Российская Федерация

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 247

ул. Патриса Лумумбы, 35 г. Екатеринбург, Свердловская обл., 6200854 тел. 297-05-28MADOU247@yandex.ru

Серия: здоровьесберегающие технологии

Копплекс игр для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия

Подготовила:

учитель-логопед

Дмитриева Ольга Анатольевна,

высшая квалификационная категория

гкатеринбург, 2024 г

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной, речевой и коммуникативной деятельности ребенка.

Изменение подходов к сущности и значению дошкольного детства потребовало пересмотра содержания развития дошкольников и разработки более эффективных средств и способов развития детей. В этой связи, я начала обращать особое внимание на   использование дидактических и развивающих игр в своей педагогической практике.

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей.

Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 18 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применять её в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи.

Одним из занимательных методов обучения является игровое пособие.

Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с нормально развивающимися детьми и с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На логопедических занятиях игровое пособие можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР и ФФН. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Необходимо изготовить универсальную основу для игрового материала. Основа будет одна, а варианты игр могут быть разными в зависимости от возраста и поставленных задач.

Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях в индивидуальной работе с детьми, подгрупповых занятиях и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей.

Предлагаю Вашему вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия, которые помогут ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем педагогам.

Игры с кругами Луллия.

Образовательная область «Речевое развитие»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Задачи:

закреплять и автоматизировать произношение

поставленных звуков в речи;

развивать фонематические процессы

;

расширять словарный запас языка

;

совершенствовать слоговую структуру

слова;

фо

рмировать навыки чтения

;

совершен

ствовать развитие

связной

устной

речи.

Игры, совершенствующие навык развития

артикуляционной моторики

Игра «Зарядка для язычка»

Цель: совершенствование артикуляционных способностей.

Ход игры:

На одном круге картинки с изображением артикуляционного упражнения, второй круг с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.

Игры, совершенствующие звуковую сторону речи

и обучение грамоте

Игра «Парочки»

Цель: развитие фонематических процессов.

Ход игры

Логопед раскладывает картинки – паронимы на обоих кругах. Предлагает детям объединить картинки, сходные по звучанию. 

(например: мишка – миска, рожки – ложки, рейка – лейка, козы - косы и т. д.)

Игра «Придумай предложение - 1»

Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций.

Ход игры:

1 вариант. На кругах предметные картинки с автоматизируемым звуком. Логопед просит придумать предложение с получившейся парой слов.

апример: мышка, машина (Мышка спряталась под машину. Мышка едет в машине. На машине нарисована мышка.)

Игра «Придумай предложение - 2»

Цель: дифференциация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций.

Ход игры:

На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков. Логопед просит придумать предложение с получившейся парой слов.

апример: санки – шкаф (Санки стоят в шкафу. Санки положили на шкаф. Верхняя часть санок и шкаф – деревянные.)

Игра «Символ звука»

Цель: развитие фонематического анализа.

Ход игры

Логопед распределяет на одном круге символы звуков, на другом – предметные картинки. Предлагает детям объединить символ звука с объектом, в названии которого есть данный звук. (например: символ звука [с] – кастрюля и т. д.)

Игра «Сложи слог»

Цель: развитие фонематических процессов.

Ход игры

Логопед раскладывает на одном круге буквы обозначающие согласные звуки, на другом гласные. Ребенок собирает названный логопедом слог или читает получившийся слог и придумывает слово с этим слогом, сочетанием букв. (например: Б, А – БАнан, соБАка; П, А – ПАлка, ЛлоПАта, ПАста.)

Игра «Раздели слово на слоги»

Цельразвитие слогового анализа и синтеза слов.

Ход игры

Логопед выкладывает на одном круге слоговые схемы, на другом предметные картинки.

1 вариант. Предлагает детям объединить схемы с объектом, в названии которого такое же количество слогов.

2 вариант. Логопед предлагает объяснить, как можно объединить схему со случайно выпавшим словом, т. е. изменить слово так, чтобы оно стало состоять из заданного количества слогов. 

(например:две точки – СТОЛ – СТОЛЫ, три точки – СТОЛ – СТОЛИКИ - СТОЛОВЫЙ)

Игра «Слогопары»

Цельразвитие слогового анализа и синтеза слов.

Ход игры

Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки и предлагает объединить объекты с одинаковым количеством слогов.

(например: кит, лук)

Игра «Образуй словечко»

Цель: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза.

Ход игры:

На одном круге печатный слог и на втором круге печатный слог. Логопед просит сложить названное слово или прочитать получившееся.

(например: МА, ПА – МАП; ЛО, ТА ЛОТА;

КА, ША – КАША; РО, ЗА – РОЗА)

Игра «Первый звук»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов.

Ход игры

Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки, которые начинаются на твёрдые согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. (например: бант-барабан)

Игра «Букварик»

Цель: развитие звукового анализа слов и связи звука с буквой.

Ход игры

Логопед выкладывает на одном круге буквы, на другом предметные картинки.

1 вариант. Логопед предлагает объединить объект с буквой, обозначающей первый звук в его названии. (например: Т- телефон)

2 вариант. Логопед спрашивает, как будет называться объект, если его первой буквой будет случайно выпавшая буква. (например: П – орех = Порех)

Игра «Первые два звука»

Цель: совершенствование звукового анализа.

Ход игры:

На одном круге звуковые схемы начала слова из двух звуков, на другом - предметные картинки. Логопед просит объединить картинки с подходящими схемами.

кр. син. - ананас

син. кр. - капуста

зел. кр. - чайник

Игра «Последние звуки»

Цель: совершенствование звукового анализа.

Ход игры:

На одном круге звуковые схемы конца слова из одного-двух звуков, на другом - предметные картинки. Логопед просит объединить картинки с подходящими схемами.

син. кр. – лампа

син. – лук

син. син. – зонт

Игра «Звукарик»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры

Логопед выставляет на одном круге синие, зелёные, красные фишки, на другом объекты, названия которых начинаются на гласный, твердый и мягкий согласный. Предлагает объединить картинки с символами первых звуков. (например: красный кружок – облако, синий кружок – тапочки, зелёный кружок – мёд и т. д.)

Игра «Последний звук»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры

Логопед выкладывает на обоих кругах предметные картинки и предлагает объединить картинки с одинаковыми последними звуками. (например: апельсин – чемодан)

Игра «Парочки по твердости – мягкости»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры:

На одном круге логопед выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем просит объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. (например: лев - лопата)

Игра «Парочки по звонкости – глухости»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры

Логопед предлагает объединить картинки с парными по звонкости – глухости первыми звуками (зонт – слон)

Игра «Подбери слово к звуковой схеме»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры:

На одном круге логопед выкладывает звуковые схемы слов, на другом предметные картинки. И предлагает объединить объекты с подходящими схемами. (например: зеленый, красный, синий – лес; синий, красный, синий, красный, синий – банан)

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: развитие фонематического слуха и звукового анализа слова.

Ход игры:

На одном круге схемы расположения заданных звуков в слове, на другом - предметные картинки. Логопед просит подобрать слово к схеме. Например:

р

корова, горка

р

топор, помидор

р

радуга, ракета

Игра «Какая буква написана неправильно?»

Цель: закрепление букв.

Ход игры:

На одном круге правильно написанные буквы, на втором круге неправильно написанные буквы. Логопед просит показать, какая буква написана неправильно.

Игра «Допиши букву»

Цель: закрепление букв.

Ход игры:

На одном круге написаны буквы, на втором круге эти же буквы с недописанными элементами. Логопед просит к недописанной букве подобрать правильную букву.

Игра «Вставь пропущенную букву»

Цель: обучение грамоте.

Ход игры:

На одном круге слова с пропущенной буквой, на втором – буквы. Дети подбирают букву к слову.

Игры на формирование лексико-грамматических категорий

и обогащение словаря

Игра «Наоборот» 

Цель: расширение словаря антонимов.

Ход игры

Логопед выставляет на двух кругах картинки, противоположные по значению. Просит детей подобрать пару объектов противоположных по значению. (например: здоровый – больной, тепло – холодно и т. д.)

Игра «Путешествие птиц»

Цель: формирование синтаксических конструкций.

Задачи:

- образование глаголов с приставками В, ВЫ, НА, ВЫ, ПРИ, С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО;

- закрепление предложно – падежных конструкций.

Ход игры

Логопед распределяет на первом круге птиц, на втором – деревья и схемы предлогов. И предлагает детям выбрать птицу и дерево с, рядом находящимся, предлогом. Называть их и составить предложение. (например: Синица слетела с берёзы.)

Игра «Оденемся на прогулку» 

Цель: закрепление знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе и в одежде.

Ход игры

Логопед предлагает выбрать картинку с изображением времени года и спрашивает детей: «Какое время года изображено на картинке?» Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии с временем года, изображенным на картинке. Дети крутят круги и подбирают головной убор и одежду по сезону. На первом круге – головные уборы, на втором – одежда.

Игра «Чей, чья, чьё?»

Цель: закрепление навыка словообразования и словоизменения.

Ход игры:

1 вариант. На одном круге картинка животного или птицы, на втором круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда.

2 вариант. На одном круге картинка животного, на втором круге детёныши. Дети, раскручивая круги, подбирают пару.

Игра «Один - много»

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Ход игры:

На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом круге – с изображением нескольких предметов. Логопед просит подобрать пару. (например: дерево – деревья, ведро – вёдра и т. д.)

Игра «Сосчитай-ка»

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Ход игры:

На одном круге разные цифры, на втором предметные картинки разные по цвету. Дети, раскручивая круги, называют количество предметов, не забывая про цвет. (например: три синих чайника)

Игра «Кто чем питается?»

Цель: расширение и активизация словаря.

Ход игры:

Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.

Игра «Кто где живёт?»

Цель: расширение и активизация словаря.

Ход игры:

Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe. 

Игры на развитие связной речи

Игра ««Рифмуй-ка»

Цель: развитие связной речи.

Ход игры:

На одном круге, предметные картинки, на втором круге картинки подходящие по рифме. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, подходящую по рифме, придумывают с ними предложения. (например: коза-коса, мишка- шишка, ковёр-забор и т.д.)

Игра «Сочиняй-ка»

Цель: закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания.

Ход игры:

На одном круге предметные картинки (животные, птицы, люди, времена года), на втором круге картинки, с изображением действий, явлений природы. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, придумывают предложения, рассказы, сказки.

Желаю всем творческих успехов!