ЧОУ « Лесосибирская православная гимназия»
« В наших сердцах живет добро».
Классный час для 1 – 4 классов
Учителя начальных классов :Коптилина Любовь Васильевна
2023 г.
Цель:
Формировать духовно - нравственные качества личности младших школьников.
Дать представление о добре и зле, о хороших и добрых поступках, показывать их значимость и ценность.
Задачи:
умение детей дарить добро другим людям;
воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.
Ход внеклассного мероприятия.
Учитель.
Загадка.
У кого она в достатке,
С тем дружить легко и гладко
Для души приобрету
Я у Бога
- Весь класс – ДОБРОТУ.
-Ребята, мы сегодня с вами собрались для того, чтобы поговорить об очень важном качестве человека.
Ученик
Качество это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь
Прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважнее, чем лица красота.
Это качество - наших сердец .
Весь класс: ДОБРОТА.
Слайд со словом ДОБРОТА
Учитель
- Добрые дела формируют характер доброго человека.
- Если человек в своей жизни постоянно совершает добрые поступки, то он приближает свою душу к Богу.
- Жизнь у доброго человека светлая и счастливая.
Психологический настрой.
- Ребята, а вы добрые? Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, символизируя лучики солнца, и подарите улыбку друг другу. Пусть от ваших улыбок всем нам всем станет теплей. Я улыбнусь вам, а вы мне и друг другу.
Учитель
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
Учитель:
Ребята, какие пословицы вы знаете о добре?
( Дети называют пословицы)
Бывает добро, да не всякому дано.
Все добро, да не все на пользу.
Добрые слова лучше мягкого пирога.
Доброе дело – правду говорить смело.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Не будет добра, коли меж своими вражда.
Жизнь дана на добрые дела.
Где тепло, тут и добро.
При солнце тепло, а при матери добро.
От доброго дерева добрый и плод.
Составление пословиц.
Учитель
-В конвертах у вас лежат слова. Их надо собрать, чтобы получились пословицы.
(Работа в группах).
1 группа ( собирает пословицы)
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
2 группа (собирает пословицы)
- Добрые слова дороже богатства.
- Не ищи красоты, ищи доброты.
- Доброе дело два века живет.
(Ребята читают пословицы, которые собрали)
Объясните, как вы их понимаете.
Проиграем ситуацию
Учитель
- Сегодня на нашем классном часе я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала . Вы , ребята, никогда этого не делайте.
Познакомьтесь, это кукла Маша.
(учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги).
Сейчас мы ее начнем обижать.
Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Иногда толкаете друг друга. Обзываете друг друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль.
Поэтому, когда мы будем говорить Маше что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги.
(Ученики говорят слова , и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите на Машу, изменилась ли она?
-Такая ли она, как была в начале занятия?
-Что в ней изменилось и почему?
- Я думаю, что мы очень обидели куклу и нанесли ей душевную травму.
- Можем ли мы что – то изменить?
- Как нам исправить положение?
(Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Машу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале занятия?
-Нет.
-Почему?
Какой вывод можно сделать ?
Боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить.
Просмотр фильма « Всё оставляет свой след»
Ученик
Утешить можно им, помочь,
Развеселить, совет дать снова,
Но ты запомни лишь одно,
Всегда должно быть добрым слово.
Ученик
Ах; как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?
( ответы детей)
Учитель
Доброта должна быть в душе у каждого человека.
Ученик:
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга
С добром всегда светла душа.
Ученик.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда -то , кому - то поможет
Улыбка твоя и твоя доброта
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
Что годы живешь ты не зря.
Учитель
Помни добро и забывай зло
- Послушайте притчу «Про двух друзей»
Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
- Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:
- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
- О чем эта притча?
- Чему она учит?
( Высказывание детей)
Учитель
-Если вы ребята держите обиду на кого – то, сделайте первый шаг к прощению.
Слово Божие ( Цитаты из Библии)
Слайд.
- .. но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Образуем слова:
Учитель:
Добрые и хорошие люди обладают хорошими качествами, с которыми мы познакомимся .
На парте у каждого лежит карточка с таблицей .
В таблице даны слова существительные. Вам надо подобрать к ним слова, которые называют качества человека, и написать их в свободную строчку.
Карточки
(читают получившиеся слова, учитель поясняет)
-добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый
- добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный
-доброжелательный - желающий добра
- добропорядочный - приличный, достойный одобрения
- добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
Добрый ли человек
Можно ли назвать добрым и хорошим человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит старушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь
- Какой это человек? (высказывание детей)
- А что есть зло? (высказывание детей)
Презентация Игра « Добро или зло»
Учитель
-Конечно, нельзя причинять даже самого незначительного страдания, ни одному животному существу на нашей земле, ни людям, ни животным. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на голод и холод. Тех людей, которые унижают и оскорбляют других, не уважают старших, которые обижают младших.
Учитель
- Ребята, давайте попробуем составить правила, следуя которым можно стать чуточку добрее.
Составление правил.
(Ребята называю пункты правила, учитель записывает)
1. Делай добрые и хорошие дела.
2. Будь приветлив и вежлив.
3. Будь внимателен к людям.
4. Не отвечай злом на зло.
5. Делись последним с другом.
5. Помогай людям.
6. Защищай слабого и маленького.
7. Не завидуй и не желай себе того.
8. Прощай ошибки других.
9. Умей радоваться успехам своих друзей.
10. Быть рядом, когда неудача у другого.
11. Прощай обиды.
Учитель
- Мы эти правила поместим в классный уголок.
Учитель:
Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому, что доброта украшает человека.
Игра «Солнышко»
-У вас на партах лежат лучиками от солнышка.
Сейчас на каждом лучике напишем добрые и хорошие слова, прощение обид и т.д.
Затем выходим к доске называем и прикрепляем на доску.
Учитель
-Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Ученик.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Слово Божие ( Цитаты из Библии)
Слайд
- Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния.
Исполнение песни : на слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.
«Дорогою добра»
Рефлексия
Продолжи :
- Я задумался……
- Мне захотелось…