* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Тема: «Наука вокруг нас»

Цель: способствовать формированию представлений о науке, профессиях и их значимости в жизни человека и общества.

Задачи:

Достижение личностных результатов:

Профориентационное

, личностное самоопределение

Достижение метапредметных результатов:

1. Формирование регулятивных УУД:

действия самооценки;

2. Формирование коммуникативных УУД:

определение цели, функции участников, способов взаимодействия

умение достаточно полно и точно выражать свои мысли

Форма проведения: учебная дискуссия

Методы и приемы: игра, беседа, метод рефлексии, самоанализ.

Оборудование для учителя: словарь Ожегова.

План проведения

Название этапов и подэтапов

1.Вступительная часть

1.1. Кроссворд «Наука»

1.2. Вводная беседа о науке

1.3. Определение цели занятия

2. Основная часть

2.1. «А знаете ли вы что?». Беседа о научных открытиях

2.2. Игра «Отгадай профессию»

3. Заключительная часть

3.1. Игра «Знания на ладошках» (рефлексия)

3.2. Итог занятия

Литература:

Шалаева, Г.П. Знаете ли вы? / Г.П. Шалаева, В.П. Ситников. – М.: Фил. общ. «Слово», 1998. – 447 с.

Этапы и подэтапы занятия

Задача каждого этапа, подэтапа занятия

Методы и приёмы, используемые на каждом этапе и подэтапе занятия

Содержание этапа

Примечание

1. Вступительная часть

1.1. Кроссворд «Наука»

Подведение к теме занятия

Кроссворд

- Здравствуйте ребята! Мы сегодня проведём у вас классный час, тему которого вы должны будете назвать сами. Для этого разгадайте кроссворд (Приложение 1).

(Разгадывают кроссворд)

1.2. Вводная беседа о науке

Определение понятия наука и ее роли в жизни человека

Использование словаря

-Какое ключевое слово получилось? Что такое наука? Какую роль в нашей жизни играет наука? Что является продуктами научной деятельности?

(Ответы детей)

- Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.

- А _______ сейчас прочитает толкование термина в словаре Ожегова.

1.3. Определение цели занятия

Постановка цели занятия

Определение правил поведения на занятии

Беседа

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

(Ответы детей)

- Совершенно верно, сегодня мы поговорим с вами о научных открытиях, о роли науки и техники в нашей жизни.

- Какие научные открытия вы знаете?

(Ответы детей)

- А проведем наш классный час мы в форме дискуссии. Вы знаете, что такое дискуссия?

(Ответы детей)

- Это латинское слово означает подробное исследование вопроса, спор по правилам для того, чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему.

- У участников дискуссии есть особые правила. Как вы думаете, какие они?

(Ответы детей)

1.Правило поднятой руки – говорить можно с разрешения учителя или ведущего, подняв руку.

2. Закон един: все слушают, когда говорит один.

3. С уважением относимся к мнению каждого ученика. Любое мнение — это точка зрения.

4. Придерживаюсь дружелюбного тона. Обращаюсь к ученику по имени или другим уважительным способом («мой собеседник, оппонент»).

- Теперь, надеемся, наш классный час пройдет в соответствии с этими правилами!

2. Основная часть

2.1. «А знаете ли вы что?». Беседа о научных открытиях

Знакомство с некоторыми научными открытиями

Презентация и беседа

- Предлагаем вам познакомиться с некоторыми интересными фактами:

«А знаете ли вы что?» (презентация)

Лыжи изобрели в Скандинавии около 3000 лет до н.э.

Мяч изобрели в Египте около 2000 лет до н.э.

Ножницы изобрели в Китае около 1500 лет до н.э.

Паровоз был изобретен английским инженером Ричардом

Тревитиком

в 1803 году

Первый в мире персональный компьютер был создан в 1944 году в Гарвардском университете (США) и назывался он «Гарвард

А

й Би Эм – 1»

Виртуальная реальность была создана в 1965 году Иваном

Слахерлендом

американским ученым

В 1977 году появился Интернет

Первая пишущая машинка была сконструирована в 1873 году американскими изобретателями

Тележка, которой мы пользуемся в магазине, была изобретена в 1956 году французским торговцем

Раймондом

Жозефом

7 мая 1895года русским физиком Поповым впервые был продемонстрирован практичный радиоприёмник

- Что нового вы узнали? Что вам было уже знакомо, а что удивило?

- А сами бы хотели заниматься наукой? Делать научные открытия?

(Ответы детей)

2.2. Игра «Отгадай профессию»

Актуализация знаний о различных профессиях

Профориентационное самоопределение

Игра

Беседа

- А какие для науки важные профессии есть, вы знаете?

(Ответы детей)

Игра «Отгадай профессию»

- Много разных профессий есть, а вот знаете ли вы их, мы сейчас проверим!

Вам надо назвать профессию данной сферы деятельности:

Геология – геолог

Геофизика – геофизик

Астрономия – астроном

Экология – эколог

Генетика – генетик

Программа – программист

Техника – технолог

Нефть – нефтяник

Электричество – электрик

Химия – химик

Физика – физик

Трактор – тракторист

Механизмы – механик

- Молодцы, все то вы профессии знаете! А как вы думаете, есть ли более или менее важные профессии, а может, есть совсем ненужные?

- А кем бы вы хотели стать по профессии?

(Ответы детей)

- Молодцы! Вы правы, все профессии важны нужны!





Если дети затрудняются в выборе названия профессии, можно предложить воспользоваться толковым словарем

3. Заключительная часть

3.1. Игра «Знания на ладошках» (рефлексия)

Обобщение материала, которое узнали на занятии

Игра-рефлексия

- А сейчас давайте поиграем в игру. Называется она «Знания на ладошках».

Вам надо встать в круг, сделав руки в стороны так, чтобы ладонь левой руки лежала поверх ладони правой руки соседа. Круг должен быть замкнутым.

Теперь каждый из вас вспомнив то, что вы узнали сегодня загадает слово по теме классного часа. А какая у нас тема была? (Наука) Правильно! Придумали? Начнем! Я говорю первое слово и передаю право говорить следующему вот таким вот жестом (ведущий ладонью левой руки дотрагивается до ладони правой руки соседа)

-Мы найдем слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу, и на руке.

Вы не слышали такого?

Ничего,  играем в слово.

Мое слово: компьютер, а твое.

(играют по кругу)

3.2. Итог занятия

Подведение итогов занятия

Беседа

- Спасибо ребята! Садитесь на места.

- Давайте подведем итоги нашего занятия.

- Что же такое наука?

- Для чего она нужна людям? А лично вам?

- Что вы узнали нового и интересного сегодня на занятии?





т

е

л

е

ф

о

н

м

а

г

н

и

т

о

ф

о

н

к

а

л

ь

к

у

л

я

т

о

р

к

о

м

п

ь

ю

т

е

р

м

а

ш

и

н

а

1. 4.

2. 5. На резиновом ходу

Все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь. 

3. Я — правнук арифмометра,

Мой прадед устарел.
Он вам и не припомнится,
Давно он не у дел.
Справляюсь я со счётом
Быстрее в десять раз.
Нет у меня просчётов,
А значит, и у вас.