* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;}

К вопросу о культуре безопасной жизнедеятельности дошкольника

Основополагающими принципами человеческого бытия являются принципы обеспечения безопасности в жизни и деятельности. Проблема безопасности в современном мире становится все более актуальной в связи с увеличением общего количества потенциальных угроз для человека. В соответствии с этим возникает потребность решения проблемы – формирование культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.

В Письме Минобрнауки РФ «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода. Его сущность заключается в объединении усилий дошкольных организаций, родителей по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

Несмотря на то, что реальное количество опасностей для жизни взрослых и детей возрастает, внутренне осознание необходимости предпринимать активные действия на уровне собственной жизни не возникает. Это может быть связано с тем, что одной из особенностей человеческого сознания является то, что для него не имеет приоритетного значения информация, которая носит вероятностный характер.

В рамках целого ряда научных направлений указывается, что главным механизмом формирования ответственного отношения к себе является, прежде всего, образование (М.А. Котик, С.А. Прокурин и др.). При этом важно затрагивать все ступени образования, начиная с дошкольного возраста.

В работах О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной и других ученых подчеркивается, что главное задачей педагогов и родителей должна выступать подготовка детей к встрече с разными сложными и опасными ситуациями, развитие у них умений и навыков безопасного и защитного поведения.

Рассмотрим основные подходы к понятию «культура безопасности жизнедеятельности». Безопасность представляет собой сложное понятие, в котором находит отражение взаимосвязь целого комплекса взаимосвязанных систем, таких как природа, человек, общество, результаты человеческой деятельности и т. д.

В большинстве определений понятия «безопасность» выделяется ряд характеристик, отражающих сущность данного понятия. К ним можно отнести следующее:

безопасность отражает способность объекта или явления сохранять свою сущность в условиях разрушающего воздействия

из

вне;

безопасность представляет собой систему, для которой

характерны

устойчивость,

саморегуляция

, целостность;

признаком отсутствия безопасности является угроза.

Культура безопасности жизнедеятельности объединяет в себя понятия «культура» и «безопасность».

По определению Ю. В. Репина, культура безопасности жизнедеятельности представляет собой состояние человека или социальной группы, отношение к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности жизнедеятельности ребенка представляет собой совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности, о нормах и правилах безопасного поведения, которые формируют осознанное отношение к жизни и здоровью, адекватное поведение в разных ситуациях.

Решение задач, связанных с развитием культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников обуславливает необходимость проектирования образовательной среды.

Образовательная среда – представляет собой комплекс условий, которые оказывают как прямое, так и косвенное влияние на развитие культуры безопасности жизнедеятельности ребенка, его здоровье и деятельность всех участников образовательного процесса.

Необходимость проектирования образовательной среды связана с тем, что используемые вариативные образовательные программы (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина и др.) ориентированы на усвоение детьми знаний об источниках опасности и мерах предосторожности, но не обеспечивают в полной мере формирование опыта безопасного поведения. Важным для нашего исследования является положение О. Ю. Зайцевой, О. Ю. Багадаевой о том, что «важно сместить акцент с педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие с детьми по добыванию, оценке, применению начальных знаний» актуальных для решения значимых для дошкольников задач безопасности в окружающем мире.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что проблема развития культуры безопасности жизнедеятельности дошкольника характеризуется высокой степенью актуальности. Ее решение связано с реализацией комплексного подхода, объединяющего всех участников образовательного процесса и проектированием образовательной среды.

Литература

Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л, Князева, Р. Б.

Стеркина

. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 144

с

.

Зайцева, О. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в условиях реализации ФГОС ДО /О. Ю. Зайцева, О. Ю.

Багадаева

//Дошкольное воспитание – 2016. - №11. – С. 101 – 109.

Репин, Ю. В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях / Ю. В. Репин. М.: Дрофа, 2005. - 191с.

Садретдинова

, А. И. Педагогическое проектирование образовательной

среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности

дошкольников:

автореф

.

дисс

. канд.

пед

. наук / А. И.

Садретдинова

. – Екатеринбург, 2009.

Сопко

Г. И. О необходимости

компетентностного

подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении / Г. И.

Сопко

, М. В.

Пазыркина

// Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 484-486.