Кейс-метод как метод интерактивного обучения.
Сравнительно недавно началось активное внедрение учебных кейсов в практику российского образования. Рассмотрим более подробно, что такое кейс-метод. Следует отметить, что кейс-технологии в образовательной деятельности практике существуют в следующих разновидностях: метод case study, кейс-метод, метод анализа конкретных ситуаций (гарвардский метод), метод ситуационного анализа, анализ ситуационных задач.
Метод case-study наиболее широко использовался, прежде всего, в обучении экономике и бизнес – наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году, а внедрение началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году.
В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study: Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы.
Как было упомянуто ранее, метод конкретных ситуаций является методом активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, при этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию (case), и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Основные задачи кейс-метода:
отработка
умений
работы
с
информацией;
активизация
познавательной
деятельности;
повышение
мотивации
к
учебному
процессу;
умение
делать
правильный
вывод
на
основе
группового
анализа
ситуации;
развитие
навыков
анализа
и
критического
мышления;
приобретение
навыков
чёткого
изложения
и
аргументирования
собственной точки зрения;
демонстрация
различных
позиций
и
точек
зрения;
формирование
навыков
самоанализа,
самоконтроля
и
самооценки.
Кейс-метод и традиционные подходы
Метод кейс-технологии основывается на принципах, представленных в схеме:
Выделим некоторые технологические особенности кейс-метода:
Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
Метод
выступает
как
технология
коллективного
обучения,
важнейшими
составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ
Следует отметить, что единой классификации кейсов на сегодняшний день не существует, что связано с многообразием их видов. Классификация может проводиться по отдельным признакам. Одним из широко используемых критериев является их сложность. При этом различают:
иллюстративные
учебные
ситуации
–
кейсы,
цель
которых
–
на
определенном
практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
учебные
ситуации
–
кейсы
с
формированием
проблемы,
в
которых
описывается
ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
учебные
ситуации
–
кейсы
без
формирования
проблемы,
в
которых
описывается
более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
прикладные
упражнения,
в
которых
описывается
конкретная
сложившаяся
ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.
Виды кейсов по цели:
Практические
кейсы
Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Обучающие
кейсы
Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»
Научно-исследовательские
кейсы
Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней.
Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Виды кейсов по способу представления материалов:
Печатный кейс
(может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа
-
кейс
(наиболее
популярный
в
последнее
время,
но
зависит
от
технического оснащения образовательной организации).
Видео
кейс
(может
содержать
фильм,
аудио
и
видео
материалы).
По формату использования выделяют:
Executive-кейсы
(1–2
стр.
и
менее).
Участники
знакомятся
с
кейсом
непосредственно
на
мероприятии
и
решают
его
индивидуально
или
в
формате
обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков.
Тематические
кейсы
(3–5
стр.).
Предназначены
для
разбора
на
учебном
занятии
и
общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка участников.
Гарвардские
кейсы
(в
среднем
20–25
стр.).
Подразумевают
самостоятельную
командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения.
По степени информационной насыщенности кейсы бывают:
Структурированный (highly structured) «кейс», в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним студент должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение.
«Маленькие наброски» (short vignetts), содержащие, как правило, от 1 до 10 страниц текста и 1–2 страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе студент должен опираться еще и на собственные знания. Большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured cases) объемом до 50 страниц; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; студент должен распознать такие «подвохи» и справиться с ними; Первооткрывательские «кейсы» (ground breaking cases), при разборе которых от обучающихся требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое.
МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
Чаще всего, к методам ситуационного обучения принято относить следующие:
метод
инцидента;
баскет-метод;
метод
ситуационного
анализа;
метод
ситуационно-ролевых
игр;
игровое
проектирование;
метод
дискуссии.
Метод инцидента. Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Баскет-метод. Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Метод ситуационного анализа. Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения для анализа их целесообразности.
Метод ситуационно-ролевых игр заключается в создании перед аудиторией правдивой ситуации (правовой, социально-психологической, исторической) и предоставлении возможности оценить поступки и поведение участников игры.
Игровое проектирование. Целью метода является создание и совершенствование проектов разного типа.
Метод дискуссии состоит в обсуждении спорного вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора; целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.