КЛАССНЫЙ ЧАС
«Герои живут рядом»
Форма проведения: нравственная беседа
Цели: создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств младших школьников.
Оборудование: проектор, карточки, карта, план рассказа.
Ход классного часа
I. Организационный момент
- Внимание на экран. (Просмотр Ералаша серия «Супермен» )
II. Вхождение в тему. Сообщение темы, формулировка цели.
Обсуждение ералаша по вопросам:
- Можно ли назвать бетмана и человека паука героями? Да, это герои художественного произведения, сериала
- Люди каких профессий постоянно совершают подвиги? Почему? (полицейские, медики, пожарные).
- Ищут ли они признания, наград? ( нет, это их работа). Человек, который помогает другому, не думая о награде, похвале и собственной выгоде называют - бескорыстным.
- Ребята, как вы представляете себе образ героя? Опишите его 1-2 словами, пользуясь планом.
ПЛАН.
1. Каков внешне должен быть герой?
2. Сколько лет должно быть человеку, которого можно назвать героем?
3. Герои – это люди особой профессии?
4. Герои живут в каком–то особом месте?
Обсуждение по вопросам. (Мнения двух команд)
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Герои - люди, которые меньше всего думают о себе и делают, что - то ради себя. Их жизненная цель – жить ради других.
«Герои живут рядом» - тема нашего занятия сегодня. Нам с вами предстоит важная задача, выяснить какой характер у героя, познакомиться с подвигами простых людей, тремя участниками СВО, подумать какие маленькие подвиги вы можете совершать уже сейчас.
III. Передача и объяснение информации.
1.Беседа о СВО.
24 февраля 2022 года началась Специальная Военная Операция на Украине. Наши военные ежедневно проявляют мужество и героизм. Среди них есть и наши земляки: отцы и братья ваших друзей и одноклассников, ученики наших школ. Среди них есть и немало учителей мобилизованных и добровольно ушедших защищать нашу Родину.
- Как вы узнаете о героических человеческих поступках и о том, кто их совершил? (из газет, из рассказов людей, из теле- и радиопрограмм, из Интернета).
В интернете, в Контакте,
- В музее «Трех цариц» города Мещовска прошло совместное заседание Женского клуба, на котором было решено оказать посильную помощь нашим ребятам - участникам СВО. Мы начали работу по изготовлению маскировочных сеток для зимнего периода. Желающие могут присоединиться.
- Как вы расцениваете поступок этих женщин?
- Почему они совершили этот поступок? потому что героические поступки совершаются во имя кого-то или чего-то.
2. Работа с табличками (качествами характера с противоположным значением). КАЧЕСТВА ГЕРОЯ Метод «Кластер»
Цель: концентрация внимания участников, структурирование информации.
- А какие качества характера необходимы, чтобы стать героем?
Итак, какой же он настоящий герой? Какими чертами наделен?
самоотверженный
жестокий
храбрый
бесстрашный
равнодушный
мужественный
хвастливый
ответственный
сильный
закаленный
безвольный
боязливый
трусливый
добрый
слабый
смелый
милосердный
безрассудный
бескорыстный
отважный
Трудолюбивый – ленивый
Щедрый – жадный
Добрый – злой, завистливый
Вежливый – грубый
Общительный – замкнутый
Аккуратный – неряшливый
Простодушный – хитрый
Честный – лживый
Смелый – трусливый
Чуткий – равнодушный
(каждый выходит и со стола учителя берет цветной лист с надписью качества, читает, рассуждает и прикрепляет к стене)
Вывод: читать на доске.
- У героя положительные или отрицательные черты характера? Добрые они или злые? (Злые люди не будут совершать героических поступков).
3. Определение положительных и отрицательных качеств характера
Метод «Мой день»[18]Цель: обращение внимания на то, какие действия и события занимают обычный день жизни каждого участника семинара
Подготовка: небольшой мячик (можно и без него).
Процедура: Каждый участник называет свое имя и перечисляет события дня, которые вызывают больше всего эмоций (положительных или отрицательных)
- Какие события - поступки вам легче было признать: хорошие или плохие? Почему?
- А что нужно делать, чтобы вам не было стыдно перед другими?
- Да, нужно не только знать, каким нужно быть, но и работать над своим воспитанием, саморазвитием. Соблюдение режима недели, дня, занятия спортом воспитывают силу воли, настойчивость, дисциплинированность, обязательность: обещал – надо сделать).
-Внимание на экран! (фото с соревнований Йошкар Ола)
- Давид, расскажи, легко ли одержать победу в соревнованиях по бегу? Что нужно для этого?
- Полина, что расскажешь ты? Чувствовала ли ты гордость, что ты выступаешь за честь школы, честь района, честь области.
- В какой области мы проживаем? (Калужской)
4. Определение места проживания.
Активные методы активизации участников Метод «Кидаем мячик!»
Цель: сконцентрировать внимание.
Проведение: Участники стоят в кругу. Ведущий кидает мячик одному из участников, называя при этом его имя. Задача следующего участника за 1 секунду поймать мячик и сказать свой домашний адрес, кинуть следующему человеку, также назвав его имя. Мячик должен побывать у каждого в руках.
- А сейчас, все жители Калужской области приглашаются на физминутку. Физминутка.
5. Знакомство с начальником штаба Мещовского района.
- Ребята! - В каком городе находится наша школа?
- Мы побывали в ваших районах, скажите а в каком районе находимся мы сейчас? Мещовском районе, городе Мещовске.
У нас в Мещовске есть штаб по организации помощи мобилизованным в Мещовском районе. Такой штаб есть в каждом районе нашей области. Поедите домой, обязательно расскажите об этом своим родителям. Когда в Мещовском районе создавался штаб по организации помощи мобилизованным, встал вопрос - кто его возглавит. Нужен был специалист, желательно с военным опытом, хорошо разбирающийся в экипировке, военном снаряжении, да и просто знающий, что такое полевые армейские будни. И Вячеслав Запрягалов прекрасно подошел под эту должность. Сам Вячеслав родился в Якутии. Вырос и возмужал в Воронежской области. В 2010 году приехал в город Мещовск Калужской области, где возглавляет одно из подразделений компании "Преображение", которая занимается производством косметических средств. Занимается закупкой и доставкой снаряжения и техники. Ездит в зону боевых действий, общается почти со всеми нашими ребятами. Этот человек жертвуют собой, своим временем, помогает армии и тем, кто в этом нуждается. Этот человек пример того, как надо поступать и жить.
6. Метод Интервью (ВИДЕО)
- Сейчас вы увидите интервью наших воспитанников с нашим героем. У Ромы с Полиной было индивидуальное задание в паре.
- Внимание вопрос. Какими словами побудительного действия закончилось письмо Романа для солдата?
- Возвращайтесь скорее к своим родным! ( запомните это)
7. Метод «Инфо-угадайка»(оживление внимания; структурирование материала.)
Воспитатель переворачивает ватман с названием стенгазеты. На ватмане фото героев СВО.
- Ребята, в нашей школе есть педагоги, которые ждут возвращения своих детей домой. Сейчас послушаем сообщения и доделаем стенгазету. Эту газету мы повесим на школьный стенд. А вы, расскажите об этом своим друзьям.
Лебедев Николай Петрович
Родился 20.12.1987 году в деревне Казаковка Мещовского района.
С 1995-2003 года школьные годы.
Закончил среднее профессиональное техническое училище г. Мещовска.
Служил в армии 2 года, в городе Ретуево, дивизия им. Дзержинского, во внутренних войсках.
Работал и был мобилизован в танковую дивизию.
За срок службы был переведен в мотострелковую дивизию, где по сей день проходит специальную военную операцию.
Комов Александр Евгеньевич
Родился 02.11.1983 году в городе Мещовске.
Окончил Мещовскую среднюю школу.
Служил в армии 2 года в Азербайджане, в космических войсках.
Окончил 22 колледж г. Калуги, колледж г. Сухиничи, педагогический колледж г. Мещовска, Тимирязевскую академию г. Калуги.
Работал и был мобилизован 25 сентября 2022 года.
Выполняет свой долг в СВО на Запорожском направлении.
Смирнов Алексей Николаевич
Обычный парень, который родился 20.06.1996 года в г.Сухиничи. Поступил учиться в нашу школу-интернат 1 сентября 2008 года. После окончания нашей школы решил поступать в Сухиничское ПТУ, где познакомился со своей будущей женой. У них появилось 2 очаровательных ребенка.
Когда началась специальная военная операция на Украине, Алексей не смог стоять в стороне. Как все мужчины решил внести свой вклад в защиту страны, обеспечить безопасность нашей Родины. Алексея Николаевича призвали по мобилизации. Сегодня Алексей ответственно выполняет свой воинский долг.
Вывод: Вы – наши герои! «Возвращайтесь скорее к своим родным!»
- Ребята! Давайте вместе произнесем это «Возвращайтесь скорее к своим родным!»
Сейчас Роман прочитает стихотворение. Послушайте внимательно.
Могуча Россия на все времена –
И в прежние годы, и ныне.
Героями наша Отчизна сильна,
Отечество славится ими.
Сегодня героев поздравить хотим:
Вас много, мы вами гордимся.
Мы помним, мы любим, – на этом стоим,
На вас походить мы стремимся.
Для тех, кто стоит на защите страны,
Мы душу и сердце откроем.
Отважны, надежны и духом сильны. Так вечная слава героям
- Ребята! Когда мы писали письмо солдату, три письма написаны конкретно нашим героям - Николаю, Александру, Алексею. Мы должны передать эти письма их родным.
IV.Итог занятия.
- Сегодня вы узнали о героях живущих рядом. Доброта, отвага, мужество, честь, долг помогли этим простым людям совершить подвиг. Думаю, что они вызвали у вас гордость. Ребята, ответьте на вопрос.
- Герой. Кто он? (Герой - обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.)
- Героическим поступком можно считать не только подвиги, но и значимые дела, совершенные для блага людей. Какие маленькие подвиги мы можете совершать уже сейчас?
8. Групповая работа. (предложения детей о помощи)
- Очень важно, ребята, заметить, кто нуждается в помощи. Только самые внимательные это увидят, почувствуют сердцем. Этому надо учиться. Встаем в круг. Вспомните, нужна ли ваша помощь кому-нибудь из ваших знакомых, родных, одноклассников? Можете ли вы им помочь? Как? Что для этого надо сделать? Расскажите. Воспитатель начинает с себя.
- Заставьте себя добросовестно учиться и работать, приобретайте трудовые навыки - это тоже путь к подвигу! Попытайтесь сделать так, чтобы повседневные дела были вам не в тягость и рано или поздно вы совершите героический поступок! Подведение итога. Метод ХИМС. Хорошо, интересно, мешало, возьму с собой.
Внимание на экран. Сейчас мы с вами споем песню караоке «Дорогою добра».