Классный час «Произведения для детей композитора Владимира Коровицына»
1.Определение цели проекта:
- научить детей выбирать нужный материал по теме;
- научить работать в коллективе;
-воспитывать ответственность за общее дело;
- развивать умение рассказывать, увлекать слушателей
- готовить концертный репертуар по теме
2. Определение темы проекта: «Произведения для детей В. Коровицына»– музыку Коровицын писал специально для детей, она доступна, понятна детям, очень образна, красива. Многие ученики имеют в своём репертуаре его произведения, а живое исполнение всегда воспринимается слушателями с большим вниманием и интересом.
Определение срока реализации: февраль 2024 года.
3. Определение участников:
ведущие – Агапова Василиса и Нечаева Алина
Исполнители на рояле – все учащиеся моего класса:
Агапова Василиса, Андреева Аня, Андрианова Дуня, Афанасенков Юра, Баранова Катя, Васильева Вика, Грудцын Миша, Кошкарёв Егор, Кряжев Прохор, Логутенко Варя, Максимова Даша, Снисаренко Милана, Цыпляева Аля, Баранова М.Д., Кошкарёва Т.А.
4. Поиск материала и распределение текста между ведущими,
поиск видео-материалов: портрет Владимира Коровицына.
Разучивание, повторение пьес с исполнителями.
5. Репетиции:
а) отдельно с каждым участником,
б) общая генеральная репетиция в зале.
Осуществление проекта
повышает интерес учащихся к изучаемой теме;
выводит классическое обучение на современный проектно-исследовательский уровень;
меняется роль учителя: из наставника он превращается в коллегу, сотрудника;
позволяет интегрировать знания и умения;
значительно повышает уровень подготовки учащимися произведений к концертному исполнению.
Концерт-беседа «Произведения для детей композитора Владимира Коровицына» состоялся 27.02. 2024 года. Присутствовали учащиеся фортепианного отделения, их родители, всего 42 человека. Ведущие Агапова В. и Нечаева А. смогли доходчиво, образно, выразительно изложить отобранный материал: рассказали о годах учёбы композитора, о его работе над педагогическим репертуаром для детей, об особенностях его музыкального языка, проиллюстрировав свой рассказ видеоматериалами. Затем провели концерт из произведений В. Коровицына.
Участники концерта перед исполнением приготовленных произведений прочитали стихи, соответствующие содержанию пьесы, стихи они подбирали сами.
1 ведущий: Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые взрослые. Сегодня мы приготовили для вас концерт – беседу о творчестве замечательного композитора, нашего современника, Владимира Коровицына.
2 ведущий: Его знают ученики музыкальных школ в России, Белоруссии, Казахстане, Литве, Швейцарии, Канаде, Норвегии, Германии, США и других странах. Он сочиняет музыку в основном для фортепиано уже несколько десятков лет, его нотные сборники до сих пор издают и переиздают. Музыка, написанная Владимиром Коровицыным, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Его музыка отличается особой мелодичностью, современностью интонаций, тонкой гармонизацией, изысканной пианистичностью, удобно ложащейся на пальцы фактуры. Благодаря таким качествам музыка новгородского композитора востребована преподавателями многих музыкальных школ России. Язык композитора чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким учащимся и подросткам.
1 ведущий: Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ №1, выпускник Новгородского музыкального училища (по классу баяна), он с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. Лауреат конкурсов "Melody competition" (Стокгольм, 1992) и «Весна романса» (Санкт-Петербург, 2000) в композиторских номинациях. В настоящее время живет в родном городе.
2 ведущий: В юбилей Великого Новгорода Санкт-Петербургское издание “Композитор” опубликовало концерт для фортепиано с оркестром. Сочинение новгородского автора является первым сочинением подобного рода, написанным в Великом Новгороде. Оно носит название “Concerto grosso” и имеет на титульном листе посвящение 1150-летию города.
1 ведущий: В его творческом багаже есть музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения, произведения для фортепиано.
2 ведущий: Тематика его сборников доступна и понятна детям: события из жизни, картины природы, портреты сказочных персонажей, отражение современности. В небольших по объему пьесах перед учащимися последовательно ставятся полезные для воспитания юного пианиста художественно-исполнительские задачи.
1 ведущий: Сегодня наши ученики сыграют приготовленные пьесы из «Детского альбома». Вот что говорит о этом сборнике сам композитор: «Пьесы, составившие сборник, я надеюсь, внесут некоторое разнообразие в обиходный круг обычно предлагаемых к разучиванию произведений. Удерживая в себе все лучшие черты, присущие барочной, классической, романтической и даже джазовой музыке, они в тоже время несут в себе современный интонационно-гармонический комплекс. Кроме того, многие из них удобны и в чисто пианистическом отношении".
2 ведущий: Пьесы, представленные в сборнике, являются хорошим пополнением учебного репертуара учеников ДМШ. Сборник содержит не только музыкально-инструктивные пьесы, но и отрывки из фортепианных циклов композитора: "Русская тетрадь", "Джазовая коллекция", "Обаяние ушедших эпох".
1 ведущий: Итак, начинаем наш концерт. Полька “Деревянные башмаки” - написана в характере народного немецкого танца и как бы передает постукивание деревянных башмаков по булыжной мостовой. (исполняет Андреева Аня)
2 ведущий: “Емеля на печке едет” - задорная мелодия, стилизованная под народную плясовую. Пьеса жанрового характера, которой присуще ярко выраженная картинность и сюжетность. В пьесе обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских песен. ( исполняет Васильева Вика)
1 ведущий:. Вариации «Мужичок с гармошкой” - русская плясовая песня. Все вариации выдержаны в танцевальном стиле. (исполняет Кряжев Прохор)
Ой, расступайся, народ, гармонист на круг идёт,
Знать без всякого греха, будет праздник до утра.
Ты играй, гармонист, чтобы было жарко.
Ты ж не с нашего села —нам тебя не жалко.
Молодец, гармонист, громко ты играешь!
Жалко только невпопад на кнопки нажимаешь
2 ведущий: Прогулка (исполняет Цыпляева Аля)
Мы пойдем сейчас гулять,
Но не будем замерзать.
Чтобы нам теплее стало,
Завернемся в одеяло! Ленточка яркая!
Одеялко жаркое!
Только глазоньки да нос!
На прогулку! На мороз!
1 ведущий: “Девичий хоровод” - очень выразительная напевная мелодия. По характеру это светлая миниатюра, которая отличается выразительностью мелодического рисунка и спокойным плавным ритмом. (исполняет Баранова Катя)
Хоровод, хоровод,
задушевный хоровод!
Как лебёдушка, по кругу
дева каждая плывёт,
Словно павы величавы
и сияют красотой —
От мелодии душевной,
так нетрудно быть такой.
От мелодии душевной
и берёзка поплывёт,
Девы статны, как царевны.
Славься русский Хоровод
2 ведущий: Вальс Золушки. (исполняет Логутенко Варя)
Я зажигаю огарок свечи, о Золушке книжку читаю.
И снова неведомой силою меня в эту сказку влечёт.
Золушка, Золушка, милая, хрустальный примерь башмачок!
1 ведущий: Пир на весь мир (исполняет Кошкарёв Егор)
Пережил Герой все беды
И добрался до победы,
Поженился. На весь мир
Был устроен славный пир
2 ведущий: Два клоуна. (исполняет Афанасенков Юра)
Клоун рыжий,
Клоун белый,
Клоун трус
И клоун смелый,
Клоун Бом
И клоун Бим —
Клоун может быть любым.
На проделки их глазея,
Мы кричим: — Вот это да!
Только клоуна злодея
Не бывает никогда!
1 ведущий: Бурре. Это старинный французский танец, танец дровосеков. Позже он попал в аристократические замки и его стали танцевать дамы и кавалеры (исполняет Максимова Даша)
2 ведущий: Куклы сеньора Карабаса. Все мы читали сказку про Буратино и его друзей, с волнением следили за их приключениями. (исполняет фортепианный дуэт Баранова Катя – Кошкарёв Егор)
1 ведущий: Есть в сборнике и пьесы из цикла “Джазовая коллекция”. Пьесы этого цикла имеют капризный, синкопированный ритмический рисунок и современные гармонии.
«Кэк уок» - это негритянский танец, который возник в США и стал популярен в Европе. Является прародителем всех современных танцев. На смену ему пришли блюз, фокстрот и многие другие эстрадные танцы. Синкопированный ритм придает этому танцу задорный, зажигательный характер. (исполняет Максимова Даша)
2 ведущий: «Хорошее настроение» - непринужденная мелодия, в которой слышны современные гармонии. (исполняет Васильева Вика)
Настроение — это важно,
Это ведь настрой души!
Будет пусть оно прекрасным
И таким его держи.
Береги его от злости,
От уныния, грубых слов.
Пусть оно тебе поможет
В достижении своих высот!
1 ведущий: Уличный фокусник. (исполняет Грудцын Миша)
Выступает Фокус-Покус!
Маг! Волшебник! Чародей!!
Восхищает Фокус-Покус
В цирке взрослых и детей
Достаёт он из ушей
Двадцать пять карандашей!
Вынимает из кармана
333 банана!
2 ведущий: Воробушки. (исполняет Снисаренко Милана)
Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
1 ведущий: Первая проталинка. ( исполняет Андрианова Дуня)
Первая проталинка
Просится к весне.
Открывает спаленку
Неохотно снег.
Под опекой неженки
Скоро выйдут в свет
Первые подснежники -
Талым устьям вслед.
2 ведущий: «У вечного огня» - пожалуй, одно из самых ярких и выразительных произведений «Детского альбома». Скорбно, выразительно и в то же время певуче звучит это произведение. Ярко передано настроение: боль за погибших и гордость за победу. (исполняет Агапова Василиса)
1 ведущий: Мелодия дождей
Есть в музыке дождя волшебной силы ноты,
смывающие грусть с израненной души.
Зря называют дождь унылой непогодой:
ты к шёпоту его прислушайся в тиши.
Намокших тополей чуть слышное дыханье,
в бездонной вышине — забытая звезда…
Есть в музыке дождя аккорды состраданья,
чарующий мотив, летящий в никуда.
Волнами плещет жизнь: то — встречи, то — разлуки,
то — годы напролёт в унылой суете.
Есть в музыке дождя волшебной силы звуки:
молитвенный призыв к любви и доброте ( исполняет фортепианный дуэт наших педагогов Марина Дмитриевна и Татьяна Александровна.)
Наш концерт-беседа понравился и слушателям, и исполнителям – ученикам класса, которые предложили и в следующем учебном году подготовить и провести подобный классный час, посвящённый творчеству какого-либо композитора, пишущего музыку для детей.