Российская Федерация
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 247
ул. Патриса Лумумбы, 35 г. Екатеринбург, Свердловская обл., 6200854 тел. 297-05-28MADOU247@yandex.ru
Серия: здоровьесберегающие технологии
Копплекс игр для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия
Подготовила:
учитель-логопед
Дмитриева Ольга Анатольевна,
высшая квалификационная категория
г.Екатеринбург, 2024 г
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной, речевой и коммуникативной деятельности ребенка.
Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей. В этой связи, я начала обращать особое внимание на использование дидактических и развивающих игр в своей педагогической практике.
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей.
Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 18 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применять её в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.
Одним из занимательных методов обучения является игровое пособие.
Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с нормально развивающимися детьми и с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На логопедических занятиях игровое пособие можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР и ФФН. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Необходимо изготовить универсальную основу для игрового материала. Основа будет одна, а варианты игр могут быть разными в зависимости от возраста и поставленных задач.
Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях в индивидуальной работе с детьми, подгрупповых занятиях и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.
Предлагаю Вашему вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия, которые помогут ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем педагогам.
Игры с кругами Луллия.
Образовательная область «Речевое развитие»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Задачи:
закреплять и автоматизировать произношение
поставленных звуков в речи;
развивать фонематические процессы
;
расширять словарный запас языка
;
совершенствовать слоговую структуру
слова;
фо
рмировать навыки чтения
;
совершен
ствовать развитие
связной
устной
речи.
Игры, совершенствующие навык развития
артикуляционной моторики
Игра «Зарядка для язычка»
Цель: совершенствование артикуляционных способностей.
Ход игры:
На одном круге картинки с изображением артикуляционного упражнения, второй круг с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.
Игры, совершенствующие звуковую сторону речи
и обучение грамоте
Игра «Парочки»
Цель: развитие фонематических процессов.
Ход игры:
Логопед раскладывает картинки – паронимы на обоих кругах. Предлагает детям объединить картинки, сходные по звучанию.
(например: мишка – миска, рожки – ложки, рейка – лейка, козы - косы и т. д.)
Игра «Придумай предложение - 1»
Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций.
Ход игры:
1 вариант. На кругах предметные картинки с автоматизируемым звуком. Логопед просит придумать предложение с получившейся парой слов.
(например: мышка, машина (Мышка спряталась под машину. Мышка едет в машине. На машине нарисована мышка.)
Игра «Придумай предложение - 2»
Цель: дифференциация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций.
Ход игры:
На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков. Логопед просит придумать предложение с получившейся парой слов.
(например: санки – шкаф (Санки стоят в шкафу. Санки положили на шкаф. Верхняя часть санок и шкаф – деревянные.)
Игра «Символ звука»
Цель: развитие фонематического анализа.
Ход игры:
Логопед распределяет на одном круге символы звуков, на другом – предметные картинки. Предлагает детям объединить символ звука с объектом, в названии которого есть данный звук. (например: символ звука [с] – кастрюля и т. д.)
Игра «Сложи слог»
Цель: развитие фонематических процессов.
Ход игры:
Логопед раскладывает на одном круге буквы обозначающие согласные звуки, на другом гласные. Ребенок собирает названный логопедом слог или читает получившийся слог и придумывает слово с этим слогом, сочетанием букв. (например: Б, А – БАнан, соБАка; П, А – ПАлка, ЛлоПАта, ПАста.)
Игра «Раздели слово на слоги»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов.
Ход игры:
Логопед выкладывает на одном круге слоговые схемы, на другом предметные картинки.
1 вариант. Предлагает детям объединить схемы с объектом, в названии которого такое же количество слогов.
2 вариант. Логопед предлагает объяснить, как можно объединить схему со случайно выпавшим словом, т. е. изменить слово так, чтобы оно стало состоять из заданного количества слогов.
(например:две точки – СТОЛ – СТОЛЫ, три точки – СТОЛ – СТОЛИКИ - СТОЛОВЫЙ)
Игра «Слогопары»
Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов.
Ход игры:
Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки и предлагает объединить объекты с одинаковым количеством слогов.
(например: кит, лук)
Игра «Образуй словечко»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза.
Ход игры:
На одном круге печатный слог и на втором круге печатный слог. Логопед просит сложить названное слово или прочитать получившееся.
(например: МА, ПА – МАП; ЛО, ТА – ЛОТА;
КА, ША – КАША; РО, ЗА – РОЗА)
Игра «Первый звук»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов.
Ход игры:
Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки, которые начинаются на твёрдые согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. (например: бант-барабан)
Игра «Букварик»
Цель: развитие звукового анализа слов и связи звука с буквой.
Ход игры:
Логопед выкладывает на одном круге буквы, на другом предметные картинки.
1 вариант. Логопед предлагает объединить объект с буквой, обозначающей первый звук в его названии. (например: Т- телефон)
2 вариант. Логопед спрашивает, как будет называться объект, если его первой буквой будет случайно выпавшая буква. (например: П – орех = Порех)
Игра «Первые два звука»
Цель: совершенствование звукового анализа.
Ход игры:
На одном круге звуковые схемы начала слова из двух звуков, на другом - предметные картинки. Логопед просит объединить картинки с подходящими схемами.
кр. син. - ананас
син. кр. - капуста
зел. кр. - чайник
Игра «Последние звуки»
Цель: совершенствование звукового анализа.
Ход игры:
На одном круге звуковые схемы конца слова из одного-двух звуков, на другом - предметные картинки. Логопед просит объединить картинки с подходящими схемами.
син. кр. – лампа
син. – лук
син. син. – зонт
Игра «Звукарик»
Цель: развитие звукового анализа слова.
Ход игры:
Логопед выставляет на одном круге синие, зелёные, красные фишки, на другом объекты, названия которых начинаются на гласный, твердый и мягкий согласный. Предлагает объединить картинки с символами первых звуков. (например: красный кружок – облако, синий кружок – тапочки, зелёный кружок – мёд и т. д.)
Игра «Последний звук»
Цель: развитие звукового анализа слова.
Ход игры:
Логопед выкладывает на обоих кругах предметные картинки и предлагает объединить картинки с одинаковыми последними звуками. (например: апельсин – чемодан)
Игра «Парочки по твердости – мягкости»
Цель: развитие звукового анализа слова.
Ход игры:
На одном круге логопед выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем просит объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. (например: лев - лопата)
Игра «Парочки по звонкости – глухости»
Цель: развитие звукового анализа слова.
Ход игры:
Логопед предлагает объединить картинки с парными по звонкости – глухости первыми звуками (зонт – слон)
Игра «Подбери слово к звуковой схеме»
Цель: развитие звукового анализа слова.
Ход игры:
На одном круге логопед выкладывает звуковые схемы слов, на другом предметные картинки. И предлагает объединить объекты с подходящими схемами. (например: зеленый, красный, синий – лес; синий, красный, синий, красный, синий – банан)
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: развитие фонематического слуха и звукового анализа слова.
Ход игры:
На одном круге схемы расположения заданных звуков в слове, на другом - предметные картинки. Логопед просит подобрать слово к схеме. Например:
р
корова, горка
р
топор, помидор
р
радуга, ракета
Игра «Какая буква написана неправильно?»
Цель: закрепление букв.
Ход игры:
На одном круге правильно написанные буквы, на втором круге неправильно написанные буквы. Логопед просит показать, какая буква написана неправильно.
Игра «Допиши букву»
Цель: закрепление букв.
Ход игры:
На одном круге написаны буквы, на втором круге эти же буквы с недописанными элементами. Логопед просит к недописанной букве подобрать правильную букву.
Игра «Вставь пропущенную букву»
Цель: обучение грамоте.
Ход игры:
На одном круге слова с пропущенной буквой, на втором – буквы. Дети подбирают букву к слову.
Игры на формирование лексико-грамматических категорий
и обогащение словаря
Игра «Наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
Ход игры:
Логопед выставляет на двух кругах картинки, противоположные по значению. Просит детей подобрать пару объектов противоположных по значению. (например: здоровый – больной, тепло – холодно и т. д.)
Игра «Путешествие птиц»
Цель: формирование синтаксических конструкций.
Задачи:
- образование глаголов с приставками В, ВЫ, НА, ВЫ, ПРИ, С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО;
- закрепление предложно – падежных конструкций.
Ход игры:
Логопед распределяет на первом круге птиц, на втором – деревья и схемы предлогов. И предлагает детям выбрать птицу и дерево с, рядом находящимся, предлогом. Называть их и составить предложение. (например: Синица слетела с берёзы.)
Игра «Оденемся на прогулку»
Цель: закрепление знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе и в одежде.
Ход игры:
Логопед предлагает выбрать картинку с изображением времени года и спрашивает детей: «Какое время года изображено на картинке?» Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии с временем года, изображенным на картинке. Дети крутят круги и подбирают головной убор и одежду по сезону. На первом круге – головные уборы, на втором – одежда.
Игра «Чей, чья, чьё?»
Цель: закрепление навыка словообразования и словоизменения.
Ход игры:
1 вариант. На одном круге картинка животного или птицы, на втором круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда.
2 вариант. На одном круге картинка животного, на втором круге детёныши. Дети, раскручивая круги, подбирают пару.
Игра «Один - много»
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Ход игры:
На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом круге – с изображением нескольких предметов. Логопед просит подобрать пару. (например: дерево – деревья, ведро – вёдра и т. д.)
Игра «Сосчитай-ка»
Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Ход игры:
На одном круге разные цифры, на втором предметные картинки разные по цвету. Дети, раскручивая круги, называют количество предметов, не забывая про цвет. (например: три синих чайника)
Игра «Кто чем питается?»
Цель: расширение и активизация словаря.
Ход игры:
Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.
Игра «Кто где живёт?»
Цель: расширение и активизация словаря.
Ход игры:
Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe.
Игры на развитие связной речи
Игра ««Рифмуй-ка»
Цель: развитие связной речи.
Ход игры:
На одном круге, предметные картинки, на втором круге картинки подходящие по рифме. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, подходящую по рифме, придумывают с ними предложения. (например: коза-коса, мишка- шишка, ковёр-забор и т.д.)
Игра «Сочиняй-ка»
Цель: закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания.
Ход игры:
На одном круге предметные картинки (животные, птицы, люди, времена года), на втором круге картинки, с изображением действий, явлений природы. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, придумывают предложения, рассказы, сказки.
Желаю всем творческих успехов!