Якименко Екатерина Владимировна
Занятие по лепке: «К нам прилетели снегири»
Цель. Учить детей лепить птиц.
Задачи.
Образовательная:
Учить детей лепить птицу по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы.
Развивающая:
Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, эстетическое восприятие.
Воспитательная
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к птицам, желание им помочь.
Предварительная работа:
беседа о зимующих птицах; изготовление кормушек для птиц; рассматривание иллюстраций; загадывание загадок о зимующих птицах.
Оборудование: конверт с письмом; изображения зимующих птиц; иллюстрации с изображением снегирей, образец снегиря из пластилина, цветной пластилин, доски для лепки и стеки по количеству детей, кормушка из картона.
Ход занятия:
Учитель: Когда я шла в школу, почтальон передал мне вот этот конверт. Кому же он и от кого? (Вопрос привлекает внимание и интерес детей.) На конверте адрес вашей школы. А что в конверте? Письмо от лесных птичек. Вот, что они пишут: «Дорогие ребята пришла зима, она украсила поля, деревья нарядила. Приглашаем вас к себе в гости, посмотреть на зимний лес! Будем рады вас видеть!».
А вы хотите совершить путешествие в лес?
Обучающиеся: Да!
Обучающиеся: Но прежде чем отправиться в зимний лес нам нужно надеть тёплую одежду. Что наденем?
Обучающиеся: Носки, штаны, кофту, сапоги, шапку, куртку, варежки.
Обучающиеся: Хорошо в лесу зимой, лес украшен бахромой, звонкий снег искрится, иней серебрится. А какие красивые елочки в лесу. Смотрите, на их ветвях сидят птицы.
(Учитель показывает картинки с изображением птиц на деревьях. Дети рассматривают.)
Учитель: Ребята, птицы, которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму, как называются?
Обучающиеся: Зимующие птицы.
Учитель: Правильно, это значит, что нас с вами пригласили в гости зимующие птицы?
Обучающиеся: Да.
Учитель: А вы знаете, что человек в лесу – гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. В лесу нельзя громко кричать и шуметь.
Учитель: (Показывает на картинку с птицами). А что это за птицы с яркой желтой грудкой?
Обучающиеся: Синички.
Учитель: Вы знаете, что за синицами любопытно наблюдать: они хлопотливые, шустрые и очень полезны. Летом они охраняют сад от вредителей.
Учитель: Как вы думаете, что делают зимой птицы в лесу?
Обучающиеся: Играют, веселятся, добывают себе корм и т.д.
Учитель: А, кто сидит на этих ветках?
Обучающиеся: Воробьи.
Учитель: Они серенькие, быстрые, смелые и драчливые. Посмотрите, ребята, что это за красногрудая птица сидит на веточке?
Обучающиеся: Снегирь.
Учитель: Правильно. Мне кажется, что снегирь грустит. Как вы думаете почему?
Обучающиеся: Ему холодно, скучно одному на веточке, у него нет друзей.
Учитель: Как же помочь снегирю?
Ответы детей.
Учитель: Правильно, слепим ему друзей.
Обучающиеся: Давайте!
Учитель: Прежде чем лепить, я вам расскажу "Почему эту птицу назвали снегирь?"
В переводе с латинского языка его имя звучит как «огненный». Такое название присвоили птичкам за ярко-красный оттенок брюшка у самцов. Красного цвета у них боковые стороны головы. Крылышки и шапочка на голове черного цвета, спинка окрашена серым цветом. Самки отличаются от самцов тем, что грудка у них бурого цвета с серым оттенком. (Показывает иллюстрации с изображением снегирей.) Еще есть примета, что появление птицы предвещает скорый снег. От слова «снег» и происходит название птицы.
Можно обратиться к истории. Свое название эти птицы получили от тюркского слова «сниг» - красногрудый. Позднее название изменилось в современное звучание – снег. Вот почему снегиря так назвали.
А теперь, давайте с вами рассмотрим строение снегиря. Назовем его части тела.
(Рассматривают изображение снегиря, называют части тела.)
Учитель: Какой формы голова?
Обучающиеся: Круглая.
Учитель: А туловище?
Обучающиеся: Овальное.
Учитель: Голова, какая по величине?
Обучающиеся: Маленькая.
Учитель: А туловище?
Обучающиеся: Большое.
Учитель: Давайте покажем, какими приемами мы можем воспользоваться во время лепки снегиря.
(Дети показывают движением рук в воздухе приемы лепки.)
Учитель: А теперь смотрите внимательно, я буду показывать, как лепить снегиря.
Лепить я его буду из отдельных частей.
Беру кусок красного пластилина, раскатываю его между ладонями круговыми движениями – леплю шарик. Потом этот шарик покатаю колбаской до формы овала. Это туловище.
Беру кусок черного пластилина, делю его пополам. Каждую половину снова делю пополам. Получилось четыре части. Из одной части скатаю шарик-голову, оттяну носик (клюв). Из второй части слеплю хвост. Раскатываю пластилин между ладонями прямыми движениями, затем сплющиваю – сдавив его ладонями. Хвост получился плоским. Из двух оставшихся частей изготовлю крылья – для этого скатаю из них овалы, затем сплющиваю.
Лапки я сделаю из коричневого пластилина. Делю пластилин пополам, раскатываю колбаски, сплющиваю, потом на одном из концов стекой делаю два надреза. Лапки готовы.
Соединю сначала голову с туловищем. Крылья прикреплю к туловищу по бокам, хвост – к нижней стороне туловища. Туловище устанавливается на лапки. Все части плотно прижимаю друг к другу.
Глаза сделаю из пластилина белого цвета. Снегирь готов.
Ребята, вам понятно как лепить снегиря?
Обучающиеся: Да!
Учитель: Прежде чем приступить к лепке, давайте разомнём ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Прилетайте, птички!
«зовут»
Сала дам синичке.
«режут»
Приготовлю крошки,
«крошат хлеб».
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Вытягивают вперёд правую руку с раскрытой ладонью,
Эти крошки – воробьям.
то же – левой рукой.
Галки да вороны,
Трут ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
Ешьте макароны!
(Дети приступают к работе, звучит спокойная музыка.)
Учитель: Ребята работайте аккуратно. Пластилин и вылепленные предметы кладем на доску. Прочно соединяйте части между собой, прижимая, их друг к другу.
(Учитель в процессе выполнения лепки оказывает некоторым детям индивидуальную помощь (советует, дает образную характеристику, показывает изображение)
Учитель: Ваши снегири такие яркие, красивые вы хорошо потрудились.
Вы знаете, что зимой голодно и холодно птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки. Давайте снегирей посадим в кормушку и покормим.
(Воспитатель собирает детей около себя, сажают птиц в ранее приготовленную кормушку)
Учитель: Ребята, где мы сегодня были?
Кого мы там видели?
Кому и чем мы помогали?
А что больше всего вам понравилось?
Ответы детей.