Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша.

Из опыта работы

Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в  ДОУ».

Воспитатель: И.С.Фролова

2024г.

Одним из приоритетных направлений деятельности моей работы в ДОУ является экологическое воспитание детей. Уже несколько лет я большое внимание  уделяю экологическому воспитанию, приобщению детей к природе с целью формирования экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности.

 В своей работе я решаю задачи экологического воспитания через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей.  Так как,экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они  учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, воспитанию у детей эстетических качеств,  а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания. 

Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.  Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.          

      В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми.

 Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу - это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.

    Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием - это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом.

Период становления основ будущей личности - дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту.

На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. 

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей.

 

 Новизна опыта

Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строю с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.

Перспективность своей работы вижу в следующем. Ее можно разделить на три блока:

1 блок - работа с родителями, задачи которого являются - повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.

2 блок - работа с детьми, задачами которого являются - повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.

3 блок - работа с социальным окружением.

 

Цель:

Воспитать бережное отношение к природе, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.

 

 Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

- Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности  живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

- Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;  животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

- Прививать практические навыки и умения  по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.

- Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности приумножать красоту и богатства родной природы.

- Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

-  Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.

-Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.

 

- Создание в детском саду благоприятных условий работы с детьми по экологическому образованию и воспитанию.

-Пропагандирование экологических знаний, приобщение родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье. - Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в их практической деятельности - Воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой – Воспитание эстетических чувств и патриотических, средствами природы

-Экологизация быта и семейных традиций.

 

 

Формы и методы работы:

В работе по экологии использую разные формы обучения и воспитания.

с педагогами:

-индивидуальные и групповые

-консультации,

-педагогические советы,

-открытые мероприятия.

-выпуск экологических буклетов.

с дошкольниками:

- занятия в форме эвристической беседы;

- практическая деятельность в природе;

- экскурсии, целевые прогулки, наблюдения;

- природоохранные акции;

-проведение экологических викторин, праздников, досугов, театрализованных представлений;

- чтение экологических сказок, рассказов;

- экологические игры;

выставки детских работ;

-организация конкурсов

с родителями:

- консультации

- викторины

-папки-передвижки

- конкурсы, выставки

В практической деятельности применяю разные методы: систематические наблюдения и фиксация их результатов, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное общение, совместный труд детей и взрослых в природе

Принципы построения педагогического процесса

В своей работе я опиралась на следующие принципы:

1. принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы;

2. принцип наглядности. Этот принцип предполагает опору в работе на характерную особенность детей дошкольного возраста - наглядно-образное мышление (методы: наблюдение и эксперимент). На занятиях используется наглядный и раздаточный материал - как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку;

3. принцип систематичности и последовательности - занятия проводятся систематически по разработанному плану, используя все виды деятельности, к концу изучения материала проводится итоговое занятие;

4. принцип доступности

Этот принцип диктует подбор доступного, легко воспринимаемого, интересного для детей материала;

5. принцип индивидуализации - на занятиях должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.

6. принцип интеграции решение поставленных задач через различные виды деятельности.

 

Технология опыта

  Чтобы решить поставленные задачи я действовала в нескольких направлениях:Экологическое воспитание на протяжении уже нескольких лет является темой моего опыта работы с детьми. Педагогический опыт показал мне наиболее успешную технологию экологического воспитания - метод экологических проектов. Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов.                                                                                                                        Цель проводимой мною работы:  формирование у детей «экологического чувства», привитие экологической и моральной ответственности перед каждым живым существом

В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике, Проекты помогают развивать: активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей;

осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее;  творческие способности детей; 

умение наблюдать;

умение слушать; 

навыки обобщения и анализа; мышление;

видение проблемы с разных сторон, комплексно;

воображение; 

внимание, память, речь.

 Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется мною в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Различают несколько видов проектов.

 Ролево-игровые (в нем дети играют конкретных персонажей).

 Исследовательско-творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).

 Информационно-практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (выращиваем цветы).

Творческие (результат - спектакль, сказка, постановка).

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. В своей работе я стараюсь активизировать исследовательскую, творческую, игровую, и практическую деятельность детей. Этапы работы над проектом.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, я взяла за основу рекомендации Рыжовой Н.А., которая предлагает три основные этапы работы над проектом:                               

   1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;                                      

  2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;                                                                                                                                                                                                          

3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.Совместную деятельность мы осуществляем в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада.

 

- работала по самообразованию (изучала литературу, Интернет-ресурсы, осуществляла подбор необходимого материала, оформила уголок в помещении группы, дополнила новыми необходимыми пособиям имеющийся в группе природный уголок, работала над составлением программы по экологическому воспитанию дошкольников.

- работала с детьми (организация основной деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа);

- работа с родителями (консультации, беседы, оформление папок-передвижек, выставки совместных поделок из природного материала, рисунков «Чистый город», оформление участказготовление кормушек и скворечников для птиц)

- веду кружок по экологическому воспитанию.

 Данная работа осуществляется мной через организацию непосредственно образовательной деятельности - Природное окружение - темы: «Деревья и кустарники на нашем участке»;  «Наш огород», «Клумбы на нашем участке»  и т.д.; режимные моменты - наблюдение во время прогулки за цветником, деревьями,  птицами, насекомыми, животными; индивидуальную работу - все виды продуктивной деятельности: рисование (раскрашивание), лепка, аппликация, беседы, чтение художественной и научной литературы .

Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки, слайды, видеофильмы, книги. Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну, за родной край.  Эстетический фон для занятий с детьми  создают стихи, загадки, песни. Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что сделает ООД запоминающимся для детей. Литературный материал незаменим в воспитательной работе, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Моя задача заключается в том, чтобы воспитывать в детях отзывчивость, стремление сочувствовать другим людям, быть ответственным, и заботиться о растениях и животных. 
Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций:

«Добра и согласия между Человеком и Природой»,

«Посади дерево»

«Подари цветок детскому саду».

«Красивый участок детского сада».

        В акции «Красивый участок детского сада» я хотела донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Дети постоянно убирают свой участок от мусора, веточек, листвы. Вместе с родителями создали красивый,эстетически-оформленный вид участка, изготовили  много поделок из шин: дорожка для прыжков, черепаха, улитки, красивые клумбы из брёвен  крокодил, жираф.

Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно- творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность.

    В акции «Подари цветок детскому саду»  родители приносили комнатные растения, отростки, рассаду цветов для клумб.

На протяжении всего учебного года проводились целевые наблюдения на прогулках.  В непосредственной образовательной деятельности знакомили детей с животными нашей планеты, растениями, насекомыми,  рассказывали о явлениях  живой и неживой природы, играли в дидактические, познавательные  сюжетно-ролевые игры. Знакомили с литературой о природе, читали рассказы В. Бианки, Пришвина, Е.Чарушина, Д. Мамина-Сибиряка и др. писателей, отгадывали загадки, составляли рассказы по картинам и из личного опыта, заучивали стихи, песенки, потешки, рисовали пейзажи, животных, растения, создавали красивые композиции, готовили домашнее задание – выставка рисунков «Земля – наш дом родной», дети совместно с родителями мастерили зимой – кормушки, весной –  скворечники, знакомили  с космосом, с глобусом  и картой полушарий, с другими планетами.

  К концу года у детей сформировались представления о растениях и животных,  обогатился их словарный запас, мои воспитанники научились бережно относиться к природе, стали охотно помогать ухаживать за комнатными растениями в живом уголке и за цветочной клумбой на участке детского сада, активно применяя знания.

                                                                                            

 Работа с родителями

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую  как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему “Задачи экологического воспитания”мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание мы начали с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей организую  отдельную беседу.

Ещё одна форма работы с семьёй - буклеты. Через буклеты знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Предлагаю провести эксперименты с неживой природой.

Заключение.

      Для экологического образования  дошкольников крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой.

Напомню, что под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей  в образовательный процесс дошкольного учреждения.

 

Методическая литература

1.Н.Е.Веракса, Т.Е. Комарова, М.А. Васильева, 2015 год                                                                                            

2. С.Н.Николаева  Программа «Юный эколог» 2015г 

3. Николаева С.Н.  « Место игр в экологическом воспитании дошкольников»

4. С.Н. Николаева. «Воспитатели экологической культуры в дошкольном детстве»

5. Бондаренко Т.М.  « Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

6. Молодова Л.П.  « Экологические  праздники для детей»

7. Николаева С.Н.   «Воспитание экологической культуры в дошкольном                                                               

8. «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова

9.О.А.Соломенникова   «Ознакомление с природой «Москва Мозаика-Синтез, 2012 г.

10.Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»                                                                                                                     11.Н.Г.Пантелеева « Знакомим детей с малой Родиной» Москва Сфера, 2015г                                  

12.З.Ф.Аксенова « Войди в природу с другом Экологическое воспитание дошкольников» .Москва Сфера2008г.                                                                                                                

13.Т.А.Шорыгина   «Беседы о воде»   Москва Сфера,2013г                                                                   

14.С.Н.Николаева   Юный эколог   Москва. Мозаика-Синтез, 2010г

15.З.Ф.Аксенова   «Войди в природу с другом Экологическое воспитание дошкольников» .Москва Сфера2008г.

16. Интернет-ресурсыwww.doshkolnik.ru – «Дошкольник» http://pochemu4ka.ru/-«Почемучка»

http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm-  развивающие игры для детей, http://www.solnet.ee.- «Солнышко»