Как жить – чувством или разумом? Сценарий литературного вечера.

Имя  И.А. Гончарова тесно связано с Симбирском (Ульяновском ): Дом Гончарова, Беседка в Винновской роще  и другие памятные места известны молодёжи города.  Обращение к творчеству великого земляка позволяет лучше усваивать приобретённые знания, глубже анализировать художественные произведения, тем самым повышая свой интеллектуальный уровень и уровень самооценки. Каждый год в городе Ульяновске  проходит творческий фестиваль театрализаций «Литературный бал героев И.А. Гончарова».

Городской творческий фестиваль «Литературный бал героев И.А. Гончарова» - это демонстрация актёрских, декламаторских, режиссёрских способностей участников фестиваля на материале фрагментов произведений И.А. Гончарова.

Цели и задачи фестиваля:

1.Создание дополнительной мотивации обращения учащихся к произведениям писателя.

2.Повышение у учащихся интереса к библиотекам, книжной культуре, отечественной классической литературе.

3.Приобретение старшеклассниками читательского опыта посредством творческого освоения произведений И.А. Гончарова.

4.Возможность реализации творческих способностей учащихся.

Учащиеся МБОУ СШ № 52 имени Героя РФ Шишкова А. В. г. Ульяновска  принимают участие в городском творческом фестивале «Литературный бал героев И.А. Гончарова» и в областном конкурсе "Золотая маска", где занимают призовые места.

Предлагается сценарий выступления, составленный учителем и учащимися 10 класса. На сцене идет урок, посвященный творчеству И.А.Гончарова. Ученики сидят за партами. Ведущий (учитель) рассуждает, ученики дополняют. Во время действия спектакля актеры показывают отрывки из произведений, выразительно читают наизусть.

Учитель. Сегодня мы перелистаем страницы произведений Ивана Александровича Гончарова. В творческом наследии писателя романы “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” занимают главнейшее место. В них Иван Александрович видел своеобразную трилогию.

“Я вижу не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одною последовательною идеею – перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой”,-писал И.А. Гончаров.

Общая тема всех романов – Россия на переломе двух исторических эпох. Итак,"Обыкновенная история" - первый роман Гончарова, получивший широкое признание.

Ученики.

1.Л.Н. Толстой советовал современникам: “Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь разные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умней и яснее”.

2.Я обратил внимание на музыкальность романа. она достигает внешнего напряжения в описании концерта.

Учитель. Давайте вспомним один из эпизодов.

Отрывок из произведения И.А. Гончарова «Обыкновенная история».(выразительное чтение ) «Заиграли интродукцию. Через несколько минут оркестр стал стихать. … до слов …Александр трепетал». Гл.5

Велика роль музыки в раскрытии характеров героев. Через весь роман «Обломов» лейтмотивом проходит одна музыкальная тема ария Нормы "Casta diva".Это любимое произведение не только Обломова, но и самого Гончарова.

Вспомним один из эпизодов романа .(Инсценирование.) романа И.А. Гончарова «Обломов». часть 2 глава 5

— Илья! Вот я сказал Ольге Сергеевне, что ты страстно любишь музыку, просил спеть что-нибудь... «Casta diva». до — Илья, готовь комплимент.

Ученик читает выразительно отрывок из романа И.А. Гончарова «Обломов». Начиная «Она пела много арий и романсов, по указанию Штольца; в одних выражалось страдание с неясным предчувствием счастья, в других радость, но в звуках этих таился уже зародыш грусти. до …Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.»

Далее продолжается инсценирование от слов

— Довольны вы мной сегодня? — вдруг спросила Ольга Штольца, перестав петь.

До слов ….Он не спал всю ночь: грустный, задумчивый проходил он взад и вперед по комнате; на заре ушел из дома, ходил по Неве, по улицам, бог знает что чувствуя, о чем думая...

Ученики.

1.Именно музыка помогла Обломову постичь и смысл жизни, и любовь. Музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа.

2.Душа его подобна струнам, но какая музыка на них будет сыграна завтра?

Учитель. Проходит музыка, и тускнеет образ героя. А у нас в душе еще звучит Casta diva, волнующая музыка тех кратких мгновений возвышенной гармонии, когда в унисон бились сердца.

Итак, роман "Обломов" прочитан. Но это не то произведение, которое быстро забываешь. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь. Роман следует прочитать как размышление о русском характере, о России, о ее судьбе.

Учитель. Роман «Обрыв» заключительный в трилогии. Что вы можете о нём сказать?

Ученики.

1.-«Любимое дитя моей фантазии» – так Иван Александрович называл свой "Обрыв". 2.Произведение было задумано в 1849 году. Гончаров постоянно ездил на Волгу, в родной Симбирск, не только повидать родных, но запастись новыми сюжетами и жизненными наблюдениями. В 1849 он опять приехал на Родину – «тут толпой нахлынули ко мне старые, знакомые лица <…> Сады, Волга, обрывы Поволжья, родной воздух, воспоминания детства – все это залегло мне в голову».

3.Появилась задумка нарисовать местом действия будущего произведения близкие сердцу волжские пейзажи.

4.-Обрыв – это символ. Обрыв, за которым , с одной стороны, начинается новая жизнь, где правда бабушки, обрыв ,через который надо перейти Вере , чтобы окончательно утвердиться в своей правде и правоте над теорией Марка.

5.-Но, с другой стороны, обрыв-это не только символ падения, но и символ возвышения, потому что именно над обрывом видит Райский Веру,как прекрасную статую, застывшую в величественной красоте.

Учитель. Не случайно все три образа сливаются у Гончарова в образ России свободной ,России возвышенной с её падениями и взлётами. Послушаем один из отрывков романа И.А. Гончарова «Обрыв».

Начиная «…Райский, живо принимая впечатления, меняя одно на другое, бросаясь от искусства к природе, к новым людям, новым встречам…. До слов ….За ним все стояли и горячо звали к себе — его три фигуры: его Вера, его Марфенька, бабушка. А за ними стояла и сильнее их влекла его к себе — еще другая, исполинская фигура, другая великая «бабушка» — Россия.» часть 5 глава 25

Учитель. Наша встреча подошла к концу .Но жизнь продолжает давать нам свои уроки. Как жить – чувством или разумом? Нет прямого ответа на этот вопрос. Мы сами ищем ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь… Гончаров помогает нам лучше понять и наш сегодняшний день, и нашу историю.

Писатель не выносит приговора никому из своих героев, Гончаров никогда и не походил на обличителя. Да, наивна пустая мечтательность, но страшен деловой, расчетливый прагматизм. Гончаров грустит по поводу рассказанных историй, и просит, как когда-то Гоголь, не забывать прекрасных движений души, которые особенно свойственны человеку в его юности.

“Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!”