К вопросу о культуре безопасной жизнедеятельности дошкольника
Основополагающими принципами человеческого бытия являются принципы обеспечения безопасности в жизни и деятельности. Проблема безопасности в современном мире становится все более актуальной в связи с увеличением общего количества потенциальных угроз для человека. В соответствии с этим возникает потребность решения проблемы – формирование культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.
В Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода. Его сущность заключается в объединении усилий дошкольных организаций, родителей по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
Несмотря на то, что реальное количество опасностей для жизни взрослых и детей возрастает, внутренне осознание необходимости предпринимать активные действия на уровне собственной жизни не возникает. Это может быть связано с тем, что одной из особенностей человеческого сознания является то, что для него не имеет приоритетного значения информация, которая носит вероятностный характер.
В рамках целого ряда научных направлений указывается, что главным механизмом формирования ответственного отношения к себе является, прежде всего, образование (М.А. Котик, С.А. Прокурин и др.). При этом важно затрагивать все ступени образования, начиная с дошкольного возраста.
В работах О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной и других ученых подчеркивается, что главное задачей педагогов и родителей должна выступать подготовка детей к встрече с разными сложными и опасными ситуациями, развитие у них умений и навыков безопасного и защитного поведения.
Рассмотрим основные подходы к понятию «культура безопасности жизнедеятельности». Безопасность представляет собой сложное понятие, в котором находит отражение взаимосвязь целого комплекса взаимосвязанных систем, таких как природа, человек, общество, результаты человеческой деятельности и т. д.
В большинстве определений понятия «безопасность» выделяется ряд характеристик, отражающих сущность данного понятия. К ним можно отнести следующее:
безопасность отражает способность объекта или явления сохранять свою сущность в условиях разрушающего воздействия
из
вне;
безопасность представляет собой систему, для которой
характерны
устойчивость,
саморегуляция
, целостность;
признаком отсутствия безопасности является угроза.
Культура безопасности жизнедеятельности объединяет в себя понятия «культура» и «безопасность».
По определению Ю. В. Репина, культура безопасности жизнедеятельности представляет собой состояние человека или социальной группы, отношение к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Культура безопасности жизнедеятельности ребенка представляет собой совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности, о нормах и правилах безопасного поведения, которые формируют осознанное отношение к жизни и здоровью, адекватное поведение в разных ситуациях.
Решение задач, связанных с развитием культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников обуславливает необходимость проектирования образовательной среды.
Образовательная среда – представляет собой комплекс условий, которые оказывают как прямое, так и косвенное влияние на развитие культуры безопасности жизнедеятельности ребенка, его здоровье и деятельность всех участников образовательного процесса.
Необходимость проектирования образовательной среды связана с тем, что используемые вариативные образовательные программы (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина и др.) ориентированы на усвоение детьми знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, но не обеспечивают в полной мере формирование опыта безопасного поведения. Важным для нашего исследования является положение О. Ю. Зайцевой, О. Ю. Багадаевой о том, что «важно сместить акцент с педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие с детьми по добыванию, оценке, применению начальных знаний» актуальных для решения значимых для дошкольников задач безопасности в окружающем мире.
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что проблема развития культуры безопасности жизнедеятельности дошкольника характеризуется высокой степенью актуальности. Ее решение связано с реализацией комплексного подхода, объединяющего всех участников образовательного процесса и проектированием образовательной среды.
Литература
Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л, Князева, Р. Б.
Стеркина
. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 144
с
.
Зайцева, О. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в условиях реализации ФГОС ДО /О. Ю. Зайцева, О. Ю.
Багадаева
//Дошкольное воспитание – 2016. - №11. – С. 101 – 109.
Репин, Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях / Ю. В. Репин. М.: Дрофа, 2005. - 191с.
Садретдинова
, А. И. Педагогическое проектирование образовательной
среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности
дошкольников:
автореф
.
дисс
. канд.
пед
. наук / А. И.
Садретдинова
. – Екатеринбург, 2009.
Сопко
Г. И. О необходимости
компетентностного
подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении / Г. И.
Сопко
, М. В.
Пазыркина
// Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 484-486.