Турова Наталия Андреевна

Воспитатель

Как объяснить и сохранить историческую память

о Великой Отечественной войне в сознании дошкольников

Аннотация: В статье раскрывается значимость современных проблем патриотического воспитания детей-дошкольников, описываются формы и приемы работы, позволяющие объяснить и сохранить в детском сознании память о Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, Великая Отечественная война, память о войне.

Сложно сформировать в сознании современных детей-дошкольников представления о событиях, происходящих в далекие времена, ведь это совершенно другая, непонятная для их восприятия историческая эпоха, другие ценности, мировоззрение. Данная тематика отличается серьезностью и наполнена особым глубинным смыслом. Но из-за незначительного жизненного опыта, детям не свойственно трагическое восприятие событий, поэтому им трудно понять то, что они не прочувствовали в активной непосредственно практической деятельности.

Воспитанники XXI века – это новые потомки, которые не знали и не видели ужаса военного времени. Постепенно теряется связь с теми, кто знает о войне «не понаслышке» с ветеранами Великой Отечественной войны. Поэтому мы знаем о ней все меньше и меньше. И узнаем информацию не из «уст в уста», не по рассказам очевидцев и жителей того времени, а из источников Интернет-сайтов. Чтобы сформировать в сознании детей правдивые представления о событиях самой страшной войны, нужно не просто «заразить» их этой тематикой, нужно вовлечь детей в активную деятельность по данному направлению работы и сделать их главными носителями и хранителями получаемой ценной информации.

Для организации деятельности с детьми по сохранению памяти о Победе можно использовать все многообразие современных форм работы, одной из которых является проектная деятельность.

Одним из проектов, посвященных сохранению памяти о Победе, может являться проект «Сохраним память о той войне», цель которого заключается не только в формировании у детей представлений о тех далеких событиях и жизни людей во время войны, но и в их осознанном понимании, проявлении чувства уважения и почитания родной земли, ее народа.

Проект способствует пониманию детьми особой значимости Дня Победы в жизни каждого человека, проявлению любознательности к историческим событиям прошлого, выражению искреннего уважения и чувства гордости за родную страну, повышению социальной компетентности воспитанников; привлечению всех членов семьи в процесс сохранения памяти о войне, повышению заинтересованности во взаимодействии, пополнению методической базы по патриотическому воспитанию в виде разработок конспектов, сценариев мероприятий.

Реализация проекта «Сохраним память о той войне» осуществлялась поэтапно. Подготовительный этап состоял в подборе произведений детской литературы для чтения и фотографий, иллюстраций, альбомов, открыток для рассматривания; музыкальных произведений, презентаций, мультфильмов, отражающих события страшной войны; создании игротеки по теме; оформление лэпбука и интерактивного стенда для родителей с QR-кодами; изучение методических материалов, информировании родителей о проекте.

В основной этап реализации проекта мы включили проведение работы с родителями (экскурсии с детьми к памятникам, посвящённым ВОВ) и работы с воспитанниками с проведением бесед о ВОВ; чтением художественной литературы; просмотром мультфильмов, видеороликов и презентаций; рассматриванием фотографий, картин, иллюстраций, плакатов, открыток; обсуждением стилистики памятников ВОВ; художественно-творческой деятельности. Результатом проекта на заключительном этапе стало создание дошкольниками макетов некоторых памятников Победы и подведение итогов взаимодействия всех принимавших участие в проекте.

Сохранению памяти о победе в войне способствует музейная педагогика, основной задачей которой является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Создание мини-музея в детском саду предоставляет уникальные возможности реального воплощения тех педагогических идей и методик, которые реализуются в рамках нравственно-патриотического воспитания. В основе музейной педагогики заложены три базовые составляющие. К ним относятся художественные средства, социально-средовые средства и деятельностные средства. Последние включают практическую и краеведческую деятельность.

Группа художественных средств включает фотоальбомы с фотографиями, открытки, картины, печатные издания, художественную литературу, видео- и фотоматериалы о городе, области, родном крае и стране.

Семейная среда – обычаи, традиции, коллекции домашнего музея, среда группового мини-музея или музея детского сада, среда городского и областного музея относятся к социально-средовым средствам.

В пространстве детского сада функционирует мини-музей «По страницам Великой Победы». Его уникальная особенность проявляется в практической направленности. Ведь любой экспонат музея можно взять в руки, рассмотреть, а для детей дошкольного возраста это является наиболее приемлемым способом изучения, так как у них преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.

Еще одной формой сохранения памяти о Великой Отечественной войне являются экскурсии. В них заложен несравнимый потенциал организации живого общения детей с неподдельными объектами окружающей действительности и их разнообразием.

Какие бы способы и формы работы с детьми мы не использовали, ничто не заменит живого общения «глаза в глаза» с непосредственными участниками той страшной войны, с ветеранами, детьми войны, тружениками тыла. Их рассказы самая действенная и правдивая форма сохранения исторической памяти. Но, к нашему сожалению, с каждым годом их становится все меньше.

Таким образом, именно нам необходимо донести до подрастающего поколения неискаженные факты и сохранить светлую память о Великой Победе в их сознании.