Классный час для 5 класса на тему: "Я горжусь своим родом"

Подготовила учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «Хрустальская школа №33 им.кавалера Шахтерской Славы И.Д.Яворского»

Черняга Ирина Николаевна

Цель: развивать у школьников интерес к родословной своей семьи, учить грамотно оформлять результаты исследований.

Подготовка к классному часу:

Оформление учащимися генеалогического древа своей семьи.

Написание сочинения “Кем я могу гордиться в своей семье”.

Оформление стенда “Старая фотография из семейного альбома”.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о семье, о своём роде. Что же это такое, «Мой род?»

Мой род – это дерево весной в цветах,

Семья – это ветка осенью в плодах,

Мой сад - это жизнь моих родных детей,

Они продолжают жизнь моих корней.

Учитель: Здравствуйте, ребята, гости! Сегодня у нас особенный день. В течение месяца вы успели сделать многое, побывали в различных ролях: историков, когда составляли родовое древо, журналистов, когда расспрашивали родителей, дедушек и бабушек о предках, были писателями, создавая сочинение о своих родственниках.

Помогать нам сегодня будет еще один гость – Архивариус, ведь кому как не ему, хранителю архивов, известно все о древних обычаях. Бывает, дивишься увиденному: высокое дерево гнется под ураганами, поливается ливнями, засыпается снегами, но знай себе стоит и не падает. Корни его вошли в землю, крепко держат, силу дают. А другое, со слабыми корнями, чуть ветер поднатужится, ломается и погибает. Не так ли бывает с человеком, у которого нет “корней”? “Корни” – это жизнь отцов, дедов и прадедов, семейные традиции, память о славных делах предков, гордость за свою фамилию. Обратимся к Архивариусу, чтобы узнать, откуда пошла эта традиция – изучать свою родословную.

Архивариус:

Традиция составлять родословные существует испокон веков. Из века в век, из поколения в поколение в семье любого народа считалось необходимым знать историю своего рода. Богатой считалась не только та семья, у которой было много материальных ценностей, но и та, которая была духовно богата, где каждый знал, уважал, гордился именем отца, деда, прадеда. На Руси эта традиция была развита еще в дохристианский период. “ Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи…” – писал академик Д.С.Лихачев. В русской истории трудно найти среди достопамятных людей личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду.

Учитель: Да, перекати-поле без корней, потому при малейшем дуновении ветра катится с места на место, а человек имеет корни. Это его семья, теплый дом, очаг, родные люди…

К сожалению, теперь сведения о предках у всех скупы. А в старину, прежде чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена.

Давайте посмотрим, до какого колена знаете своих родственников вы. Все вы составили свои родовые генеалогические древа. Конечно, на ваших деревьях не 5 тысяч исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина, но вы проделали большую и важную работу. Расскажите, как вам удалось собрать столько сведений?

Ребята демонстрируют свои генеалогические древа, рассказывают, кто помогал им собирать сведения, как долго они трудились над схемой, интересно ли им было заниматься этим делом.

Ученица:

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из дружной семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ – родительский дом.

Учитель: Ваши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки были разными по роду занятий, должности, чину, но уверена, что все они были достойными людьми, которыми вы гордитесь.Рассказ ученика

На стене фотография с датой,

На ней времени жёлтый налёт

Сорок первого года солдаты,

Значит тяжкий путь каждого ждёт.

Смотрят лица простые и близкие,

Хоть их смысл до предела был сжат

Эти годы теперь обелисками

Тишину деревень сторожат.

Сколько горькой утраты им выпало

До конца не объять никому

Небо звёздами души рассыпало

Помня сгибших в военном дыму.

На стене фотография с датой,

На ней времени жёлтый налёт

Сорок первого года солдаты,

Значит тяжкий путь каждого ждёт.

Минута молчания в честь погибших в ВОВ.

Ученик:

Семейным альбомом всегда дорожите.

Его как реликвию нужно хранить.

На самое видное место кладите,

Чтоб прошлое в памяти вмиг воскресить!

 

Учитель. Живет человек, пользуется какими-то вещами, которые ему дороги, так как связаны с какими-либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить как память, передаем ее из поколения в поколение. Почему же мы храним эти вещи? Пора обратиться за помощью к нашему мудрому Архивариусу.

Архивариус: “Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности”, - считал А.С.Пушкин. Сам он гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал её друзьям. На мысли о прошлом, о предках наводило все, что было внутри и вокруг дома: аллеи и деревья, посаженные предками, сами постройки, гостиные каждого имения, украшенные портретами предков, хозяйственные книги и календари с пометками за многие десятилетия. Конечно, в прежнее время не было поклонения перед вещью, принадлежавшей деду, прадеду – все предметы носили практический характер, но многими предметами пользовались по несколько десятилетий, и в этом был глубокий смысл.

Учитель: Ребята, очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего. На Руси тех, кто не знал свои корни, называли “Иванами, не помнящими родства”. Человек, который не хочет помнить своё прошлое, историю своего рода и страны.

Выражение это пришло из полицейских протоколов дореволюционной России.

Беспаспортные бродяги, беглые каторжники, крестьяне, убежавшие от помещиков, попав в руки полиции, старались замести следы и не выдать настоящего своего имени.

Все как один записывались Иванами, а на вопрос о происхождении, о семье или о родственниках отвечали, что родства своего не помнят.

Так и оставались они в официальных бумагах Иванами, родства не помнящими. Вы проделали огромную работу: составили родословные своих семей, рассказали о своих близких. Значит, к вам это выражение не относится.

Надеюсь, что ваши родители уже заинтересовались вашими новыми исследованиями. Кстати, они, наверное, и сами давно собирались заняться этой работой, но у них все не доходили руки. Учеными доказано, что люди к 30-40 годам начинают глубже интересоваться своими корнями. Так что воспользуйтесь их интересом, и они помогут вам продолжить это важное дело.

Продолжайте работать над историей рода, чаще заглядывайте в старинные альбомы. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечнозеленым, с мощными корнями и пышной кроной.

Учитель: - Если подумать, ещё много можно вспомнить родственников. И ко всем нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья. Семейная жизнь – необыкновенный труд. Иногда, сами того не желая, мы, дети, становимся неуправляемыми, где-то дерзкими и часто своим поведением или словом огорчаем родителей. Я думаю, наша встреча заставила многих ребят задуматься, по-другому посмотреть на себя и переосмыслить своё поведение по отношению к близким людям. Я хочу каждому подарить памятку «Правила заботливого и любящего сына (дочери)».

«Правила заботливого и любящего сына (дочери)»

Ученик и ученица читают правила:

1. Настоящие сын и дочь берегут покой родителей.

2. Настоящие сын и дочь заботятся о благе своей семьи.

3. Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.

4. Не вступайте в пререкания со старшими.

5. Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.

6. Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.

7. Не делайте того, что осуждают старшие, - ни на их глазах, ни где-либо ещё.

8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.

9. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё никого нет, кроме тебя.

Учитель:

Всё начинается с семьи.

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы…

Всё начинается с семьи.

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность жизни видеть –

Всё начинается с семьи.

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

И только не сдаваться!

Всё начинается с семьи.

Песня «Семейный альбом»

В семейном альбоме долгими днями

Старые фото нас ждут.

К ним прикоснуться можно руками,

И сразу они оживут.

Встречи, разлуки, счастье и драмы -

Ты просто на них взгляни.

Вот папа влюблённо смотрит на маму,

Едва ли знакомы они.

Вот фотография дедушки с фронта,

Он взрослый не по годам.

Словно всех нас он видит со снимка

И улыбается нам.

Вот папа со свёртком, крылечко роддома,

А мама держит цветы.

Всё в жизни у них теперь по-другому,

Теперь появился ты.

Старые фотографии –

Просто и без вранья.

Старые фотографии –

Мама, папа, я.

Старые фотографии,

Где мир такой большой.

А на обороте даты

Маминой рукой.

Вот ты с опаской ступаешь вперёд

В таких смешных ползунках,

Вот ты взлетаешь, как самолёт,

В папиных сильных руках.

А это бабуля в старом платке

На крыльце деревенского дома.

А вот босиком ты шагаешь к реке

По той же странице альбома.

Ты с букварём, ты на продлёнке,

А это уже выпускной.

Взрослели мальчишки, смущались девчонки,

Но детству не скажешь: "Постой!"

Здесь нет ни репостов, ни классов, ни лайков ни Инстаграм,

Зато в этих честных рассказах всё то,

Что так дорого нам.

Старые фотографии –

Просто и без вранья.

Старые фотографии –

Мама, папа, я.

Старые фотографии,

Где мир такой большой.

А на обороте даты

Маминой рукой.

Обидно, что с каждый годом

Всё реже открывается он,

И эти тёплые фото

Навсегда заменил телефон.

Старые фотографии –

Просто и без вранья.

Старые фотографии –

Мама, папа, я.

Старые фотографии,

Где мир такой большой.

А на обороте даты

Маминой рукой.