Как научить дошкольника решать задачи легко и просто.

Обычно, математическое образование детей в семье начинается именно с решения задач. Дети и сами часто проявляют интерес к этому.

Но решение задач - это не самоцель, а скорее итог всей дошкольной математической подготовки

Не нужно сводить решение задачи лишь к элементарной вычислительной деятельности. Ведь решая задачи, ребенок должен научиться

рассуждать

доказывать

понять, что можно сложить, а что вычесть

Важно наглядно показать ребёнку, что, соединяя две группы предметов, можно получить большее число, а отделяя от группы какую-то часть - получить число меньше, чем было вначале.

Как же это объяснить?

Безусловно, объяснять нужно на конкретном материале. Подойдет любой счётный материал, игрушки, предметы окружающей среды.

Например, показываем вазу с цветами, берём один цветок и говорим: "Давай составим задачу про цветы. В вазе было 7 цветов, я взяла 1 цветок. Сколько цветов осталось в вазе?"

-Сколько было цветов в вазе?

-Семь.

-Когда я взяла цветок, стало больше или меньше?

-Меньше.

-Какое действие нужно выполнить: сложение или вычитание?

-Вычитание.

Учите детей формулировать действия и объяснять логику решения задачи

Обращайте внимание на то, что в задаче всегда должно быть не менее двух чисел и вопрос, соответствующий смыслу задачи.

Можно иногда умышленно опустить одно из чисел, предложив ребёнку решить такую задачу:

В аквариуме плавало 5 рыбок, купили еще несколько рыбок и пустили в аквариум Сколько рыбок плавает в аквариуме?

Бабушка пришила сначала 4 пуговицы, а потом - остальные. Сколько пуговиц пришила бабушка?

Мальчику купили 4 тетради в клетку и 3 тетради в линейку. Сколько карандашей купили мальчику?

Можно сравнить задачу с рассказом, подчёркивая при этом обязательность вопроса.

На клумбе расцвело 7 роз, за ночь распустилось еще 2 розы. Стало очень красиво.

Для праздника дети сделали ёлочные игрушки. Миша сделал 5 игрушек, а Оля - 3 игрушки. Дети украсили новогоднюю ёлку.

Задачи ли это? Ребёнок должен объяснить, что в рассказе нет вопроса, поэтому это не задача.

Также частой ошибкой дошкольников является неумение задавать вопрос к задаче. В этом случае полезен выбор правильного вопроса.

В кувшине было 5 стаканов клубничного киселя. Дети выпили 2 стакана.

Сколько стаканов киселя выпили дети?

Сколько стаканов киселя осталось?

Какой был кисель?

Или предложите ребёнку самостоятельно поставить вопрос к задаче. Таким образом мы показываем, что не каждый вопрос подходит к задаче, а лишь тот, который вытекает из ее условия.

Задачи на сложение и вычитание рекомендуется решать одновременно

Это поможет лучше понять их различие, сознательно выбирать нужно действие. И еще несколько важных советов:

Числовые данные для задачи выбирайте в переделах 10.

Обучение вычислительным приёмам начинается с присчитывания или отсчитывания единицы, что не вызывает затруднений.

Когда ребёнок хорошо овладел этим приёмом, то далее используем числа 2 и 3 (+2, -2, +3, -3).

Учить название компонентов действий сложения и вычитания (слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое) не обязательно.