Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Города Иркутска детский сад № 51 Дополнительная образовательная программа ?Куклы из бабушкиного сундука? для детей 5-7 лет Срок реализации- 2 года Составитель: воспитатель Тугина Евгения Владимировна Иркутск, 2023 год Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа ?Куклы из бабушкиного сундука? имеет художественно-эстетическую направленность, знакомит с историей развития традиционной русской народной тряпичной куклы и способствует привитию навыков по созданию народной игрушки. Актуальность данной программы заключатся в повышенном интересе к русской тряпичной кукле, в доступности материалов и применении известных технологий рукоделия (шитья, вышивки, декорирование различными материалами); небольшом времени изготовления куклы. Программа включает в себя десять разделов: семь в первом году обучения и три во втором. В первый год обучения изучаются: ?История создания русской тряпичной куклы; ?Основы цветовой грамоты?; ?Обрядовая кукла в рамках календарных народных праздников (осень, зима, весна, лето), а также ?Игровая кукла?. Во второй год обучения дети знакомятся с историей традиционного русского народного костюма, его особенностями ?Традиционный русский народный костюм?; с технологиями декоративной отделки куклы ?Декоративная отделка куклы?; создают куклу по собственному авторскому замыслу ?Авторская кукла?. При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологией возникает необходимость изучения традиционного костюма, его исторических, региональных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей. В процессе изготовления куклы дети знакомятся с тканями, изучают их орнаментацию и колористику; создают композиции, требующие более глубокого знакомства с историей быта, уклада, традициями, праздниками, обрядами как Рязанскими, так и общерусскими. Обучение основывается на следующих педагогических принципах: личностно-ориентированного подхода; культуросообразности; природосообразности; сотрудничества и ответственности. Отличительными особенностями данной программы является с одной стороны ее комплексность с точки зрения всей необходимой информации по русской традиционной кукле, а с другой стороны особенности региональной традиции и возможности обучающихся проявить индивидуальную творческую фантазию в авторском исполнении куклы. Обучение данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка; сохранение, возрождение и развитие народных традиций. Цель программы:? развитие художественно-творческих способностей детей, активизация их познавательной деятельности через искусство создания народной игрушки. Задачи: Обучающие: познакомить с традициями русского народа; познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства; познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки; формировать умение работать с иголкой, познакомить со сметочным швом. Развивающие: способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей; формировать эстетический и художественный вкус; побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью; предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы. Воспитательные: содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества; воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость; прививать основы культуры труда; способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе. Формы и методы работы.Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без ?призывов? со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д. В процессе деятельности используются следующие методы и приемы: рассматривание иллюстраций, образцов кукол; показ; объяснение; наблюдение; импровизации; чтение художественных произведений; рассказ педагога и рассказы детей; сочинение историй; анализ и самоанализ. Используемый материал: ткань разной фактуры, тесьма; нитки мулине, шерстяные нитки; лен, бечевка; ветки деревьев; Вата и др. В результате проведенной работы к концу всего обучения дети должны знать: историю народной игрушки; правила безопасности труда; как работать с выкройками; уметь: правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов; выбирать необходимый для изготовления кукол материал; работать с тканью, иголкой; соединять ткань сметочным швом. владеть навыками: изготовления различных видов народных кукол; набивки формы; украшения готовых кукол. Возрастная характеристика детей 5 – 6 лет Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления ?Я? позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Примерно до пяти лет в образе ?Я? ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях своего ?Я?. Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть роли, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление ?Я? идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя ?умным?, ?знающим?, ?умеющим?. Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько. До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений. Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей. Во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, понимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящему занятию. В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Восприятие детей в 5 – 6 лет Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов. Внимание детей в 5 – 6 лет Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 - 6 объектов, к концу года 6 - 7. Память детей в 5 – 6 лет В возрасте 5 - 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 - 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 - 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д. Мышление детей в 5 – 6 лет В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение детей в 5 – 6 лет Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинение детьми достаточно оригинальных, и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным, в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню. Речь детей в 5 – 6 лет Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Возрастные особенности детей 6 – 7 лет Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции. Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального ?я? и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива ?я должен?, ?я смогу? постепенно начинает преобладать над мотивом ?я хочу?. Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы. Осознание своего ?я? и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – ?позиции школьника?, что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе. Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки. Возраст детей 5-7 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 25-30 минут, второго года обучения 2 раза в неделю по 25-30 минут. Занятия проводятся по группам, количество детей в группе 8-12 человек. Программа детского объединения носит циклический характер, она тесно связана с народными календарными праздниками и обрядами. В процессе обучения предусматриваются следующие формы занятий: типовое (сочетающее в себе объяснение и практическую работу); практическое (по закреплению определенных умений и навыков); учебная игра; творческое занятие (разработка и выполнение авторской куклы по собственному замыслу). Ожидаемые результаты первого года обучения В результате освоения образовательной программы воспитанники должны знать: характеристики материалов, инструменты для работы; виды тканей; простые швы; последовательность изготовления тряпичных кукол; историю развития русских тряпичных кукол; виды тряпичных кукол; обрядовое значение кукол; правила раскладки лекал на ткани и раскрой; технологию изготовления тряпичных кукол; историю традиционных народных праздников и обрядов; основные законы колористики. уметь: выполнять швы на ткани; организовывать рабочее место; соблюдать технику безопасности, гигиены и санитарии; работать по шаблону; работать с использованием технологических карт. Ожидаемые результаты второго года обучения Обучающиеся второго года обучения должны знать: творчество художников- мастеров по созданию кукол; технологию изготовления тряпичных кукол; историю традиционных народных праздников и обрядов; основные законы колористики; историю народного костюма Рязанского края, основы русского кроя; особенности изготовления кукол в разных регионах; уметь: самостоятельно разрабатывать эскиз куклы; самостоятельно изготовить куклу по авторскому замыслу создавать тематические композиции; изготавливать традиционную народную куклу; изготавливать сувенирную куклу; правильно произвести раскрой будущей куклы; выполнить народный костюм для куклы. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: входной, который проводится перед началом работы и предназначен для выявления базовых знаний, умений и навыков (тестирование, анкетирование); текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций; итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы (выставка-презентация). Значительное место в работе детского объединения занимают практические занятия, которые закрепляют полученные теоретические знания и формируют, определяют умения и навыки. В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, деятельностный, репродуктивный, исследовательский, эвристический. Материально – техническое обеспечение Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения Примечание кабинет оборудование класса ученические столы, стулья материалы Ткань бязь, ситец (белая, красная, цветная в мелкий рисунок, или без него) органза, фатин Нитки шерстяные, ?мулине? или ?ирис?, лен, вязальные Наполнитель Вата, шерсть Тесьма, кружево различной расцветки и фактуры Атласная лента шириной 5 мм, ярких цветов Крупа(для изготовления куклы-крупенички) Пшеница, горох, пшено Сухая трава Мята, шалфей, душица, мелиса Основа для брошки В виде булавки Палочки-шпажки Клей ПВА книгопечатная продукция Учебно-тематический план (1 год обучения) В неделю - 2 занятия; в месяц - 8 занятий; в год - 64 занятия № п/п Наименование тем Количество часов всего теория практика Введение 1 1 1 История создания русской тряпичной куклы. 4 1 3 1.1 Зачем и как делать куклы своими руками 2 1 1 1.2 Общие сведения о тканях. 2 1 1 2 Основы цветовой грамоты 4 2 2 2.1 Цвет и цветовой круг Гармоничное сочетание цветов 2 1 1 2.2 Контраст цветов 2 1 1 3 Народный календарь. История и празднование осенних праздников. Обрядово-обережные куклы. Праздник Осинины (14 сентября) 3.1 Куклы кувадки 2 1 1 3.2 Свадебный обряд Рязанской губернии. 2 1 1 Праздник Воздвиженье Креста Господне (27 сентября) 3.3 Вепсская кукла 2 1 1 Праздник Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) 3.4 Кукла Параскева (Десятиручница) 2 1 1 Праздник Кузьминки (14 ноября) 3.5 Куклы Козьма и Демьян 2 1 1 4 Народный календарь. История и празднование зимних праздников. Обрядово-обережные куклы. Праздник Спиридона Солнцеворота (25 декабря) 4.1 Спиридон 4 1 3 Праздник Рождество Христово (7 января) 4.2 Рождественский ангел 2 1 1 Праздник Крещение (19 января) 4.3 Крестец. 2 1 1 Праздник Сретение Господне (15 февраля) 4.5 Лихоманки 4 1 3 5 Народный календарь. Весенние праздники. Обрядово-обережные куклы. Праздник Праздник Масленица 5.1 Домашняя масленица 2 1 1 Праздник Сороки (22 марта) 5.2 Мартинички 2 1 1 Праздник Вербное Воскресенье 5.3 Кукла вербница 4 1 3 Праздник Благовещение (7 апреля) 5.4 Кукла ?Первертыш? 2 1 1 Праздник Пасха 5.5 Кукла Пасха 6 1 5 6 Народный календарь. Летние праздники. Обрядово-обережные куклы. Праздник Троица. История праздника Троицы. 6.2 Кукла веснянка 2 1 1 Праздник Ивана Купала (7 июля) 6.3 Кукла Купавка 2 1 1 Праздник Афиноген (29 июля) 6.4 Кукла покосница 4 1 3 Праздник Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) 6.5 Кукла-сноп 2 1 1 7 Игровая кукла 2 11 7.1 Тамбовская кукла 6 1 5 Итоговое занятие 1 Итого: 64 24 40 Содержание дополнительной образовательной программы 1 год обучения 1. Введение (2 ч.) Формирование теоретических знаний: Знакомство с правилами техники безопасности и пожарной безопасности. Знакомство с правилами поведения детей. Формирование практических умений и навыков: Познакомить учащихся с выполненными работами. 2. Пошив тряпичных кукол Формирование теоретических знаний: Знакомства с последовательностью изготовления тряпичных игрушек. Знакомство с лекалами. Закрепление правил техники безопасности. Определение лицевой изнаночной стороны изделия. Формирование практических умений и навыков: Анализ образца и детских работ. Развитие умений анализировать алгоритм обработки. Обучение правилам выполнения стежков. Закрепление строчек. Подбор цвета нити пошиваемой игрушке. Примерный словарь: Игла, нитка, ножницы, картон, калька, искусственный мех, драп, вата, утеплитель. Красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый. Туловище, голова, нос, глаза. Лицевая сторона, изнаночная сторона Что будем делать?Будем шить. Что мы делали?Мы шили. Обведи (те) лекалоЯ обвёл (а) лекало. Вставь (те) нить в иглуЯ вставил (а) нить в иглу. Завяжи (те) узелокЯ завязал (а) узелок. Содержание Введение. Исторический экскурс. Материалы и инструменты. Принадлежности и оборудование. Организация рабочего места и правила техники безопасности.и пожарной безопасности Диагностика первоначальных знаний, умений, навыков с использованием диагностических карт. Беседа: ?Обрядовые предметы, игрушки и куклы в годовом цикле народных праздников?. История создания русской тряпичной куклы. 1.1. Зачем и как делать куклы своими руками. Теоретические сведения Куклы в жизни людей. Мифы и легенды, связанные с изготовлением кукол. Ценность рукотворной куклы. Формула русской куклы. Классификация кукол. Знакомство с технологической картой. Практическая работа: изготовление славянской народной обереговой куклы из платка. Изготовление куклы ?Зайка?, куклы ?Бессонница?. 1.2.Основные виды швов Теоретические сведения Виды и назначение швов. Демонстрация образцов швов со схемой выполнения данного шва. Практическая работа: Отработка техники выполнения швов: ?Назад иголку?, ?Петельчатый?, ?Стебельчатый?, ?Крест?, ?Вперед иголка?, ?Тамбурный?. Работа по технологическим картам. Сборка мешочка для хранения нитей. Изготовление игольницы. 1.3. Общие сведения о тканях Теоретические сведения Особенности строения и переплетения тканей. Натуральные и искусственные ткани. Знакомство с тканями по виду волокон. Законы цветоведения. Практическая работа: определение долевой и уточной нити, лицевой и изнаночной стороны. Определение льняной, шерстяной, хлопчатобумажной, шелковой тканей. Основы цветовой грамоты. Цвет и цветовой круг. Теоретические сведения. Практическая работа: определение цветов и построение цветов в цветовой круг Контраст цветов. Теоретические сведения. Практическая работа: Контраст по тону Контраст светлого и тёмного Контраст холодного и тёплого Контраст дополнительных цветов Народный календарь История и празднование осенних праздников. Обрядово-обережные куклы. Теоретические сведения Осенины. История праздника. 3.1 Куклы Кувадки Теоретические сведения История появления кукол Кувадок. Традиционные цвета, размеры тканей для изготовления кукол Кувадок. Технология сборки. Практическая работа: изготовление обережно- обрядовых кукол Кувадок. 3.2 Свадебный обряд Рязанской губернии Теоретические сведения Рассказ о традициях свадебного обряда в Рязанской губернии. Практическая работа: проигрывание свадебного обряда с использованием кукол. Воздвиженье Креста Господне (27 сентября) 3.3 Вепсская кукла Теоретические сведения История появления вепсской куклы. Технология изготовления обереговой Вепсской куклы. Практическая работа: изготовление обережной Вепсской куклы. Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) 3.4 Кукла Параскева (Десятиручница) Теоретические сведения История праздника Покрова пресвятой Богородицы. Пословицы, приметы, загадки. Технология изготовления обережной куклы Параскева. Практическая работа: изготовление обережной куклы Параскева. Работа по технологическим картам. 3.5 Куклы Косьма и Демьян Теоретические сведения Технология изготовления кукол. Практическая работа: изготовление кукол. Работа по технологическим картам. 4. Народный календарь. История и празднование зимних праздников. Обрядово-обережные куклы. Праздник Спиридона Солнцеворота (25 декабря) Теоретические сведения Обряды, посвященные солнцу. 4.1 Спиридон Теоретические сведения История создания куклы. Технология изготовления куклы. Практическая работа: изготовление куклы. Работа по технологическим картам. Рождество Христово. Истории, традиции, обычаи и приметы. 4.2 Рождественский ангел. Легенда появления обережной куклы. Технология изготовления куклы. Практическая работа: изготовление куклы по технологическим картам. 4.3 Крестец. История появления куклы. Роль куклы в славянском обряде. Практическая работа: изготовление куклы. Работа по технологическим картам. 4.4 Лихоманки. Обереги от болезней. Технология изготовления обережной куклы. Практическая работа: изготовление обережной куклы. Работа по технологическим картам. Народный календарь. Весенние праздники. Обрядово-обережные куклы. 5.1 Домашняя масленица– дочка Масленицы или младшая сестра. Кукла, посвященная проводам зимы и встрече весны. Технология изготовления домашней масленицы. Практическая работа: изготовление обрядовой куклы. 5.2 Мартинички. Обряды закликания весны. Технология изготовления обрядовой куклы. Практическая работа: изготовление обрядовой куклы Мартинички. 5.3 Кукла вербница. История вербного воскресенья. Технология изготовления куклы. Практическая работа: изготовление обережной куклы. 5.4 Кукла перевертыш. История куклы. Технология изготовления куклы. Практическая работа: изготовление обережной куклы. 5.5 Кукла Пасха. История праздника Пасха. Традиционные игры на Пасху. Технология изготовления подарка-куклы ?Пасха?. Практическая работа: изготовление подарка-куклы. 6. Народный календарь. Летние праздники. Обрядово-обережные куклы. Троица. История праздника Троицы. 6.1 Кукла веснянка. Священное дерево Троицы. Обряд кормления березки. Технология изготовления куклы Веснянка. Практическая работа: изготовление обрядовой куклы. Работа с использованием технологической карты. 6.2 Кукла Купавка. Олицетворение обряда купания. Очистительная сила воды. Технология изготовления куклы. Практическая работа: изготовление обрядовой куклы купальницы. 6.3 Афиноген (29 июля). Кукла покосница. История куклы. Технология изготовления обережной куклы. Практическая работа: изготовление обережной куклы. Работа по технологическим картам. Практическая работа: изготовление обрядовой куклы. 6.4 Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) Кукла-сноп. 7. Игровая кукла. 7.1 .Кукла ?Тамбовская?. История появления куклы. Технология изготовления куклы. Практическая работа: изготовление обереговой куклы ?на счастье?. Учебно-тематический план ?Народная тряпичная кукла? (2 год обучения) В неделю - 2 занятия; в месяц - 8 занятий; в год - 64 занятия № п/п Наименование тем Количество часов всего теория практика Введение 1 1 1 Традиционный русский народный костюм. 1.1 Традиционный русский мужской костюм 2 1 1 1.2 Традиционный русский женский костюм 2 1 1 1.3 Традиционный девичий костюм 2 1 1 2 Декоративная отделка куклы 18 2.1 Натуральные и синтетические ткани 3 1 2 2.2 Основные понятия об орнаменте 3 1 2 2.3 Основные виды швов 2.4 Вышивка бисером 6 1 5 2.5 Декоративная отделка лентами 6 1 5 3 ?Сувенирная кукла?. 3.1 Технология изготовления тряпичной куклы ?Сувенирная кукла? 14 1 13 3.2 Кукла ?Клоун? 14 1 13 Итоговое занятие: 1 1 Итого: 64 10 54 Содержание дополнительной образовательной программы 2 год обучения 1. Введение (1 ч.) Формирование теоретических знаний: Знакомство с правилами техники безопасности и пожарной безопасности. Знакомство с правилами поведения детей. Формирование практических умений и навыков: Познакомить учащихся с выполненными работами. 2. Пошив тряпичных кукол Формирование теоретических знаний: Знакомства с последовательностью изготовления тряпичных игрушек. Знакомство с лекалами. Закрепление правил техники безопасности. Определение лицевой изнаночной стороны изделия. Формирование практических умений и навыков: Анализ образца и детских работ. Развитие умений анализировать алгоритм обработки. Обучение правилам выполнения стежков. Закрепление строчек. Подбор цвета нити пошиваемой игрушке. Примерный словарь: Игла, нитка, ножницы, картон, калька, искусственный мех, драп, вата, утеплитель. Красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый. Туловище, голова, нос, глаза. Лицевая сторона, изнаночная сторона Что будем делать?Будем шить. Что мы делали?Мы шили. Обведи (те) лекалоЯ обвёл (а) лекало. Вставь (те) нить в иглуЯ вставил (а) нить в иглу. Завяжи (те) узелокЯ завязал (а) узелок. Содержание ?второй год обучения? Введение. Исторический экскурс. Материалы и инструменты. Принадлежности и оборудование. Организация рабочего места и правила техники безопасности. Диагностика знаний, умений, навыков с использованием диагностических карт. Беседа: ?Кукла в жизни русского народа?. 1. Традиционный русский народный костюм. Основные направления создания костюма, композиция костюма и его составляющие, народные праздники и народное творчество. Форма деталей костюма, наличие композиционных конструктивных линий, цвет, фактура тканей и отделка. 1.1 Традиционный русский мужской костюм. Составные части костюма: обувь, головной убор, пояса, отделка изделия. Орнамент, используемый в традиционном мужском костюме. Практическая работа: зарисовка отдельных элементов мужского костюма. Прорисовка орнамента. 1.2 Традиционный русский женский костюм. Составные части русского женского костюма. Вышивка. Особенности кроя. Практическая работа: зарисовка отдельных элементов женского костюма. Прорисовка орнамента. 1.3 Традиционный девичий костюм. Отличительные особенности девичьего костюма. Его составные части. Особенности кроя, орнамент, вышивка. Практическая работа: зарисовка отдельных элементов костюма. Прорисовка орнамента. 2.1 Натуральные и синтетические ткани. Понятие нити, ткани, волокно. Натуральные и синтетические ткани. Способы отличия натуральных и синтетических тканей. Долевая и поперечная нить. Практическая работа: различие синтетических и натуральных тканей. 2.2 Основные понятия об орнаменте. Понятие орнамент, виды орнаментов. Цветовое решение. Практическая работа: схематическое изображение орнаментов. Прорисовка отдельных элементов. 2.3 Основные виды швов. Инструменты для работы. Понятие шов, стежок. Описание работы. Практическая работа: выполнение простых швов для изготовления тряпичной куклы. 2.4 Вышивка бисером. Бисер. Виды бисера. Инструменты и материалы для вышивки бисером. Орнамент для вышивки. Практическая работа: прорисовка и вышивка отдельных элементов костюма. 2.5 Декоративная отделка лентами. Ленты. Виды лент. Инструменты и приспособления для вышивки лентами. Ленты в национальном тамбовском костюме. Практическая работа: проработка орнамента и расшивка лентами отдельных элементов костюма. 3. Сувенирная кукла. Интерьер. Исторические традиции, приемы исторического изготовления куклы. 3.1 Технология изготовления тряпичной куклы ?Девочка?. Составление технологической карты по изготовлению сувенирной куклы. Самостоятельная работа. 3.2 Технология изготовления куклы ?Клоун?. Составление технологической карты по изготовлению сувенирной куклы. Самостоятельная работа. Список литературы для педагогов: Богуславская И.Я. ?Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов?. ?Творческие проблемы современных народных художественных промыслов?. Сборник статей. Издательство ?Художник РСФСР?, Ленинград, 1981г. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – изд.: ?Культура и традиции?, 2003 – 128с. Дайн Г.Л. Лоскутные мячики из Хотькова – Сергиев Посад, 2008. – 96с. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. – 120с. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: ?Паритет?, 2005. – 240с. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский дом ?Азбука-классика?, 2007. – 560с. Федорова Н.Н. Традиционная игрушка севера: куклы, олени. Синкретичный характер игрушки; типология. (По материалам коллекции ТМИИ). Сборник научных трудов Тюменского областного музея изобразительных искусств/ Тюменский музей изобразительных искусств. Выпуск 4. Тюмень: ООО ?РГ Проспект?, 2006. 88стр. Жулаева Н.В. ?Кукла берегиня? // Народное творчество. – 2004. - №3. – С.64. Агаева И.В. ?Куклы из бабушкиного сундука? // Народное творчество. – 2004. - №3. – С.64. Список литературы для воспитанников: Осипова Н. ?Кукла на выхвалку? // Народное творчество. – 2003. - №4. – С.64. Деева Е. Любимая кукла: Светелка /Елена Деева // Стригунок. – 1995. - №1 – с.22-23; №2 – с.20-21. Казанок Г. ?Кукла - скрутка? добрее Барби.: Творчество: (Токаревский дом детского творчества) Кружок ?Бабушкины куклы? (руководитель Т.А. Мозгирева) / Галина Казанок //Ровесник – 2008. – 22-28. – с.3. Кох – Татаренко А. Игрушка старины глубокой. (Тряпичная кукла Тамбовской губернии начала 19 века) / А.Кох – Татаренко // Я землю эту люблю: Тезисы НПК. – 1999. – с.19-20. Кондакова Н. Самодельная кукла/ Н. Кондакова// Новая игрушечка. – 1999.- №38/39 – с.48 – 49. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – изд.: ?Культура и традиции?, 2003 – 128с. Дайн Г.Л. Лоскутные мячики из Хотькова – Сергиев Посад, 2008. – 96с. Лаврова с. Русские игрушечки, игры, забавы /Светлана Лаврова. – М.: Белый горд, 2007.:Из содержания: Гл.: Куклы – обереги. – с.14-19. Пальшина С. ?Если вложить душу, то кукла оживет!? /Светлана пальшина // А почему? – 1997. - №7. – с.26-27. Пигунова Н. ?Потешки, нас потешьте!?: Посиделки у Марии искусницы /Наталья Пигунова //Жили-Были. – 1999. - №11 - .11. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы ?Народная тряпичная кукла? (1 год обучения) № п/п Название раздела, темы Формы занятий Методы, приемы, дидактический материал Формы подведения итогов Вводное занятие Занятие-игра. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ Диагностика ЗУН. 1. История создания русской тряпичной куклы. Занятие-путешествие, беседа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, инструментов и материалов.. Выполнение заданий по карточкам. 2. Основы цветовой грамоты. Занятие -игра. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, материалов и инструментов. Выполнение тестовых заданий. Просмотр работ. 3. Народный календарь. История и празднование осенних праздников. Обрядово-обережные куклы. Учебное занятие, беседа. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, использование наглядных пособий, технологических карт. Выполнение практических заданий. 4. Народный календарь. История и празднование зимних праздников. Обрядово-обережные куклы. Учебное занятие-игра, беседа. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, использование наглядных пособий использование наглядных пособий, технологических карт. Выполнение практических заданий. 5. Народный календарь. История и празднование весенних праздников. Обрядово-обережные куклы. Учебное занятие, беседа. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, использование наглядных пособий использование наглядных пособий, технологических карт. Выполнение практических заданий. 6. Народный календарь. История и празднование летних праздников. Обрядово-обережные куклы. Учебное занятие, беседа. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, использование наглядных пособий использование наглядных пособий, технологических карт. Выполнение практических заданий. 7. Игровая кукла. Учебное занятие, беседа. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, использование наглядных пособий использование наглядных пособий, технологических карт. Выполнение практических заданий. Итоговое занятие Выставка-презентация. Демонстрация готовых работ. Просмотр работ Методическое обеспечение образовательной программы ?Народная тряпичная кукла? (2 год обучения) № п/п Название раздела, темы Формы занятий Методы, приемы, дидактический материал. Формы подведения итогов Вводное занятие Занятие-игра. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ. Диагностика ЗУН. 1. Традиционный русский народный костюм. Занятие-путешествие, беседа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, инструментов и материалов. Выполнение заданий по карточкам. 2. Декоративная отделка куклы. Занятие -игра. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, материалов и инструментов. Выполнение тестовых заданий. Просмотр работ. 3. ?Сувенирная кукла?. Учебное занятие-игра, беседа. Практическая работа. Словесные методы: рассказ, беседа. Наглядно-иллюстративный метод: демонстрация готовых работ, использование наглядных пособий использование наглядных пособий, технологических карт. Выполнение практических заданий. Итоговое занятие Защита творческого проекта. Демонстрация готовых работ. Просмотр работ. HYPER13PAGE HYPER15 4
«Куклы из бабушкиного сундука»