Кейс-метод как метод интерактивного обучения.

Сравнительно недавно началось активное внедрение учебных кейсов в практику российского образования. Рассмотрим более подробно, что такое кейс-метод. Следует отметить, что кейс-технологии в образовательной деятельности практике существуют в следующих разновидностях: метод case study, кейс-метод, метод анализа конкретных ситуаций (гарвардский метод), метод ситуационного анализа, анализ ситуационных задач.

Метод case-study наиболее широко использовался, прежде всего, в обучении экономике и бизнес – наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году, а внедрение началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году.

В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study: Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы.

Как было упомянуто ранее, метод конкретных ситуаций является методом активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, при этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию (case), и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Основные задачи кейс-метода:

отработка

умений

работы

с

информацией;

активизация

познавательной

деятельности;

повышение

мотивации

к

учебному

процессу;

умение

делать

правильный

вывод

на

основе

группового

анализа

ситуации;

развитие

навыков

анализа

и

критического

мышления;

приобретение

навыков

чёткого

 

изложения

 

и

аргументирования

собственной точки зрения;

демонстрация

различных

позиций

и

точек

зрения;

формирование

навыков

самоанализа,

самоконтроля

и

самооценки.

Кейс-метод и традиционные подходы

Метод кейс-технологии основывается на принципах, представленных в схеме:

Выделим некоторые технологические особенности кейс-метода:

 

Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

Метод

выступает

как

технология

коллективного

обучения,

важнейшими

составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

 

Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ

Следует отметить, что единой классификации кейсов на сегодняшний день не существует, что связано с многообразием их видов. Классификация может проводиться по отдельным признакам. Одним из широко используемых критериев является их сложность. При этом различают:

иллюстративные

учебные

ситуации

кейсы,

цель

которых

на

определенном

практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;

учебные

ситуации

кейсы

с

формированием

проблемы,

в

которых

описывается

ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

учебные

ситуации

кейсы

без

формирования

проблемы,

в

которых

описывается

более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

прикладные

упражнения,

в

которых

описывается

конкретная

сложившаяся

ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Виды кейсов по цели:

Практические

кейсы

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

Обучающие

кейсы

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские

кейсы

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней.

Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Виды кейсов по способу представления материалов:

Печатный кейс

(может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа

-

кейс

(наиболее

популярный

в

последнее

время,

но

зависит

от

технического оснащения образовательной организации).

Видео

кейс

(может

содержать

фильм,

аудио

и

видео

материалы).

По формату использования выделяют:

Executive-кейсы

 

(1–2

 

стр.

 

и

 

менее).

 

Участники

 

знакомятся

 

с

 

кейсом

непосредственно

на

мероприятии

и

решают

его

индивидуально

или

в

формате

обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков.

Тематические

кейсы

(3–5

стр.).

Предназначены

для

разбора

на

учебном

занятии

и

общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка участников.

Гарвардские

кейсы

среднем

20–25

стр.).

Подразумевают

самостоятельную

командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения.

По степени информационной насыщенности кейсы бывают:

Структурированный (highly structured) «кейс», в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним студент должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение.

«Маленькие наброски» (short vignetts), содержащие, как правило, от 1 до 10 страниц текста и 1–2 страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе студент должен опираться еще и на собственные знания. Большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured cases) объемом до 50 страниц; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; студент должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними; Первооткрывательские «кейсы» (ground breaking cases), при разборе которых от обучающихся требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое.

МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

Чаще всего, к методам ситуационного обучения принято относить следующие:

метод

инцидента;

баскет-метод;

метод

ситуационного

анализа;

метод

ситуационно-ролевых

игр;

игровое

проектирование;

метод

дискуссии.

Метод инцидента. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Баскет-метод. Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Метод ситуационного анализа. Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения для анализа их целесообразности.

Метод ситуационно-ролевых игр заключается в создании перед аудиторией правдивой ситуации (правовой, социально-психологической, исторической) и предоставлении возможности оценить поступки и поведение участников игры.

Игровое проектирование. Целью метода является создание и совершенствование проектов разного типа.

Метод дискуссии состоит в обсуждении спорного вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора; целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.