Пасечник Александр Федорович
КГПОАУ «Камчатский колледж технологии и сервиса», Елизовский филиал, город Елизово, преподаватель истории.
Комплекс практических заданий по теме: «Причины, последствия и оценка «перестройки» 1985-1991 гг. и распада СССР» (дисциплина «История России»)
Тема: «Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР»
№
Формулировка вопроса/задания для обучающихся
1
Напишите эссе объемом 1500-2000 слов, в котором проанализируете основные внутренние и внешние причины перестройки в СССР. Уделите внимание следующим аспектам:
Экономические проблемы (плановая экономика, дефицит товаров и услуг).
Политические факторы (жестокая партийная система, отсутствие демократии).
Социальные проблемы (недовольство населения, этнические конфликты).
Влияние международной обстановки (Холодная война, реформы в Восточной Европе)
2
Подготовьте сравнительный анализ (1000-1500 слов) перестройки в СССР и реформ в одной из стран Восточной Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия). Уделите внимание:
Сравнению причин реформ.
Анализу подходов и методов, использованных в разных странах.
Оценке результатов и последствий для общества и экономики.
3
Заполните таблицу (вторую, третью и четвертые колонки)
Год и событие
Основные политические фигуры
Ключевые изменения в политической системе
Последствия
1985 г. (приход М.С. Горбачева к власти)
1988 г. (первые выборы в Советы)
1990 г. (провозглашение независимости республик)
1991
(ГКЧП и распад СССР)
4
Напишите рассказ, в которой вы представите события перестройки и распада СССР через призму личных историй. Вы можете выбрать одного персонажа, который будет представлять определенный социальный слой (например, партийного работника, молодого активиста, пенсионера, предпринимателя, студента и т.д.).
Алгоритм рассказа:
- Создайте персонажа с уникальными взглядами на происходящее. Как он воспринимает изменения? Как перестройка повлияла на его жизнь?
- Включите ключевые события перестройки (гласность, экономические реформы, политические изменения) и их последствия. Как эти события отражаются в жизни вашего персонажа ?
- Опишите внутренние и внешние конфликты вашего персонажа, связанные с изменениями в обществе. Как он справляются с этими конфликтами?
5
Тестовое задание (укажите 1 правильный вариант)
Какое из следующих последствий перестройки можно считать положительным?
A) Увеличение уровня безработицы
B) Увеличение свободы слова
C) Экономический спад
D) Этнические конфликты
2. Какое из следующих событий произошло в 1991 году?
A) Подписание Беловежских соглашений
B) Объявление независимости Украины
C) Падение Берлинской стены
D) Начало первой чеченской войны
3. Какое из следующих утверждений о «перестройке» является правильным?
A) Она привела к немедленному экономическому процветанию.
B) Она была направлена на улучшение плановой экономики.
C) Она способствовала росту политической нестабильности.
D) Она была полностью успешной
4. Какой из следующих результатов реформ М.С. Горбачева можно считать негативным?
A) Увеличение политической свободы
B) Упадок доверия к правительству
C) Появление новых политических партий
D) Расширение культурных свобод
5. Какой из следующих факторов стал одной из основных причин начала перестройки?
A) Успехи в космической программе
B) Экономический кризис
C) Повышение уровня жизни
D) Увеличение военных расходов