Сценарий внеклассного мероприятия

для ребят 1-4 классов

в малокомплектной школе

«Как бывало в старину. Посиделки.»


Цель: 

1.Познакомить учащихся с историей посиделок: учить их чтить и уважать традиции русского народа.

2. Воспитание бережного отношения к культурным традициям и обычаям, воспитание  чувства патриотизма.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

Звучит песня «Ромашковая Русь» Е.Шаврина

Ведущий:

Ой, как много здесь гостей

Ждёт вас множество затей,

Будем петь, да играть

Старину вспоминать.

К путешествию в старину приглашаем -

О русских обычаях и традициях много узнаем.

Слушайте, пойте, рассказывайте, запоминайте,

Игры веселые затевайте.

Так жили на Руси наши предки и нам завещали –

Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.

(выходит домовёнок)

Домовёнок

Не котёнок ,не ребёнок –

Я представляюсь - ДОМОВЁНОК

В доме вашем я живу

За порядком там слежу.

Очень праздники люблю

И о них Вам расскажу.

Ведущий:

Домовой живёт в каждой деревенской избе. Зовут его дедушкой – хранителем домашнего очага, помощником хозяев.

Он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства.

Вот и сегодня он будет моим помощником на наших посиделка

х.

Ведущий:

В старые времена был такой обычай у русских людей: когда заканчивали осенью сбор

урожая, осенние и зимние вечера коротали вместе, устраивали посиделки. Весело было.

То песню запоют, то шуткой перебросятся, а как какую игру затеют, пляску или хоровод

совсем весело станет. Много интересного и на наших посиделках будет. А самое главное

пили чай из самовара с баранками и пирогами. Домовёнок был постоянным гостем на

таком празднике.

Его угощали печеньем, молоком, чаем.

-А знаете, ребята, как хозяйка встречала гостей?

-Мы узнаем посмотрев сценку.

Сценка «Встреча гостей»

Гости. дравствуйте, пустите к себе в избу на посиделки?

-А чем платить будете?

-А чего надобно?

Да совсем немножко: дровец возок, керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда, да гороха три ведра,

Да медку туесок, да масла горшок, да денег пятачок.

Гости: Вот так немножко!

Да пошутила я. Зачем пожаловали?

Гости: Чайку попить, хозяйку повеселить.

—Рассказать, послушать, пирогов покушать.

—Посмеяться, поплясать, себя показать.

-Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Домовёнок:

-В старину очень любили чаёвничать. Выпивали по десять стаканов чая и говорили: "Чай пить-не дрова рубить" Приглашаю все поиграть в игру "С чем можно пить чай"

Игра " C чем можно пить чай" (дети, передавая друг другу мяч называют продукты с которыми можно пить чай).

Домовёнок:

У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит. Собирайся детвора, ждет вас русская игра.

Игра «Каравай»

(Адаптация В.М. Пашкиной)

По считалке выбирается «каравай». Все хором у него спрашивают:

Каравай, где бывал?

Каравай, что видал?

«Каравай» должен ответить, что он был на небе, и сказать, что он там видел. Например:

Я на небе бывал,

Я месяц видал.

Игроки продолжают:

Каравай, каравай,

Ты другого выбирай.

На кого «каравай» покажет, тот становится новым «караваем». Его опять спрашивают, где он бывал, что видал. «Каравай» отвечает, повторяться нельзя. Если «каравай» повторится, ему хором говорят:

Каравай, каравай,

То неправда! Ай-ай-ай!

«Каравай» показывает на того, кто станет новым «караваем», а сам из игры выбывает. Игра проводится до тех пор, пока дети не назовут всё, что можно увидеть на небе: солнце, луна, звёзды, заря, тучи, облака, радуга, северное сияние, молния, птицы различные...

Домовёнок: Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте:

(дети отгадывают загадки)

Огонь в печи горит,

А что в печи стоит? (Чугунок)

В лесу кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется. (Топор)

Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)

Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо. (Самовар)

Бел как снег

В чести у всех

В рот попал-

Там и пропал. (Сахар)

Черненько, горяченько

А все любят. (Чай)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное

Я одна тебя не съем-

Разделю ребятам всем. (Бублик)

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб).

Ведущий:

Очень любили гости на посиделках пошутить. Еще А. Н. Толстой писал “Русский народ создал устную литературу: мудрые пословицы, веселые песни, смешные небылицы”.

Читаем по двое.

-Что сегодня делал?

-Рукавицы искал

-Нашел?

-Нашел.

-Где они были?

-Да за поясом.

-А ты куда шагаешь

-За семь вёрст!

-Киселя хлебать?

-Нет, комара искать!

-Это которого же комара?

-Да того, который меня за нос хочет укусить!

-Что ты, кошка, сторожишь?

- Сторожу у норки мышь. Выйдет мышка невзначай - приглашу её на чай!   

-Федул, что губы надул?                   

-Я сегодня устал!

- Почему?                               

-Да кафтан прожёг        

- Можно ли зашить?                        

- Да иглы нет                                       

-А велика ли дыра?                       

- Остались ворот да рукава

 

Ведущий:

“Всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками, житейскими историями-прибаутками.

Дразнилки: (дети читают) 1,4 КЛАСС

У нас Арина

маленька

,

Чуть повыше валенка

В

лапотки обуется,

Как пузырь надуется.

2. Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка.

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

Чисти картошку,

Ешь понемножку.

4. Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин.

Ведущий: Сколько вы всего знаете, ребята! Но русский народ развлекал себя не только играми. Любил он сочинять частушки.

Частушки – это короткие песенки часто с юмористическим содержанием. Они издавна сопровождают народные торжества. Частушки – часть фольклора и важный элемент истории. Так давай те же возьмем ложки и бубны и споем частушки.

Дети поют частушки

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка - три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

А на улице весна,

Первые проталинки.

До свидания, зима!

До свиданья, валенки!

Ах, пора уже, ребята,

Строить домики пернатым,
Вон весны летят гонцы –

Голосистые скворцы.

Ах, зачем так сладко пахнет

З

а окном моим сирень?

Мне теперь учить уроки

П

очему- то стало лень.

Ах! Отлично я учусь –

Я со счета не собьюсь!

У себя и у подружки

Сосчитаю все веснушки!

К нам весна пришла опять,

Встретим мы ее на пять!

Будем прыгать, танцевать,

Весну будем мы встречать!

Так прекрасна ты, Весна,

Но погода не ясна:

Когда — ветер, когда — дождь,

Толком и не разберёшь.

Мы частушки вам

пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Ведущая:

Частушка жару задала

Весела, чудесна.

Но что бы спорились дела,

Помогала песня

Домовёнок:   Славился русский народ конечно же своими песнями. Были у него сюжетные, ролевые песни, в которых рассказывали они различные истории. Люди не расставались с песней – и в горе, и в радости; в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось.

Дети танцую под песню «Во саду ли в огороде»

Ведущий: Ребята, сколько всего мы вспомнили. Произведения устного народного творчества учат нас не только мудрости. Они открывают перед нами дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по- настоящему любить Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое. Ее фольклор.

Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселье, смех!

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: До свиданья!

До счастливых новых встреч!