Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 
СОШ №2 им. Дж. Т. Хагажеева 








МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА ПО ХИМИИ 
ТЕМА Изменения, происходящие с веществами

 







Разработала: учитель химии 
Тхазаплижева Фатима Анатольевна


                             

Пояснительная записка
Методическая разработка по теме: ?Изменения, происходящие с веществами? составлена на основании Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна и предназначена для учащихся 8 классов. 
Данная тема является одной из важных тем курса химии, так как служит фундаментом для дальнейшего изучения материала, например химических свойств и способов получения неорганических и органически веществ. Кроме этого, знание закона сохранения массы веществ и типов химических реакций дает возможность управлять превращениями веществ, находить экономически и экологически безопасные способы их производства.
Цели обучения:
1) Повторить отличия физических явлений от химических явлений.
2) Научить составлять уравнения химических реакций на основании закона сохранения массы веществ.
3) Познакомить учащихся с реакциями различных типов: соединения, разложения, замещения и обмена. Научить определять продукты химических реакций на основании полученных знаний.
4) Научить школьников производить расчеты по химическим уравнениям.
5) Показать возможность использования полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.
6) Повторить и обобщить изученный материал, подготовить учащихся к контролю знаний и умений.
7) Осуществить контроль знаний и умений учащихся по данному разделу.
Задачи обучения: см. планы уроков.
Результаты обучения.
После изучения раздела учащиеся будут знать:
- отличия физических явлений от химических явлений;
- признаки и условия протекания химических реакций;
- способы очистки веществ;
- закон сохранения массы веществ, открытый М.В. Ломоносовым;
- классификацию химических реакций по числу и составу исходных веществ, по тепловому эффекту, по обратимости, по наличию и отсутствию катализатора.
Учащиеся будут уметь:
- отличать физические явления от химических явлений;
- составлять уравнения химических реакций;
- читать уравнение и читать химическую реакцию;
-определять тип химической реакции;
- производить расчеты по химическим уравнениям;
- применять теоретические знания на практике;
- эффективно работать в группе, паре для достижения общей цели;
- выполнять задания различного уровня сложности (часть А, В и С).
Технологии обучения: здоровье сберегающие, проблемного и дифференцированного  обучения, информационно-коммуникативные.
Типы уроков: изучение нового материала; закрепление и совершенствование знаний и умений; повторительно-обобщающий урок; контроль знаний и умений; комбинированный урок.
Виды уроков: объяснение, повторение, практическая работа, контрольная работа.
Формы организации учебной  деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные (методы демонстраций и иллюстраций);
-  репродуктивные (работа с книгой, устное изложение, наблюдение);
- проблемно-поисковые;
- практические (лабораторные опыты, практические работы);
- дедуктивные (от общего к частному);
- индуктивные (от частного к общему).







Урок 1
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: физические и химические явления. Химические реакции.
3. Цели урока: повторить отличия физических явлений от химических; познакомить с признаками и условиями протекания химических реакций.
4. Задачи:
образовательные: 
- вспомнить и закрепить ранее изученные понятия (физические и химические явления);
- ввести новые понятия (признаки химических реакций, условия протекания химических реакций, реакции горения, экзо- и эндотермические реакции);
- продолжить формирование практических умений.
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств);
- внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски, демонстрационный эксперимент).
Развивающие:
- внимание (непроизвольное – за счет демонстрационного эксперимента; произвольное – за счет сообщения учащимся о значении данной темы);
- мышление (выполнение упражнений на физические и химические явления, на способы разделения смесей);
- память (зрительная – за счет запоминания схем и наблюдения за экспериментом).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – урок изучения нового материала;
вид – объяснение;
разновидность – объяснение с элементами беседы, демонстрационного эксперимента.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Химическая посуда и материалы: штатив для пробирок, пробирки, химические стаканы, спиртовка, спички, асбестовая сетка, держатель, бенгальские огни. 
Реактивы: растворы: NaOH, HCl, CuSO4, NH4Cl, фенолфталеин; Zn (гранулы).
Наглядные средства обучения: схемы: ?Признаки химических реакций?, ?Условия протекания химических реакций?, коллекция ?Нефть и продукты ее переработки?.


7. Ход урока:
Этапы урока
Содержание. Структура урока
Время на этап
Методы и приемы

1) Оргмомент
Отметить отсутствующих.
1 мин


2) Объявление темы урока
Физические и химические явления. Химические реакции.
1 мин
Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание
Цель урока: повторить отличия физических явлений от химических, познакомиться с признаками и условиями протекания химических реакций.

1 мин
Устно.

4) Повторение ранее изученного материала
1. Вспомнить определения физических и химических явлений.
Физические – явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние вещества без изменения состава.
Химические − явления, в результате которых из одних веществ, образуются другие.
2. Выполнить задание на повторение отличий физических явлений от химических явлений. Ответ записать в виде последовательности букв.
Явления:
А) испарение спирта;
Б) горение древесины;
В) гниение листвы;
Г) расплющивание металла;
Д) скисание молока;
Е) таяние снега.
Ответ: физические явления – а, г, е; химические явления – б, в, д.
8 мин
Устно.









Задание выполняется на  доске – один учащийся записывает ответ, остальные работают в тетрадях.

5) Объяснение новой темы
1.Обратить внимание учащихся на то, что многие способы получения чистых веществ относятся к физическим явлениям:
- перегонка;
- кристаллизация;
- фильтрование;
- выпаривание;
- отстаивание;
- центрифугирование;
- возгонка.
2. Выполнить задание: предложите способ разделения смесей: а) алюминия и железа; б) речного песка и сахара.
Ответ: а) с помощью магнита; б) растворение→фильтрование→выпаривание.
3. Поставить вопрос: как распознать химическую реакцию? Ответ: по характерным признакам.
Схема
Химическая реакция
↓
Образование новых веществ
↓
Появление новых свойств:
а) изменение цвета;
б) выпадение или растворение осадка;
в) выделение газа;
г) появление запаха;
д) выделение или поглощение тепла;
е) появление света.
 
Показать демонстрационные опыты и заполнить таблицу:
Взаимодействующие
вещества
Признаки
реакции

NaOH+ ф-ф и НСl
Обесцвечивание
раствора

CuSO4 и NaOH
Выпадение голубого осадка
Cu(OH)2↓

Cu(OH)2↓ и HCl
Растворение осадка

Zn и HCl
Выделение газа Н2↑

NH4Cl и NaOH
Появление резкого запаха

Mg и O2
Вспышки света, выделение тепла


 4. Ввести новые понятия:
Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называются реакциями горения.
Экзотермические – реакции, протекающие с выделением теплоты (+Q).
Эндотермические − реакции, протекающие с поглощением теплоты    (-Q)
5. Поставить вопрос: что необходимо сделать, чтобы произошла химическая реакция? Ответ: контакт веществ и нагревание. 

Схема
Условия возникновения химических реакций
Нагревание

Контакт веществ

Измельчение  Очистка Растворение
от примесей

25 мин
Учащиеся записывают способы очистки веществ в тетрадь, учитель демонстрирует нефтяную коллекцию.



Устно. 




Учитель поясняет схему, учащиеся
переносят ее в тетрадь.









Учитель показывает опыты и вместе с учениками заполняет таблицу.











Учитель вводит новые понятия, учащиеся записывают определения в тетрадь.






Учитель поясняет схему, учащиеся
переносят ее в тетрадь.




     

6) Вывод

2 мин
Один из учащихся с помощью учителя делает вывод.

7) Д/З
? 25, 26 упр. 3,4 стр.134; упр. 3 стр.139
2 мин
Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

















Урок 2

1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: упражнения в составлении уравнений химических реакций.
3. Цель урока: закрепить умение составлять уравнения химических реакций.
4. Задачи:
образовательные: 
- повторить ранее изученные понятия (химическое уравнение, коэффициент, индекс);
- вспомнить и сформулировать закон сохранения массы веществ;
- продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций;
- осуществить контроль знаний и умений учащихся (проверочная работа).
 Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения (логическая цепочка: закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений);
- патриотическое воспитание (М.В. Ломоносов – великий русский ученый).
Развивающие:
- внимание (расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций);
- мышление (составление уравнений химических реакций);
- память (запоминание формулировки закона сохранения массы веществ, алгоритма составления химических уравнений);
- речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).
5. Тип, вид, разновидность урока:
тип – урок закрепления и совершенствования знаний и умений;
вид – повторение;
разновидность – повторение с элементами беседы, опроса, контроля знаний и умений учащихся.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Наглядные средства обучения: портрет М.В. Ломоносова, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
7. Ход урока:
Этапы урока
Содержание. Структура урока
Время на этап
Методы и приемы

1) Оргмомент
Отметить отсутствующих.
1 мин


2) Объявление темы урока
Упражнения в составлении уравнений химических реакций.

1 мин
Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание
Цель урока: продолжить совершенствовать умение составлять химические уравнения.
1 мин
Устно.

4) Повторение ранее изученного материала

1. Проверить Д/З:

упр. 2 (а-г) стр. 145
а) 3CuCl2 + 2Al = 2AlCl3 + 3Cu;
б) 4P + 5O2 = 2P2O5;
в) Fe2(SO4)3 + 6KOH = 2Fe(OH)3 + 3K2SO4
г) 2CuOH = Cu2O + H2O.

упр. 3 (а, б) стр.145
a) H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O;
б) Na2O +  H2O = 2NaOH

2. Провести опрос:
- На основании какого закона составляют химические уравнения?
- Сформулируйте закон сохранения массы веществ.
- Дайте определение химического уравнения.
- Дайте определение коэффициента.
- Что показывает коэффициент?
- Что показывает индекс?
7 мин
Двое учащихся работают у доски, учитель проводит опрос остальных школьников.



















5) Закрепление умения составлять химические уравнения
1. Выполнить задание на составление химических уравнений по предложенным схемам: 
а) железо + кислород → оксид железа (2);
б) алюминий + йод → иодид алюминия;
в) алюминий + серная кислота →
→ сульфат алюминия + водород;
г) гидроксид кальция + фосфорная кислота → фосфат кальция + вода.
Для уравнения под буквой ?а? проверить справедливость закона сохранения массы веществ.

Ответ:
а) 2Fe + O2 = 2FeO
2?56 + 16?2 = 2?(56+16)
               144 = 144; 
б) 2Al + 3I2 = 2AlI3;
в)  2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2↑
г) 3Ca(OH)2 + 2H3PO4 = Ca3(PO4)2 + 6H2O.

2. Выполнить задание на интерактивной доске: найти и исправить ошибки, допущенные в химических уравнениях:

а) 2N + O2 = 2NO;
б) FeS + H2Cl = FeCl2 + H2S↑;
в) Al + 2HCl = AlCl2 + 2H↑.
Ответ:
а) N2 + O2 = 2NO;
б) FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S↑;
в) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2↑.

20 мин
Двое учащихся работают у доски, остальные – у себя в тетрадях.















Задание выполняется на интерактивной доске – один учащийся исправляет ошибки, остальные работают в тетрадях.





6) Проверочная работа
Задание: составить химическое уравнение по предложенной схеме и доказать  справедливость закона сохранения массы веществ.
1 вариант
Железо + хлор → хлорид железа (3)
Ответ:
2Fe + 3Сl2 = 2FeCl3
2?56 + 3?35,5?2 = 2?(56+35,5?3)
                      325 = 325
2  вариант
Алюминий + кислород → оксид алюминия
Ответ:
4Al + 3O2 = 2Al2O3
4?27 + 3?16?2 = 2?(27?2+16?3)
                   204 = 204
7 мин
Учащиеся выполняют проверочную работу по вариантам.

7) Вывод

1 мин
Один из учащихся  делает вывод.

8) Д/З
? 27 упр. 2 (д-ж); упр. 3 (в, г) стр.145
2 мин
Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.











Урок 3
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: обобщение и систематизация знаний по типам химических реакций.
3. Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по типам химических реакций; продолжить совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций и определять их тип.
4. Задачи:
образовательные:
- повторить ранее изученные понятия (экзотермические и эндотермические реакции; каталитические и некаталитические; обратимые и необратимые, реакции разложения, соединения, замещения и обмена); 
- обобщить и систематизировать знания учащихся по типам химических реакций с помощью карты с тестированием;
- осуществить контроль знаний учащихся (проверочная работа по вариантам).
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения (химическое уравнение – тип реакции);
- внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски).
Развивающие:
- мышление (выполнение тестовых заданий различных уровней сложности);
- внимание (расстановка коэффициентов);
- память (запоминание и воспроизведение алгоритма составления уравнений химических реакций);
- речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).
5.  Тип, вид, разновидность урока:
тип – повторительно-обобщающий урок;
вид – повторение;
разновидность – повторение с элементами опроса, беседы, контроля знаний учащихся.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Наглядные средства обучения: схема ?Типы химических реакций?, карты с тестированием для работы на уроке.
7. Ход урока:
Этапы урока
Содержание. Структура урока
Время на этап
Методы и приемы

1) Оргмомент
Отметить отсутствующих, раздать карты с тестированием.
1 мин


2) Объявление темы урока
Обобщение и систематизация знаний по типам химических реакций.
1 мин
Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание
Цель урока:  обобщить и систематизировать знания по типам химических реакций.
1 мин
Устно.

4) Повторение ранее изученного материала

1. Проверить Д/З:
упр. 2 (г, д) стр. 164
г) PbO2 + C = Pb + CO2;
д) 2FeBr3 + 3Cl2 = 2FeCl3 + 3Br2.

упр. 4 (а, б, в) стр.168
а) BaCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl↓ + Ba(NO3)2
б) Cu(NO3)2 + 2NaCl ≠ CuCl2 + 2NaNO3
в) Pb(NO3)2 + K2S = PbS↓ + 2KNO3.

2. Провести работу с классом:
Составьте уравнение химической реакции по схеме, дайте характеристику данной реакции по изученным признакам.
Нитрат цинка → оксид цинка + оксид азота (4) + кислород
Ответ:
2Zn(NO3)2 = 2ZnO + 4NO2↑ + O2↑ - Q
а) реакция разложения;
б) эндотермическая (- Q);
в) некаталитическая;
г) необратимая.
7 мин
Двое учащихся работают у доски, остальные выполняют задание учителя.




Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске, остальные – в тетрадях.


5) Обобщение знаний
Провести работу по картам с тестированием:
Карта с тестированием (см. приложение)
Часть А содержит вопросы с 4 вариантами ответа, один из них верный. Часть В содержит задания более сложного уровня на установление соответствия. 
Часть С содержит задания высокого уровня сложности, требующие развернутого ответа.
Ответы:
Часть А

А1 – в; А2 – г; А3 – а; А4 – в.
Часть В
В1.: 1- г; 2 – а; 3 – б; 4 – в.
В2: 1 – г; 2 – в; 3 – б; 4 – а.
Часть С
С1
S + O2 = SO2;
2SO2 + O2 = 2SO3;
SO3 + H2O  =   H2SO4;
H2SO4 + BaО = BaSO4↓ + H2О.

 20 мин
Учитель объясняет, как работать с картой, содержащей тестовые задания.

Класс выполняет тестовые задания.












6) Вывод

1 мин
Один из учащихся с помощью учителя подводит итог урока.

7) Проверочная работа
1 вариант
Осуществите превращения и определите тип реакции.
Li → Li2O → LiOH → Li2SO4
2  вариант
Осуществите превращения и определите тип реакции.
Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2
Ответы:
1 вариант
1) 4Li + O2 = 2Li2O (соединение);
2)  Li2O + Н2О = 2LiOH (соединение);
3)  2LiOH + H2SO4 = Li2SO4 + 2Н2О (обмен).  
2 вариант
1) 2Ca +  O2 = 2CaO (соединение);
2)  CaO +  Н2О =  Ca(OH)2 (соединение);
3) Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 +  2Н2О (обмен). 


7 мин
Учащиеся выполняют проверочную работу по вариантам, учитель наблюдает за процессом.


8) Д/З
? 29 – 32 повторить,  упр. 1(в) стр. 159; упр. 3 стр.168.
2 мин
Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.


.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карта с тестированием для работы на уроке
Часть А
А1. Реакции, при которых из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество, называются реакциями:
а) разложения;в) соединения;
б) замещения;г) обмена.
А2. К какому типу относится данная химическая реакция?
2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2↓ + Na2SO4
а) разложения;в) соединения;
б) замещения;г) обмена.
A3. Какое вещество скрывается за знаком вопроса?
AlCl3 + NaOH  →  ? + NaCl
а) Al(OH)3;в) Al2O3;
б) Al(OH)2;г) AlO.
А4. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции SO2 + O2 → SO3 равна:
а) 2;в) 5;
б) 4;г) 6.
Часть В
В1. Установите соответствие между формулами исходных веществ и формулами продуктов реакции:
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА:                                        ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ:                             
Na + Н2О →                                                       a) Fe2O3 + H2O;
Fe(OH)3 →                                                          б) Na2O;
Na + O2 →                                                          в) Fe + H2O;
Fe2O3 + H2 →                                                     г) NaOH + H2↑.

1
2
3
4







В2. Установите соответствие между формулами исходных веществ и типом реакции:
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА:ТИП РЕАКЦИИ:
1) Mg + O2 →                                     а) замещение;
2) BaCl2 + AgNO3 →              б) разложение;
3) Cu(NO3)2  →                          в) обмен;
4) Na + H3PO4 →                         г) соединение.

1
2
3
4







Часть С
С1. Осуществите превращения:
S → SO2 → SO3 → H2SO4 → BaSO4















Урок 4
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: обобщение и систематизация знаний по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?.
3. Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?; подготовить учащихся к написанию контрольной работы.
   4. Задачи:
образовательные:
- повторить ранее изученные понятия и законы (физические и химические явления; химическое уравнение, коэффициент, индекс, закон сохранения массы веществ);  
- обобщить и систематизировать знания учащихся по классификации химических реакций (экзотермические и эндотермические; обратимые и необратимые; каталитические и некаталитические; реакции разложения, соединения, замещения и обмена);
- совершенствовать практические умения и навыки учащихся.
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения (химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств; закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений; химическое уравнение – тип реакции; связь качественной и количественной сторон химического процесса);
- внести в урок элементы эстетического воспитания (лабораторные опыты).
Развивающие:
- мышление (решение  заданий различных уровней сложности);
- внимание (расстановка коэффициентов, выполнение лабораторных опытов);
- память (запоминание и воспроизведение алгоритмов составления уравнений химических реакций и решения расчетных задач);
- речь (чтение химических уравнений, чтение химических реакций).
5.  Тип, вид, разновидность урока:
тип – повторительно-обобщающий урок;
вид – повторение;
разновидность – повторение с элементами опроса, беседы.
6. Оборудование:
Техническое обеспечение: интерактивная доска, ноутбук, проектор.
Химическая посуда и материалы: штативы для пробирок, пробирки, спиртовки, спички, асбестовые сетки, держатели, медная проволока.
Реактивы: растворы: NaOH, CuSO4, HCl.
Наглядные средства обучения: схема ?Типы химических реакций?, карты-инструкции к лабораторным опытам,  таблица ?Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц?.
7. Ход урока:
Этапы урока
Содержание. Структура урока
Время на этап
Методы и приемы

1) Оргмомент
Отметить отсутствующих, раздать карты-инструкции к лабораторным опытам.
1 мин


2) Объявление темы урока
Обобщение и систематизация знаний по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?.
1 мин
Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание
Цель урока:  обобщить и систематизировать знания по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?, подготовиться к контрольной работе. 
1 мин
Устно.

4) Повторение и обобщение знаний

1. Проверка Д/З:
Дано:
m(Fe) = 100 г
W(прим.) = 4,8%
Найти: m(FeS)-?; n(FeS)-?
Решение

Fe95,2 г + S = FeSх г
 n 1 моль             1 моль
М 56 г/моль       88 г/моль
m  56 г     88 г
1) m( Fe)чист. = 100 г ∙ 0,952 = 95,2 г;
2) 95,2 г/56 г = х г/88 г;
х = 149,6 г;
3) n(FeS) =  m/М = 149,6 г/88г/моль = 1,7 моль.
Ответ:  m(FeS) = 149,6 г;  n(FeS) = 1,7 моль.                                                                                                                     

2. Выполнить задание: вставьте пропущенные фразы:
а) плавление парафина относится к … явлениям.
б) горение бензина относится к … явлениям.
в) гашение соды уксусом сопровождается выделением …
г) смесь алюминия и железа можно разделить с помощью …
д) химические уравнения составляются на основании закона …
е) реакция замещения отвечает схеме …
ж) горение лучины относят к реакциям …
з) реакция, уравнение которой:          FeCl2 + 2KOH = Fe(OH)2↓ + 2KCl идет до конца так, как …
и) реакция, уравнение которой:  
2KClO3 = 2KCl + 3O2↑, относится к типу …
к) реакция, уравнение которой:  
S + O2 = SO2 + Q, по тепловому эффекту является … 
Ответ:
а) физическим;
б) химическим;
в) газа;
г) магнита;
д) сохранения массы веществ;
е) АВ + С = BC + A;
ж) соединения;
з) образуется осадок;
и) разложения;
к) экзотермической.

3. Выполнить задание: осуществите превращения  и определите тип реакции.
Р → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4
1) 4P + 5O2 = 2P2O5 (соединение);
2) P2O5  + 3H2O = 2H3PO4(соединение);
3) H3PO4 + 3NaOH =  Na3PO4 + 3H2O (обмен).



15 мин
Один учащийся работает у доски, остальные выполняют упражнение в тетрадях, учитель проверяет ответы с помощью интерактивной доски. 


























Один из учащихся пишет уравнения реакций на интерактивной доске, остальные – работают в тетрадях.

5) Проведение лабораторных опытов, оформление результатов 
1. Повторить правила техники безопасности, провести лабораторные опыты в группах по вариантам:
1 вариант
а) прокаливание медной проволоки;
б) взаимодействие оксида меди (2) с соляной кислотой.
2 вариант
а) получение гидроксида меди (2);
б) разложение гидроксида меди (2).

2. Оформить результаты опытов в таблицу: (см. приложение 3)
 20 мин
Учащиеся выполняют лабораторные опыты по вариантам, учитель наблюдает за процессом.

Двое учащихся на доске заполняют таблицы по вариантам, остальные проверяют.

6) Вывод

1 мин
Один из учащихся с помощью учителя подводит итог урока.

7) Д/З
? 25 – 32 повторить, подготовиться к контрольной работе.
1 мин
Учитель записывает домашнее  задание на доске и поясняет его.

















Урок 5
1. Тема программы: изменения, происходящие с веществами.
2. Тема урока: контрольная работа по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?.
3. Цель урока: осуществить контроль знаний учащихся по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?. 
   4. Задачи:
образовательные:
- проверить знания учащихся по данной теме;
- проанализировать результаты контрольной работы и сделать вывод о степени обученности школьников.
Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения (химическая реакция – образование новых веществ – появление новых свойств; закон сохранения массы веществ – составление химических уравнений; химическое уравнение – тип реакции; связь качественной и количественной сторон химического процесса);
- внести в урок элементы эстетического воспитания (оформление доски и тетрадей для контрольных работ).
Развивающие:
- мышление (выполнение тестовых  заданий различных уровней сложности);
- внимание (расстановка коэффициентов в химических уравнения);
- память (запоминание и воспроизведение алгоритмов составления уравнений химических реакций и решения расчетных задач);
5.  Тип, вид, разновидность урока:
тип – урок контроля знаний учащихся;
вид – контрольная работа;
разновидность – контрольная работа с элементами беседы, объяснения.
6. Оборудование: распечатки контрольной работы, тетради для контрольных работ.
7. Ход урока:
Этапы урока
Содержание. Структура урока
Время на этап
Методы и приемы

1) Оргмомент
Отметить отсутствующих, раздать тетради для контрольных работ.
1 мин


2) Объявление темы урока
Контрольная работа №3 по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?.
1 мин
Тему урока написать на доске.

3) Мотивация и целеполагание
Цель урока:  осуществить контроль знаний и умений по теме: ?Изменения, происходящие с веществами?.
1 мин
Устно.

4) Пояснение контрольной работы

Структура контрольной работы:
Часть А включает 7  тестовых заданий с выбором одного верного варианта ответа.
За каждый правильный ответ по 1 баллу (всего: 7 баллов).
Часть В содержит 2 задания на установление соответствия. За одно правильно выполненное задание – 4 балла (всего: 8 баллов).
Часть С включает 2 задания, требующих развернутого ответа. За С1 – 5 баллов, за С2 – 6 баллов (всего: 11 баллов)
Оформление контрольной работы:
Контрольная работа №3 
 Изменения, происходящие с веществами.
Вариант №
Часть А
№ 
1
2
3
4
5
6
7

Ответ









Часть В
В1
1
2
3
4






В2
1
2
3
4







Часть С
С1
С2
Оценивание контрольной работы:
?2? - менее 7 баллов;
?3? - от 7 до 10 баллов;
?4? - от 11 до 17 баллов
?5? -  от 18 и выше.

3 мин
Учитель обращает внимание учащихся на структуру контрольной работы, оформление и оценивание







5) Выполнение контрольной работы 
Текст контрольной работы см. в приложении.
33  мин
Класс выполняет контрольную работу, учитель наблюдает за процессом.

6) Окончание контрольной работы

1 мин
Учитель собирает тетради и распечатки контрольной работы











   Контрольная работа                                                          
Изменения, происходящие с веществами
1 вариант
Часть А
Часть В и С

А1. Какое явление не является признаком химической реакции:
а) появление осадка; б) выделение газа;
в) изменение объема; г) появление запаха.

А2. Закон сохранения массы веществ сформулировал:
а) М.В. Ломоносов; б) Д.И. Менделеев;
в) А. Лавуазье; г) А. Беккерель.

А3. Укажите физическое явление:
а) ржавление железа; б) плавление алюминия;
в) скисание молока; г) горение угля.

А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe(OH)2 + HCl → ? + H2O
а) FeCl; б) FeCl2; в) FeCl3; г) FeOHCl.

А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции       Р + О2 → Р2О5 равна:
а) 8; б) 9; в) 10; г) 11.

А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: 2AgNO3 + BaCl2 = 2AgCl↓ + Ba(NO3)2
а) соединение; б) разложение;
в) замещение; г) обмен.

А7. Реакции, при осуществлении которых атомы простого вещества заменяют атомы одного из элементов в сложном веществе, называются реакциями:
а) разложения; б) замещения;
в) соединения; г) обмена.

В1.  Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции.
Формулы исходных веществ:                             Тип  реакции:                                                         
SO3 + H2O→                                                      а) разложение;
Zn + H2SO4→                                                     б) соединение;
Al(OH)3→                                                           в) замещение;
FeSO4 + KOH →                                                 г) обмен.  
                 
В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций.
Формулы исходных веществ:       Формулы продуктов реакции:                         
Zn + O2 →                                                a) BaO + CO2↑
NaOH + Cu(NO3)2 →                              б) ZnO
BaCO3 →                                                 в) FeCl2 + Cu
Fe + CuCl2 →                                           г) NaNO3 + Cu(OH)2
                                                                                                д) FeCl3 + Cu
                                                                        e) NaNO3 + CuOH  

C1.  Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции:

Cа → CаO → Cа(OH)2 → Cа3(PO4)2 
   
             
С2. Какой объем (н.у.) и количество вещества водорода выделится при взаимодействии 40 г магния, содержащего 10% примесей, с соляной кислотой?

Контрольная работа 
Изменения, происходящие с веществами
2 вариант
Часть А
Часть В и С

А1.  К химическим явлениям относится:
а) скисание молока; б) появление росы на листьях растений;
в) плавление железа; г) сгибание алюминиевой фольги.

А2.  Укажите физическое явление:
а) горение угля; б) почернение медной пластины при нагревании; 
в) измельчение руды; г) выделение газа при добавлении кислоты к кусочкам мрамора.

А3.  Реакции горения – это:
а) реакции, протекающие с выделением теплоты; б) реакции протекающие с выделением теплоты и света; в) реакции, протекающие с поглощением теплоты; г) реакции, протекающие с образованием осадка.

А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe2O3 + Mg → ? + Fe 
а) Mg(OH)2; б) Mg2O; в) MgOH; г) MgO.

А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции
N2 + H2 → NH3 равна:                    
а) 6; б) 5; в) 4; г) 3.

А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: СuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
а) разложение; б) замещение; в) соединение; г) обмен.

А7. Реакции, при которых из одного сложного вещества образуются 2 или более новых простых или менее сложных веществ, называются реакциями:
а) разложения; б) замещения; в) соединения; г) обмена.

В1.  Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции.

Формулы исходных веществ:                     Тип реакции:
1) H2 + S →                                              а) соединение;
2) NaNO3 →                                             б) замещение;
3) Al2O3 + H2 →                                       в) обмен; 
4) CuSO4 + NaOH →                                г) разложение.

В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций.

Формулы исходных веществ:       Формулы продуктов реакции:                         
1) Ag2O →                                                a) Mg3(PO4)2 + H2↑
2) Mg + H3PO4 →                                    б) H3PO4
3) P2O5 + H2O →                                      в) Ag + O2
4) HNO3 + NaOH →                                г) Mg3(PO4)2 + H2O
                                                                                                         д) NaNO3 + H2O
                                                                               e) Na(NO3)2 + H2О  


C1. Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции:

Sr → SrO → Sr(OH)2 → SrCl2 

                          
С2. Какая масса и количество вещества воды выделится при разложении 30 г гидроксида алюминия, содержащего 15% примесей? 

Список литературы
Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 267 с.
Габриелян О.С. Химия 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна ?Химия 8 класс?/ О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 158 с.
Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 кл./О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 158 с.
Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса химии 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 208 с.
Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2005. – 368 с.
Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные игры. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010. - 272 с.
Добротин Д.Ю. Готовимся к ГИА. Химия. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 64 с.
Ким Е.П. Химия. 8 класс. Тесты: в 2 частях. – Саратов: Лицей, 2011. – Ч.2. – 64 с.
Ким Е.П. Химия. 8-9 классы. Практические работы. - Саратов: Лицей, 2009 – 80 с.
Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс/Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2010. – 112 с.
Минченков Е.Е. Методические рекомендации по обучению химии в 8 классе: Пособие для учителя/ Е.Е. Минченков, А.А. Журин. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2008. – 224 с.
Назарова Т.С. Карты-инструкции для практических занятий по химии 8-11 классы: учеб. Пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Т.С. Назарова, В. Н. Лаврова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 95 с.
Некрасова Л.И. Химия. 8 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 2-е изд. – 112 с. 
Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна ?Химия 8 класс?. – М.: Издательство ?Экзамен?, 2004. – 159 с.
Савинкина Е.В. Сборник задач и упражнений по химии: 8 кл.: к учебнику О.С. Габриеляна ?Химия 8 класс?. –  М.: Издательство ?Экзамен?, 2006. – 191 с.








1