Сценарий внеклассного мероприятия
для ребят 1-4 классов
в малокомплектной школе
«Как бывало в старину. Посиделки.»
Цель:
1.Познакомить учащихся с историей посиделок: учить их чтить и уважать традиции русского народа.
2. Воспитание бережного отношения к культурным традициям и обычаям, воспитание чувства патриотизма.
3. Развитие творческих способностей учащихся.
Звучит песня «Ромашковая Русь» Е.Шаврина
Ведущий:
Ой, как много здесь гостей
Ждёт вас множество затей,
Будем петь, да играть
Старину вспоминать.
К путешествию в старину приглашаем -
О русских обычаях и традициях много узнаем.
Слушайте, пойте, рассказывайте, запоминайте,
Игры веселые затевайте.
Так жили на Руси наши предки и нам завещали –
Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.
(выходит домовёнок)
Домовёнок
Не котёнок ,не ребёнок –
Я представляюсь - ДОМОВЁНОК
В доме вашем я живу
За порядком там слежу.
Очень праздники люблю
И о них Вам расскажу.
Ведущий:
Домовой живёт в каждой деревенской избе. Зовут его дедушкой – хранителем домашнего очага, помощником хозяев.
Он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства.
Вот и сегодня он будет моим помощником на наших посиделка
х.
Ведущий:
В старые времена был такой обычай у русских людей: когда заканчивали осенью сбор
урожая, осенние и зимние вечера коротали вместе, устраивали посиделки. Весело было.
То песню запоют, то шуткой перебросятся, а как какую игру затеют, пляску или хоровод –
совсем весело станет. Много интересного и на наших посиделках будет. А самое главное
пили чай из самовара с баранками и пирогами. Домовёнок был постоянным гостем на
таком празднике.
Его угощали печеньем, молоком, чаем.
-А знаете, ребята, как хозяйка встречала гостей?
-Мы узнаем посмотрев сценку.
Сценка «Встреча гостей»
Гости. -Здравствуйте, пустите к себе в избу на посиделки?
-А чем платить будете?
-А чего надобно?
Да совсем немножко: дровец возок, керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда, да гороха три ведра,
Да медку туесок, да масла горшок, да денег пятачок.
Гости: Вот так немножко!
Да пошутила я. Зачем пожаловали?
Гости: Чайку попить, хозяйку повеселить.
—Рассказать, послушать, пирогов покушать.
—Посмеяться, поплясать, себя показать.
-Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Домовёнок:
-В старину очень любили чаёвничать. Выпивали по десять стаканов чая и говорили: "Чай пить-не дрова рубить" Приглашаю все поиграть в игру "С чем можно пить чай"
Игра " C чем можно пить чай" (дети, передавая друг другу мяч называют продукты с которыми можно пить чай).
Домовёнок:
У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит. Собирайся детвора, ждет вас русская игра.
Игра «Каравай»
(Адаптация В.М. Пашкиной)
По считалке выбирается «каравай». Все хором у него спрашивают:
Каравай, где бывал?
Каравай, что видал?
«Каравай» должен ответить, что он был на небе, и сказать, что он там видел. Например:
Я на небе бывал,
Я месяц видал.
Игроки продолжают:
Каравай, каравай,
Ты другого выбирай.
На кого «каравай» покажет, тот становится новым «караваем». Его опять спрашивают, где он бывал, что видал. «Каравай» отвечает, повторяться нельзя. Если «каравай» повторится, ему хором говорят:
Каравай, каравай,
То неправда! Ай-ай-ай!
«Каравай» показывает на того, кто станет новым «караваем», а сам из игры выбывает. Игра проводится до тех пор, пока дети не назовут всё, что можно увидеть на небе: солнце, луна, звёзды, заря, тучи, облака, радуга, северное сияние, молния, птицы различные...
Домовёнок: Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте:
(дети отгадывают загадки)
Огонь в печи горит,
А что в печи стоит? (Чугунок)
В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется. (Топор)
Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)
Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо. (Самовар)
Бел как снег
В чести у всех
В рот попал-
Там и пропал. (Сахар)
Черненько, горяченько
А все любят. (Чай)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное
Я одна тебя не съем-
Разделю ребятам всем. (Бублик)
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).
Ведущий:
Очень любили гости на посиделках пошутить. Еще А. Н. Толстой писал “Русский народ создал устную литературу: мудрые пословицы, веселые песни, смешные небылицы”.
Читаем по двое.
-Что сегодня делал?
-Рукавицы искал
-Нашел?
-Нашел.
-Где они были?
-Да за поясом.
-А ты куда шагаешь
-За семь вёрст!
-Киселя хлебать?
-Нет, комара искать!
-Это которого же комара?
-Да того, который меня за нос хочет укусить!
-Что ты, кошка, сторожишь?
- Сторожу у норки мышь. Выйдет мышка невзначай - приглашу её на чай!
-Федул, что губы надул?
-Я сегодня устал!
- Почему?
-Да кафтан прожёг
- Можно ли зашить?
- Да иглы нет
-А велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава
Ведущий:
“Всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками, житейскими историями-прибаутками.
Дразнилки: (дети читают) 1,4 КЛАСС
У нас Арина
маленька
,
Чуть повыше валенка
В
лапотки обуется,
Как пузырь надуется.
2. Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка.
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку.
4. Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин.
Ведущий: Сколько вы всего знаете, ребята! Но русский народ развлекал себя не только играми. Любил он сочинять частушки.
Частушки – это короткие песенки часто с юмористическим содержанием. Они издавна сопровождают народные торжества. Частушки – часть фольклора и важный элемент истории. Так давай те же возьмем ложки и бубны и споем частушки.
Дети поют частушки
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
А на улице весна,
Первые проталинки.
До свидания, зима!
До свиданья, валенки!
Ах, пора уже, ребята,
Строить домики пернатым,
Вон весны летят гонцы –
Голосистые скворцы.
Ах, зачем так сладко пахнет
З
а окном моим сирень?
Мне теперь учить уроки
П
очему- то стало лень.
Ах! Отлично я учусь –
Я со счета не собьюсь!
У себя и у подружки
Сосчитаю все веснушки!
К нам весна пришла опять,
Встретим мы ее на пять!
Будем прыгать, танцевать,
Весну будем мы встречать!
Так прекрасна ты, Весна,
Но погода не ясна:
Когда — ветер, когда — дождь,
Толком и не разберёшь.
Мы частушки вам
пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Ведущая:
Частушка жару задала
Весела, чудесна.
Но что бы спорились дела,
Помогала песня
Домовёнок: Славился русский народ конечно же своими песнями. Были у него сюжетные, ролевые песни, в которых рассказывали они различные истории. Люди не расставались с песней – и в горе, и в радости; в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось.
Дети танцую под песню «Во саду ли в огороде»
Ведущий: Ребята, сколько всего мы вспомнили. Произведения устного народного творчества учат нас не только мудрости. Они открывают перед нами дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по- настоящему любить Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое. Ее фольклор.
Всем спасибо за вниманье,
За задор, веселье, смех!
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: До свиданья!
До счастливых новых встреч!