Как стать более умным и эрудированным человеком

Цели: формирование интереса к познанию и поиску новой информации.

Задачи:

Личностные: содействовать пониманию значимости расширения своего кругозора. Метапредметные (развивающие):

коммуникативные – содействовать сотрудничеству обучающихся внутри малой группы в поиске необходимой информации;

познавательные – формировать умение обучающихся формулировать вопросы на основе представленной информации;

регулятивные – способствовать выполнению обучающимися заданного плана действий. Предметные (обучающие): формировать умение обучающихся работать с разными источниками информации.

Форма организации детей: фронтальная, групповая. Место проведения: учебный кабинет класса. Оборудование и наглядные пособия: конверт-копилка Эрудита, клубок ниток

3. Воспитательные:

Создать атмосферу здорового соревнования;

Заставить применять свои знания, думать, сопоставлять, оценив

ать ответы товарищей по команде.

Оборудование : песочные часы, портреты ученых и их достижения - лото, ноутбуки, название трека

Ход занятия

- Мы продолжаем работу по треку «Эрудит».

- Давайте вспомним, кого же мы называем эрудитом?

- Да, это человек, обладающий огромным багажом знаний, который способен дать ответы на многие заданные вопросы в различных областях науки. Человек, имеющий глубокие и широкие познания, обладающий обширным запасом информации.

- Что надо делать, чтобы стать эрудированным человеком и расширить свой кругозор? ( ответы детей)

- На сегодняшнем занятии мы узнаем 4 способа на каждый день , как стать эрудированном человеком, расширить свой кругозор. ( Вот несколько способов, которые мы сможем выполнить на занятии). (На доске перевёрнутые листы бумаги)

СЛУШАЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДКАСТЫ

!

-Что такое подкасты? Небольшие интересные разговорные передачи на различные темы, например Почему мы моргаем? Почему самолеты белые? Когда вы заняты какой – либо физической работой или на прогулке находитесь, включайте тематические подкасты, которые могут вам пригодиться в дальнейшем

- Сейчас вашему вниманию будет предоставлен подкаст на тему « Эрудиты России»

( выступление 5 ребят с презентацией)

Иван Петрович Кулибин родился в 1735 году ( в 18 веке) под Нижним Новгородом . Русский механик, самоучка - изобретатель. С юного возраста увлекался механизмами.

Иван Петрович разработал более 2 тыс. чертежей механизмов, приборов и зданий. Однако большинство из них не были реализованы. Среди его задумок был одноарочный мост через реку Неву, проект которого признали блестящим, но так и не воплотили в жизнь. Изобрел самостоятельно движущуюся повозку, которой можно было управлять с помощью педалей ( можно сказать он изобрел аналог автомобиля и велосипеда). До сегодняшнего дня сохранилось лишь одно изобретение Ивана Кулибина, хранящееся в Эрмитаже – это часы величиной с гусиное яйцо, состоящее из тысячи мельчайших деталей, заводились раз в сутки и отбивали положенное время. Часы играли сочинённую им мелодию. На изготовление этих чудесных часов Кулибин потратил больше 2-х лет.

____________________________________________________________________

С 1840 по 1870 год десятки изобретателей пытались создать лампу накаливания. Неудача следовала за неудачей, и на идею уже махнули рукой. И вот в 1872—1873 годах русский инженер и изобретатель Александр Николаевич Лодыгин сделал первую в мире лампу, которая выдержала испытания. Она горела всего лишь полчаса... Когда из стеклянной колбы стали откачивать воздух, лампочки сделались долговечнее. В 1873 году две лампы Лодыгина загорелись на улицах Петербурга.

__________________________________________________________

Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский ученый, химик, физик, художник, поэт и писатель. Он также прославился в астрономии, геологии, приборостроении, географии. Это гений, который двигал науку в различных направлениях. Учёные всего мира многим обязаны совершённым им открытиям.

Гениальный учёный знал 17 языков, из которых 12-ю владел в совершенстве.

Ломоносов совершил множество открытий в различных областях , например, придумал , как делать цветное стекло, впервые с достаточно большой точностью посчитал возраст нашей планеты, объяснил происхождение северного сияния, создал первые в России молниеотводы. В 1755 г. По инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам».

________________________________________________________________

Николай Лобачевский - выдающийся математик. В гимназии учился отлично, особые успехи он демонстрировал в точных науках. В 14 лет Лобачевский стал студентом Казанского университета, он проявлял особенную склонность к изучению физико-математических наук. Одна из выдающихся его работ называлась « О началах геометрии».

В дальнейшем Лобачевский стал ректором этого университета, который стал одним из лучших Университетов России. Мировое признание к нему пришло лишь через 10 лет после его смерти.

- Посмотрите, сколько нового узнали за эти несколько минут

ТРЕНИРУЙ МОЗГ НА ЗАПОМИНАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

!

- Легче всего это делать при помощи запоминания стихов, песен. Давайте вспомним стихи, которые с вами учили « Клятву эрудитов»

Со знанием служить науке,

Упражнять и голову, и руки.

Не сдаваться и искать,

Силу знаний умножать.

Не мириться с неизвестным,

Заниматься с интересом.

Открывать и узнавать,

Трудности преодолевать

Но полезнее всего – учить слова из иностранного языка. Ваша память будет получать регулярные тренировки.

ИМЕЙ ПРИВЫЧКУ ЧИТАТЬ

КНИГИ

!

- Неслучайно эмблема трека « Эрудит» - это раскрытая книга ( показывает). И слова нам знакомы с ранних лет « Кто много читает, тот много знает»

УЧАСТВУЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ

ИГРАХ И ВИКТОРИНАХ

- И вот сейчас я вам предлагаю поучаствовать в викторине « Друзья эрудита»

Вас будет оценивать жюри – это ребята лидеры движения первых, которые смогли поучаствовать уже не в одной интеллектуальной викторине не только в лицее, но и в городских мероприятиях и даже в региональных конкурсах, заняв призовые места. Это Умнов Илья, Мелина Вероника, Чимаров Матвей ( показывает презентации про этих ребят)

А) Разминка на ноутбуках

Б) За ведущим

В) На экране « Эрудит»

Лесной доктор (Дятел)

2. Подземный вид транспорта (Метро)

3. Звезда, освещающая землю (Солнце)

4. Перерыв между уроками (Перемена)

5. Хоккейный “мяч” (Шайба) 6. 6. 6. Для какой цели городской ласточке требуется глина? (Для строительства гнезда)

7. Подземная часть растений? (Корень)

8. Кого на свете больше всех: зверей, людей, насекомых, птиц. (Насекомых)

9. Самое теплое время года (Лето)

10.Сколько крыльев у жука? (4.)

11. В детском саду на батарее сушатся 12 варежек. Сколько это пар?

12.Кто свой домик носит на себе? (Улитка)

13. Зачем тигру полоски, а жирафу пятна? (Для маскировки)

14.Птица для отправки писем? (Голубь)

15.Если его не бросить, то корабль уплывёт. (Якорь)

16.На крайнем севере это животное впрягают в сани. (Олень)

17.Дерево, символизирующее Россию (Береза)

1. Полосатая лошадь (Зебра)

2. Вечерний прием пищи (Ужин)

3. Естественный спутник земли (Луна)

4. Необходимая для жизни жидкость (Вода)

5. Колючка на розе (Шип) 6. 6.Какое полное имя у Риты?

7. Верный друг Гены? (Чебурашка)

8. Собрали вместе 7 стогов сена и еще 11 стогов. Сколько стогов получилось? (Один)

9. Самый умный коротышка Цветочного города. (Знайка.)

10. Сколько ног у паука? ( 8)

11. Имя мальчика, который стал козленочком? (Иванушка)

12. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

13. Какое топливо добывают на болоте? (торф)

14. Продукт , который получают из свёклы или тростника.(сахар)

15. Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)

16. Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова)

17. Металл, бегающий в градуснике (Ртуть)

1.Царь зверей (Лев)

2. Четвертый день недели (Четверг)

3. Группа звезд на небе (Созвездие)

4. Замёрзшая вода (Лёд)

5. Низ обуви (Подошва)

6. Самый короткий месяц. (Февраль)

7. Какой жук носит название того месяца в котором он родился? (майский)

8. Крыса старухи Шапокляк. (Лариска.)

9. Самая маленькая птичка.

(Колибри.)

10. Сколько цветов в радуге? 11. Девочка, живущая в цветке (Дюймовочка)

12. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

13. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

14. Что мешало спать принцессе? (Горошина)

15. В чем сила Хотабыча? (В бороде)

16. Сказочное название скатерти? (Самобранка)

17. Что случается с пчелой, после того как она ужалит? (Погибает)

Пока жюри подводит итоги, откроем последний способ, как стать эрудитом

ИЗБАВЬСЯ ОТ ПР

ИВЫЧКИ ОТКЛАДЫВАТЬ ВСЁ НА ПОТОМ

-Хотелось бы , чтобы с сегодняшнего дня вы следовали бы этим способам , чтобы повысить свою эрудицию и расширить свой кругозор.( В конверте памятки – буклеты о сегодняшнем занятии)

Слово жюри

Желаю вам, чтоб ни какие соревнования не смогли разрушить вашей дружбы ( песня « Ты , да я , да мы с тобой»)