Работа с линейкой способствует развитию мелкой моторики кисти ребенка, укреплению мышц его пальцев. У детей развивается умение координировать движение руки и глаз, которое является, непременным условием точности при выполнении измерений. Во время измерения у дошкольников формируется опыт дифференцированной оценки длины, ширины, высоты, размера предмета в целом. Происходит становление определённого уровня развития счётных умений и количественных представлений, развивается способность к обобщению, являющаяся важным фактором осмысления сущности измерения, развивается умение давать словесные отчёты об измерении, его результате.

Когда происходит сравнение двух результатов измерения, у дошкольников углубляются представления о связях и отношениях между числами. И самое главное: в процессе выполнения заданий в тетради у детей формируются универсальные предпосылки учебной деятельности.

Для начала нужно объяснить ребенку, что линейка – это математический прибор для проведения прямой линии и измерения небольших расстояний.

Покажите линейку. Хорошо, если у Вас есть линейки, изготовленные из различных материалов – дерево, пластмасса, сталь и др. Не беда, если только одна линейка. Просто скажете, что бывают линейки из различных материалов.

Предположим, у Вас деревянная линейка.

Объясните, что внешне линейка – это тонкая (не извилистая) полоска из дерева, на которую нанесены деления и написаны числа.

Покажите ее, дайте пощупать, покажите нанесенные деления и скажите, что они нужны для измерения расстояния.

Вместе с ребенком прочитайте цифры и числа, написанные на линейке.

Скажите, что ни одно число не пропускается.

Обратите внимание ребенка, что возле каждого числа нарисована большая черточка и расстояния между большими черточками (а значит и между числами) равны.

Объясните, что расстояния между каждым числом от одного большого деления до другого называется сантиметр.

Сантиметр имеет одинаковую длину всегда и на любых линейках и не зависит от размера линейки – большая она или маленькая. Если у Вас есть несколько линеек, докажите это ребенку, наложив одну линейку на другую и пусть он сам увидит, что большие черточки совпадут, а значит, сантиметры равны на любой линейке. Скажите, что во всем мире сантиметр имеет одинаковую длину.

А теперь научите пользоваться линейкой.

Измерение расстояния линейкой

Для этого поставьте на тетрадном листе две точки.

Положите линейку на тетрадь и подвиньте ее так, чтобы большая черточка на ней, стоящая возле 0, совпала с точкой на тетради. Теперь линейку совместим со второй точкой. Число на линейке, стоящее возле второй точки, будет показывать расстояние между точками. Например, 5 сантиметров.

Потренируйте ребенка для измерения расстояния. Ставьте точки так, чтобы расстояние измерялось целым число сантиметров.

Через день-два объясните, что чуть меньшая черточка посередине сантиметра отмеряет его половину, а еще чуть позже расскажите, что совсем маленькие черточки отмеряют миллиметры и расстояние между ними называется миллиметр.

Посчитайте, сколько миллиметров в одном сантиметре – десять.

- А в половине сантиметра?

- Пять.

- Верно!

Чертим прямую линию и отрезок

Положите линейку на лист бумаги разграфленной стороной вверх и придерживайте ее левой рукой (или правой, если ребенок левша).

Поставьте карандаш вертикально к линейке и проведите линию, держа карандаш так же вертикально, не отрывая его от линейки.

Не надо сильно нажимать на грифель, иначе он поломается или порвет бумаги.

Проведя линию, оторвите карандаш от бумаги и линейки и уберите линейку.

Получили прямую линию.

Научите ребенка чертить прямую линию.

Внимание!!!

1) Карандаш всегда должен быть остро подточенным!

2) Подточенный острый конец карандаша всегда надо держать вниз!

Постоянно обращать внимание ребенка на эту технику безопасности и не оставлять его одного во время черчения!!!

Пришло время научить ребенка соединять отрезком, прямой две точки на бумаге

Для этого надо поставить карандаш вертикально в левую точку (или в правую, если ребенок левша).

Снизу к карандашу подставить вплотную линейку разграфленной стороной и поворачивать другой конец линейки так, чтобы она подошла ко второй точке. Как только линейка совместилась со второй точкой, надо провести карандашом прямую линию вдоль линейки (как только что мы научились) до второй точки (дальше второй точки не вести)

Оторвать карандаш от бумаги, убрать линейку.

Мы соединили две точки.

Получили отрезок, потому что наша прямая ограничена с двух сторон точками, она не идет дальше этих точек.

Значит, отрезок – это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками.