Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Ростовский колледж рекламы, сервиса и туризма «Сократ»

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора

ГАПОУ РО«РКРСТ«Сократ» поУПР

____________________Н.С.Бородина

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Открытого урока к 190-летию Д.И. Менделеева и 155-летия создания таблицы химических элементов«Количественные отношения в химии (с заданиями практической направленности)»

Выполнила преподаватель высшей квалификационной категории Олифиренко Т.В.

 

 

 

 

 

ОДОБРЕНО

цикловой методической комиссией

естественнонаучных и математических дисциплин

Протокол 3 от 01.10.2024

Председатель ЦМК

___________ О.В.Куликова

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

________ О.Е. Сулименко

_______________________

 

 

 

 

 

2024 г.

 

 

 

Пояснительная записка к открытому уроку

«Количественные отношения в химии»

Дата: «03» октября 2024 г.

ДИСЦИПЛИНА ОУДБ.07 «Химия»

Группа13ТГ7, 4я пара по расписанию.

Длительностьурока 90 минут.

Специальность 43.02.16 «Туризм и гостеприимство»

Преподаватель химии: Олифиренко Татьяна Викторовна.

Цель урока: сформировать представление. направленное на

формирование устойчивого интереса обучающихся к основным базовым понятиям и законам химии (масса вещества, объем, количество вещества, молярный объем, постоянные величины – константы, например число Авогадро)

Задачи урока

а) образовательные:

- продолжить формировать знания и умения обучающихся по дисциплине «Химия»;

- по расчетным данным применять понятия «Моль вещества», «молярная масса», производить расчеты, пользуясь данными таблицы химических элементов.

б) воспитательные:

-воспитание уважения к личности ученого, способности высказывать собственного мнения и его аргументировать;

-воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к познавательной деятельности,

-формирование правильной самооценки обучащихся;

в) развивающие:

-развитие умений и навыков самостоятельно работать с учебной литературой, с видеоматериалом, применять навыки математических расчетов в химии;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, в том числе при выступлении перед аудиторией.

Тип урока: комбинированный ( словесно – наглядный).

Оснащение урока:

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Раздаточный материал;

-Весы с разновесами, кристаллические вещества, стакан с водой.

 

Методы обучения:

- частично – поисковый;

- словесно –наглядный.

Список используемой литературы:

Рудзитис, Г. Е. Химия. Базовый уровень

:

учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — Москва

:

Просвещение, 2024. — 336 с.

л. — (Учебник СПО). — ISBN 978-5-09-111351-8. - Текст

:

электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2157236 .

3.2.2. Электронные издания

1.Химический портал «О химии и химиках» Менделеевнфо

2. Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru3.Образовательная платформа Юрайтhttps://urait.ru/

3.Электронно-библиотечная система BOOK.RU https://book.ru/

4.Электронно-образовательный ресурс «ЯКласс» https://educont.ru

 

 

 

Технологическая карта урока.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)

I.Организационный момент

-приветствие обучающихся

-проверка присутствующих и готовности обучающихся к уроку

-сообщение темы урока и его целей

 

 

 

II. Основная часть урока

-проверка знаний обучающихся (формулировка закона, работа с таблицей).

-объяснение нового учебного материала с использованием постановки проблемных задач

В ходе урока выставление баллов за правильные ответы, помощь при необходимости при работе обучающихся у

доске

 

III. Обобщение и закрепление нового учебного материала

-предоставить обучающимся возможность высказаться акое из открытий Менделеева самое известное?

А какое самое значимое?

Как открытия 19 века помогли развитию науки химия в 20-м?

 

 

 

IV. Подведение итогов урока

Учитель дает анализ и оценку успешности достижения цели. Объявляет отметки ( по оценочному листу или работе у доски), намечает перспективы последующей работы по теме

 

V. Рефлексия

-мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, на осмысление усвоения материала, удовлетворение своей работой.

VI. Домашнее задание

- предлагает задачи в качестве домашнего задания (на слайде)

I.

-приветствие преподавателя;

 

 

 

 

 

 

II.

На первом часе урока отметить значимость знаний о важнейших открытиях химии. Просмотр видеоматериала о Д.И.Менделееве и его открытиях. Ответы на вопросы. активная деятельность по применению знаний.

 

 

 

 

III Ответы обучающихся, анализ, высказывание мнения

 

 

Работа по заданиям учителя (у доски и на местах)

 

 

 

 

 

 

 

V.

-осмысление своей деятельности на уроке

-проведение самооценки своей деятельности

 

 

 

 

2

 

1

 

 

3-5

 

 

30

 

 

 

25

 

 

 

 

 

10-15

 

 

5

 

 

 

5-10

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание урока.

 

Цель проведения урока-мероприятия:

К 190летию Д.И. Менделеева провести мероприятие,

направленное

на

формирование устойчивого интереса обучающихся к основным базовым понятиям и законам химии (масса вещества, объем, количество вещества, молярный объем, постоянные величины – константы, например число Авогадро)

Отметить значимость и важность открытий Менделеева для российской и мировой науки.

Закрепить практические навыки обучающихся, необходимые для формирования профессиональной направленности обучения (навыки решения задач, в

т.ч

. профессиональной направленности и т.д.)

Оборудование и материалы:

Таблицы химических элементов (короткопериодный вариант)

Лабораторные весы с разновесами.

Химические стаканы.

Кристаллические вещества

(

карбонат кальция, порошок железа и др.)

Растворы (перекись водорода, дистиллированная вода).

—————————————————————————————

Вступительное слово преподавателя.

Значимость личности Менделеева и его открытий:

Фе

враля года не только День Российской науки (Слайд 1). 8Февраля 1834 родился замечательный ученый и общественный деятель Дмитрий Иванович Менделеев – великий химик и геолог, инженер и естествоиспытатель, философ и патриот России и российской науки (видео)

Так как начальные знания по Периодической системе уже получены в рамках школьного курса и занятия 26.09.24, преподаватель задает группе вопрос

«Периодический закон сформулирован Менделеевым ...»

«Свойства простых тел, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от атомных масс химических элементов», то получается, что атомный вес, а правильнее атомная масса – главный критерий для определения места химического элемента. Во времена Менделеева и создания таблицы было так. А теперь?(группа думает, предлагает свои варианты, при правильном ответе преподаватель делает отметку на оценочном листе – (Приложение 1)

Викторина по названиям химических элементов.(Приложение 2)

«Найди элемент по латинской букве» (карточки на выбор 2-3 пары или вся группа - по желанию). Время 3 минуты, итог - каждое слово оценивается в 1 балл в оценочный лист.

 

Обучающимся

предлагается немного посчитать (реализация

межпредметных

связей с математикой).

« Никто не будет спорить, ведь математика- царица наук, химия без математики – ничто, а ведь основы количественной химии сформировались во многом благодаря Д.И.Менделееву.

«Расположить оксиды в порядке возрастания молекулярных масс» - 3 минуты для расчета, работа по вариантам (1-й и 2-й), Две пары обучающихся, получивших первые результаты, поднимают руку и записывают на доске ряд оксидов, преподаватель сравнивает с правильным ответом и делает отметку в оценочном листе.(Приложение 2)

Заслуги Д.И. Менделеева для российской и мировой науки неоценимы. Например, он научил всю Российскую империю «правильно» измерять и взвешивать (поправьте

меня

де

ошибка?)

С 1893 год создал и возглавлял палату Мер и весов Российской Империи в Санкт-Петербурге и упорядочил все метрологические правила в империи (метрология - наука о стандартах). (Приложение 3, фото)

6. Изобрел практичный барометр – прибор для измерения давления.

7. Усовершенствовал весы и добился большой точности измерений. Такие весы мы можем увидеть и сейчас (Приложение 3-фото), только в современном исполнении – демонстрация работы прибора, один их учеников производит взвешивание какого-либо предмета.

II. Количество вещества и практические расчеты с ним связанные.

Введем понятие «количество вещества» - «моль» (Демонстрация 1 моль вещества – углерода, воды, глюкозы в кристаллическом виде).

2. Что называют числом Авогадро?

3. Что называют молярной массой?

4. Что называют молярным объемом?

5. Как рассчитать молярную массу, пользуясь ПСХЭ и зная точную формулу?

Один обучающийся рассчитывает молярную массу для нескольких веществ (на доске):

Углерод (древесный уголь)

Вода

Гидрокарбонат натрия (пищевая сода)

Сахароза C

12

H

22

O

11

Другой обучающийся на весах взвешивает эти массысли это возможно. Возможно ли это сделать реально для сахарозы? а для гидрокарбоната натрия?

Вывод: вот какие они разные – моль для каждого вещества. Но каждый раз это одно и то же количество атомов или молекул 6*1023 формульных единиц.

Далее обучающимся выполняется упражнение:

Рассчитать объем сернистого газа SO2, если известно, что его масса 128 г. Сколько молекул в этом объеме газа?

(Работа у доски, элемент соревнования с группой)

 

 

6. Какие формулы помогут упростить расчеты? Как, применяя математические методы, можно быстро решить такие задачи?

 

При затруднении преподаватель предлагает выписать рядом формулы и сравнить левые и правые части их. Произвести расчет и сделать выводы.

 

7. Далее задания по вариантам для закрепления материала:

 

Вариант 1.

Рассчитать количество вещества в 112 л метана.

Сколько молекул в этом объеме газа?

2. Масса какого количества оксида больше- оксида фосфора (+5) или оксида алюминия, если их взяли по 5моль (для изготовления пиротехники или зажигательных смесей – профессионально-ориентированное содержание)

Вариант 2.

1.Рассчитать количество вещества в 1,12 л сероводорода .

Сколько молекул в этом объеме газа?

2. Масса какого количества оксида больше- оксида марганца (+7) или оксида алюминия, если их взяли по 2 моль (для изготовления зажигательной смеси)

 

Для решения 2х задач 4-5минут.

Оценка деятельности обучающихся, выставление баллов в оценочный лист.

Подведение итогов, рейтинг обучающихся.

 

 

Заключительное слово преподавателя:

«Трудно даже подсчитать количество изобретений и открытий, сделанных Д.И. Менделеевым. Среди них и расчет конструкции ледокола (Приложение 3-фото), воздушного шара с новым наполнением(Приложение 3- фото), нефтепровода для перекачки нефти, бездымного пороха и множество других открытий.

Заключительное слово преподавателя:

«Мы сегодня лишь немного прикоснулись к волшебному миру химии. И дорогу проложили в этот мир замечательные ученые, среди которых Менделееву по праву принадлежит одно из первых мест в российской и мировой науке.

И главное открытие его жизни – ПЗ и ПСХЭ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1.

Оценочный лист открытого урока.

——————————————————

ФИО Баллы Рейтинг

——————————————————

1.

2.

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Символы химических элементов, начинаются на латинскую букву....

 

A - Ar Au Ag

C – Co Cs Cl Ce

P –Po Pt P

 

 

Ряд оксидов, расположить в порядке возрастания молекулярных масс:

CuO Li2O BaO Fe2O3 CO2 CO H2O SO2

Ключ:

H2O CO Li2O CO2 SO2 CuO BaO Fe2O3

 

 

 

 

 

 

Приложение3