Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования
«Комплекс заданий по теме «Системы счисления»
методическая разработка
Автор: Лешукова Светлана Эдуардовна
Педагог дополнительного образования
Сухой лог
2024 год
Немного теории:
Метод разложения по степеням основания (перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную).
Таблица степеней основания 10
Возьмем число в десятичной системе счисления, например, 2547, оно раскладывается по разрядам
254710 = 2*1000+5*100+4*10+7*1
Аналогично для перевода двоичных чисел в десятичные используется
Таблица степеней основания 2
Пример: переведем число 1101012 в десятичную систему счисления
1101012 = 1*32+1*16+0*8+1*4+0*2+1*1= 5310
Метод последовательного деления на 2 (перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную).
Десятичное число делится на 2 до тех пор, пока в частном не будет 0. Остатки от деления записываются справа налево, именно они и составляют двоичное число.
Пример: Возьмем то же число 5310.
53/2=26 остаток 1
26/2=13 остаток 0
13/2=6 остаток 1
6/2=3 остаток 0
3/2=1 остаток 1
1/2=0 остаток 1
Ответ: 5310=1101012
Метод Горнера для перевода двоичных чисел в десятичные.
Необходимо суммировать цифры двоичного числа слева направо, умножая ранее полученный результат на 2.
Пример: 5310=1101012
0*2+1=1; 1*2+1=3; 3*2+0=6; 6*2+1=13; 13*2+0=26; 26*2+1=53
Задание 1. Ученики договорились о двоичном шифре. Расшифруйте информацию о том, что нужно взять в школу.
0101001
0
110011001001
0111100110011010000101011
1000010011101110101000001
0101001101010010010001001
0111100001011110101001001
000011001001
0
110000110001
010110000110001100100100101010
101110011010000100100011000111
000101001101100000010010000001
100011001001001010100011010000
Задание 2. Какое из чисел больше
1653
10
или 11000001101
2
99
10
или 1100101
2
1000
10
или 1000
2
2018
10
или 11111100011
2
789
10
или 1100011110
2
Задание 3. Сколько единиц в двоичной записи числа
1111
10
212
10
10000
10
999
10
511
10
Задание 4. Сколько нулей в двоичной записи числа
3000
10
64
10
2018
10
555
10
1000000
10
Задание 5. В двоичной записи какого числа больше 1
544
10
или 21
10
31
10
или 32
10
78
10
или 378
10
1111
10
или 5555
10
100
10
или 96
10
Задание 6. В двоичной записи какого числа больше 0
129
10
или 39
10
25
10
или 30
10
54
10
или 55
10
1000
10
или 200
10
1799
10
или 2019
10
Задание 7.
Используя таблицу степеней основания 2, переведите из двоичной системы счисления в десятичную следующие числа:
Задание 8.
Используя метод деления на 2, переведите из десятичной системы счисления в двоичную следующие числа:
Задание 9.
Используя метод Горнера, переведите из двоичной системы счисления в десятичную следующие числа:
Задание 10.
Сколько целых десятичных чисел принадлежит промежутку [111012 … 1000112]
Ответ:____________
Задание 11.
Сколько целых четных десятичных чисел принадлежит промежутку
[110002 … 1111102]
Ответ:____________
Задание 12.
Какое число нарисовано?
Переведите числа в строках из десятичной системы счисления в двоичную, закрасьте ячейки, содержащие 1. Расположите цифры двоичного числа по разрядам, указанным внизу таблицы.
Ответ:____________
б.
Ответ:____________
в.
Ответ:____________
г.
Ответ:____________
Задачи сложения и вычитания
Немного теории:
Таблица сложения в двоичной системе счисления
Перенос 1 в старший разряд
Примеры сложения:
Сложили нечетное количество единиц, результат всегда 1 с переносом в старший разряд
Таблица вычитания в двоичной системе счисления
Заем 2 из старшего разряда
Пример вычитания
Заем числа 2 из старшего разряда. Если ноль продолжаем занимать до первой единицы.
Задание 13.
Сложите двоичные числа столбиком
б.
в.
г.
д.
е.
ж.
з.
и.
к.
Задание 14.
Вычтите двоичные числа столбиком
б.
в.
г.
д.
е.
ж.
з.
и.
к.