической деятельности - Воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой – Воспитание эстетических чувств и патриотических, средствами природы
-Экологизация быта и семейных традиций.
Формы и методы работы:
В работе по экологии использую разные формы обучения и воспитания.
с педагогами:
-индивидуальные и групповые
-консультации,
-педагогические советы,
-открытые мероприятия.
-выпуск экологических буклетов.
с дошкольниками:
- занятия в форме эвристической беседы;
- практическая деятельность в природе;
- экскурсии, целевые прогулки, наблюдения;
- природоохранные акции;
-проведение экологических викторин, праздников, досугов, театрализованных представлений;
- чтение экологических сказок, рассказов;
- экологические игры;
выставки детских работ;
-организация конкурсов
с родителями:
- консультации
- викторины
-папки-передвижки
- конкурсы, выставки
В практической деятельности применяю разные методы: систематические наблюдения и фиксация их результатов, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное общение, совместный труд детей и взрослых в природе
Принципы построения педагогического процесса
В своей работе я опиралась на следующие принципы:
1. принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы;
2. принцип наглядности. Этот принцип предполагает опору в работе на характерную особенность детей дошкольного возраста - наглядно-образное мышление (методы: наблюдение и эксперимент). На занятиях используется наглядный и раздаточный материал - как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку;
3. принцип систематичности и последовательности - занятия проводятся систематически по разработанному плану, используя все виды деятельности, к концу изучения материала проводится итоговое занятие;
4. принцип доступности
Этот принцип диктует подбор доступного, легко воспринимаемого, интересного для детей материала;
5. принцип индивидуализации - на занятиях должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.
6. принцип интеграции решение поставленных задач через различные виды деятельности.
Технология опыта
Чтобы решить поставленные задачи я действовала в нескольких направлениях:Экологическое воспитание на протяжении уже нескольких лет является темой моего опыта работы с детьми. Педагогический опыт показал мне наиболее успешную технологию экологического воспитания - метод экологических проектов. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Цель проводимой мною работы: формирование у детей «экологического чувства», привитие экологической и моральной ответственности перед каждым живым существом
В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике, Проекты помогают развивать: активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;
осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее; творческие способности детей;
умение наблюдать;
умение слушать;
навыки обобщения и анализа; мышление;
видение проблемы с разных сторон, комплексно;
воображение;
внимание, память, речь.
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется мною в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Различают несколько видов проектов.
Ролево-игровые (в нем дети играют конкретных персонажей).
Исследовательско-творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).
Информационно-практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (выращиваем цветы).
Творческие (результат - спектакль, сказка, постановка).
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. В своей работе я стараюсь активизировать исследовательскую, творческую, игровую, и практическую деятельность детей. Этапы работы над проектом.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, я взяла за основу рекомендации Рыжовой Н.А., которая предлагает три основные этапы работы над проектом:
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.Совместную деятельность мы осуществляем в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада.
- работала по самообразованию (изучала литературу, Интернет-ресурсы, осуществляла подбор необходимого материала, оформила уголок в помещении группы, дополнила новыми необходимыми пособиям имеющийся в группе природный уголок, работала над составлением программы по экологическому воспитанию дошкольников.
- работала с детьми (организация основной деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа);
- работа с родителями (консультации, беседы, оформление папок-передвижек, выставки совместных поделок из природного материала, рисунков «Чистый город», оформление участка.изготовление кормушек и скворечников для птиц)
- веду кружок по экологическому воспитанию.
Данная работа осуществляется мной через организацию непосредственно образовательной деятельности - Природное окружение - темы: «Деревья и кустарники на нашем участке»; «Наш огород», «Клумбы на нашем участке» и т.д.; режимные моменты - наблюдение во время прогулки за цветником, деревьями, птицами, насекомыми, животными; индивидуальную работу - все виды продуктивной деятельности: рисование (раскрашивание), лепка, аппликация, беседы, чтение художественной и научной литературы .
Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки, слайды, видеофильмы, книги. Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну, за родной край. Эстетический фон для занятий с детьми создают стихи, загадки, песни. Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что сделает ООД запоминающимся для детей. Литературный материал незаменим в воспитательной работе, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Моя задача заключается в том, чтобы воспитывать в детях отзывчивость, стремление сочувствовать другим людям, быть ответственным, и заботиться о растениях и животных.
Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций:
«Добра и согласия между Человеком и Природой»,
«Посади дерево»
«Подари цветок детскому саду».
«Красивый участок детского сада».
В акции «Красивый участок детского сада» я хотела донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Дети постоянно убирают свой участок от мусора, веточек, листвы. Вместе с родителями создали красивый,эстетически-оформленный вид участка, изготовили много поделок из шин: дорожка для прыжков, черепаха, улитки, красивые клумбы из брёвен крокодил, жираф.
Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно- творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность.
В акции «Подари цветок детскому саду» родители приносили комнатные растения, отростки, рассаду цветов для клумб.
На протяжении всего учебного года проводились целевые наблюдения на прогулках. В непосредственной образовательной деятельности знакомили детей с животными нашей планеты, растениями, насекомыми, рассказывали о явлениях живой и неживой природы, играли в дидактические, познавательные сюжетно-ролевые игры. Знакомили с литературой о природе, читали рассказы В. Бианки, Пришвина, Е.Чарушина, Д. Мамина-Сибиряка и др. писателей, отгадывали загадки, составляли рассказы по картинам и из личного опыта, заучивали стихи, песенки, потешки, рисовали пейзажи, животных, растения, создавали красивые композиции, готовили домашнее задание – выставка рисунков «Земля – наш дом родной», дети совместно с родителями мастерили зимой – кормушки, весной – скворечники, знакомили с космосом, с глобусом и картой полушарий, с другими планетами.
К концу года у детей сформировались представления о растениях и животных, обогатился их словарный запас, мои воспитанники научились бережно относиться к природе, стали охотно помогать ухаживать за комнатными растениями в живом уголке и за цветочной клумбой на участке детского сада, активно применяя знания.
Работа с родителями
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему “Задачи экологического воспитания”мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание мы начали с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей организую отдельную беседу.
Ещё одна форма работы с семьёй - буклеты. Через буклеты знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Предлагаю провести эксперименты с неживой природой.
Заключение.
Для экологического образования дошкольников крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой.
Напомню, что под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Методическая литература
1.Н.Е.Веракса, Т.Е. Комарова, М.А. Васильева, 2015 год
2. С.Н.Николаева Программа «Юный эколог» 2015г
3. Николаева С.Н. « Место игр в экологическом воспитании дошкольников»
4. С.Н. Николаева. «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве»
5. Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
6. Молодова Л.П. « Экологические праздники для детей»
7. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном
8. «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова
9.О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой «Москва Мозаика-Синтез, 2012 г.
10.Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста» 11.Н.Г.Пантелеева « Знакомим детей с малой Родиной» Москва Сфера, 2015г
12.З.Ф.Аксенова « Войди в природу с другом Экологическое воспитание дошкольников» .Москва Сфера2008г.
13.Т.А.Шорыгина «Беседы о воде» Москва Сфера,2013г
14.С.Н.Николаева Юный эколог Москва. Мозаика-Синтез, 2010г
15.З.Ф.Аксенова «Войди в природу с другом Экологическое воспитание дошкольников» .Москва Сфера2008г.
16. Интернет-ресурсыwww.doshkolnik.ru – «Дошкольник» http://pochemu4ka.ru/-«Почемучка»
http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm- развивающие игры для детей, http://www.solnet.ee.- «Солнышко»