Введение
В окутанных туманом просторах британской истории возвышаются таинственные руины заброшенных замков, словно каменные хранители давно минувших времен. Эти величественные сооружения когда-то были свидетелями войн, интриг и человеческих страданий, и их стены до сих пор шепчут легенды и мифы, которые завораживают наше воображение.
Одним из ключевых сокровищ Великобритании считаются замки. Они воплощают многолетнюю историю страны, завоёвывают внимание туристов своим возрастом и архитектурной мощью. Многие из низ непосредственно связанны с судьбами отдельных персон разных веков. Англичане безгранично горды замками, объективно полагая, что это значимая составляющая часть уникального наследия Англии. Какова же история замков, в чем их особенность? Отвечая на данный вопрос, можно столкнуться с различными легендами, свидетельствующими о наличии приведений в замках. Народ считает это достопримечательностью страны. Что же находится в основе легенд и реальных историй о замках Англии, наполненных приведениями? Данное понимание может помочь выяснить почти все о самих замках, происшествий, которые в них совершались, повысит заинтересованность в исследовании событий страны и её культуры.
Приготовьтесь погрузиться в мир магии, тайн и необъяснимого, когда мы начнем наше исследование заброшенных замков Великобритании. Бродим по их величественным руинам, гадая об их прежних обитателях и событиях, которые сформировали их судьбу. Раскроем завораживающие легенды и мифы, которые передавались из поколения в поколение и продолжают волновать сердца и разум.
Глава 1.
История возникновения замков Великобритании
Стaринные замки уже давно стали историческими и культурными символами Великобритании. Прaктически в каждом туристическом буклете, посвященном Соединенному королевству, можно увидеть их крaсочные фото и рекламу познавательных туров. На территории сегодняшней Великобритании расположено 3000 объектов, попадающих под описание как зaмок, поскольку этот термин охватывает большой спектр рaзличных типов, как отдельных зданий, так и больших комплексов.
Пройдя тысячелетний исторический путь, большинство замков претерпели множество изменений. Каким-то повезло меньше, и сегодня они представляют собой руины. Другим удалось сохраниться в приемлемом состоянии, постепенно превратившись либо в музеи, либо в отели. Несколько стали знаковыми туристическими aттракционами, через которые за год, проходит по несколько десятков тысяч посетителей. В любом, даже в самом удаленном уголке Соединенного королевства, обязательно встретиться зaмок, который предложит гостям, уникальную возможность прикоснуться к прошлому. Пройтись по узкой винтовой лестнице, отобедать под звуки волынок в Парадном Зале, как это делали знатные Лорды, или даже остановиться в апартаментах, в которых в далекие времена останавливались известные королевские особы, например, такие как королевa Мария Стюарт. А еще (там, где это возможно) подняться на стены и башни, чтобы насладиться живописными видами окружающих природных ландшaфтов.
Большая чaсть, дошедших до нас великобританских замков была заложена в XIII – XIV веках, когда на смену деревянным укреплениям пришли сооружения из камня. Поэтому официальная история многих зaмков отсчитывается еще с более ранних времен, когда были воздвигнуты их деревянные предшественники.
В XVвеке в Великобритании получают распространение так называемые towerhouses (жилые башни). Они имели толстые стены и маленькие окна. Вершины башен венчали зубцы, служившие укрытием при отражении нападения для ее защитников. Часто такие строения не имели входа с уровня первого этaжа, а лишь временные деревянные лестницы, ведущие сразу на второй этаж. При вражеском нападении эти лестницы естественно убирались.
В последующем XVI столетии с рaзвитием артиллерии, такие замки потерпели ряд изменений. На нижних уровнях появились бойницы для орудий, а верхние этaжи утратили традиционные зубцы. И все же постепенно замки стали терять свое оборонное значение, превращаясь в городские резиденции. В конце XVIIIвека после последнего восстания Якобитов, шотландское дворянство, уже не желало жить в некомфортных постройках «варварских времен». Наступает новая пора превращений. Старые бойницы или заделываются, или расширяются до просторных окон, на цокольных этажах появляются пaрадные подъезды. В то же время строиться и много новых элегантных особняков. При этом старые замки оставляются на произвол судьбы.
Последним этaпом в возникновение Великобританских зaмков, стала середина XIX века. Толчком этому послужило следующее событие. В 1842 году королева Виктория и принц Альберт посетили Северо-Восточную Англию. В этой поездке им так все понрaвилось, что после они решили приобрести здешний маленький замок Балморал, распложенный в долине реки Ди. Поскольку приобретенное жилище не соответствовало размерами для нужд королевской семьи, то в течение трех лет на его месте возник новый блестящий замок. В последующие годы, когда королевa стала проводить здесь в летние месяцы длительное время, многие из ее приближенных тоже начaли строить поблизости собственные усaдьбы, зачастую копирую стиль замкa Балморал, с его изящными башенками. В последствие в 40-50ые годы XX столетия, большинство владельцев таких замков продали их под отели, которые и по сей день предлагaют для гостей прекрасные комфортабельные условия размещения.
1.1 История замков Шотландии.
Замки Шотландии имеют богатую историю, тесно связанную с развитием страны, её культурой и политической ситуацией. Их строительство началось ещё в раннем Средневековье, когда Шотландия была раздроблена на мелкие королевства и кланы боролись за власть и территории.
Первые крепости на территории современной Шотландии строились ещё в железном веке и представляли собой небольшие деревянные сооружения, окружённые земляными валами и рвами. Эти примитивные фортификации использовались племенами пиктов и скоттов для защиты от врагов. Позже, после прихода римлян, были построены более сложные оборонительные сооружения — брухи (brochs), круглые каменные башни высотой до 13 метров. С приходом норманнов в Англию и последовавшим за этим влиянием на Шотландию начинается активное строительство каменных замков. Король Давид I (1124-1153 гг.) пригласил нормандских рыцарей и баронов, которые принесли с собой новые архитектурные и военные технологии. Именно тогда появляются первые мотт-и-бейли — замки с деревянной башней на искусственном холме (мотте). Примером такого замка является замок Эдинбург, который был перестроен в камне позже. После смерти Александра III в 1286 году началась борьба за шотландский трон, известная как Война за независимость. В этот период многие замки играли ключевую роль в военных действиях. Например, такие знаменитые замки, как Стирлинг и Дамбартон, неоднократно переходили из рук в руки между англичанами и шотландцами. Замок Стирлинг стал символом борьбы за независимость благодаря битве при Баннокберне в 1314 году, где Роберт Брюс одержал победу над английскими войсками. В XV-XVI веках Шотландия постепенно стабилизировалась политически, и замки стали не только военными объектами, но и символами власти и богатства аристократии. Строятся более роскошные и укреплённые резиденции, такие как Гламис и Крайтон. В этот же период активно развивается искусство фортификаций: стены становятся толще, появляются бойницы для стрельбы из луков и арбалетов, а также подземелья для хранения припасов и пленных. Религиозные конфликты XVI века, особенно связанные с протестантской Реформацией, привели к разрушению многих католических монастырей и замков. Тем не менее, замки продолжали играть важную роль в защите земель знати. Один из ярких примеров — замок Лохливен, который служил резиденцией Марии Стюарт, королевы Шотландии.
XVII век ознаменовался рядом восстаний и гражданских войн, связанных с попытками восстановления династии Стюартов. Замки снова оказались в центре боевых действий. Многие из них были разрушены или сильно повреждены. После завершения якобитских восстаний (1745 год) замки утратили своё военное значение и начали превращаться в жилые резиденции или туристические достопримечательности.
В XIX веке интерес к средневековым замкам возродился благодаря движению романтизма. Писатели, художники и архитекторы, вдохновленные историей и легендами, начали восстанавливать старые руины и строить новые замки в готическом стиле. Одним из известных примеров является замок Балморал, построенный для королевы Виктории и принца Альберта в 1852 году.
Сегодня замки Шотландии являются важной частью культурного наследия страны. Они привлекают туристов со всего мира своими величественными видами, богатой историей и атмосферой средневековья. Некоторые из них открыты для посещения, другие используются как отели или музеи.
1.2 История замков Британии.
Первыми фортификационными сооружениями в Англии были укреплённые сооружения, которые возводились на возвышенностях и окружались земляным валом и глубоким рвом. Высота вала могла доходить до 30 метров над уровнем рва. Внутренний вал дополнительно укрепляли частоколом, а вокруг столбов строилась изгородь из колючих растений. Если условия местности не позволяли строить крепость на возвышенности, возводилась каменная стена из свободно лежащих друг на друге глыб известняка. Такие крепости появились задолго до прихода римлян на Британские острова и выполняли оборонительную функцию. Это было главное укрытие для людей и для скота в случае нападения. Надёжность сооружения зависела от того, насколько сложной была сеть внешних оборонительных укреплений. Такие укрепления сохранились до наших дней в Сомерсете, Уилтшире, Дорсете и других районах. Нужно отметить, что для некоторых сообществ людей это были постоянные места обитания.
Со временем постройки из земли были трансформированы в сооружения из камня. Традиции возведения объектов с использованием обработанного камня, скреплённого с помощью цементного раствора, принесли с собой римляне. Римляне всесторонне развили искусство осады. Там, где военный лагерь становился постоянным поселением, обязательно возникала каменная стена. Древнеримские крепости являлись опорными пунктами для размещения гарнизонов и соединялись между собой дорогами, которые строились исключительно в военных целях. Римляне строили свои укрепления в местах переплав через реки, на пересечениях дорог. Их сооружения были небольшими в сравнении с теми укреплениями, которые строили жители Британии. Когда во владения Рим начали совершать набеги саксы, римляне начали организовывать охрану побережья, в основном в устьях рек. Иногда римляне возводили свои крепости на месте британских поселений. Вторжение англов, саксов, а потом и датчан резко замедлило развитие цивилизации на территории Англии. Многие крепости, построенные римлянами, были разграблены либо заброшены. Основав новые поселения, они практически не строили оборонительных сооружений. Эту роль выполняла лесная или болотистая местность. Все строительные работы вплоть до Нормандского завоевания сводились к возведению церквей, а фортификационные работы сводились к возведению земляных укреплений. Крепости и замки, целью которых была бы защита отдельных лиц в этот период не строились, что даёт нам право предположить, что этот вид крепостных сооружений был заимствован.
Норманны принесли в Англию чётко организованную модель общества с её наиболее яркой отличительной чертой – феодальным замком. В Англии времён Нормандского завоевания укреплённые крепости получили название castel, которое является синонимом латинского термина castellum (лат. укрепление). Появление замков сигнализировало об установлении феодальной системы. Лорд строил себе жилище отдельно от своих вассалов, чтобы иметь возможность в случае необходимости обороняться не только от других лордов, но и от собственных подчинённых. Замок уже не был просто оборонительным сооружением. Его внешний вид должен был напоминать вассалам об их подчинённом положении по отношению к лорду. В этот период замки часто строили в самих бургах, иногда отдельно от него. Важно отметить, что замок, в отличие от бурга, принадлежал одному владельцу. Чтобы не допустить бесконтрольное строительство феодальных замков, все укреплённые замки, построенные без разрешения короля, подлежали сносу.
Итак, в XI и начале XII вв. на территории Британии было возведено множество замков. Замок для Англии являлся зарубежным заимствованием. В своей простейшей форме он состоял из окружённого рвом холма (мотт) и двора. Укрепления замков в это период полностью строились из дерева и сохранились только в редких случаях. Часть замков строилась в гористой местности. В таких замках отсутствовал насыпной холм, а укрепления (надвратные башни) строились из камня.
Вторая половина XII в. – время начала правления династии Плантагенетов- стала временем, когда феодалы проявляли большую изобретательность в планировании главных башен. Новым правилом стало использование камня при строительстве замков. Холмы начали укреплять так называемым шелл-кип (англ. shell keep), что позволило создавать комбинацию «замка в замке». Вокруг замков начали возводить каменные стены вместо частокола. Это было обусловлено открытым положением замка. Дело в том, что в этот период происходило совершенствование осадных машин и методов штурма, которые вызвали развитие архитектуры замка. Главным оружием нападения были катапульты, а основным оружием защитников – луки и арбалеты. С самого начала возведения стен из камня в их верхней части было принято строить зубцы, через которые лучники могли частично контролировать поле боя. С наружной стороны стены на уровне парапета часто сооружались крытые деревянные галереи. Замки стали важными стратегическими пунктами, обеспечивавшими защиту территорий от нападения врагов. Поэтому они строились в самых неспокойных регионах, каким, например, был северо-восток Англии.
В XIII-XIV веках башня становится не только показателем статуса феодала, но и жилищем. Повседневная жизнь этого периода таила множество опасностей, что объясняет появление огромного количества башен-резиденций. Особую популярность приобретает четырёхугольная в плане башня с башенками по углам, поскольку она лучше всего соотносилась с представлениями того времени о жилом помещении. В жилых зданиях помимо большого холла имелась главная комната, кухня с подсобными помещениями и капелла. Свет проникал в холл через окна в боковых стенах. Многие феодалы средней руки в Шотландии и Ирландии строили именно такие замки. Но дело было не только в удобстве. В Средние века четырёхугольник и круг с его вариантами и переходами в полукруг воспринимались как символы власти. В конце XIII в., в разгар Столетней войны, король Эдуард III при строительстве замков Бомарис и Харлех ориентируется на Луарскую модель, намного превосходя образец в вычурности. В это же время строятся замки с равносторонним треугольником в плане, например, замок Керлавирок в Англии.
С начала XIV в. стало широко применяться огнестрельное оружие. С усовершенствованием пушек отпала потребность в высоких крепостных стенах. Роль замка становилась второстепенной, и он всё более превращался в жилое здание.
2. Чиллингем
2.1 История замка.
Замок был построен в конце XII века и первоначально включал в себя только дозорную башню. В начале XIII века Чиллингем перешёл в собственность семьи Грей. В 1298 году, во время кампании против Уильяма Уоллеса, замок посетил король Эдуард I Длинноногий. Он ночевал на последнем уровне башни, в помещении, где специально для короля сделали в стенах окна. С тех пор это помещение носит название Комната Эдуарда I.
В Средневековье местоположение Чиллингема имело важное стратегическое значение: он располагался на границе двух противоборствующих наций, поэтому в замке часто останавливались отряды английских войск, которые следовали в Шотландию. Шотландцы в свою очередь не менее часто совершали набеги на замок.
В 1617 году в замке останавливался Яков VI, король Англии и Шотландии, объезжавший оба королевства. После вступления Якова VI на престол, политическая ситуация между странами наладилась, в результате чего отпала необходимость защищать границы. Чиллингем постепенно превратился из военной цитадели в светский замок. Окружающий замок ров был заполнен землёй, пристроены новые помещения — банкетный зал и библиотека, — а в XVIII и XIX веках вокруг замка разбили роскошные сады. (Приложение 1)
Во время Второй мировой войны в Чиллингеме размещались казармы. Деревья вокруг замка были вырублены и пущены на дрова для обогрева солдат. После войны замок пришёл в запустение. У него обвалилась крыша, а на верхних этажах скопилось около тонны птичьего помёта.
В 1980 году замок приобрёл сэр Хэмфри Уэйкфилд, жена которого была потомком Грэев. Чтобы вернуть замку былое величие, сэр Хэмфри потратил средства на его восстановление. Каждое помещение было отремонтировано и обставлено соответственно эпохе. Например, «Комната Эдуарда Первого» приобрела вид, который, возможно, имела в XIII веке Банкетный зал также был обставлен в Средневековом стиле.
2.2 Архитектурные особенности.
Массивные каменные стены и башни, построенные из серого камня, придают ему средневековый, величественный облик. Главный вход в замок представляет собой внушительные ворота с подъемным мостом через глубокий ров. По бокам ворот возвышаются две круглые башни с бойницами, обеспечивающие оборону. Над воротами находится герб семьи Танкервилль, которая владела замком на протяжении веков. С четырех сторон замок окружен высокими каменными стенами с бойницами для лучников. Внутри замковых стен расположены жилые и хозяйственные постройки, включая парадные залы, кухни, конюшни и др.
Внутри замка сохранились великолепные средневековые интерьеры, включая роскошные залы с массивными каминами и гобеленами на стенах. Парадные залы украшены гербами, оружием и другими атрибутами рыцарской эпохи. В замке находится уникальная коллекция старинной мебели, посуды, картин и гобеленов. Одна из главных достопримечательностей – большой зал с высокими потолками, где проходили рыцарские пиры. (Приложение 2)
В целом, Чиллингемский замок является прекрасным образцом средневековой архитектуры и предоставляет посетителям возможность погрузиться в атмосферу ушедших веков.
2.3 Легенды.
Пожалуй, самым известным призраком замка Чиллингем является Синий мальчик, несмотря на то, что он исчез в 1920-х годах.
Согласно легенде, Синий Мальчик появлялся в полночь в одной из комнат, закрытых для посетителей. В сказках действие происходит в так называемой Розовой комнате. В отчётах утверждается, что его появления сопровождались криками ребёнка, которому было больно. Звуки всегда доносились из-за стены. Крики стихали, и рядом с кроватью появлялся яркий свет. Этот ореол дал ему альтернативное имя — Сияющий Мальчик. Некоторые гости замка описывали, как видели мальчика, одетого в синее. Свидетели определили, что его одежда была сшита в 1660-х годах. В 1920-х годах рабочие прорубили проход в комнаты башни с другой стороны. В стене они обнаружили кости мальчика. Рядом со скелетом лежали обрывки синей ткани. Останки были захоронены в церкви. Синий мальчик, похоже, исчез… хотя некоторые сообщают, что видели голубой мерцающий ореол в предрассветные часы. Свидетели видели вспышки со стороны внутреннего двора и почти всегда объясняли их неисправным освещением, хотя сэр Хамфри сразу же отметил, что в этой части стены нет электропроводки.
У замка Чиллингем очень кровавая история. Многие шотландцы встретили здесь свой конец. Большинство из них — от рук человека по имени Джон Сейдж. Его прозвали «Джон Дрэгфут» или, что ещё хуже, «Мясник шотландцев». Джон Сейдж был хладнокровным и безжалостным палачом и мучителем, который наслаждался пытками. Он ненавидел шотландцев и был разочарованным человеком. Будучи лейтенантом, он получил тяжёлое ранение в ногу. В результате он больше не мог сражаться. В течение трёх лет он каждую неделю пытал более 50 человек. Вероятно, он пытал и убил в замке более тысячи человек. Орудиями пыток Сейджа были «Колесо», «Железная дева», «Железный стул» и, конечно же, «Дыба». Это устройство использовалось для растягивания человека до тех пор, пока не хрустели суставы. Некоторые люди утверждают, что слышат хруст суставов, когда стоят рядом с этим устройством. Но он также любил насаживать своих жертв на кол, варить их и морить голодом до смерти. Он даже изобрёл орудие пыток: бочку, наполненную железными гвоздями. Жертву помещали внутрь и перекатывали на другую сторону, если это были камеры пыток. Таким образом жертву заживо сдирали кожу. О, и да, пол в камере был наклонным, чтобы крови было легче стекать. В конце англо-шотландской войны англичанам нужно было избавиться от оставшихся в живых пленных. Они развели огромный костёр во дворе и сожгли заживо всех мужчин, женщин и детей постарше на глазах у младших детей. После этого детей отвели обратно в замок Чиллингем, где их зарубили топорами в комнате короля Эдуарда. Джона Сейджа позже публично повесили. Из-за того, что его сильно ненавидели, люди отрезали ему пальцы на руках и ногах, нос, губы и гениталии, пока он ещё пытался дышать. Во дворе видели бесплотные голоса и призраков в полный рост. Говорят, что даже призрак Джона Сейджа бродит по двору.
Следующими владельцами замка стали супруги Беркли. Молодая чета переехала в красивейшее поместье после свадьбы, но вскоре после переезда отношения между леди Мэри Беркли и ее супругом стали портиться — пара постоянно ругалась, а сэр Беркли стал регулярно отлучаться из дома на несколько дней. Через пару месяцев леди Беркли получила от мужа послание, в котором тот сообщал, что бросает ее, поскольку влюблен в ее родную сестру. Отчаявшаяся женщина так и не смогла принять грустную правду — она умерла через несколько лет в своей спальне в замке в полном одиночестве. Согласно легенде, ее призрак регулярно сходит с портрета леди Мэри Беркли, когда в Чиллингеме появляются мужчины, неверные своим женам. Прежде чем она появляется, слышен шорох длинной юбки. Слышны шаги и шёпот, ощущаются холодные прикосновения, а иногда людей сталкивают с лестницы.
3. Бленхеймский дворец.
3.1 История замка.
Резиденцию выстроили в начале XVIII века (1705-1722 годы) для видного полководца тех времен, Джона Черчилля, 1-го герцога Мальборо. (Приложение 3) В 1704 году тот, на пару с австрийским принцем Евгением Савойским, разгромил в Германии, при местечке Бленхейм, франко-баварскую армию. Благодаря этому сделавшись практически национальным героем и расположив к себе королеву Анну.
Строительство Бленхеймского дворца велось на казенные деньги в бывшем некогда королевским имении Хенсингтон. Совсем рядом с Вудстокским королевским дворцом, разрушенным в годы Английской революции.
В 1711 году жена герцога Мальборо, Сара Черчилль, фаворитка королевы Анны, попала в немилость. Причины? Если неохота изучать историческую литературу просто смотрим чудесный советский фильм «Стакан воды» с Андреем Лавровым в главной роли.1
Постройку дворца вследствие опалы владельцев приостановили, работы возобновили лишь в 1714 году и вели уже на частные деньги.
Любопытно, что архитектором дворца мог стать именитый сэр Кристофер Рен, создатель собора Святого Павла в Лондоне — так хотела герцогиня. Но ее супруг предпочел услуги сэра Джона Ванбру, вообще даже не являвшимся архитектором. В качестве наставника взяли опытного Николаса Хоксмора, набившего руку на проектировании и постройке помещичьих усадьб. Архитекторы взялись за дело рьяно и спроектировали внушительное здание. Пусть и не поражающее утонченностью стиля или особой воздушностью, но зато выглядящего чрезвычайно внушительно. «Богато», как сказали бы в России. Рен, впрочем, тоже поучаствовал в строительстве. Спроектировав дворцовую библиотеку и ряд помещений.
3.2 Архитектурные особенности.
Бленхеймский дворец — величественный загородный дом в стиле английского барокко.
Главный фасад дворца представляет собой удлиненное прямоугольное здание с тремя этажами. Центральная часть фасада выделена массивным портиком с шестью огромными колоннами коринфского ордера. Верхний этаж украшен балюстрадой. Оконные проемы широкие и прямоугольные, с выделенными карнизами. Фасад облицован золотистым песчаником. Два боковых крыла, выступающих вперед, образуют полукруглые дворики. Крылья увенчаны башнями с куполами. Фасады флигелей украшены пилястрами и фронтонами. На северо-восточном углу дворца возвышается круглая башня, увенчанная куполом. Башня является доминирующей особенностью дворца и видна издалека. Дворец расположен на обширных территориях, спроектированных ландшафтным архитектором Кэпейбилити Брауном. Территория включает в себя искусственное озеро, каскадные фонтаны, аккуратно подстриженные газоны и различные сады.
3.3 Фильмы снимавшиеся в замке.
«Гарри Поттер и орден Феникса» 2007
На краю Бленхеймского дворца в Оксфордшире растёт дерево, известное просто как «Дерево Гарри Поттера».Но для чего именно использовалось это дерево? Ну, оно не появлялось на экране долго, хотя сыграло довольно важную роль в «Ордене Феникса». На самом деле оно было снято во время воспоминаний Снейпа (Алана Рикмана), в которых мы смогли увидеть его зарождающиеся отношения с юной Лили Поттер (Элли Дарси-Олден). Знаменитое дерево, возвышающееся над сверкающим озером и силуэтом школы чародейства и волшебства, вскоре стало излюбленным местом как фанатов Поттера, так и иностранных туристов.
Сцены из фильмов о Гарри Поттере снимались в следующих местах Бленхеймского дворца:
Большой зал: Дворцовый зал использовался в качестве съемочной площадки для Хогвартса, Большой зал, где ученики обедали и проводили церемонии.
Библиотека: Длинная библиотека дворца послужила декорацией для библиотеки Хогвартса, где хранилось множество книг по магии и колдовству.
Двор: Полукруглые дворики дворца были использованы для съемки открытых сцен во дворе Хогвартса, таких как прибытие учеников в школу и уроки полетов на метлах.
Для съемок в Бленхеймском дворце вносились некоторые изменения, чтобы создать атмосферу Хогвартса. Например, Большой зал был украшен плавающими свечами и развевающимися знаменами факультетов. В библиотеке были добавлены полки с книгами и рабочие столы для студентов. Кроме того, в самом дворце снимались некоторые дополнительные сцены. Например, сцена, в которой Гарри, Рон и Гермиона получают письмо о зачислении в Хогвартс, была снята в холле дворца. А сцена, в которой Гарри и профессор Квиррелл сталкиваются в подземельях Хогвартса, была снята в подвале дворца.
«путешествие Гулливера» 2010
Фильм «Путешествие Гулливера» (2010) был снят под руководством режиссера Роба Леттермана, который вместе с командой создал уникальный визуальный стиль, сочетая живую съемку и компьютерную графику. В интервью режиссер и съемочная группа отмечали, что выбор Бленхеймского дворца был обусловлен его исторической значимостью и красотой.
«Величие дворца не в его размерах, а в тех чувствах, которые он пробуждает в сердцах людей. Поэтому я думаю что это идеальное место, которое сможет полностью передать атмосферу нашего фильма!» 2
Бленхеймский дворец стал одной из ключевых локаций для фильма, благодаря своему величественному архитектурному стилю и живописным садам. Съемки в Бленхеймском дворце включали использование его исторических залов и садов, чтобы передать величие и красоту, соответствующие сюжету. Дворец идеально подходил для создания атмосферы, отражающей величие и эпичность мира Лилипутов и настоящих приключений Гулливера. Съемки проходили не только внутри дворца, но и на его территории, где были созданы декорации, соответствующие фантастическим элементам сюжета. Съемочная группа активно использовала технологии визуальных эффектов для достижения нужного масштаба в сценах, где Гулливер взаимодействует с миниатюрными персонажами. Это требовало тщательной работы как с актерским составом, так и с графикой. Работая над сценами, где Гулливер выглядит огромным по сравнению с окружающим миром, команда использовала сочетание практических эффектов и компьютерной графики. Режиссер подчеркивал важность создания правдоподобного мира, где зрители могли бы поверить в невероятные приключения главного героя. Съемочная группа активно сотрудничала с художниками по декорациям и дизайнерами, чтобы добиться гармонии между реальными локациями и созданными эффектами.
«Золушка 2015»
Бленхеймский дворец был выбран за его величественные интерьеры и историческую значимость. Это место позволило создать атмосферу королевского величия и элегантности, идеально подходящую для сказочного сюжета. Перед началом съемок команда художников по декорациям работала над созданием уникальных элементов, которые дополняли естественную красоту дворца. Это включало в себя установку временных декораций и изменение освещения для создания нужной атмосферы. Костюмы были тщательно разработаны, чтобы соответствовать эпохе, в которой происходит действие. Они включали в себя роскошные платья для Золушки и других персонажей, что подчеркивало их статус и характер. Для съемок фильма «Золушка» 2015 года в Бленхеймском дворце использовались следующие места:
Большой зал: Дворцовый зал был преобразован в бальный зал, где Золушка танцевала с принцем.
Государственные апартаменты: Роскошные залы дворца были использованы для съемок сцен во дворце, таких как гостиная королевы и приемная.
Сады: Ухоженные сады дворца послужили декорацией для сцен в королевских садах, где Золушка гуляла и встречалась с принцем. (Приложение 4)
Большой зал был украшен великолепными канделябрами и цветочными композициями, а государственные апартаменты были обставлены изысканной мебелью и произведениями искусства. Кроме того, в самом дворце снимались некоторые дополнительные сцены. Например, сцена, в которой Золушка спускается по лестнице на бал, была снята на главной лестнице дворца. А сцена, в которой принц и Золушка танцуют в саду, была снята в Розовом саду дворца. Команда по производству фильма «Золушка» тесно сотрудничала с персоналом Бленхеймского дворца, чтобы обеспечить сохранность исторического здания во время съемок. Съемки проводились в нерабочее время дворца и с использованием специальных мер по защите мебели и произведений искусства. Съемки проходили с большим вниманием к деталям и исторической точности. Они стали настоящим праздником для зрителей, сочетая красоту исторического места и волшебство сказки.
4. Эдинбургский замок.
4.1 История замка.
Замок Эдинборо расположен в центре города, на высоченной скале. (Приложение 5) Эдинбургский замок – один из самых больших в мире. По площади он как средневековый город средней руки. В замке имеются королевский дворец, несколько отдельных музеев, Военный мемориал, другие здания. И пушки, пушки, башни. Во второй половине VI века территория нынешнего Эдинборо с окрестностями была королевством бриттов Дин Эйдин. К 598 году на вершине скалы уже был замок или дворец, резиденция короля Миниддога Богатого. Но в 638-м эти земли захватили англы из королевства Берникия (будущая Нортумбрия). В конце IX века в Нортумбрию вторглись викинги, сначала просто грабили, но потом осели в этих землях .В 960 году король Албы Индульф Агрессор повыгонял из Лотиана и англов, и потомков викингов и окончательно включил эту область в состав Албы/Шотландии. Примерно в 1070 году король Малкольм III что-то на скале в Эдинборо построил. Но это ещё не был замок, так, вспомогательный форт.
Строительство настоящего замка здесь началось году в 1130-м, когда королём стал Дэвид I Святой (правил в 1124-1153).В 1140 году в Эдинбургском замке имело место первое заседание парламента Албы. В 1296 году в Албу (Шотландию) вторглись англичане короля Эдварда I. Замок Эдинборо был подвергнут обстрелу из тяжёлых осадных орудий (требюше, катапульты и т.д.) и принуждён к сдаче. В замке был размещён английский гарнизон. В 1314 году один из главных шотландских командиров Войны за независимость Томас Рендольф, граф Морэй, вернул замок Шотландии, ему удалось пробраться в замок тайной тропинкой. Роберт Брюс приказал укрепления замка уничтожить на всяк случ, чтобы англичане его случайно не захватили и не воспользовались. Но в 1335 году, в ходе Второй войны за независимость англичане не только захватили порушенный замок, но и капитально его отремонтировали. Впрочем, в 1341 году Уильям Дуглас лорд Лиддсдейл вернул его Шотландии, его небольшой отряд проник в замок под видом торговцев и открыл ворота. В 1360-х годах король Дэвид II серьёзно занялся укреплением Эдинбургского замка, а впоследствии выбрал его в качестве своей главной резиденции. В 1384 году уже при короле Роберте II Стюарте для замка была куплена первая пушка. В 1400-м году Эдинборо был осаждён английскими войсками. Защитниками замка командовал Арчибальд Неудачник, граф Дуглас. И он, несмотря на своё прозвище, сумел замок отстоять.
В 1639 году попытки Чарлза I реформировать шотландскую церковь привели к войне между королевскими войсками и ковенантами, сторонниками пресвитерианской церкви. В этом же году Эдинбургский замок был взят войсками ковенантского командира Александра Лесли. Потом было перемирие и новая осада, и новый захват замка Эдинборо в 1640 году. Естественно, всё это сопровождалось разрушениями и пользы замку не принесло. С Кромвелем ковенанты тоже не ужились. В 1650-м году круглоголовые вторглись в Шотландию, Эдинборо сдался после трёхмесячной осады.
В 1689-м комендант замка Эдинборо герцог Гордон держал осаду со 160 солдатами против армии в 7000. Это была Славная революция, короля Джеймса II и VII свергали его дочка и зять. Свергли. А Гордон, сохранявший верность королю, в конце концов тоже вынужден был сдаться.
В течение 57 лет, с 1757 по 1814, замок Эдинборо использовался в качестве тюрьмы для военнопленных, но 1811-м произошёл массовый побег, так что решено было тюрьму из замка убрать. В 1818 году сэр Вальтер Скотт возглавил поиски затерянных в замке королевских регалий Шотландии. В 1707-м их где-то тут спрятали, но потом позабыли, где. И эти регалии (корона, меч и скипетр) были найдены и выставлены на всеобщее обозрение (нужно было платить шиллинг). Вообще, Вальтера Скотта можно считать родоначальником того туристического направления, когда люди лазают по средневековым замкам (и ваш покорный слуга тоже). Королевские регалии и сейчас можно увидеть во дворце Эдинбургского замка, только их фотографировать нельзя. И вместе с ними – Камень Судьбы, по легенде привезённый из Египта принцессой Скотой, родоначальницей скоттов, шотландцев. Такая вот история замка Эдинборо, и она продолжается.
4.2 Архитектурные особенности.
Замок возвышается на выветренном вулканическом утёсе, известном как Замковая скала, который возвышается на 135 метров над уровнем моря. Скала круто обрывается с трех сторон, обеспечивая естественную защиту и делая замок труднодоступным. С четвертой стороны, обращенной к городу, возведены мощные стены и бастионы. Стены замка толщиной до 2 метров защищают внутренние сооружения. По периметру стен расположено несколько башен, каждая из которых имеет свое уникальное назначение:
Полумесячная башня: Круглая башня, построенная в 1650-х годах, с пушками на верхних этажах.
Давидова башня: Самая старая часть замка, построенная в 12 веке, где когда-то хранились шотландские королевские регалии.(Приложение 6)
Коронная палата: Башня, построенная в 1630-х годах, в которой хранятся шотландские королевские регалии, включая Корону Шотландии.
Башня Форта: Тюремная башня с толстыми стенами, построенная в 17 веке.
Башни Милнца: Две средневековые башни, соединенные между собой мостиком.
Доступ в замок осуществляется через одни ворота, известные как Королевские ворота, расположенные на восточной стороне. (Приложение 7) Наверху Королевских ворот расположены Ворота Форта, через которые проходит подъемный мост, ведущий во внутренний двор. Еще один мост соединяет Замковую скалу с Эспланадой, большой открытой площадкой перед замком. За пределами основных стен замка находится предзамок, дополнительный уровень защиты с бастионами и валунами. Предзамок соединяется с внутренним двором с помощью каменной лестницы. Доминирующее положение на Замковой скале. Мощные стены и башни, обеспечивающие оборону. Смесь архитектурных стилей, отражающих его долгую историю. Внушительный силуэт, который олицетворяет силу и величие Шотландии.
4.3 Легенды.
Эдинбургский замок возвышается на грозной Замковой скале, на протяжении веков нависая над городом внизу. Благодаря своему стратегическому положению он стал желанной крепостью и жертвой осад на протяжении всей истории Шотландии, несмотря на то, что его было крайне трудно захватить. 14 марта 1314 года Томас Рэндольф, граф Морей, предпринял дерзкую ночную атаку, чтобы сделать именно это. После победы над своими шотландскими противниками в 1310 году Роберт Брюс обратил своё внимание на англо-шотландскую войну, которая шла в королевстве с 1296 года. Не сумев дипломатическим путём заставить Эдуарда II Английского признать мир, Роберт вернулся к партизанской войне, которая хорошо служила ему с 1307 года. С 1310 года он и его верные вассалы начали совершать жестокие набеги на север Англии и на английские гарнизоны, оставшиеся в Шотландии, чтобы продолжать противостоять правлению Эдуарда. В конечном счёте целью Роберта было вернуть королевство, захватывая по одному замку за раз. К 1314 году только крепости Роксбург, Эдинбург и Стерлинг оставались под контролем англичан. В феврале 1314 года замок Роксбург был эффектно захвачен сэром Джеймсом «Чёрным» Дугласом, который переоделся сам и переодел своих людей в скот, чтобы незаметно подобраться к крепости. Дуглас был одним из ключевых помощников Роберта, наряду с Томасом Рэндольфом, и считается, что они соперничали друг с другом в военной деятельности. После впечатляющего захвата Дугласом Роксбурга Рэндольф стремился превзойти своего коллегу в Эдинбурге. Эдинбургский замок был неприступен. Он располагался на Замковой скале на высоте 430 футов над уровнем моря, а скалистые утёсы на его южной, западной и северной сторонах возвышались на 260 футов. Рэндольф столкнулся с серьёзной проблемой, когда в качестве главной точки доступа остались только главные ворота на восточной стороне, а внутри замка стояла усиленная английская охрана. Он заручился поддержкой Уильяма Фрэнсиса, сына бывшего коменданта замка, который спускался по скрытой тропе на скале, чтобы навестить свою тайную возлюбленную в городе внизу. В ночь на 14 марта Фрэнсис повёл Рэндольфа и около тридцати его людей вверх по неприступной скале. В темноте и тишине это, должно быть, было мучительно — одно неверное движение, и они бы разбились насмерть, а один звук — и они бы предупредили английских стражников наверху о своём прибытии. Пока небольшая группа Рэндольфа взбиралась на скалу, другая часть его войск атаковала главные ворота замка, чтобы отвлечь гарнизон. Когда они наконец добрались до вершины скалы, Рэндольф и его люди перебрались через неприступные стены и вступили в бой с гарнизоном внутри, пробиваясь к передней части замка, чтобы поднять ворота для остальных сил Рэндольфа. После успешного захвата замка его сожгли дотла, чтобы он больше не попал в руки англичан, сохранив только часовню Святой Маргариты. Это был триумфальный успех Рэндольфа, уравнявший его шансы с Дугласом, а также усиливший давление на Эдуарда II. Действительно, всего три месяца спустя Рэндольф сыграл решающую роль в победе шотландцев над войсками Эдуарда в битве при Бэннокберне, в результате которой замок Стерлинг перешёл в руки шотландцев.
4.3.1 Призрак маленького волынщика
Это произошло в одну августовскую ночь несколько столетий назад. Рыжеволосый, веснушчатый, костлявый паренек в поношенных ботинках и клетчатом килте, доставшемся ему «по наследству» от отца, и с волынкой, обвязанной вокруг его худого тела, по поручению взрослых отправился вниз по тайному тоннелю замка, чтобы посмотреть, куда он ведет. Подростку велели войти в тоннель в верхней части Королевской Мили и идти, пока подземный коридор не закончится. Оказавшись глубоко под землей, он должен был идти и играть мелодию, чтобы снаружи было слышно, где он находится. Предполагалось, что мальчик выйдет с другой стороны замка (где именно – известно не было), а его продвижение будут отмечать люди снаружи, ориентируясь на звуки волынки. Поначалу все шло по плану. Мальчик спустился в тоннель, и через какое-то время заиграла музыка. Однако на полпути вдоль Королевской Мили волынка вдруг замолчала и воцарилась гробовая тишина. Волынка замолчала, и никто так и не понял, куда делся подросток. Взрослые позвали мальчика по имени, но из-под земли никто не ответил. Они побежали в тоннель, но пройти его полностью не решились, а на том отрезке, который они прочесали, никого не было. Мальчик бесследно исчез, и никто не знал, почему. С тех пор прошли сотни лет, и каждый год в августе в Эдинбурге проходит торжественное военное мероприятие Royal Edinburgh Military Tattoo, в память об этой печальной и жуткой истории. ( Приложение 8) В самом конце его, после всех традиционных парадов шотландского полка в килтах и всех песен, исполняемых сотнями барабанщиков и волынщиков, происходит символический финал. Один из волынщиков, стоя отдельно от остальных на крепостном валу Эдинбургского замка, подсвеченный иллюминацией, играет печальную мелодию. Еще одна легенда этого замка также связана с музыкой волынки. Многие годы ходили слухи, что люди, находившиеся в покоях замка, периодически слышали звуки этого инструмента, которые как будто бы исходили из ниоткуда. Некоторые окрестные жители также утверждают, что слышали волынку, когда шли по Королевской Миле. Местная легенда гласит, что это плачущая песня потерянной души, чей призрак, вечно блуждающий по тоннелям под городом, продолжает играть на волынке в поисках выхода.
4.3.2 Подземелье Эдинбургского замка
Подземелье Эдинбургского замка — это ряд подземных камер и туннелей, которые когда-то использовались для содержания военнопленных. Эти камеры были печально известны своими ужасными условиями и стали местом многих страданий и смертей. Подземелье было построено в 16 веке под Большим залом замка. Изначально оно использовалось как хранилище, но позже было переоборудовано в тюрьму. Во время войн с Англией подземелье использовалось для содержания шотландских и английских военнопленных. Условия в подземелье были ужасными: камеры были переполнены, темны и влажны. Пленные страдали от болезней, голода и жестокого обращения. Самым известным узником подземелья был Алан Брек Стюарт, шотландский якобит, который был заключен в тюрьму в 1746 году после битвы при Каллодене. Другими известными узниками были граф Мортон, регент Шотландии, и маркиз Аргайл, который был казнен в подземелье в 1685 году. Подземелье состояло из ряда камер, в том числе:
Камера пыток: в которой узников пытали, чтобы получить информацию.
Камера смерти: в которой содержались те, кто был приговорен к смертной казни.
Волчья яма: глубокая яма, в которую сбрасывали узников для наказания.
Камеры были переполнены, в каждой из них находилось до 40 заключенных. Узники спали на соломе или голом полу. Еда была скудной и часто испорченной. В камерах не было вентиляции, и они были полны паразитов и болезней. Сегодня подземелье Эдинбургского замка открыто для публики как часть тура по замку. Посетители могут исследовать камеры и туннели и узнать об ужасных условиях, в которых содержались узники. Подземелье служит напоминанием о темном прошлом замка и о страданиях, перенесенных теми, кто был заключен в нем в плен.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели особенности наиболее интересных замков Великобритании, изучили из особенности, а также раскрыли некоторые примечательные факты из их истории.
Великобритания хранит собственные традиции и культурные ценности. Кроме того, отдалённость от материка позволила ей избежать прямого вторжения во время Второй мировой и некоторых других военных конфликтов. Совокупность этих и других факторов – гарантия сохранности старинных построек, к которым сейчас не зарастает туристическая тропа. Замки разбросаны практически по всей территории страны. Они отражают эпоху и представляют различные стили. Практически с каждым связаны исторические события, знаменитые личности и удивительные легенды.
На сегодняшний день лишь немногие Английские замки смогли сохранить в себе черты одного периода строительства. Большинство из них в течение столетий претерпели множество модификаций и перестроек, чтобы успешно противостоять новым видам осадного вооружения. Также следует понимать, что жизнь в замке была тихой и мирной, очень сродни нынешней жизни в загородном доме. Замки служили, прежде всего, резиденциями знати и дворянства, и к концу средневековья, когда жизнь общества стала более спокойной, внимание при очередном переустройстве, в первую очередь уделялось уже улучшению комфортности проживания, и в гораздо меньшей степени оборонительным нуждам. Вопреки бытующим представлениям, часто изображаемым кинематографом, замки не находились в постоянной осаде и не были полны вооружёнными людьми. В мирное время в них проживала семья владельца и их прислуга. Сам хозяин мог часто отсутствовать, и в этом случае в замке находились лишь охрана и слуги. Во время войн, замок населяли гарнизоном предоставляемым вассалами лорда, которые тем самым выполняли феодальную повинность по охране своего соверена. Когда война прекращалась гарнизон распускался.
Сегодня судьбой большинства из замков стало превращение их либо в туристические объекты, либо в руины, некоторые находятся в состоянии восстановления, другие преобразованы в гостиницы или сдаются в аренду.
Данная работа лишь вкратце излагает наиболее популярные легенды о призраках Великобритании, обитающих в замках страны. В моём исследовании данные факты были представлены как явления, свойственные человеческой психике. А при прочтении исторического объяснения присутствия тех или иных видений и призраков в замках Великобритании каждый может выбрать для себя – верит он в привидения или нет. Таким образом, информация о замках Великобритании способствует расширению кругозора и знаний людей, интересующихся историей и культурой Великобритании, а также привлекает людей, которые никогда этим не интересовались. Что и подтверждает гипотезу моего исследования. Мы можем утверждать, что цель работы достигнута.
Список литературы
1. https://www.topkurortov.com/dostoprimechatelnosti-anglii/
2. https://theplacement.ru/travel-directory/londonskij-tauer/
3. https://wikiway.com/velikobritaniya/zamok-bodiam/
4. https://turizm.world/anglijskij-gorod-duvr.html
5. Васильев, К. И. История Великобритании: самое необходимое / К. И. Васильев. – М.: Авалон, 2004. -128 с.
6. Голицинский, Ю. Б. Великобритания / Ю. Б. Голицинский. – М.: Каро, 2007. - 480 с.
7. Запорожцев, М. А. Замки Британии. В компании королей и их призраков / М. А. Запорожцев. – М.: Вече, 2009. – 320 с.
8. Коути, Е. Великобритания. Страна замков, дворцов и парков / Е. Коути. – М.: Вече, 2013. – 400 с.
https://comicbookmovie.com/fantasy/exclusive-interview-gullivers-travels-director-rob-letterman-a26827
«Стакан воды» — двухсерийный художественный фильм, вторая (первая была в 1957 году) в СССР экранизация одноимённой пьесы французского драматурга Эжена Скриба об интригах английского двора начала XVIII века и их влиянии на политику. Фильм создан в 1979 году.