Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Ростовский колледж рекламы, сервиса и туризма «Сократ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора
ГАПОУ РО«РКРСТ«Сократ» поУПР
____________________Н.С.Бородина
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Открытого урока к 190-летию Д.И. Менделеева и 155-летия создания таблицы химических элементов«Количественные отношения в химии (с заданиями практической направленности)»
Выполнила преподаватель высшей квалификационной категории Олифиренко Т.В.
ОДОБРЕНО
цикловой методической комиссией
естественнонаучных и математических дисциплин
Протокол №3 от 01.10.2024
Председатель ЦМК
___________ О.В.Куликова
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
________ О.Е. Сулименко
_______________________
2024 г.
Пояснительная записка к открытому уроку
«Количественные отношения в химии»
Дата: «03» октября 2024 г.
ДИСЦИПЛИНА ОУДБ.07 «Химия»
Группа №13ТГ7, 4я пара по расписанию.
Длительностьурока 90 минут.
Специальность 43.02.16 «Туризм и гостеприимство»
Преподаватель химии: Олифиренко Татьяна Викторовна.
Цель урока: сформировать представление. направленное на
формирование устойчивого интереса обучающихся к основным базовым понятиям и законам химии (масса вещества, объем, количество вещества, молярный объем, постоянные величины – константы, например число Авогадро)
Задачи урока
а) образовательные:
- продолжить формировать знания и умения обучающихся по дисциплине «Химия»;
- по расчетным данным применять понятия «Моль вещества», «молярная масса», производить расчеты, пользуясь данными таблицы химических элементов.
б) воспитательные:
-воспитание уважения к личности ученого, способности высказывать собственного мнения и его аргументировать;
-воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к познавательной деятельности,
-формирование правильной самооценки обучащихся;
в) развивающие:
-развитие умений и навыков самостоятельно работать с учебной литературой, с видеоматериалом, применять навыки математических расчетов в химии;
-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, в том числе при выступлении перед аудиторией.
Тип урока: комбинированный ( словесно – наглядный).
Оснащение урока:
-Мультимедийный проектор;
-Экран;
-Раздаточный материал;
-Весы с разновесами, кристаллические вещества, стакан с водой.
Методы обучения:
- частично – поисковый;
- словесно –наглядный.
Список используемой литературы:
Рудзитис, Г. Е. Химия. Базовый уровень
:
учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. — Москва
:
Просвещение, 2024. — 336 с.
:и
л. — (Учебник СПО). — ISBN 978-5-09-111351-8. - Текст
:
электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2157236 .
3.2.2. Электронные издания
1.Химический портал «О химии и химиках» Менделеев.инфо
2. Вокруг света. http://www.vokrugsveta.ru3.Образовательная платформа Юрайтhttps://urait.ru/
3.Электронно-библиотечная система BOOK.RU https://book.ru/
4.Электронно-образовательный ресурс «ЯКласс» https://educont.ru
Технологическая карта урока.
Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время (мин)
I.Организационный момент
-приветствие обучающихся
-проверка присутствующих и готовности обучающихся к уроку
-сообщение темы урока и его целей
II. Основная часть урока
-проверка знаний обучающихся (формулировка закона, работа с таблицей).
-объяснение нового учебного материала с использованием постановки проблемных задач
В ходе урока выставление баллов за правильные ответы, помощь при необходимости при работе обучающихся у
доске
III. Обобщение и закрепление нового учебного материала
-предоставить обучающимся возможность высказаться :Какое из открытий Менделеева самое известное?
А какое самое значимое?
Как открытия 19 века помогли развитию науки химия в 20-м?
IV. Подведение итогов урока
Учитель дает анализ и оценку успешности достижения цели. Объявляет отметки ( по оценочному листу или работе у доски), намечает перспективы последующей работы по теме
V. Рефлексия
-мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, на осмысление усвоения материала, удовлетворение своей работой.
VI. Домашнее задание
- предлагает задачи в качестве домашнего задания (на слайде)
I.
-приветствие преподавателя;
II.
На первом часе урока отметить значимость знаний о важнейших открытиях химии. Просмотр видеоматериала о Д.И.Менделееве и его открытиях. Ответы на вопросы. активная деятельность по применению знаний.
III Ответы обучающихся, анализ, высказывание мнения
Работа по заданиям учителя (у доски и на местах)
V.
-осмысление своей деятельности на уроке
-проведение самооценки своей деятельности
2
1
3-5
30
25
10-15
5
5-10
2
2
1
Содержание урока.
Цель проведения урока-мероприятия:
К 190летию Д.И. Менделеева провести мероприятие,
направленное
на
формирование устойчивого интереса обучающихся к основным базовым понятиям и законам химии (масса вещества, объем, количество вещества, молярный объем, постоянные величины – константы, например число Авогадро)
Отметить значимость и важность открытий Менделеева для российской и мировой науки.
Закрепить практические навыки обучающихся, необходимые для формирования профессиональной направленности обучения (навыки решения задач, в
т.ч
. профессиональной направленности и т.д.)
Оборудование и материалы:
Таблицы химических элементов (короткопериодный вариант)
Лабораторные весы с разновесами.
Химические стаканы.
Кристаллические вещества
(
карбонат кальция, порошок железа и др.)
Растворы (перекись водорода, дистиллированная вода).
—————————————————————————————
Вступительное слово преподавателя.
Значимость личности Менделеева и его открытий:
Фе
враля года не только День Российской науки (Слайд 1). 8Февраля 1834 родился замечательный ученый и общественный деятель Дмитрий Иванович Менделеев – великий химик и геолог, инженер и естествоиспытатель, философ и патриот России и российской науки (видео)
Так как начальные знания по Периодической системе уже получены в рамках школьного курса и занятия 26.09.24, преподаватель задает группе вопрос
«Периодический закон сформулирован Менделеевым ...»
«Свойства простых тел, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от атомных масс химических элементов», то получается, что атомный вес, а правильнее атомная масса – главный критерий для определения места химического элемента. Во времена Менделеева и создания таблицы было так. А теперь?(группа думает, предлагает свои варианты, при правильном ответе преподаватель делает отметку на оценочном листе – (Приложение 1)
Викторина по названиям химических элементов.(Приложение 2)
«Найди элемент по латинской букве» (карточки на выбор 2-3 пары или вся группа - по желанию). Время 3 минуты, итог - каждое слово оценивается в 1 балл в оценочный лист.
Обучающимся
предлагается немного посчитать (реализация
межпредметных
связей с математикой).
« Никто не будет спорить, ведь математика- царица наук, химия без математики – ничто, а ведь основы количественной химии сформировались во многом благодаря Д.И.Менделееву.
«Расположить оксиды в порядке возрастания молекулярных масс» - 3 минуты для расчета, работа по вариантам (1-й и 2-й), Две пары обучающихся, получивших первые результаты, поднимают руку и записывают на доске ряд оксидов, преподаватель сравнивает с правильным ответом и делает отметку в оценочном листе.(Приложение 2)
Заслуги Д.И. Менделеева для российской и мировой науки неоценимы. Например, он научил всю Российскую империю «правильно» измерять и взвешивать (поправьте
меня
?г
де
ошибка?)
С 1893 год создал и возглавлял палату Мер и весов Российской Империи в Санкт-Петербурге и упорядочил все метрологические правила в империи (метрология - наука о стандартах). (Приложение 3, фото)
6. Изобрел практичный барометр – прибор для измерения давления.
7. Усовершенствовал весы и добился большой точности измерений. Такие весы мы можем увидеть и сейчас (Приложение 3-фото), только в современном исполнении – демонстрация работы прибора, один их учеников производит взвешивание какого-либо предмета.
II. Количество вещества и практические расчеты с ним связанные.
Введем понятие «количество вещества» - «моль» (Демонстрация 1 моль вещества – углерода, воды, глюкозы в кристаллическом виде).
2. Что называют числом Авогадро?
3. Что называют молярной массой?
4. Что называют молярным объемом?
5. Как рассчитать молярную массу, пользуясь ПСХЭ и зная точную формулу?
Один обучающийся рассчитывает молярную массу для нескольких веществ (на доске):
Углерод (древесный уголь)
Вода
Гидрокарбонат натрия (пищевая сода)
Сахароза C
12
H
22
O
11
Другой обучающийся на весах взвешивает эти массы,если это возможно. Возможно ли это сделать реально для сахарозы? а для гидрокарбоната натрия?
Вывод: вот какие они разные – моль для каждого вещества. Но каждый раз это одно и то же количество атомов или молекул 6*1023 формульных единиц.
Далее обучающимся выполняется упражнение:
Рассчитать объем сернистого газа SO2, если известно, что его масса 128 г. Сколько молекул в этом объеме газа?
(Работа у доски, элемент соревнования с группой)
6. Какие формулы помогут упростить расчеты? Как, применяя математические методы, можно быстро решить такие задачи?
При затруднении преподаватель предлагает выписать рядом формулы и сравнить левые и правые части их. Произвести расчет и сделать выводы.
7. Далее задания по вариантам для закрепления материала:
Вариант 1.
Рассчитать количество вещества в 112 л метана.
Сколько молекул в этом объеме газа?
2. Масса какого количества оксида больше- оксида фосфора (+5) или оксида алюминия, если их взяли по 5моль (для изготовления пиротехники или зажигательных смесей – профессионально-ориентированное содержание)
Вариант 2.
1.Рассчитать количество вещества в 1,12 л сероводорода .
Сколько молекул в этом объеме газа?
2. Масса какого количества оксида больше- оксида марганца (+7) или оксида алюминия, если их взяли по 2 моль (для изготовления зажигательной смеси)
Для решения 2х задач 4-5минут.
Оценка деятельности обучающихся, выставление баллов в оценочный лист.
Подведение итогов, рейтинг обучающихся.
Заключительное слово преподавателя:
«Трудно даже подсчитать количество изобретений и открытий, сделанных Д.И. Менделеевым. Среди них и расчет конструкции ледокола (Приложение 3-фото), воздушного шара с новым наполнением(Приложение 3- фото), нефтепровода для перекачки нефти, бездымного пороха и множество других открытий.
Заключительное слово преподавателя:
«Мы сегодня лишь немного прикоснулись к волшебному миру химии. И дорогу проложили в этот мир замечательные ученые, среди которых Менделееву по праву принадлежит одно из первых мест в российской и мировой науке.
И главное открытие его жизни – ПЗ и ПСХЭ»
Приложение1.
Оценочный лист открытого урока.
——————————————————
ФИО Баллы Рейтинг
——————————————————
1.
2.
...
Приложение 2
Символы химических элементов, начинаются на латинскую букву....
A - Ar Au Ag
C – Co Cs Cl Ce
P –Po Pt P
Ряд оксидов, расположить в порядке возрастания молекулярных масс:
CuO Li2O BaO Fe2O3 CO2 CO H2O SO2
Ключ:
H2O CO Li2O CO2 SO2 CuO BaO Fe2O3
Приложение3