* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
«Календарно – тематическое планирование по формированию начальных духовно – нравственных представлений у дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей в ходе режимных моментов с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса и интеграции образовательных областей»
(старшая группа)
№
п/п
Дата
Тема занятия
Задачи
Форма работы
1.
2.
3.
4.
Сентябрь
«Радость»
«В багрец и в золото одетые леса»
«То березка, то рябина»
«Утки и гуси»
Познакомить детей с основными эмоциями. Расширить творческое мышление. Формировать навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств
Показать красоту осеннего леса, многообразие даров осени. Воспитывать бережное отношение к природе
Учить видеть красоту родной природы. Беседа о любимых деревьях русского народа: березке и рябине, об их красоте и пользе. Знакомство с фольклором на эту тему. Воспитывать любовь к родной природе.
Воспитывать положительные отношения между детьми, умение играть сообща, не нарушая правила. Учить быстро передвигаться по кругу
Беседа
Рисование красками
Экскурсия в лес
Беседа
Подвижная народная игра
5.
6.
Октябрь
«Мамочка милая, мама моя»
«Моя семья»
Воспитывать уважение и любовь к близкому человеку, желание сделать приятное маме.
Учить детей рассказывать о своей семье используя наглядный материал. Развивать связную речь. Воспитывать любовь и уважение к близким людям.
Беседа
Беседа
Творческая работа (изготовление альбомов «Моя семья»)
7.
8.
9.
10.
Ноябрь
«Синичкин день»
Я.А. Сегель «Как я был мамой»
«Жизнь и быт народов ханты»
«У оленя дом большой»,
«Хейро»
Приобщать детей к культуре русского народа . Познакомить с народными традициями. Продолжать знакомить с пословицами, поговорками и поверьями. Воспитывать заботливого, уважительного и внимательного отношения к русской культуре.
Учить проявлять заботу к окружающим, доброжелательно относиться к ним. Воспитывать у детей желание заботиться о малышах, оказывать им помощь и поддержку.
Познакомить детей с жизнью и бытом народов ханты. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой культуры.
Познакомить с хантыйскими народными играми. Развивать силу и выносливость. Воспитывать уважение к хантыйской культуре.
Беседа на прогулке
Чтение рассказа
Экскурсия в мини – музей детского сада.
Хантыйские народные игры
11.
12.
13.
Декабрь
«Новогодние украшения»
«Сказочные снежные фигуры»
«Без труда – не вытянешь и рыбку из пруда»
Учить детей делать бумажные шарики – фонарики. Развивать интерес к творческой продуктивной деятельности. Воспитывать желание сделать приятное родным к новогодним праздникам.
Учить придавать снежной заготовке форму сказочного героя . Развивать умение работать сообща.
Воспитывать трудолюбие и желание доводить дело до конца.
Познакомить детей с традиционной русской пищей и предметами русской старинной посуды. Развивать логическое мышление на основе объяснения пословиц и поговорок. Воспитывать уважение к труду фермера и домашней хозяйки
Рассматривание картин.
Конструирование из бумаги.
Целевая прогулка
Постройка снежной фигуры
Беседа
14.
15.
16.
Январь
«Рождественская сказка о елочке»
«Колядки»
«Добрые дела»
Познакомить детей с великим православным праздником «Рождество Христово». Закреплять в сознании детей его значение. Воспитывать уважение к духовным ценностям своего народа.
Познакомить детей с колядками. Развивать память и артистичность. Воспитывать интерес к событиям культурно – исторического календаря.
Учить распознавать состояние других людей. Формировать доброжелательное отношение к сверстникам. Воспитывать желание заботиться о взрослых
Беседа
Чтение
Чтение стихотворения
Беседа
17.
18.
19.
Февраль
«Масленица»
А. Лопатина «Волшебная ресничка»
«Родной дом»
Приобщить детей к культурно – историческим праздникам. Воспитывать интерес к событиям культурно – исторического календаря, заботливое отношение к русской культуре, а также культуре любого народа.
Дать понимание определения «ответственность». Развивать монологическую речь. Воспитывать ответственность за порученное дело, за домашних любимцев, за близких людей
Ввести детей в мир традиционной семейной культуры. Познакомить со старинными обычаями и праздниками. Развивать память, речь, наблюдательность и самостоятельность
Беседа
Чтение рассказа
Беседа
Рассматривание картин
20.
21.
22.
Март
«Проводы зимы»
Л. Родина «Сама себя наказала»
«Птица Счастья»
Приобщать детей к культурно – историческим праздникам. Воспитывать уважительное и внимательное отношение к русской культуре, а также культуре любого народа
Учить анализировать сказку, выбирать нужный отрывок для пересказа.
развивать фантазию, наблюдательность; воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения
Стимулировать детей на добрые дела, заботиться оказывать помощь окружающим.
Беседа
Чтение рассказа
Дидактическая игра
23.
24.
25.
26.
Апрель
«Пасха»
«Колокола»
«Катание яиц с горки», «Раскручивание яйца», «Поиск пасхальных яиц»
Нанайская сказка «Айога»
Учить украшать яйцо разными способами (крашенки, писанки). Развивать фантазию и художественное творчество. Воспитывать аккуратность при работе с хрупким материалом
Развивать у детей музыкальную культуру. Дать представление о колокольном звоне как искусстве. Закреплять полученные знания через продуктивную деятельность (рисование). Воспитывать уважение и любовь к народным традициям.
Развивать интерес к русским народным играм. Воспитывать уважение к народным традициям
Учить слушать и слышать окружающий мир. Учить видеть не только внешнюю, но и внутреннюю красоту мира, человека. Воспитывать умение ценить каждый день, прожитый с близкими людьми
Экскурсия в «Музей малочисленных народов Севера»
Беседа
Просматривание слайдов
Русские народные игры
Чтение сказки
27.
28.
Май
« Не перевелись на Руси богатыри»
«Дымковская барышня»
Рассказать о победе нашего народа в Великой Отечественной войне, о Георгии Жукове. Прослушать песню Великой Отечественной войны. Развивать зрительное и слуховое внимание. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Побуждать упражняться в технике прорисовки овалов, кружочков, точек, прямых и волнистых линий. Развивать чувство симметрии, ритма. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Беседа
Творческая работа
Рисование красками
(подготовительная к школе группа)
№
п/п
Дата
Тема занятия
Задачи
Форма работы
1.
2.
3.
4.
Сентябрь
«Путешествие в мир чувств и эмоций»
«В гостях у хозяюшки»
Л. Лебедева «Сон в руку»
«Угадай и назови»
Расширять представление детей об эмоциях. Развивать воображение. Стимулировать стремление к пониманию нравственных образов, духовных значений и смыслов
Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством. Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками. Обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.
Учить внимательно слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию. Развивать воображение. Воспитывать нравственные чувства.
Развивать эстетическое восприятие. Формировать у детей представление о главных православных праздниках Приобщать к традициям празднования основных православных праздников.
Беседа
Беседа
Просмотр слайдов
Чтение рассказа
Словесная игра
5.
6.
7.
Октябрь
«Добро поощряй, а зло порицай»
К.Д. Ушинский «Трусливый Ваня»
«В гостях у русских людей»
Выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными. Вызвать желание участвовать в судьбе бездомных животных во дворах, в городе. Воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным.
Познакомить со сказками о нечистой силе и рассказом «Трусливый Ваня» Учить одолевать страх, верить в помощь креста, смеяться над своей трусостью. Воспитывать эмоциональную отзывчивость
Познакомить с историей жизни, быта и традициями русских людей. Развивать память, внимание, мышление, речь детей.
Беседа
Просмотр видеофильма
Чтение рассказа
Дидактическая игра
8.
9.
10.
Ноябрь
«Куколки из сундучка»
«Народы Севера»
В. Катаев «Цветик-семицветик»
Познакомить с куклами, с которыми играли наши прабабушки. Учить детей изготавливать простейших кукол (узелковая, пеленашка, нитяная) Воспитывать бережное отношение к своей кукле.
Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом народов ханты. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой культуры.
Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценки поступков и характера главной героини, вспомнить другие жанры устного народного творчества.
Воспитывать у детей сочувствие, желание помочь другим людям, быть внимательными по отношению к окружающим
Практическая часть
Экскурсия в музей под открытым небом «Этархарикурт»
Чтение сказки
11.
12.
13.
Декабрь
«Российский флаг. Флаг цветов Андрея Первозванного»
«Снежная королева»
С. Есенин «Береза»
Приобщать детей к культуре русского народа. Знакомить с происхождением Российского флага. Воспитывать нравственно - патриотические чувства.
Учить передавать сказочный образ мимикой, костюмом и движениями. Развивать сферу чувств детей
Учить детей внимательно слушать стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать связную речь. Воспитывать бережное отношение к природе
Беседа
Путешествие в сказку
Чтение стихотворения
14.
15.
16.
Январь
Г. Галина «Звезда»
«Рождество Христово»
«Зимние соревнования на санках»
Познакомить детей с православным праздником Руси – Рождеством Христовым. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Продолжать знакомить детей с историей возникновения великого православного праздника. Дать представление о его значении в жизни верующих людей. Воспитывать уважение к духовным ценностям своего народа.
Развивать ловкость, быстроту и выносливость Развивать умение следовать правилам соревнования. . Воспитывать доброжелательное отношение между детьми.
Разучивание стихотворения
Беседа
Подвижные игры на воздухе
17.
18.
Февраль
«Былинные богатыри земли русской»
«Праздничная открытка для папы»
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать
Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Учить изготавливать открытку и украшать ее. Воспитывать желание сделать подарок своими руками.
Беседа
Просмотр слайдов
Творческая деятельность
19.
20.
21.
22.
Март
«Колобок»
«Ассоциации»
А. Н. Королькова «Птичий язык»
«Мы будущие школьники»
Учить детей исполнять свою роль. Развивать память, речь. Воспитывать положительное отношение к театрализованной деятельности
Развивать умение самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа сооружений. Расширять знания детей о символике храма. Развивать у детей мышление и память.
Учить внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по содержанию. Знакомить с русским хороводом, пословицами о земле-матушке. Воспитывать любовь к родной земле, вызывать желание охранять землю, заботиться о ней и ее обитателях
Познакомить детей с помещением школы с некоторыми понятиями – «урок», «перемена», с трудом учителя. Вызвать желание пойти в школу. Воспитывать уважение к труду людей, занимающихся воспитанием и образованием детей.
Постановка сказки
Дидактическая игра
Чтение сказки
Экскурсия в школу
23.
24.
25.
26.
Апрель
«Вербное Воскресенье»
«Пасхальная открытка»
«Пасхальные горшочки»
С. Есенин «Черемуха»
Продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл. Воспитывать интерес к культурно – историческому прошлому.
Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Учить изготавливать открытку в нетрадиционной технике. Знакомить с традициями праздника «Пасха». Воспитывать бережное отношение к поделкам.
Продолжать знакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц: уточнить знания о способах и вариантах росписи: окрашивание, украшение узором, рисование сюжетов. Воспитывать уважение к русским традициям и праздникам.
Учить детей внимательно слушать стихотворение, чувствовать напевность языка. Развивать образную речь, умение самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы. Воспитывать любовь к родной природе
Беседа
Прослушивание CD - диска
Творческое задание.
Практическая часть
Рисование красками
Рассматривание иллюстраций в книге «Поделки из яиц»
Чтение стихотворения
27.
28.
Май
«Князь Александр Невский»
«Березовые ворота»
Познакомить детей с историей жизни Александра Невского. Рассказать о его подвигах во имя святой Руси. Воспитывать патриотические чувства
Формирование радости от общения с весенней березкой. Дать возможность прикоснуться с культурой своего народа через игры
Беседа
Просмотр презентации
Игры, хороводы на свежем воздухе