?Изучение лирических произведений
в 5-6 классах?

Работу? подготовила:
Иванова Элла Михайловна
Должность:
учитель русского языка и литературы


Оглавление.
Введение.стр.3
I глава. Вступительная часть.стр.4      
II глава. Основная часть.стр.5
2.1 Специфика лирики как рода литературы.стр.5
2.2 Методические пути и приемы подготовки учащихся 
к восприятию     лирических произведений.стр.7
2.3 Пути вовлечения учащихся в процесс сопереживания.стр.11
2.4 Сохранение эмоционально-образного воздействия 
лирических произведений при их анализе.стр.12
2.5  Анализ лирических произведений.стр.13
2.6 Использование других видов искусства при изучении 
лирических произведений.стр.19
2.7 Место и роль обучения выразительному чтению 
на уроках литературы по лирике.стр.21
Выводы.стр.23
Список использованной литературы.стр.24
Введение
Основными особенностями лирических произведений являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; личностное восприятие этого изображения, индивидуализация его. Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизненные ситуации; в лирических произведениях отсутствует?? развернутый сюжет.      Предметом внимания лирики, как и других литературных родов, является характер человека, его духовная жизнь. Лирическое произведение  —  это прежде всего картина внутренней жизни человека, его индивидуальных конкретных переживаний.
     Лирика обращается непосредственно к чувствам человека, его духовному миру. Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом характере, сокровенных движениях души, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца людей. Особенно нуждаются в приобщении к ней и ее воздействии дети, подростки, так как именно в этом возрасте активно формируется личность, ее нравственные и эстетические представления.
      Поэтические тексты — совершенные образцы эмоционально-выразительной, образной речи. Изучая их, учащиеся  школы познают выразительные возможности языка, прямые и переносные значения слов, их многообразные семантические оттенки и многозначность в контексте. В этом смысле язык поэтических произведений по праву можно считать художественной речью в ее высшем воплощении.
          












I глава.
Вступительная часть.
Учащиеся 5-6 классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики 7-8 классов. В 9-11 классах интерес к лирике у большинства школьников возвращается на новом, более высоком уровне. 
Основной особенностью уроков лирики является необходимость углубить непосредственные эмоциональные впечатления учащихся. Осознание не только конкретного, но и общечеловеческого в лирике представляет наибольшую сложность. 
В методике изучения лирики особое место отводится выразительному чтению как органической части анализа текста. Рекомендуется также использование музыкальных произведений с целью воссоздать образ - переживание автора, мир чувств лирического героя. Многозначность слова в лирической поэзии требует внимания к его эмоциональному звучанию. Мелодия и ритм стиха воссоздаются в звучащем слове. 
 В связи с этим в 5-6 классах, работая над лирикой, учитель должен заботиться о том, чтобы выделять мотивы, близкие читателям, создавать установку на чтение, направлять в авторское русло поток читательских ассоциаций и помогать ученикам улавливать неповторимость взгляда поэта на мир и его художественные манеры, а также на связь творчества поэта с историей литературы в целом, с поэтической традицией. Глубина восприятия лирики зависит не только от возраста, но и от эмоциональной отзывчивости учащихся. 










II глава.
Основная часть. 
2.1 Специфика лирики как рода литературы.
Лирика отличается от эпоса и драмы как своей художественной природой, так и характером эмоционального воздействия на читателя. Она открыто ведет разговор с читателем ?об основных человеческих ценностях или о том, что их разрушает, уничтожает?. Поэтому она способна активно влиять на формирование личности. Специфике лирики посвящены многие книги и статьи. Для школьной методики существенно то, что в лирике действительность, жизнь воссоздается в форме непосредственного переживания. Человеческое переживание - это объект (предмет) лирической поэзии, и в каждом стихотворении оно не просто ?выражается автором?, но как бы созидается на наших глазах, становится художественным образом -переживанием. ?Личность поэта в лирике, - писал В.Г. Белинский, - является на первом плане, и мы не иначе как через нее все принимаем и понимаем?. Открытость выражения авторского сознания - одно из характерных свойств лирики; им в значительной степени определяется тот эмоциональный резонанс, который возникает в душе читателя при соприкосновении с поэзией. Душевные движения и эмоциональные состояния человека передаются в лирике с определенной степенью сгущенности (?лирической концентрации?), которую создает присущий ей особый строй речи, а именно, стих. Важнейшей же особенностью стиха является ритм. Ритмичность, выразительность и многозначность слова в стихе, особая поэтическая интонация являются не просто элементами формы в лирике, но создают ее содержание. Все они взаимодействуют, и нельзя вполне понять смысл стихотворения, не проникнув в его образную структуру. Содержательность формы, присущая любому роду литературы, единство переживания и речи особенно заметны и наглядны именно в лирике. Поэтому так трудно ее анализировать в школе, где школьники приучаются не столько прислушиваться к поэзии, сколько рассуждать о ней.
Если при изучении эпического и драматического произведения допустимо оставлять слова необъясненными, то в объяснении лирики необходимо знать значение каждого слова. Понимание своеобразия лирики будет способствовать осмыслению и других литературных родов, так как лирический элемент присутствует и в драме, где диалог  является непосредственным выражением мыслей, чувств, ощущений персонажа, и в эпосе, о котором М. Пришвин написал: ?Не лирика ли является в писаниях тем золотом, которое определяет их прочность и ценность? И эпос есть ничто иное как скрытая лирика?. В свою очередь, лирика содержит в себе элементы и драмы, и эпоса. Качественные и количественные характеристики этого элемента определяют характер лирического произведения, его своеобразие, неповторимость










































2.2 Методические пути и приемы подготовки учащихся к восприятию     лирических произведений.
В школьной практике встречаются три основных пути изучения лирической поэзии.
Первый путь, получивший довольно широкое распространение, можно охарактеризовать как тематический, так как он представляет собой прослеживание определенных тем (мотивов) в ряде лирических произведений. При таком подходе к лирической поэзии представляется возможным достаточно широко познакомить с нею учащихся. Однако, как правило, при этом не рассматриваются произведения в целом, а из них извлекаются лишь определенные мотивы, характерные для поэта, и в связи с этим прочитываются соответствующие отрывки.
Второй путь - это усвоение лирических произведений попутно с биографией поэта. В этом случае предусмотренные для изучения лирические произведения читаются и разбираются в момент знакомства учащихся с тем периодом жизни поэта, в который они были созданы.
При такой системе изучения лирической поэзии учащиеся воспринимают произведение в его живой связи с личностью поэта, с теми фактическими условиями, в которых оно создавалось. Но при этом их внимание в основном сосредоточивается на личности поэта, а лирика воспринимается лишь как иллюстрация к этапам его биографии, и ее типический смысл совершенно утрачивается.
Третий путь предполагает восприятие и рассмотрение лирики после знакомства учащихся с жизнью и деятельностью поэта. В этом случае после общей характеристики лирического творчества поэта разбираются в единстве формы и содержания отдельные произведения, наиболее значительные, обычно предусмотренные программой.
Путь индивидуального подхода к каждому лирическому произведению позволяет разнообразить и активизировать методы изучения лирической поэзии и поэтому получает все большее признание у учителей.
Изучение лирической поэзии таким путем проходит через следующие этапы:
1) ориентировочное занятие - ознакомление учащихся с важнейшими, характерными особенностями лирического творчества поэта; 
2) изучение отдельных (предусмотренных программой) стихотворений; 
3) заключительный урок - выяснение значения лирического творчества поэта в истории развития литературы и общественной мысли, подведение итогов.
Ориентировочное занятие заключается в том, чтобы выяснить, в какой степени учащиеся уже знакомы с лирикой поэта, к изучению которого они должны приступить, и в том, чтобы, не повторяя уже известного учащимся, открыть им новые стороны в характере лирического творчества поэта и наметить перспективу изучения и оценки его произведений.
Первая часть ориентировочного занятия обычно проходит в форме беседы учителя с учащимися. Выясняется, что читали ученики из лирики Пушкина, Лермонтова или других поэтов, какие произведения они знают наизусть, что им понравились. Затем нужно поставить вопрос о темах лирических произведения и об их идейной направленности. Этот вопрос учащиеся смогут раскрыть лишь частично, и беседа, естественно, перейдет в лекцию - рассказ преподавателя об исторических условиях и литературной среде, в которых протекало творчество поэта, о его мировоззрении, о его месте в общественной жизни и борьбе, о литературных связях и влияниях, которые поэт испытывал. Далее следует вступительное слово учителя. Содержание вступительного слова должно определяться художественной спецификой тех произведений, которые мы будем передавать "уму и сердцу" наших учащихся.
Первичное чтение произведения является самым ответственным этапом в методике школьного преподавания литературы, и его нужно организовать и провести так, чтобы вызвать у учащихся наибольший интерес к читаемому. Самым эффективным в школьных условиях является чтение вслух.
Первый раз лирическое произведение в классе надо читать учителю. Педагог должен говорить громко (но не крикливо), ясно и четко (но живо), эмоционально. Нельзя прерывать первичное чтение замечаниями и комментариями. Все необходимые для понимания содержания объяснения непонятных слов надо дать перед чтением, а более глубокий разбор произведения допустим только после того, как оно полностью станет известно учащимся.
Чтобы понять и почувствовать лирическое произведение, необходимо эмоционально воспринять его во всем многообразии стихотворной поэтики. После объяснения непонятных слов целесообразно приступить к чтению произведения. Стихотворение может быть прочитано  учителем, или специально подготовленным учеником, или мастером художественного слова. После чтения необходимо дать 1-2 минуты на размышление, а потом попытаться выявить, какое впечатление вызвало у школьников прочитанное стихотворение. Изображенный мир лирического стихотворения - логический. Это обстоятельство следует учитывать при анализе отдельных деталей, которые могут встречаться в лирике. Если в стихотворении имеют место предметные детали, то они выполняют психологическую функцию, либо косвенно создавая эмоциональный настрой произведения, либо становясь впечатлением лирического героя, объектом его рефлексии. Таковы детали пейзажа.    
Наибольшую сложность для анализа представляют те лирические произведения, где есть подобие сюжета, персонажи. В лирике принципиальную значимость приобретает анализ лирического героя. Как всякий образ, лирический герой несет в себе не только неповторимые черты конкретного человека, живущего в обществе, поэтому недопустимо его отождествление с реальным автором. Часто лирический герой лишь сходен с автором по качествам личности, характеру, а не тождествен ему, и различие это принципиально сохраняется, так как автор типизирует и обобщает лирические переживания. В отличие от персонажа эпического и драматического произведения, лирический герой не обладает бытийной определенностью и существует вне пространства, его переживания всегда есть, существуют. Лирика тяготеет к малому объему, отсюда насыщенная ?тяжелая? композиция (повтор, противопоставление, усиление, монтаж…), большая значимость зачина и концовки. Вот основные виды композиции, рассматриваемые при изучении лирики в школе:
 - по типу градации
- сопоставление двух образов
- философское размышление 
- смешанная композиция.
Стилевыми доминантами в лирике выступают 
- монологичность, 
- риторичность, 
- стихотворная форма. 
В случае, когда лирика использует не стихотворную, а прозаическую форму, необходимо обязательное изучение и анализ такого способа изложения, поскольку она указывает на индивидуальное и художественное своеобразие такого произведения. Стихотворение в прозе, не ритмически организованное, сохраняет черты лирики: 
- небольшой объем, 
- повышенную эмоциональность, 
- внесюжетную композиция, 
- общую установку на выражение субъективного впечатления и переживания.
Важное значение имеет выявление пафоса, поскольку в некоторых случаях формирование идеи становится ненужным. 
В процессе изучения лирического стихотворения эффективен такой прием: установка на восприятие стихотворения, которое осуществляется на вводном занятии. Она осуществляется путем сопоставления лирического произведения близким по художественным особенностям с произведениями другого вида искусства (музыки, скульптуры, живописи, театра, кино).
Большую  роль в  изучении лирики приобретает и обучение школьников выразительному чтению. 




















2.3 Пути вовлечения учащихся в процесс сопереживания.
Чтобы человеку открылся поэтический мир автора, нужно углубленно вчитываться в его стихотворения, прежде чем судить о них. В. Кожинов, размышляя о свойствах лирики, пишет, что если ?произведения других искусств живут в душах людей как впечатления, как память о встречах с этими произведениями?, ?лирические стихи сами по себе врастают в души каждого и всех?, и каждый читатель может припомнить минуты, когда чувство, выраженное в стихотворении, вдруг совпало с его собственным. Однако совпадение авторских и читательских чувств происходит не всегда. Зачастую одному человеку никогда не удается пережить то  многообразие эмоциональных состояний, которое ему открывает поэзия. Взрослый читатель обладает немалым эмоциональным опытом. У школьников же этого опыта нет или он недостаточный. И, встретившись в стихах с ?чужими?, не пережитыми лично чувствами, ребёнок проходит мимо них; тогда ни о каком эстетическом воздействии поэзии говорить не приходится. Отсутствие у подростков дара сопереживания, эмоциональная глухота и невнимание к чужому внутреннему миру становятся препятствием при работе с поэтическими произведениями. Следовательно, важнейшая задача - стремиться развить у школьников способность к сопереживанию. Если ученик привыкнет с доверием относиться к тем незнакомым душевным состояниям, которые открываются в лирических произведениях, то поэзия сначала расширит его эмоциональный личный опыт, а затем приобщит к миру высоких эстетических чувств. Все это будет способствовать выработке нравственных идеалов, развитию духовности. Это достигается постепенно. Требуются терпение и душевный такт, чтобы сделать изучение лирики школьниками процессом деятельного, творческого, активного познания самой поэзии жизни, отразившейся в лирике.
Кроме того, нужно иметь в виду, что чтение отдельного стихотворения является в школе ступенькой к встрече с написавшим его поэтом, а знакомство с ?хорошими и разными? поэтами должно постепенно привести учеников к пониманию поэзии как вида искусства. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся эмоционально воспринять стихотворение. К вводному занятию примыкает комплексное комментирование, в особенности лингвистическое. Необходимость этого приема обусловлено тем, что слово в лирике требует к себе особого внимания.


2.4 Сохранение эмоционально-образного воздействия лирических произведений при их анализе.
Изучение лирических произведений в школе складывается прежде всего из работы над конкретным стихотворением, включенным в программу. Естественно, что от 5 к 9 классу эта работа усложняется и в содержательном отношении, и в способах анализа. К вводному занятию примыкает комплексное комментирование, в особенности лингвистическое. Необходимость этого приема обусловлено тем, что слово в лирике требует к себе особого внимания. В 5-6 классах школьники встречаются с поэтическими произведениями Пушкина, Лермонтова, Твардовского, Симонова и других поэтов. Образ автора, его личность неизбежно присутствует в любом анализе. На данном этапе важно помочь школьникам с возможной для их возраста полнотой воспринять богатство переживаний и мыслей, характерных для каждого стихотворения. Научить их выразительно читать поэтический текст и понимать особенности стихотворной речи. Обычно чтению и разбору стихотворения принято предпосылать эмоциональную ?настройку?, чтобы подготовить учеников к восприятию текста. В одних случаях это может быть слово учителя об образе поэта или фактах его жизни, связанных с созданием произведения (например, ?Тучи? Лермонтова). В других - обращение к непосредственным впечатлением учащихся, оживляющим их представления и эмоциональную память (например, перед чтением пушкинского ?Зимнего утра?). 
Нередко восприятие поэзии подготавливается слушанием музыки (романсов, инструментальных произведений), создающей эмоциональный фон для текста или рассматриванием репродукций живописных произведений (к ?пейзажным? стихотворениям, лермонтовскому ?Бородино? и т.п.). Такими вступительными моментами стихотворение как бы ?вводится? в урок. А его живое звучание в классе - это важнейший момент ?вхождения? в лирический текст, и лучше всего, если первым чтецом выступит сам учитель: в его чтении и интерпретации осуществляется непосредственное общение с классом, тогда как прослушивание записи чтецов-актеров содержит момент отчужденности, отстраненности при первой встрече с произведением. Запись лучше прослушать в конце, чтобы сравнить свое понимание с трактовкой чтеца. После чтения нужна пауза - та ?минута молчания?, после которой ученик находится во власти неосознанной эмоции. И лишь после этого можно приступать к анализу. 


2.5  Анализ лирических произведений.
Анализ поэтических текстов в его методическом аспекте вызывает особые сложности, которые обусловлены особенностями поэтической речи, спецификой восприятия школьниками лирического произведения, общекультурной и психологической подготовкой учащихся. любому лирическому стихотворению противопоказан анализ, сопровождающийся постановкой десятков вопросов, которые подчас направляют учеников на прозаический пересказ текста, а главное - разрушают целостное восприятие стихотворения.
Дело не в том, нужен ли анализ, а в его направлении, мере и конкретных формах. Чтобы наметить принцип и приемы аналитической работы над лирикой, необходимо отчетливо осознать своеобразие художественной природы лирического произведения, особенности лирического образа, основных компонентов лирического стихотворения - композиции, языка, стиха. Наблюдения над художественной формой помогут ввести учащихся во внутреннее содержание лирического произведения, раскрыть строй мыслей и чувств поэта.
Одна из задач учителя заключается в том, чтобы раскрыть мир лирического стихотворения во всем многоцветье красок и отзвуков. Ученики должны понять, что для каждого художника характерно свое, оригинальное видение мира, и когда мы читаем произведение, важно определить, чем этот поэт не похож на других, чем он обогатил наше представление о жизни.
 Чтобы художественный текст был воспринят школьником глубинно, необходима активная деятельность, мотивами которой должны стать потребность и интерес. Восприятие и понимание произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя взаимосвязано, потому педагогу при анализе текста важно не только учитывать своеобразие самого произведения, но и своеобразие его восприятия. В то же время анализ художественного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики - одна из активно разрабатываемых проблем методической науки. Значительный вклад в ее решение внесли М.А. Рыбникова, З.Я. Рез, В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин. Однако ?целостность произведения не может быть передана в исследовании при помощи той непосредственной нерасчлененности, которая остается и преимуществом, и недостатком читательского восприятия?. Поэтому перед учителем, практикующим школьный анализ лирического текста, стоит сложная задача - воспитать читателя, умеющего эстетически наслаждаться художественным текстом и отличать подлинно художественное произведение. То есть задачи школьных уроков литературы, посвященных изучению лирики, - учить видеть в тексте не только черты биографии автора, приметы времени и историко-культурные реалии, но и замечать, как рождается художественный образ, какие собственно языковые и стиховые особенности текста помогают нам глубже постигать смыслы, заложенные в нем. В.Е. Холшевников в своей книге отмечает, что ?анализировать стихотворение можно под разными углами зрения: место стихотворения в творческой эволюции поэта, в истории жанра и литературных направлений; в литературно-общественном движении эпохи, в связи с биографией поэта и его идейной позицией; в истории русского литературного языка вообще и поэтического в частности... Но каждое настоящее художественное произведение - это и открытый всему, и, в то же время, замкнутый в себе поэтический мир, который мы имеем право и воспринимать, и анализировать как некое сложное целое, как систему заключенных в нем образов и понятий?.
Предметом анализа поэтического произведения действительно может стать и его язык, и любой значимый элемент художественной структуры, и изобразительные и стилевые средства, если они позволяют проникнуть в идейное содержание произведения. Однако решающее условие успешного изучения лирических произведений заключается в правильном, методически обоснованном выборе приемов анализа с учетом особенностей изучаемого произведения.
Особое внимание следует уделить на уроке и языку лирического произведения. Для каждого поэта характерно обращение к определенному, своему кругу эпитетов. Достаточно назвать эпитеты "одинокий", "гордый", "мятежный" - и мы вспоминаем Лермонтова; эпитет "роковой" мы найдем и у Пушкина и у Лермонтова; "голубая Русь", "дом родимый", "роща золотая" сразу обращают нас к лирике Есенина.
Еще один важнейший элемент художественной формы поэтического произведения - стих. Следует обращать внимание учащихся на размеры, ритмику, строфику, постоянные отступления от правильного метра, изменение строфики и способа рифмовки при переходе от одной картины к другой.
Не менее важное место в системе анализа поэтического текста занимает рассмотрение его композиции. Она тесно связана с жанровой природой стихотворения. Именно на примере лирического стихотворения ярче всего раскрывается один из важнейших частнометодических принципов - изучение художественного произведения в единстве его формы и содержания. "Композиция стихотворения связана с его темой и подчинена задаче раскрытия его художественной идеи. Содержание лирического стихотворения включает в себя последовательное изображение чувства и мысли, выбор и расположение слов, повторы слов, фраз, синтаксических конструкций, стиль речи, деление на строфы или их отсутствие, соотношение деления потока речи на стихи и синтаксического членения, звуковая инструментовка, способы рифмовки, характер рифмы".
Один из самых распространённых планов анализа лирики. 
1. Определение содержательной доминанты (тема, проблема), 
2. Характеристика лирического героя,
 3. Анализ композиции, 
4. Анализ языка, 
5. Определение метрики, ритмики, строфики, 
6. Выявление идейного замысла или пафоса.
Процесс разбора стихотворения в классе можно назвать анализом условно; нереально требовать его полноты, поскольку даже в литературоведении ?полный и всесторонний анализ поэтического текста невозможен из-за неописуемого количества элементов художественной системы и их сочетания даже в пределах небольшого стихотворения?. Выбор способов и приемов работы с лирическим текстом зависит в школе от возраста учащихся и от характера стихотворения.
В 5-6 классах анализ нередко сливается с обучением школьников выразительному чтению. Например, знакомя пятиклассников с ?Зимним утром?, учитель в собственном исполнении постарается передать радость бытия, наслаждение яркостью и чистотой зимних красок, задушевность пушкинского обращения к ?другу прелестному?. Затем ребятам предлагается прочитать стихотворение молча, про себя. И, наконец, даются вопросы для обдумывания: ?Чем будут отличаться настроение, с которым  вы прочтете первую и вторую строфы? Как вы прочитаете заключительную строфу - с повышением или понижением интонации? Почему?? Вопросы побуждают представить красоту зимнего пейзажа и понять: главное в стихотворении не сами по себе картины природы, а вызванное ими душевное состояние. Это простая для зрелого читателя мысль является для учеников 5 класса новой: они видят, что, рисуя пейзаж, поэт говорит о человеке: о его счастье, радости, грусти. Такой путь работы (через подготовку к выразительному чтению) приемлем в тех случаях, когда мир авторских чувств близок и понятен ученикам данного возраста. Не менее полезен и эффективен в 5-6 классах иной ход работы над лирическим произведением, когда педагог ведет учащихся от накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств к пониманию обобщенной художественной идеи. Проследим этот ход на анализе пушкинского ?Узника? в 6 классе. Уже после первого чтения шестиклассники ощущают, что стихотворение проникнуто мечтой о вольности, то есть они интуитивно познают его художественную идею. Прочитав еще раз стихотворение вслух, попросим ребят подумать, одинаковым ли настроением было проникнуто чтение или настроение менялось. Шестиклассники обычно замечают, что в начале заметна грусть, но потом она отступает и появляется ?гордость, какая-то торжественность?, ?на душе становится веселее?. Чем объясняется грусть, так открыто выраженная в начале стихотворения? Всмотримся, вчитаемся в пушкинские строки и постараемся найти те слова, которые вызывают это чувство. Ребята замечают, что грусть рождается и образом ?темницы сырой?, и тем, что рядом с узником ?грустный товарищ?,  ?вскормленный в неволе орел молодой?. Дальнейший путь проникновения в произведение - понимание сложности авторского чувства, которое не исчерпывается только грустью. Ведем детей дедуктивным способом: от общего - к наблюдению, к частному открытию. Посмотрим, какие контрастные образы, картины, представления сталкиваются в стихотворении. В коллективном поиске ученики открывают контраст мрачной темницы и тех картин природы, которые возникают в конце: синь моря, белоснежные вершины гор рождают ощущение простора, свободы. Многие пушкинские современники вычитывали в ?Узнике? призыв к свободе.
Последовательность беседы подводит учащихся к пониманию пушкинской мысли, а те открытия, которые ученики совершают в процессе анализа произведения заранее запрограммированы учителем. Но сам ход беседы таков, что пробуждает мыслительную и эмоциональную активность учащихся, не разрушая личного отношения к стихотворению.
Наряду с подобным обучающим анализом возможны и более свободные формы работы над лирикой, когда учитель опирается на читательскую самостоятельность школьников. Помня слова С. Маршака: ?Стихи живые сами говорят, и не о чем-то говорят, а что-то?, желательно иногда строить уроки по изучению лирики так, чтобы ученики сначала сами, ?на свой страх и риск?, по выражению В. Асмуса, погрузились в стихотворение и попытались разобраться, что же оно им говорит, а затем рассказали о своих впечатлениях. Примерный или типичный ход анализа при таком подходе к изучению лирического произведения описать нельзя, потому что в нем всегда много импровизации: нельзя предугадать хода ученической мысли и неожиданности восприятия детьми лирики. Можно только предположить, что школьники 5-6, а иногда и 7 классов увидят в стихотворении отражение какого-то реального переживания или события, свидетелем которого был автор. Отсюда вытекает постоянная задача педагога: терпеливо учить их видеть в единичном переживании - общее, в эмоциональном отношении к конкретному факту - типичное. Важно, чтобы ученики привыкали ?входить? в поэтический мир лирического произведения, понимать содержательность элементов формы. Обычно школьников привлекают такие задания, как высказать о стихотворении собственное мнение, выразить свое суждение и оценку. Поэтому нужно чаще предоставлять им право самостоятельного общения с поэтическим текстом. Чтобы оно не было беспредметным, полезно выдвигать несколько вопросов - заданий. Каждый ученик обдумывает одно из них, а из совокупности ответов сложится общее коллективное знание - переживание.
Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями. Они должны охватить три основных раздела: 
1) образность поэтической речи (и вообще язык поэзии) 
2) поэтический синтаксис 
3) стихосложение (ритмические особенности стиха).
Освоение этих знаний всегда идет как бы по двум линиям: при чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность, параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает определенную завершенность в 11 классе, к концу школьного обучения литературе. Излишне раннее введение сложных понятий, таких, например, как лирический герой, система стихосложения и т.д., не приносит пользы и не усваивается учениками по-настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах. Начинать освоение теоретических знаний о стихе следует с элементарных понятий, частности  в 5-6 классах - многозначность поэтического слова, сравнения, олицетворения в поэзии.
Таким образом, теоретический материал дается в постепенном усложнении и системе. Обычно вначале понятие вводится как рабочее, как термин. Затем постепенно происходит его обогащение. Ведь любые элементы поэтической речи или стиховой структуры (метафора,  размер - ритм, повтор как элемент поэтического синтаксиса и т.д.) индивидуальны у разных поэтов. Чем больше конкретных впечатлений и наблюдений у школьников, тем более емким становится для них уже освоенное понятие. Поэтому, например, термин ?олицетворение?, усвоенный в 5 классе, более глубоко будет осознан выпускником школы. Теоретические знания - понятия о поэзии не могут быть раз и навсегда усвоенными; они динамичны, конкретизация их при встрече с новыми произведениями требует от учащихся дополнительных наблюдений, добавочного осмысления, нового творческого освоения. 
Часто анализ лирического произведения в классе ведется в форме беседы. Она ведется по заранее подготовленным, продуманным вопросам, цель которых помочь учащимся понять произведение в единстве его художественной формы и содержания .
После изучения отдельных лирических произведений целесообразно провести заключительный урок. Заключительное занятие по лирической поэзии обобщает все наблюдения, сделанные в процессе уроков, посвященных лирике (Медведев 1985: 57).
Таким образом, анализ выстраивается в соответствии с законом единства форм и содержания и представляет собой следующий пошаговый разбор стихотворения:
1) ?от восприятия - к форме?: какие эмоции возникли у вас при прочтении данного стихотворения? Почему? Какие средства художественной выразительности обеспечивают такое восприятия? и так далее;
2) ?от формы - к содержанию?: С какой целью автор вводит в текст произведения следующие средства художественной выразительности? Какой цели служит композиция произведения (если она оригинальна и важна в процессе анализа)?
3) ?От формы и содержания - к идее?: как формальный и содержательный план произведения служат раскрытию его главной идее? Какова главная идея произведения?











2.6 Использование других видов искусства при изучении лирических произведений.
Анализируя художественное произведение, исходим из того, что оно является звеном единой художественной системы. Но система эта включает в себя не только литературу, она охватывает всю сферу искусства: и изобразительное искусство, и музыку, и искусство театра и кино и т. д. При этом поэзия особенно близка двум видам искусства - изобразительному искусству и музыке. Близость эта обусловливает внимание к пластической и к музыкальной выразительности лирического произведения. 
Характер отношений лирики и изобразительного искусства сложный, многогранный, при этом диалогическая сущность их связи очевидна. Лирический пейзаж в поэзии и лирический пейзаж в живописи нередко выступают по отношению друг к другу как интерпретация одного вида искусства другим, то же можно говорить о жанре портрета в этих видах искусства, о жанровых сценах на полотнах передвижников и в произведениях, например, Некрасова, Островского. Изучая с детьми лирику, очень хорошо использовать произведения изобразительного искусства. При сопоставлении стихотворения и картины мы выясняем, какие мысли и чувства они вызывают, находим слова стихотворения, которые соответствуют содержанию и настроению картины, устанавливаем, как замысел поэта и художника воплотился в образах, колорите, языке произведения. Отбирая произведения живописи, нужно считаться и с такими особенностями лирического образа, как экспрессивность и музыкальность. Этими качествами, в частности, отмечены картины Ч. Левитана, Ф. Васильева, и именно потому возможно широкое обращение к ним при изучении лирических произведений.
Лирика как литературный род в своих крайних проявлениях тяготеет, с одной стороны, к эпосу, содержание которого - события, факты, сюжет как события и факты. С другой - к музыке, где внешняя ?событийность? уступает место внутренним движениям человеческой души, когда ее содержанием становятся даже не мыли, а - чувства, порыв, эмоция. Эмоция в чистом виде есть музыка. Как бы лирика ни понималась и ни определялась исследователями разных эпох, направлений и школ, общим местом является признание в лирике эмоциональной доминанты как ?высокой степени суггестивности текста? или ?сгущения смысла?. Эта особенность максимально сближает ее с музыкой как искусством ?интонируемого смысла?, то есть искусством, содержание которого составляет эмоция. Лирическое произведение и музыка - виды искусства не просто тяготеющие друг к другу, а дополняющие одно другое, часто существующие в неразрывном сплаве, например, песенное, вокальное искусство. В книге ?Музыка в мире искусств? М.С. Каган так пишет о лирической поэзии: ?... она является не ?чистой? формой искусства слова, а переходной, синтезирующей его качества с качествами музыки...?. Поэтому очень эффективно при изучении лирических произведений обращаться к музыке. Общность сфер поэзии и музыки прекрасно осознавали и сами поэты. В лирике 18-19 в.в. слово ?певец? было синонимом слову ?поэт?. Конечно, знакомя учеников с музыкальными произведениями, педагог должен соблюдать чувство меры. Цель его - проявить при помощи музыки то музыкальное начало, которое входит в содержание каждого стихотворения.
Возможны разные формы этой работы. Прослушивание музыкальных произведений на вступительных занятиях позволит настроить учащихся на определенную музыкальную волну. Другая форма применения музыки - мелодекламация, чтение стихов на музыкальной основе. Особенно большое значение при изучении лирики имеет обращение к романсам на стихи поэта.
Таким образом, наблюдения над произведениями живописи и музыки помогут учащимся войти в художественный мир лирических стихотворений, дадут представление о стиле того или иного поэта, поставят его творчество в связь с историей русского искусства. Изучение литературы с опорой на опыт собственного восприятия творчества в области других видов искусства - одно из условий постижения лирики. Необходимо показать сходство и отличие поэтического текста и музыки, живописи на разных уровнях: содержательном, идейном, эмоциональном
Из всего вышеперечисленного напрашивается вывод, что, начиная изучать с ребятами лирическое произведение, учитель  решает очень сложные вопросы: как же сделать в процессе обучения анализ лирического произведения наиболее эффективным, как активизировать восприятие детей средних классов в ходе анализа лирических произведений? А помогут решить эти вопросы другие виды искусств.






2.7 Место и роль обучения выразительному чтению на уроках литературы по лирике.
В методике изучения лирики особое место отводится выразительному чтению как органической части анализа текста. Рекомендуется также использование музыкальных произведений с целью воссоздать образ - переживание автора, мир чувств лирического героя. Многозначность слова в лирической поэзии требует внимания к его эмоциональному звучанию. Мелодия и ритм стиха воссоздаются в звучащем слове, ? особенно важно соединить логическое и эмоциональное начала. Уроки литературы дают интересные формы перехода от образного строя произведения к системе теоретических понятий и обратно.
Ритм, создавая общую эмоциональную окраску речи, позволяет ярче и полнее выступить его смысловому содержанию
Один из основных инструментов современного учителя – интонация. Разрабатывая методические аспекты выразительного чтения, педагоги опираются на работы К. С. Станиславского, Г. В. Артоболевского, В. Н. Аксенова и др. Выразительное чтение – основа всякого анализа литературы. С него должно начинаться текстуальное изучение всякого произведения. Этот элемент анализа невозможно заменить ни драматизацией, ни прослушиванием аудиозаписей с голосами авторов или артистов. Однако задача учителя заключается не только в том, чтобы самому овладеть техникой выразительного чтения: крайне важно, чтобы элементами выразительного чтения овладели ученики.
По мнению В. Г. Маранцмана, обучение школьников выразительному чтению должно проходить в несколько этапов: ?
1. Пробуждение чувств. Важно, чтобы произведение, которое мы предназначаем для выразительного чтения учеников, при первой встрече вызвало взволнованность и удивление. Пробуждение чувств на первой стадии исполнительского анализа, таким образом, приводит к возникновению вопроса, ведущего к анализу текста произведения. 2. Выявление авторской позиции. Чтецу важно выявить логику движения текста ?на глазах? публики. Поэтому, не отбросив, а как бы преодолев влияние внетекстовых источников информации, исполнитель черпает свои доводы из самого текста, и в этом совпадает со школьником, которому внетекстовая информация часто недоступна. Школьный анализ литературного произведения в этом своем свойстве, как и во многих других, сходен с художественными интерпретациями литературного текста. 
3. Вживание в ситуацию произведения. Лирика рассчитана на извлечение из памяти чтеца, читателя вообще впечатлений, родственных мотивам стихотворения, но излишняя конкретизация образов лирики обытовляет поэтический текст и грозит подменой автора читателем. 
4. План чтения и техника произнесения. Прежде всего, важно определить смену интонаций, продиктованную общим движением мысли произведения. Задача подготовки выразительного чтения может стать, в сущности, приемом анализа произведения.
Выразительное чтение, помимо всех его учебных достоинств, важно для нас в широком педагогическом смысле. Чтение вслух, для класса, приучает к культуре выражения чувств, дает ученику радость эстетической формы переживания. Этот прием работы оказывается одним из путей к искусству общения.

















Выводы
Лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. В настоящее время опыт школьного изучения литературы обогащается все новыми и новыми формами проведения уроков по лирической поэзии. Мы можем встретить уроки-концерты, подготовленные самими учащимися, и уроки-викторины, и уроки-конкурсы на лучшего чтеца. Наряду с этими новыми видами уроков мы не отказываемся и от испытанных и верных приемов передачи нашим  детям знаний по лирической поэзии. Таким приемом может служить лекция учителя. Для активизации внимания и эмоций учащихся  в лекцию можно включить чтение лучших образцов лирики мастерами художественного слова, исполнение романсов на слова лирических произведений. Избирая ту или иную форму урока, мы обязаны помнить, что он должен быть обучающим и воспитывающим. На уроках изучения лирики необходимо ввести учеников в мир авторских мыслей и чувств, но прийти от единичного к обобщенному значению поэтического образа нельзя насильно, с нажимом. Очень важно здесь не торопиться, незаметно, исподволь помогать школьнику в понимании лирической поэзии. Личностное начало, внутренний мир художника в поэзии проявляются с особой силой. Кажущиеся абстрактными размышления автора или выплескиваемые им эмоции - это непосредственное выражение навсегда запечатленного в строках состояния. Новалис уже в 18 веке писал: ?Поэзия на деле есть абсолютное реальное. Это средоточие моей философии. Чем больше поэзии, тем ближе к действительности?. Эта реальность действительности в поэзии столь велика, что приобретает мистический характер: ?Чувство поэзии имеет очень много общего с чувством мистического. Это чувство особенного, личностного, неизведанного, сокровенного, должного раскрыться, необходимо-случайного...?. В лирике с особой силой высвечивается личностное, субъективное, с одной стороны, с другой - осознается значимость и ценность объективно существующего мира, всех его проявлений, от глобальных исторических событий до мгновений бытия. А. Кушнер пишет: ?Лирика играет на повышение всех ценностей, разглядывает как драгоценность каждую крупицу жизни?.



Список использованной литературы
1. О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов // Теория и методика обучения литературе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 350 с.
2. Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс // Методика преподавания литературы: учебник для пединститутов. - М.: Просвещение, 1985. - 280 с.
3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Литературное чтение. В одном счастливом детстве. - М.: Баласс, 2001. - 198 с.
4.  / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева // Литературное чтение. В океане света. - М.: Баласс, 2001. - 180с.
5.] / Г.А. Гуковский // Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. - Тула: Автограф, 2000. - 286 с.
6.  Л.Е Журова, А.О. Евдокимова // Чтение и письмо. - М.: Вентана-Граф, 2001. - 310 с.
7. В.Н. Зайцев // Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 2004. - 401 с.
8. И.А. Зимняя // Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Логос, 2000. - 360 с.
9. Калганова Т.А. Выбор методики анализа художественного произведения // Литература в школе. - 2007. - №2. - С.30-32.
10.  В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик // Развитие речи: Теория и практика обучения. - М., 2005. - 354 с.
11.  В.Г. Маранцман, О.Ю. Богданова // Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. Ч. 1. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 270 с.
12.  В.Г. Маранцман, О.Ю. Богданова // Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. Ч. 2. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 271 с.
13. В.Г. Маранцман, Т.В. Чирковская // Проблемное изучение литературного произведения в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 303 с.
14. В.П. Медведев // Изучение лирики в школе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 281 с.
15. Н.Я. Мещерякова // Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в VI-VII классах: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 410 с.
16. О.И. Никифорова // Психология восприятия художественной литературы. - М.: Книга, 2000. - 423 с.
17. Б.А. Панин // Методика преподавания литературы: учебная хрестоматия. Практикум. - М.: Эксмо, 2007. - 357 с.
18. З.Я. Рез // Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1985. - 450 с.
19. Н.Н. Светловская // Методика внеклассного чтения. - М., 2001. - 190 с.








?
?
?
?



















24