Тема: Настроение – это не пустяк
Цель: развитие у обучающихся умения выражать своё настроение и чувствовать состояние другого человека.
Задачи:
-учить контролировать своё настроение; объяснить, что настроение людей зависит от человеческого общения в жизни, вызвать желание делать приятное окружающим людям.
-развивать эмоционально-чувственную сферу обучающихся.
-воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.
Ход классного часа.
Этап,
виды работ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Мотивационно- целевой этап
- Здравствуйте, ребята, мне приятно видеть вас. У вас на партах сигнальные карточки с изображением лиц с различным настроением. Выберите то, которое отображает ваше сегодняшнее настроение.
- Ребята, а вы знаете, что такое настроение?
- Правильно. Человек может радоваться и огорчаться, веселиться и страдать. От того, какое настроение у человека, зависит, как он будет трудиться, общаться с окружающими, и даже зависит здоровье.
Выбирают карточки
- Настроение - это душевное состояние.
II. Основной этап
3. Игра «Облака»
4. Миф «Откуда взялась улыбка»
5. Советы психологов
6. Игра «научи нас»
7. Игра «Это – можно, это – нельзя»
- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какую цель мы перед собой поставим?
- Слово настроение мы обычно сочетаем с какими словами?
- А ещё какое бывает настроение?
- Да, так можно сказать, когда человек безразличен ко всему. Но о настроение ещё можно сказать, что оно…
- Закройте глаза и попробуйте увидеть, какого цвета хорошее настроение.
- В каких случаях у вас бывает прекрасное настроение?
- Какие ощущения вы испытываете в этот момент?
- Какое настроение вызывает такая картина?
- А попробуйте, закрыв глаза, увидеть цвет плохого настроения.
- Таким оно бывает, когда не выспишься, получишь плохие оценки, плохо себя чувствуешь. В этот момент никого не хочется видеть, ничего делать…
- Вы общаетесь с людьми постоянно. С каким человеком легче и приятнее общаться?
- Если человек жизнерадостен, приветлив, с ним приятно поговорить, поделиться своими планами. Он легко развеет ваши грустные мысли, веселит надежду, и вы почувствуете себя легко и уверенно, вам захочется с ним общаться, дружить. С человеком постоянно злым, недовольным трудно общаться, он чаще бывает одинок, и от этого у него может развиться депрессия. Вот почему от настроения зависит и ваше здоровье, ваши отношения с друзьями и родственниками.
- По каким признакам вы определяете: хорошее настроение у вашего собеседника или плохое? Приведите пример.
- А сейчас поиграем. Попробуем определить настроение.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глазки,
А что увидел я, то вам
Всё расскажу сейчас.
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго, долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз.
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
И каплями – дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно, грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.
А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот:
-Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Скорей летим со мной!
Так очень долго я играл,
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
- Какие облака встретились?
- От чего у автора менялось настроение?
- Сделаем с вами вывод: влияет ли настроение окружающих на нас и наше настроение на окружающих?
- Поэтому каждый человек должен учиться контролировать своё настроение. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения.
Просыпайтесь с мыслью, что день принесёт удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу. Без улыбки не может прожить ни один человек, даже животные по – своему улыбаются. Человеческая улыбка живет века, тысячелетия и поражает своей красотой.
- А знаете ли вы, откуда пришла улыбка? Послушайте миф о том, как пришла улыбка к людям.
Это было давно, очень давно, когда люди ещё не умели улыбаться… Жили они грустно и уныло. Мир был для них чёрно-серым. Блеск и величие солнца они не замечали, звёздным небом не восторгались, не знали счастья любви. В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на небесах решил спуститься на Землю.
- Но с чем я приду к людям? - задумался он. Ему хотелось прийти к людям в гости с подарком. И тогда он обратился к Отцу за помощью.
- Подари людям вот это, - сказал ему Отец и протянул маленькую искру, она светилась всеми цветами радуги.
- Что это? - удивился добрый ангел.
- Это Улыбка, - ответил Отец, – положи её себе в сердце и принесёшь людям в дар.
- И что она им даст?
- Она принесёт им особую энергию жизни.
- Добрый ангел вложил удивительную искру в сердце свое. И в это мгновение добрый ангел спустился на Землю.
Новорождённый заплакал. Но не потому, что испугался тёмной пещеры, угрюмых людей, с недоумением глазевших на него. Заплакал от обиды, он не знал, как быть: подарить людям принесённую им улыбку или утаить её от них. И решил: извлёк из сердца лучик искры и посадил его на уголке своего ротика.
- Вот вам подарок, люди, берите! – мысленно сообщил он им.
Мгновенно пещеру осветил чарующий свет. Это была его первая улыбка, а угрюмые люди увидели улыбку впервые. Они испугались и закрыли глаза. Только угрюмая мама не могла оторвать глаз от необычного явления, сердце её зашевелилось, а на лице отразилось это очарование. Ей стало хорошо.
Постепенно люди привыкли и тоже попытались подражать младенцу. Всем стало хорошо от необычного чувства в сердце. Улыбка стёрла с их лиц угрюмость. Глаза засветились любовью, и весь мир для них стал красочным: цветы, солнце, звёзды вызывали у них чувства красоты, удивления, восхищения. Так пришла к людям улыбка.
- Какой подарок принёс добрый ангел людям? От чего стало хорошо угрюмым людям?
- Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. А кому вы улыбнётесь, проснувшись утром?
- А чтобы научиться улыбаться, можно сделать себе простые памятки. Для этого надо нарисовать симпатичные, улыбающиеся рожицы и развесить их дома так, чтобы вы могли их видеть и улыбаться. Давайте нарисуем друг другу такие рожицы. У вас на партах лежат круги, возьмите фломастеры или карандаши и разрисуйте вашу рожицу.
- Все нарисовали? А теперь с улыбкой подарите вашему соседу по парте.
- Приятно получать подарки?
- Как вы себя чувствуете, когда вам говорят что-нибудь приятное?
- Как себя чувствуете, когда вам говорят что-нибудь неприятное?
- В каких случаях вы сами говорите другим неприятные вещи? Думаете ли в этот момент о том, что вы говорите?
- А сейчас прочитаем советы психологов, помогающие избавиться от плохого настроения.
1. Высказать свои чувства.
Рассказать кому-нибудь о своём плохом настроении: родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.
2. Надуть злостью шарик.
Надуть шарик, завязать бросить его в мусорный контейнер или в воздух – с ним ваше настроение улетит далеко.
3. Потопать ногами.
Вы дадите физический выход своим отрицательным эмоциям, вместе с ней уйдет и злость.
4.Спеть добрую песню, сплясать быстрый танец.
- Ребята, а давайте с вами под весёлые стихотворения выпустим плохое настроение и просто повеселимся. Встаем из-за своих парт и повторяйте за мной.
Если птицы распевают тут и там,
Если бабочки расселись по кустам,
Научи нас веселиться, покажи нам, как резвиться,
А мы будем делать так же, как и ты.
Если выучил урок ты назубок,
Да к тому ж еще товарищу помог,
Научи нас веселиться, покажи нам, как резвиться,
А мы будем делать так же, как и ты.
Если больно ты ушибся о косяк,
Если шишка на макушке, как кулак,
Научи ты нас не плакать, научи нас, как не ахать,
А мы будем делать так же, как и ты.
Если маме всю посуду перемыл
И ни чашки, ни тарелки не разбил,
Научи нас веселиться, веселиться и гордиться,
А мы будем делать так же, как и ты.
Если в космос ты отправился во сне,
Если бегал ты вприпрыжку по Луне,
Покажи, как ты резвился, как резвился, веселился,
А мы будем делать так же, как и ты.
-Успокаиваемся. А теперь я проверю, умеете ли отличать добрые поступки от плохих. У вас на парте карточка с красным и зелёным цветом. Если я называю хороший поступок – вы мне показываете зелёную карточку, если плохой – красную. Посмотрим, кто из вас внимательный.
уступить место старшему в транспорте
нарисовать весёлую рожицу в книге друга
громко сказать, что подруга сегодня одета некрасиво
помочь пожилому человеку перейти улицу
помочь маленькой сестрёнке надуть шарик
выходя из школы, громко хлопнуть дверью
взять у мамы тяжёлую сумку
зевать, особенно громко во время урока
выбрать самый большой кусок торта с розочкой и потребовать положить его к себе на тарелку
поблагодарить маму, когда она помогла тебе одеться
закрывать рот и нос платком, когда чихаешь или кашляешь
бегом вбежать в автобус, торопясь занять место у окна, расталкивая при этом пассажиров
во время спектакля в театре жевать жвачку или есть печенье
- Молодцы, вы все справились.
- О настроении. Узнаем больше о настроении и будем учиться его выражать.
- Хорошее, плохое.
- Никакое, равнодушное.
- Прекрасное, великолепное, замечательное, отличное.
- Светлое, яркое.
- При хорошем настроении, хороших отметках.
- Чувство лёгкости, всё кажется прекрасным, интересным.
- Плохое.
- Оно тёмное, мрачное.
- С тем, у кого хорошее настроение.
- Хорошее настроение.
- Плохое, грустное настроение
- Злое настроение
- Удивлённое настроение
- Хорошее, грустное, злое, удивлённое.
- От настроений облаков.
- Да.
Слушают миф.
Отвечают на вопросы.
Читают советы.
Играют в игру.
По 2 хлопка.
Щелчки пальцами.
Топот ногами.
Хлопки обеими руками по коленям.
1,2 стр – хлопки в ладоши
3,4 – топот ногами и хлопки
III. Заключительный этап
-Ребята, чтобы у нас все получалось, было хорошо, интересно и не скучно было жить, мы должны всегда быть в каком настроении?
- Почему?
- А что мы можем сделать для хорошего настроения?
- Теперь и наше сердце будет посылать всем своё тепло, желать добра и помогать в трудную минуту.
- Покажите, с каким настроением вы уходите с нашей встречи с помощью тех сигнальных карточек с мордашками.
- Я желаю вам, ребята, всегда хорошего настроения и здоровья, любите своих близких, чаще улыбайтесь друг другу! И пусть эти улыбки будут от сердца!
- До свидания!
- В хорошем.
- Улыбаться, говорить хорошие слова, относиться с уважением к друг другу, совершать хорошие поступки.