Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение СОШ №2 им. Дж. Т. Хагажеева МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХИМИИ ТЕМА Изменения, происходящие с веществами Разработала: учитель химии Тхазаплижева Фатима Анатольевна Пояснительная записка Методическая разработка по теме: ?Изменения, происходящие с веществами? составлена на основании Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна и предназначена для учащихся 8 классов. Данная тема является одной из важных тем курса химии, так как служит фундаментом для дальнейшего изучения материала, например химических свойств и способов получения неорганических и органически веществ. Кроме этого, знание закона сохранения массы веществ и типов химических реакций дает возможность управлять превращениями веществ, находить экономически и экологически безопасные способы их производства. Цели обучения: 1) Повторить отличия физических явлений от химических явлений. 2) Научить составлять уравнения химических реакций на основании закона сохранения массы веществ. 3) Познакомить учащихся с реакциями различных типов: соединения, разложения, замещения и обмена. Научить определять продукты химических реакций на основании полученных знаний. 4) Научить школьников производить расчеты по химическим уравнениям. 5) Показать возможность использования полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами. 6) Повторить и обобщить изученный материал, подготовить учащихся к контролю знаний и умений. 7) Осуществить контроль знаний и умений учащихся по данному разделу. Задачи обучения: см. планы уроков. Результаты обучения. После изучения раздела учащиеся будут знать: - отличия физических явлений от химических явлений; - признаки и условия протекания химических реакций; - способы очистки веществ; - закон сохранения массы веществ, открытый М.В. Ломоносовым; - классификацию химических реакций по числу и составу исходных веществ, по тепловому эффекту, по обратимости, по наличию и отсутствию катализатора. Учащиеся будут уметь: - отличать физические явления от химических явлений; - составлять уравнения химических реакций; - читать уравнение и читать химическую реакцию; -определять тип химической реакции; - производить расчеты по химическим уравнениям; - применять теоретические знания на практике; - эффективно работать в группе, паре для достижения общей цели; - выполнять задания различного уровня сложности (часть А, В и С). Технологии обучения: здоровье сберегающие, проблемного и дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные. Типы уроков: изучение нового материала; закрепление и совершенствование знаний и умений; повторительно-обобщающий урок; контроль знаний и умений; комбинированный урок. Виды уроков: объяснение, повторение, практическая работа, контрольная работа. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Методы организации учебно-познавательной деятельности: - словесные (рассказ, беседа); - наглядные (методы демонстраций и иллюстраций); - репродуктивные (работа с книгой, устное изложение, наблюдение); - проблемно-поисковые; - практические (лабораторные опыты, практические работы); - дедуктивные (от общего к частному); - индуктивные (от частного к общему). Урок 1 1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами. 2. Тема урока: физические и химические явления. Химические реакции. 3. Цели урока: повторить отличия физических явлений от химических; познакомить с признаками и условиями протекания химических реакций. 4. Задачи: образовательные: - вспомнить и закрепить ранее изученные понятия (физические и химические явления); - ввести новые понятия (признаки химических реакций, условия протекания химических реакций, реакции горения, экзо- и эндотермические реакции); - продолжить формирование практических умений. Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств); - внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, демонстрационный эксперимент). Развивающие: - внимание (непроизвольное – за счет демонстрационного эксперимента; произвольное – за счет сообщения учащимся о значении данной темы); - мышление (выполнение упражнений на физические и химические явления, на способы разделения смесей); - память (зрительная – за счет запоминания схем и наблюдения за экспериментом). 5. Тип, вид, разновидность урока: тип – урок изучения нового материала; вид – объяснение; разновидность – объяснение с элементами беседы, демонстрационного эксперимента. 6. Оборудование: Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор. Химическая посуда и материалы: штатив для пробирок, пробирки, химические стаканы, спиртовка, спички, асбестовая сетка, держатель, бенгальские огни. Реактивы: растворы: NaOH, HCl, CuSO4, NH4Cl, фенолфталеин; Zn (гранулы). Наглядные средства обучения: схемы: ?Признаки химических реакций?, ?Условия протекания химических реакций?, коллекция ?Нефть и продукты ее переработки?. 7. Ход урока: Этапы урока Содержание. Структура урока Время на этап Методы и приемы 1) Оргмомент Отметить отсутствующих. 1 мин 2) Объявление темы урока Физические и химические явления. Химические реакции. 1 мин Тему урока написать на доске. 3) Мотивация и целеполагание Цель урока: повторить отличия физических явлений от химических, познакомиться с признаками и условиями протекания химических реакций. 1 мин Устно. 4) Повторение ранее изученного материала 1. Вспомнить определения физических и химических явлений. Физические – явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние вещества без изменения состава. Химические − явления, в результате которых из одних веществ, образуются другие. 2. Выполнить задание на повторение отличий физических явлений от химических явлений. Ответ записать в виде последовательности букв. Явления: А) испарение спирта; Б) горение древесины; В) гниение листвы; Г) расплющивание металла; Д) скисание молока; Е) таяние снега. Ответ: физические явления – а, г, е; химические явления – б, в, д. 8 мин Устно. Задание выполняется на доске – один учащийся записывает ответ, остальные работают в тетрадях. 5) Объяснение новой темы 1.Обратить внимание учащихся на то, что многие способы получения чистых веществ относятся к физическим явлениям: - перегонка; - кристаллизация; - фильтрование; - выпаривание; - отстаивание; - центрифугирование; - возгонка. 2. Выполнить задание: предложите способ разделения смесей: а) алюминия и железа; б) речного песка и сахара. Ответ: а) с помощью магнита; б) растворение→фильтрование→выпаривание. 3. Поставить вопрос: как распознать химическую реакцию? Ответ: по характерным признакам. Схема Химическая реакция ↓ Образование новых веществ ↓ Появление новых свойств: а) изменение цвета; б) выпадение или растворение осадка; в) выделение газа; г) появление запаха; д) выделение или поглощение тепла; е) появление света. Показать демонстрационные опыты и заполнить таблицу: Взаимодействующие вещества Признаки реакции NaOH+ ф-ф и НСl Обесцвечивание раствора CuSO4 и NaOH Выпадение голубого осадка Cu(OH)2↓ Cu(OH)2↓ и HCl Растворение осадка Zn и HCl Выделение газа Н2↑ NH4Cl и NaOH Появление резкого запаха Mg и O2 Вспышки света, выделение тепла 4. Ввести новые понятия: Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называются реакциями горения. Экзотермические – реакции, протекающие с выделением теплоты (+Q). Эндотермические − реакции, протекающие с поглощением теплоты (-Q) 5. Поставить вопрос: что необходимо сделать, чтобы произошла химическая реакция? Ответ: контакт веществ и нагревание. Схема Условия возникновения химических реакций Нагревание Контакт веществ Измельчение Очистка Растворение от примесей 25 мин Учащиеся записывают способы очистки веществ в тетрадь, учитель демонстрирует нефтяную коллекцию. Устно. Учитель поясняет схему, учащиеся переносят ее в тетрадь. Учитель показывает опыты и вместе с учениками заполняет таблицу. Учитель вводит новые понятия, учащиеся записывают определения в тетрадь. Учитель поясняет схему, учащиеся переносят ее в тетрадь. 6) Вывод 2 мин Один из учащихся с помощью учителя делает вывод. 7) Д/З ? 25, 26 упр. 3,4 стр.134; упр. 3 стр.139 2 мин Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. Урок 2 1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами. 2. Тема урока: упражнения в составлении уравнений химических реакций. 3. Цель урока: закрепить умение составлять уравнения химических реакций. 4. Задачи: образовательные: - повторить ранее изученные понятия (химическое уравнение, коэффициент, индекс); - вспомнить и сформулировать закон сохранения массы веществ; - продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций; - осуществить контроль знаний и умений учащихся (проверочная работа). Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений); - патриотическое воспитание (М.В. Ломоносов – великий русский ученый). Развивающие: - внимание (расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций); - мышление (составление уравнений химических реакций); - память (запоминание формулировки закона сохранения массы веществ, алгоритма составления химических уравнений); - речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций). 5. Тип, вид, разновидность урока: тип – урок закрепления и совершенствования знаний и умений; вид – повторение; разновидность – повторение с элементами беседы, опроса, контроля знаний и умений учащихся. 6. Оборудование: Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор. Наглядные средства обучения: портрет М.В. Ломоносова, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 7. Ход урока: Этапы урока Содержание. Структура урока Время на этап Методы и приемы 1) Оргмомент Отметить отсутствующих. 1 мин 2) Объявление темы урока Упражнения в составлении уравнений химических реакций. 1 мин Тему урока написать на доске. 3) Мотивация и целеполагание Цель урока: продолжить совершенствовать умение составлять химические уравнения. 1 мин Устно. 4) Повторение ранее изученного материала 1. Проверить Д/З: упр. 2 (а-г) стр. 145 а) 3CuCl2 + 2Al = 2AlCl3 + 3Cu; б) 4P + 5O2 = 2P2O5; в) Fe2(SO4)3 + 6KOH = 2Fe(OH)3 + 3K2SO4 г) 2CuOH = Cu2O + H2O. упр. 3 (а, б) стр.145 a) H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O; б) Na2O + H2O = 2NaOH 2. Провести опрос: - На основании какого закона составляют химические уравнения? - Сформулируйте закон сохранения массы веществ. - Дайте определение химического уравнения. - Дайте определение коэффициента. - Что показывает коэффициент? - Что показывает индекс? 7 мин Двое учащихся работают у доски, учитель проводит опрос остальных школьников. 5) Закрепление умения составлять химические уравнения 1. Выполнить задание на составление химических уравнений по предложенным схемам: а) железо + кислород → оксид железа (2); б) алюминий + йод → иодид алюминия; в) алюминий + серная кислота → → сульфат алюминия + водород; г) гидроксид кальция + фосфорная кислота → фосфат кальция + вода. Для уравнения под буквой ?а? проверить справедливость закона сохранения массы веществ. Ответ: а) 2Fe + O2 = 2FeO 2?56 + 16?2 = 2?(56+16) 144 = 144; б) 2Al + 3I2 = 2AlI3; в) 2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2↑ г) 3Ca(OH)2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2 + 6H2O. 2. Выполнить задание на интерактивной доске: найти и исправить ошибки, допущенные в химических уравнениях: а) 2N + O2 = 2NO; б) FeS + H2Cl = FeCl2 + H2S↑; в) Al + 2HCl = AlCl2 + 2H↑. Ответ: а) N2 + O2 = 2NO; б) FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S↑; в) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2↑. 20 мин Двое учащихся работают у доски, остальные – у себя в тетрадях. Задание выполняется на интерактивной доске – один учащийся исправляет ошибки, остальные работают в тетрадях. 6) Проверочная работа Задание: составить химическое уравнение по предложенной схеме и доказать справедливость закона сохранения массы веществ. 1 вариант Железо + хлор → хлорид железа (3) Ответ: 2Fe + 3Сl2 = 2FeCl3 2?56 + 3?35,5?2 = 2?(56+35,5?3) 325 = 325 2 вариант Алюминий + кислород → оксид алюминия Ответ: 4Al + 3O2 = 2Al2O3 4?27 + 3?16?2 = 2?(27?2+16?3) 204 = 204 7 мин Учащиеся выполняют проверочную работу по вариантам. 7) Вывод 1 мин Один из учащихся делает вывод. 8) Д/З ? 27 упр. 2 (д-ж); упр. 3 (в, г) стр.145 2 мин Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. Урок 3 1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами. 2. Тема урока: обобщение и систематизация знаний по типам химических реакций. 3. Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по типам химических реакций; продолжить совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций и определять их тип. 4. Задачи: образовательные: - повторить ранее изученные понятия (экзотермические и эндотермические реакции; каталитические и некаталитические; обратимые и необратимые, реакции разложения, соединения, замещения и обмена); - обобщить и систематизировать знания учащихся по типам химических реакций с помощью карты с тестированием; - осуществить контроль знаний учащихся (проверочная работа по вариантам). Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения (химическое уравнение – тип реакции); - внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски). Развивающие: - мышление (выполнение тестовых заданий различных уровней сложности); - внимание (расстановка коэффициентов); - память (запоминание и воспроизведение алгоритма составления уравнений химических реакций); - речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций). 5. Тип, вид, разновидность урока: тип – повторительно-обобщающий урок; вид – повторение; разновидность – повторение с элементами опроса, беседы, контроля знаний учащихся. 6. Оборудование: Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор. Наглядные средства обучения: схема ?Типы химических реакций?, карты с тестированием для работы на уроке. 7. Ход урока: Этапы урока Содержание. Структура урока Время на этап Методы и приемы 1) Оргмомент Отметить отсутствующих, раздать карты с тестированием. 1 мин 2) Объявление темы урока Обобщение и систематизация знаний по типам химических реакций. 1 мин Тему урока написать на доске. 3) Мотивация и целеполагание Цель урока: обобщить и систематизировать знания по типам химических реакций. 1 мин Устно. 4) Повторение ранее изученного материала 1. Проверить Д/З: упр. 2 (г, д) стр. 164 г) PbO2 + C = Pb + CO2; д) 2FeBr3 + 3Cl2 = 2FeCl3 + 3Br2. упр. 4 (а, б, в) стр.168 а) BaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ + Ba(NO3)2 б) Cu(NO3)2 + 2NaCl ≠ CuCl2 + 2NaNO3 в) Pb(NO3)2 + K2S = PbS↓ + 2KNO3. 2. Провести работу с классом: Составьте уравнение химической реакции по схеме, дайте характеристику данной реакции по изученным признакам. Нитрат цинка → оксид цинка + оксид азота (4) + кислород Ответ: 2Zn(NO3)2 = 2ZnO + 4NO2↑ + O2↑ - Q а) реакция разложения; б) эндотермическая (- Q); в) некаталитическая; г) необратимая. 7 мин Двое учащихся работают у доски, остальные выполняют задание учителя. Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске, остальные – в тетрадях. 5) Обобщение знаний Провести работу по картам с тестированием: Карта с тестированием (см. приложение) Часть А содержит вопросы с 4 вариантами ответа, один из них верный. Часть В содержит задания более сложного уровня на установление соответствия. Часть С содержит задания высокого уровня сложности, требующие развернутого ответа. Ответы: Часть А А1 – в; А2 – г; А3 – а; А4 – в. Часть В В1.: 1- г; 2 – а; 3 – б; 4 – в. В2: 1 – г; 2 – в; 3 – б; 4 – а. Часть С С1 S + O2 = SO2; 2SO2 + O2 = 2SO3; SO3 + H2O = H2SO4; H2SO4 + BaО = BaSO4↓ + H2О. 20 мин Учитель объясняет, как работать с картой, содержащей тестовые задания. Класс выполняет тестовые задания. 6) Вывод 1 мин Один из учащихся с помощью учителя подводит итог урока. 7) Проверочная работа 1 вариант Осуществите превращения и определите тип реакции. Li → Li2O → LiOH → Li2SO4 2 вариант Осуществите превращения и определите тип реакции. Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2 Ответы: 1 вариант 1) 4Li + O2 = 2Li2O (соединение); 2) Li2O + Н2О = 2LiOH (соединение); 3) 2LiOH + H2SO4 = Li2SO4 + 2Н2О (обмен). 2 вариант 1) 2Ca + O2 = 2CaO (соединение); 2) CaO + Н2О = Ca(OH)2 (соединение); 3) Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2Н2О (обмен). 7 мин Учащиеся выполняют проверочную работу по вариантам, учитель наблюдает за процессом. 8) Д/З ? 29 – 32 повторить, упр. 1(в) стр. 159; упр. 3 стр.168. 2 мин Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. . ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карта с тестированием для работы на уроке Часть А А1. Реакции, при которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество, называются реакциями: а) разложения;в) соединения; б) замещения;г) обмена. А2. К какому типу относится данная химическая реакция? 2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4 а) разложения;в) соединения; б) замещения;г) обмена. A3. Какое вещество скрывается за знаком вопроса? AlCl3 + NaOH → ? + NaCl а) Al(OH)3;в) Al2O3; б) Al(OH)2;г) AlO. А4. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции SO2 + O2 → SO3 равна: а) 2;в) 5; б) 4;г) 6. Часть В В1. Установите соответствие между формулами исходных веществ и формулами продуктов реакции: ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА: ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ: Na + Н2О → a) Fe2O3 + H2O; Fe(OH)3 → б) Na2O; Na + O2 → в) Fe + H2O; Fe2O3 + H2 → г) NaOH + H2↑. 1 2 3 4 В2. Установите соответствие между формулами исходных веществ и типом реакции: ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА:ТИП РЕАКЦИИ: 1) Mg + O2 → а) замещение; 2) BaCl2 + AgNO3 → б) разложение; 3) Cu(NO3)2 → в) обмен; 4) Na + H3PO4 → г) соединение. 1 2 3 4 Часть С С1. Осуществите превращения: S → SO2 → SO3 → H2SO4 → BaSO4 Урок 4 1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами. 2. Тема урока: обобщение и систематизация знаний по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?. 3. Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?; подготовить учащихся к написанию контрольной работы. 4. Задачи: образовательные: - повторить ранее изученные понятия и законы (физические и химические явления; химическое уравнение, коэффициент, индекс, закон сохранения массы веществ); - обобщить и систематизировать знания учащихся по классификации химических реакций (экзотермические и эндотермические; обратимые и необратимые; каталитические и некаталитические; реакции разложения, соединения, замещения и обмена); - совершенствовать практические умения и навыки учащихся. Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения (химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств; закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений; химическое уравнение – тип реакции; связь качественной и количественной сторон химического процесса); - внести в урок элементы эстетического воспитания (лабораторные опыты). Развивающие: - мышление (решение заданий различных уровней сложности); - внимание (расстановка коэффициентов, выполнение лабораторных опытов); - память (запоминание и воспроизведение алгоритмов составления уравнений химических реакций и решения расчетных задач); - речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций). 5. Тип, вид, разновидность урока: тип – повторительно-обобщающий урок; вид – повторение; разновидность – повторение с элементами опроса, беседы. 6. Оборудование: Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор. Химическая посуда и материалы: штативы для пробирок, пробирки, спиртовки, спички, асбестовые сетки, держатели, медная проволока. Реактивы: растворы: NaOH, CuSO4, HCl. Наглядные средства обучения: схема ?Типы химических реакций?, карты-инструкции к лабораторным опытам, таблица ?Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц?. 7. Ход урока: Этапы урока Содержание. Структура урока Время на этап Методы и приемы 1) Оргмомент Отметить отсутствующих, раздать карты-инструкции к лабораторным опытам. 1 мин 2) Объявление темы урока Обобщение и систематизация знаний по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?. 1 мин Тему урока написать на доске. 3) Мотивация и целеполагание Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?, подготовиться к контрольной работе. 1 мин Устно. 4) Повторение и обобщение знаний 1. Проверка Д/З: Дано: m(Fe) = 100 г W(прим.) = 4,8% Найти: m(FeS)-?; n(FeS)-? Решение Fe95,2 г + S = FeSх г n 1 моль 1 моль М 56 г/моль 88 г/моль m 56 г 88 г 1) m( Fe)чист. = 100 г ∙ 0,952 = 95,2 г; 2) 95,2 г/56 г = х г/88 г; х = 149,6 г; 3) n(FeS) = m/М = 149,6 г/88г/моль = 1,7 моль. Ответ: m(FeS) = 149,6 г; n(FeS) = 1,7 моль. 2. Выполнить задание: вставьте пропущенные фразы: а) плавление парафина относится к … явлениям. б) горение бензина относится к … явлениям. в) гашение соды уксусом сопровождается выделением … г) смесь алюминия и железа можно разделить с помощью … д) химические уравнения составляются на основании закона … е) реакция замещения отвечает схеме … ж) горение лучины относят к реакциям … з) реакция, уравнение которой: FeCl2 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + 2KCl идет до конца так, как … и) реакция, уравнение которой: 2KClO3 = 2KCl + 3O2↑, относится к типу … к) реакция, уравнение которой: S + O2 = SO2 + Q, по тепловому эффекту является … Ответ: а) физическим; б) химическим; в) газа; г) магнита; д) сохранения массы веществ; е) АВ + С = BC + A; ж) соединения; з) образуется осадок; и) разложения; к) экзотермической. 3. Выполнить задание: осуществите превращения и определите тип реакции. Р → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 1) 4P + 5O2 = 2P2O5 (соединение); 2) P2O5 + 3H2O = 2H3PO4(соединение); 3) H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O (обмен). 15 мин Один учащийся работает у доски, остальные выполняют упражнение в тетрадях, учитель проверяет ответы с помощью интерактивной доски. Один из учащихся пишет уравнения реакций на интерактивной доске, остальные – работают в тетрадях. 5) Проведение лабораторных опытов, оформление результатов 1. Повторить правила техники безопасности, провести лабораторные опыты в группах по вариантам: 1 вариант а) прокаливание медной проволоки; б) взаимодействие оксида меди (2) с соляной кислотой. 2 вариант а) получение гидроксида меди (2); б) разложение гидроксида меди (2). 2. Оформить результаты опытов в таблицу: (см. приложение 3) 20 мин Учащиеся выполняют лабораторные опыты по вариантам, учитель наблюдает за процессом. Двое учащихся на доске заполняют таблицы по вариантам, остальные проверяют. 6) Вывод 1 мин Один из учащихся с помощью учителя подводит итог урока. 7) Д/З ? 25 – 32 повторить, подготовиться к контрольной работе. 1 мин Учитель записывает домашнее задание на доске и поясняет его. Урок 5 1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами. 2. Тема урока: контрольная работа по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?. 3. Цель урока: осуществить контроль знаний учащихся по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?. 4. Задачи: образовательные: - проверить знания учащихся по данной теме; - проанализировать результаты контрольной работы и сделать вывод о степени обученности школьников. Воспитательные: - продолжить формирование научного мировоззрения (химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств; закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений; химическое уравнение – тип реакции; связь качественной и количественной сторон химического процесса); - внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски и тетрадей для контрольных работ). Развивающие: - мышление (выполнение тестовых заданий различных уровней сложности); - внимание (расстановка коэффициентов в химических уравнения); - память (запоминание и воспроизведение алгоритмов составления уравнений химических реакций и решения расчетных задач); 5. Тип, вид, разновидность урока: тип – урок контроля знаний учащихся; вид – контрольная работа; разновидность – контрольная работа с элементами беседы, объяснения. 6. Оборудование: распечатки контрольной работы, тетради для контрольных работ. 7. Ход урока: Этапы урока Содержание. Структура урока Время на этап Методы и приемы 1) Оргмомент Отметить отсутствующих, раздать тетради для контрольных работ. 1 мин 2) Объявление темы урока Контрольная работа №3 по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?. 1 мин Тему урока написать на доске. 3) Мотивация и целеполагание Цель урока: осуществить контроль знаний и умений по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?. 1 мин Устно. 4) Пояснение контрольной работы Структура контрольной работы: Часть А включает 7 тестовых заданий с выбором одного верного варианта ответа. За каждый правильный ответ по 1 баллу (всего: 7 баллов). Часть В содержит 2 задания на установление соответствия. За одно правильно выполненное задание – 4 балла (всего: 8 баллов). Часть С включает 2 задания, требующих развернутого ответа. За С1 – 5 баллов, за С2 – 6 баллов (всего: 11 баллов) Оформление контрольной работы: Контрольная работа №3 Изменения, происходящие с веществами. Вариант № Часть А № 1 2 3 4 5 6 7 Ответ Часть В В1 1 2 3 4 В2 1 2 3 4 Часть С С1 С2 Оценивание контрольной работы: ?2? - менее 7 баллов; ?3? - от 7 до 10 баллов; ?4? - от 11 до 17 баллов ?5? - от 18 и выше. 3 мин Учитель обращает внимание учащихся на структуру контрольной работы, оформление и оценивание 5) Выполнение контрольной работы Текст контрольной работы см. в приложении. 33 мин Класс выполняет контрольную работу, учитель наблюдает за процессом. 6) Окончание контрольной работы 1 мин Учитель собирает тетради и распечатки контрольной работы Контрольная работа Изменения, происходящие с веществами 1 вариант Часть А Часть В и С А1. Какое явление не является признаком химической реакции: а) появление осадка; б) выделение газа; в) изменение объема; г) появление запаха. А2. Закон сохранения массы веществ сформулировал: а) М.В. Ломоносов; б) Д.И. Менделеев; в) А. Лавуазье; г) А. Беккерель. А3. Укажите физическое явление: а) ржавление железа; б) плавление алюминия; в) скисание молока; г) горение угля. А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe(OH)2 + HCl → ? + H2O а) FeCl; б) FeCl2; в) FeCl3; г) FeOHCl. А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции Р + О2 → Р2О5 равна: а) 8; б) 9; в) 10; г) 11. А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: 2AgNO3 + BaCl2 = 2AgCl↓ + Ba(NO3)2 а) соединение; б) разложение; в) замещение; г) обмен. А7. Реакции, при осуществлении которых атомы простого вещества заменяют атомы одного из элементов в сложном веществе, называются реакциями: а) разложения; б) замещения; в) соединения; г) обмена. В1. Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции. Формулы исходных веществ: Тип реакции: SO3 + H2O→ а) разложение; Zn + H2SO4→ б) соединение; Al(OH)3→ в) замещение; FeSO4 + KOH → г) обмен. В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций. Формулы исходных веществ: Формулы продуктов реакции: Zn + O2 → a) BaO + CO2↑ NaOH + Cu(NO3)2 → б) ZnO BaCO3 → в) FeCl2 + Cu Fe + CuCl2 → г) NaNO3 + Cu(OH)2 д) FeCl3 + Cu e) NaNO3 + CuOH C1. Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции: Cа → CаO → Cа(OH)2 → Cа3(PO4)2 С2. Какой объем (н.у.) и количество вещества водорода выделится при взаимодействии 40 г магния, содержащего 10% примесей, с соляной кислотой? Контрольная работа Изменения, происходящие с веществами 2 вариант Часть А Часть В и С А1. К химическим явлениям относится: а) скисание молока; б) появление росы на листьях растений; в) плавление железа; г) сгибание алюминиевой фольги. А2. Укажите физическое явление: а) горение угля; б) почернение медной пластины при нагревании; в) измельчение руды; г) выделение газа при добавлении кислоты к кусочкам мрамора. А3. Реакции горения – это: а) реакции, протекающие с выделением теплоты; б) реакции протекающие с выделением теплоты и света; в) реакции, протекающие с поглощением теплоты; г) реакции, протекающие с образованием осадка. А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe2O3 + Mg → ? + Fe а) Mg(OH)2; б) Mg2O; в) MgOH; г) MgO. А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции N2 + H2 → NH3 равна: а) 6; б) 5; в) 4; г) 3. А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: СuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu а) разложение; б) замещение; в) соединение; г) обмен. А7. Реакции, при которых из одного сложного вещества образуются 2 или более новых простых или менее сложных веществ, называются реакциями: а) разложения; б) замещения; в) соединения; г) обмена. В1. Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции. Формулы исходных веществ: Тип реакции: 1) H2 + S → а) соединение; 2) NaNO3 → б) замещение; 3) Al2O3 + H2 → в) обмен; 4) CuSO4 + NaOH → г) разложение. В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций. Формулы исходных веществ: Формулы продуктов реакции: 1) Ag2O → a) Mg3(PO4)2 + H2↑ 2) Mg + H3PO4 → б) H3PO4 3) P2O5 + H2O → в) Ag + O2 4) HNO3 + NaOH → г) Mg3(PO4)2 + H2O д) NaNO3 + H2O e) Na(NO3)2 + H2О C1. Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции: Sr → SrO → Sr(OH)2 → SrCl2 С2. Какая масса и количество вещества воды выделится при разложении 30 г гидроксида алюминия, содержащего 15% примесей? Список литературы Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 267 с. Габриелян О.С. Химия 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна ?Химия 8 класс?/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 158 с. Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 кл./О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 158 с. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса химии 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 208 с. Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2005. – 368 с. Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные игры. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010. - 272 с. Добротин Д.Ю. Готовимся к ГИА. Химия. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 64 с. Ким Е.П. Химия. 8 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч.2. – 64 с. Ким Е.П. Химия. 8-9 классы. Практические работы. - Саратов: Лицей, 2009 – 80 с. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс/Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2010. – 112 с. Минченков Е.Е. Методические рекомендации по обучению химии в 8 классе: Пособие для учителя/ Е.Е. Минченков, А.А. Журин. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2008. – 224 с. Назарова Т.С. Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 классы: учеб. Пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Т.С. Назарова, В. Н. Лаврова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 95 с. Некрасова Л.И. Химия. 8 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 2-е изд. – 112 с. Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна ?Химия 8 класс?. – М.: Издательство ?Экзамен?, 2004. – 159 с. Савинкина Е.В. Сборник задач и упражнений по химии: 8 кл.: к учебнику О.С. Габриеляна ?Химия 8 класс?. – М.: Издательство ?Экзамен?, 2006. – 191 с. 1
Изменения, происходящие с веществами