Предмет: химия
Класс:8 кл
Тема урока: Кислоты их классификация и свойства
Триединая дидактическая цель урока:
Обучающий компонент: формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования,
значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; формулировать и обосновывать собственную позицию;
Воспитывающий компонент: формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира;
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
Развивающий компонент: приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, индивидуальной, групповой.
решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):
базовый
Тип урока (укажите тип урока):
урок освоения новых знаний и умений
Задачи урока
Личностные:
- Выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно ставить цель, предлагать действия, указывая последовательность шагов;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха.
Познавательные УУД:
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД:
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- высказывать и обосновывать мнение;
- использовать наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя и самостоятельно.
Предметные:
- уметь составлять и приводить примеры химических реакций с участием кислот;
- классифицировать кислоты по признакам;
- использовать знания химии при соблюдении правил использования химических веществ;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
Методы и приемы работы, используемые технологии
Индивидуальная ,групповая
Ход урока
Этапы урока
"Решаемые задачи"
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Мотивация к учебной деятельности
Самоопределение к учебной деятельности
значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности
« Старайся дать уму, как можно больше пищи»
Л. Толстой.
На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали различные вещества, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Какие мы классы неорганических веществ изучали?
Ответы учащихся
Оксиды, основания, соли, кислоты.
Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Закрепление знаний по усвоению изученного материала на прошлых уроках.(естественно-научная и математическая грамотность)
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности - природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, индивидуальной, групповой.
С какими из перечисленных веществ будут взаимодействовать:
1в-К2О(H2SO4,Cu,H2O,FeO, SO2)
2в-МgO
(H2O,HCl,Na,CO2,HNO3) напишите возможные уравнения реакции
Работа в группах:
На столах лежат кусочек лимона, квашенная капуста, кислица, желудок человека (можно фото), что объединяет данные рисунки.
Дайте характеристику кислотам по характерным признакам
1. Формула.
2. Классификация кислот.
3. Химические свойства кислот
(Соляная, азотная, фосфорная)
Ребята выполняют в тетрадях каждый свой вариант
КИСЛОТА
Выполняют
Познавательные
формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
умение взаимодействовать друг с другом
Регулятивные
формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу
Личностные
формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Мотивация, целеполагание.
Инструктаж по технике безопасности при проведении практической работы
решения проблем, , коммуникативных навыков, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Определите тему нашего урока
Кислоты взаимодействуют с простыми и сложными веществами.
Помни с металлами только стоящими в электрохимическом ряду напряжения металла до водорода!!!
Со сложными реакция обмена,которая протекает если образуется газ, осадок или малорастворимое вещество!!!
Проведение инструктажа по технике безопасности при работе:
-с кислотами, щелочами
Выполняем задания на изучение химических свойств кислот
По группам
Выполняют ,анализируют и делают выводы
Умение взаимодействовать друг с другом, работать в группе, согласовывать свои действия, умения слушать
Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний.
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, индивидуальной
Решение теста
Решают тест
Личностные -
развивать самостоятельность и личную ответственность;
Предметные: классификация химических реакций
Метапредметные –
обобщать, систематизировать
Подведение итогов
Домашнее задание, рефлексия
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования,
значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности;
Как у вас настроение после сегодняшнего урока ?
Высказывают свое мнение
Личностные –
анализ, оценка, умение слушать, самоуважение.
Предметные – значение химического эксперимента
Приложение
1.С какими из перечисленных веществ будут взаимодействовать:
1в-К2О (H2SO4,Cu, H2O,FeO, SO2)
2в-МgO
(H2O,HCl,Na,CO2,HNO3) напишите возможные уравнения реакции
Критерии оценивания
За правильный ответ и химическую реакцию 2б
Эталон ответа
1в
-К2О+Н2SO4=K2SO4 + H2O
K2O+ H2O=2KOH
K2O+SO2=K2SO4
2в
MgO+2HCl=MgCl2+H2O
MgO+CO2=MgCO3
MgO+2HNO3=Mg(NO3)2+H2O
2. Работа в группах:
На столах лежат кусочек лимона, квашенная капуста, кислица, желудок человека (можно фото), что объединяет данные рисунки.
3. Дайте характеристику кислотам по характерным признакам (работа с учебником)
1. Формула.
2. Классификация кислот.(Одно-двух-трехосновная)
3. Химические свойства кислот
(Соляная, азотная, фосфорная)
4.Практикум
1.Возмите 1мл Соляной кислоты добавьте лакмус. Опишите увиденное.
2. Возмите 1мл Соляной кислоты добавьте 2-3 гранулы цинка. Опишите увиденное, напишите уравнения реакции.
3. . Возмите 1мл Соляной кислоты добавьте нитрата серебра .Опишите увиденное, напишите уравнения реакции.
Критерии оценивания
За правильный ответ по 2 б
Эталон ответа
1.красный
2.2HCl+Zn=ZnCl2+H2 выделение пузырьков газа
3.HCl+AgNO3=AgCl+HNO3 выпадения осадка
5.
1. Двухосновными кислотами являются: а) ортофосфорная б) угольная в) серная г) азотная
2.Отметьте схемы реакций, в результате которых может получиться кислота:
а) SiO2 + H2O → б) BaCl2 + H2SO4 → в) SO3 + H2O → г) Na2SiO3 + HNO3 →
3. С какими веществами реагирует соляная кислота?
а) силикат калия б) оксид кремния(IV) в) нитрат серебра(I) г) сульфат меди(II)
4.Химическая реакция возможна между
А)оксидом меди(II) и водой
Б)оксидом цинка и азотной кислотой
В)оксидом кремния(IV) и водой
Г)оксидом хлора(VII) и оксидом углерода(IV)
5.С раствором соляной кислоты реагирует А)N2O Б)SO3 В)MgO Г)CO
Критерии оценивания
За правильный ответ по 1 б
Эталон ответа
1.бв
2.абвг
3.а.в
4.б
5.в
Итого 17.
На 5 -16-17б
На 4-14-15б
На 3-9б