* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Title {font-size: 26pt; color: #17365D;} .Заголовок Знак {font-size: 26pt; color: #17365D;} .Subtle Emphasis {color: #808080; font-style: italic;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .Subtitle {font-size: 12pt; color: #4F81BD; font-style: italic;} .Подзаголовок Знак {font-size: 12pt; color: #4F81BD; font-style: italic;} .word {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

УДК 37.1174

Савчук М. Н.

Магистр СПБГУП

г. Санкт-Петербург, 2024 г.

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Аннотация.

В данной статье поднимаются вопросы сохранения и развития традиций народной хореографической культуры в современных условиях. В век цифровизации и влияния западных тенденций, наиболее остро осознается опасность утраты богатейшего наследия народного искусства и традиций русского фольклора во всем его жанровом многообразии. В этой связи предлагается исследовать возможности сохранения и развития русской народной хореографии, как части русской культуры.

Ключевые слова. Танцевальный фольклор, хореографическая культура, народно-сценический танец.

Savchuk M. N.

Master SPbGUP

Saint Petersburg, 2024

TO THE QUESTION OF THE PROBLEM OF PRESERVING THE TRADITIONS OF DANCE FOLKLORE

Abstract. This article raises the issues of preserving and developing the traditions of folk choreographic culture in modern conditions. In the age of digitalization and the influence of Western trends, the danger of losing the richest heritage of folk art and traditions of Russian folklore in all its genre diversity is most acutely realized. The threat of loss of identity among many national cultures comes to the fore and the possibility of disappearance and merging with other cultural environments is seen. Russian Russian folk choreography is therefore proposed to explore the possibilities of preserving and developing Russian folk choreography as a part of Russian culture.

Key words. Dance folklore, choreographic culture, folk-stage dance.

Обращаясь к историческому аспекту танца, как элементу творческой деятельности, отметим, что сущность и концепции народного танца эволюционировали параллельно с развитием социума. Подобная синергия сделала танец неотъемлемым элементом традиций, обрядов, праздников различных этнических групп. Таким образом, народный танец, своего рода, отражение аспектов жизни общества, а также постулатов той или иной религиозной, национальной группы, которая позволяет отражать уважение (к природе, Богу, старшим и пр.), мужество, страдания, радость.

Безусловно, история танца не стояла и не стоит на месте. В течение мировой истории, танцевальное искусство подверглось классификации на такие направления, как классический, бальный, эстрадный, историко-бытовой, модерн. Несмотря на большое количество подвидов хореографического искусства, народный танец играет большую роль в этой системе, сохраняя и продвигая культурное наследие и идентичность народов. Более того, народный танец выполняет и коммуникативную функцию, которая объединяет различные культуры и поколения.

Е.Н. Попова, которая исследует проблему сохранения и развития народного танца, подтверждает высказанный тезис. По ее словам, танец выступает своеобразным языком общения и позволяет создать уникальную атмосферу и ритм взаимодействия между людьми. Это и есть коммуникативная природа танца, которая заложена еще на этапе его зарождения; эта функция сохраняется до сих пор, несмотря на изменчивость творчества и искусства.

Также, танец, как культурный элемент, несет в себе эстетическую ценность, которая была озвучена еще в древности. Танцем привлекали царей и императоров, с помощью танца могли выразить свои чувства.

К сожалению, в современном мире эти ценности народного танца не пропагандируется и все меньше родителей записывают своих детей в народные коллективы; при этом они отдают предпочтение новым современным тенденциям, которые образовываются под влиянием телевизионных программ и социальных сетей [1]. Независимое исследование, проведенное в 2021 году Казанским институтом культуры, показало, что 37% опрошенных предпочитают эстрадные танцы, балет выбрали порядка 30% респондентов, остальные ответы распределились между такими направлениями как Hip-Hop, Twerk и Vogue [2].

Данная статистика подтверждает необходимость популяризации народного танца, так как он позволит укрепить культурную идентичность, сохранить и передать традиции будущим поколениям и развить межкультурный диалог. Более того, сюда можно также добавить и стимулирование интереса к изучению истории и культуры различных народов, что поспособствует развитию творческих способностей и физической активности, а также укрепит социальные связи в обществе.

Исходя из статистики, мы можем предположить, что для качественной и эффективной популяризации народного танца, требуется база профессиональный преподавателей, которые имеют не только отличные физические и педагогические способности, но также проявляют любовь к народной культуре [6]. Подобная синергия качеств преподавателя народного танца позволит развить народно-сценический танец. Здесь, безусловно, играет большую роль качество образования в заведениях, которые готовят специалистов для учреждений культуры. Важно создать такие учебные программы, которые позволят изучать не только особенности педагогического и хореографического мастерства, но и основы русской культуры, танца, традиций.

Яркими примерами таких педагогов могут служить многие балетмейстеры, мастера и исполнители, который в значительной степени повлияли на становление народного танца, благодаря методическим разработкам понятийного аппарата, методов, отбора и систематизации движений.

Однако, в рамках научной статьи, мы выделим выдающегося советского и российского хореографа, балетмейстера, артиста балета руководителя Государственного академического ансамбля народного танца Игорь Моисеев.

Его главной целью было то, чтобы зритель в каждом номере мог разглядеть и прочувствовать душу народа, понятье его привычки и стремления, познакомиться с обычаями и традициями, сквозь призму эстетики и пластики народного танца [3].

Несмотря на устоявшуюся базу, народный танец продолжает усложняться, преследуя главную цель – удивить зрителя; однако, предложение народных коллективов не всегда пользуется популярностью, а количество любителей и ценителей данного направления остается весьма ограниченным.

Исходя из вышесказанного, можно определить проблематику данного исследования, которая подкрепляется русским педагогом К.Д. Ушинским (он поднимал вопросы о традициях в сфере образования): существует противоречие между требованиями современного общества к сохранению и развитию педагогических традиций в области хореографического образования [4].

Актуальность проблемы преподавания традиционной народной хореографии в современном мире проявляется как в системе образования, так и в сфере культуры. Решение данной проблемы позволит обеспечить преемственность поколений и поспособствует формированию национального самосознания и духовному развитию общества [5].

В рамках исследования, сформулируем основные способы популяризации народного танца (рис. 1):

Рисунок 1 – Предлагаемые способы популяризации народного танца

Подведем итог. В рамках данной работы, была предпринята попытка аргументировать значимость народного танца в контексте культуры и социума, а также необходимость популяризации данного вида танца. Этот аспект особенно важен в контексте России, так как она многонациональная страна, сочетающая в себе великое разнообразие культур, традиций и обычаев.

Список использованной литературы

Попова Е.Н. Проблема сохранения и развития национальных историко

-

культурных традиций в народно-сценическом танце // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Материалы V Всероссийской научно

-

практической конференции. Под редакцией С.В. Соловьевой, 2017. С. 480-486

Исследование популярности танцевальных занятий среди молодежи // Инновационная

экономика: перспективы

развития

совершенствования. – 2021. – №1. – С. 229-233.

Хижняк, Д. Д. Актуальность народного танца в современной культуре на примере образцового ансамбля народного танца «Искорки» / Д. Д. Хижняк, В. В.

Стебляк

. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84919/ (дата обращения: 23.09.2024).

Заикин Н. И., Заикина Н. А. Русский народный танец.

ООО ГОРИЗОНТ.

Орёл, 2016 г.

Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва, 2002 г.

Улитина Е.А.

Проблема сохранения народных традиций танцевальной культуры:

Саратов, 2022. — URL:

https://педпроект.рф/улитина-е-а-публикация/

(дата обращения: 23.09.2024).

© Савчук М.Н., 2024