«Использование цифровых технологий для развития критического мышления»
Карачурина Галина Борисовна
преподаватель
ГБПОУ «Чайковское музыкальное училище»
Современная система образования активно внедряет новые цифровые технологии, существенно расширяющие круг возможностей как учащихся, так и преподавателей. Эти инновационные средства позволяют студентам глубоко погружаться в процесс критического осмысления разнообразной информации, способствуя формированию важных компетенций, востребованных современным обществом.
Важную роль здесь играют современные онлайн-платформы и специализированные программы, предлагающие преподавателям и обучающимся эффективные инструменты для приобретения жизненно необходимых навыков критического мышления.
Наиболее значимыми направлениями работы с подобными технологиями являются следующие аспекты:
Развитие глубокого аналитического восприятия
:
у
чащиеся приобретают способность внимательно и глубоко изучать получаемую информацию, проводить её тщательный разбор и осмысление. Они учатся обнаруживать скрытую структуру событий и фактов, устанавливать непрямо выраженные связи и зависимости между ними, распознавать глубинные причины явлений и процессов. Важной частью данного процесса является умение вычленять главные мысли и тезисы, формулируя их чётко и ясно. В результате
подростки
развивают критическое мышление, начинают самостоятельно оценивать достоверность источников, отличая объективную информацию от субъективных мнений и оценок. Этот подход помогает формировать целостное представление о предмете изучения, развивать интуицию и стратегически мыслить.
Формирование умения сравнивать разные взгляды и позиции
.
Процесс формирования данного умения направлен на развитие критического мышления студентов и способности принимать взвешенные решения. В ходе занятий особое внимание уделяется следующим аспектам:
Анализ проблемы с разных позиций: студенты получают задания исследовать рассматриваемую тему через призму нескольких подходов и мировоззрений. Это позволяет увидеть различные аспекты проблемы, которые могли бы остаться незамеченными при одностороннем подходе.
Сопоставление противоположных мнений: для углубленного понимания темы студентам предлагается сравнить точки зрения, часто находящиеся в конфликте друг с другом. Например, это могут быть консервативная и либеральная позиция по какому-либо социальному вопросу, материалистическое и идеалистическое понимание философской проблемы или подходы представителей разных научных школ.
Изучение аргументации каждой стороны: важно научить студентов выявлять сильные и слабые аргументы обеих сторон конфликта. Такой подход помогает лучше разобраться в природе разногласий и способствует формированию собственной обоснованной позиции.
Развитие собственного аргументированного мнения: после детального анализа всех представленных взглядов студент должен сформулировать собственную позицию. Она должна быть подкреплена четкими доводами, основанными на объективной оценке изученных материалов.
Таким образом, формирование умения сравнивать разные взгляды и позиции становится важным элементом подготовки квалифицированных специалистов, способных принимать самостоятельные и осознанные решения в условиях разнообразия мнений и позиций.
Приобретение опыта объективной оценки качества и надежности источников знаний
:
п
роцесс формирования компетенций учащихся в области анализа и отбора достоверных источников информации играет ключевую роль в развитии
их
критического мышления. В условиях современной информационной среды, характеризующейся многообразием цифровых платформ и распространением недостоверных сведений, особенно важно научить
подростков
эффективно ориентироваться в информационном потоке.
Ключевые аспекты данного процесса включают следующие моменты:
- формирование способности выявлять компетентные источники (авторитетные издания, признанные научные исследования, официальные сайты государственных учреждений);
- развитие умения отличать проверенные факты от неподтверждённых слухов, фейков и домыслов;
- освоение приёмов проверки информации через сопоставление её с несколькими независимыми источниками;
- воспитание навыка различать экспертное мнение и личные предположения, убеждения авторов публикаций;
- овладение методами верификации информации путём поиска первичной документации, первоисточников.
В следствии чего, приобретая опыт объективной оценки источников знаний, учащиеся получают важнейшие инструменты для осознанного восприятия окружающего мира, рационального выбора информативных материалов и успешного освоения новых областей знания.
4. Стимулирование самостоятельного поиска решений:
- использование современных цифровых образовательных платформ оказывает существенное влияние на развитие активности и инициативы студентов. Эти платформы предоставляют широкие возможности для самостоятельной работы, формирования критического мышления и способности принимать обоснованные решения;
- ключевая задача такого подхода заключается в стимулировании стремления обучающихся искать самостоятельные пути решения сложных учебных и практических задач. Студенты учатся опираться не только на предоставляемые материалы и инструкции преподавателя, но и активно использовать доступную учебную среду, информационные ресурсы сети Интернет, специализированные онлайн-сервисы и другие инструменты;
- самостоятельная работа помогает студентам развить умение анализировать ситуации, оценивать альтернативные варианты действий, выбирать наиболее эффективные стратегии достижения целей. Они приобретают опыт аргументированного принятия решений, основанного на собственных размышлениях и глубоком осмыслении изучаемого материала.
А значит, активное внедрение цифровых технологий способствует формированию устойчивых навыков самообучения, повышению уровня ответственности учащихся за собственный образовательный процесс и развитию компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося мира.
В заключении вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цифровые платформы открывают перед учащимися широкие перспективы для практической отработки указанных навыков. Они обеспечивают свободный доступ к широкому спектру образовательных материалов — от традиционных текстовых форматов до современных мультимедийных продуктов (видео-, аудиоматериалов, интерактивных симуляторов). Такое разнообразие помогает обучающимся постепенно освоить важнейшие приемы анализа и синтеза информации, приобретая уверенность в принятии взвешенных решений, развитии навыков убедительной аргументации своей позиции и формировании зрелого отношения к новым знаниям, получаемым в ходе образовательного процесса.