Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе №1
Тема: «Животные Севера»
Подготовила и провела:
19.01.2017 г.
г. Орск
2017
Конспект НОД по теме: «Животные Севера»
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера.
Задачи:
Образовательные:
закрепление представлений о природе, погоде животных Севера (их
внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к условиям жизни).
уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, животное, белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец, рога, копыта, ласты, шерсть, жир, кожа, клыки).
Развивающие:
развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания,
развитие общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.
воспитывать
умение слушать других, не перебивая, работать и играть в коллективе;
формировать положительную установку на занятие.
Оборудование и материал: картинки с изображениями животных Севера, глобус, письмо, цветик-семицветик, кукла Женя, мультимедийное оборудование, мяч.
Использование современных образовательных технологий:
-
элементы
здоровьесберегающей
технологии (физкультминутка, пальчиковая гимнастика)
ИКТ-
технология
(презентация к занятию.).
Предварительная работа: Чтение рассказов и стихотворений по лексической теме «Животные севера», чтение сказки «Цветик-семицветик»
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Дети встают в круг.
В: – Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Д: – …
В: – Правильно, это письмо. Как вы думаете для кого оно? Д: – …
В: – Ой посмотрите, здесь не только письмо, но ещё и цветок. Это не просто цветок, кто знает, как он называется?
Д: – …
В: – Правильно, цветик-семицветик. А почему он так называется?
Д: – Этот цветок может исполнять желания.
В: – А какие волшебные слова нужно было произнести: Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, быть по-моему вели…
В: – Я предлагаю вам прочитать письмо и узнать, откуда в конверте цветок.
Письмо:
Здравствуй ребята! Пишет вам девочка Женя. Я решила остаться на Северном полюсе и познакомиться с его обитателями поближе. Здесь очень интересно и красиво, все кругом белое, блестящее, холодное. У меня здесь появилось очень много друзей- животных. Я очень хочу, чтобы вы с ними познакомились и подружились. Приглашаю вас к себе в гости. А найти меня поможет цветик – семицветик. Нужно выполнить все задания, которые написаны на лепестках, но с одним условием: белый лепесток надо оторвать последним! И ещё нужно быть дружными, не перебивать друг друга и воспитателя, отвечать полными предложениями.
До встречи, Женя.
II. Актуализация темы.
В: – Ну что ребята, вы готовы отправится в путешествие на Север?
В: – Ребята, а что такое Север? Д: –…
В: – Все готовы к путешествию? А мы не замерзнем? Что нам надо надеть? (дети имитируют движения).
В: – Ребята, чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Северный полюс на глобусе. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус.
Д: – Модель Земли.
В: – Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?
Д: – Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.
В: – Где мы будем искать Арктику?
Д: – В верхней части глобуса, на макушке.
В: – Правильно, вот здесь, наверху. Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Там царство Снежной Королевы. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.
В: – Все, теперь точно готовы. (дети садятся на свои места.)
III.Основная часть
В: – Кого мы можем встретить среди льда и снегов? Д: –…
В: – Давайте оторвем первый лепесток, прочитаем задание.
1.«Скажи по другому»
-Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)
-Если у него черный нос, он какой? (черноносый)
-У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)
-А если у него быстрые ноги? Он какой? (быстроногий)
-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)
-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)
- У песца длинный хвост, какой он? (длиннохвостый)
- А если у него короткие лапы, то он? (коротколапый).и т.д.
В: –Молодцы, справились с первым заданием! Отрываем второй лепесток.
2. Дидактическая игра «Назови семью»
Слайды презентации с изображением семьи животных севера.
В: – И с этим заданием справились!
(Отрываем третий лепесток и читаем задание)
3. «Сложи пазлы»
В: – Прежде чем приступить к выполнению задания, вам надо разделиться на пары. (дети разбиваются на пары, собирают пазлы и называют, кто на них изображен)
В: –Следующее наше задание называется:
4. «Сравни»
(Воспитатель выставляет картину с изображением белого медведя.)
В: – Посмотрите на картину, кто это?
Д: –Белый медведь.
В: – Дети, а кто из вас видел живого белого медведя в зоопарке? Д: –…
В: – Похож он на бурого медведя? (да).
В: – назовите по цепочке, чем отличается белый медведь от бурого? Отвечать будем полным предложением (цвет шерсти - белый, форма головы, белый медведь любит воду, легко плавает, живет на Севере не впадает в спячку).
- А чем похож он на бурого медведя? (такие же лапы, такой же большой).
- Где живут медведи на Севере? (в океане). А бурый? (в лесу)
- Дети, а как вы думаете, кто больше любит плавать в воде: белый медведь или бурый? (белый медведь больше любит плавать, он очень хорошо плавает, может уплыть далеко в океан).
- Чем питаются белые медведи? (рыбой, мелкими морскими животными).
Физминутка «У оленя дом большой»
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучится!
Тук- тук дверь открой,
там в лесу охотник злой,
зайка, зайка забегай
лапу мне давай.
В: – Отрываем пятый лепесток, что же тут за задание?
5. «Что забыл нарисовать художник»
(слайды презентации на доске)
Воспитатель обращает внимание детей, что отвечать надо полным предложением:
– У моржа не хватает клыков…
– У оленя не хватает рогов… и т.д.
В: – Осталось два лепестка и следующее задание называется:
6. «Исправьте предложения»
Морж был ежонком, а ёж был моржонком.
Медведь был пингвинёнком, а пингвин был медвежонком.
Олень был медвежонком, а медведь был оленёнком.
(Дети исправляют и говорят правильный вариант.)
В: – Вот и остался последний белый лепесток
(Воспитатель читает задание)
В: – Вы найдёте девочку Женю в светлом деревянном ящике, где раньше был песок, а сейчас всё покрыто снегом и льдом. Д: –…(песочный стол с макетом «Животные севера»)
Воспитатель вместе с детьми ищет девочку, открывает крышку стола и предлагает после занятия поиграть с макетом.
IV.Подведение итогов. Игра «Правильно-неправильно».
Закрепление вне занятия:
Макет «Животные севера» для рассматривания и индивидуальной работы с детьми.
Дидактическая игра «Назови со словом много», «Четвертый лишний»